Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1»




Скачать 106.44 Kb.
Название Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1»
Дата публикации 09.10.2014
Размер 106.44 Kb.
Тип Исследовательская работа
literature-edu.ru > Литература > Исследовательская работа



«Подруга дней моих»

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по литературе

Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс

МКОУ «Лицей № 1» г. Шадринска

Курганской области

Руководитель: Печёнкина

Наталья Геннадьевна

учитель русского языка и

литературы МКОУ «Лицей № 1»


Глава 1 Подруга дней моих

Арина Родионовна играла великую роль в жизни Пушкина. О няне Пушкина мы знаем уже с детства. Всю душу отдала Арина Родионовна первенцу её господ, любя его как сына. (Приложение 1)

Одиннадцать лет они жили, душа в душу, но разлука поджидала их: отъезд её любимца в Царское Село, в лицей стал чёрным днём для Арины Родионовны. Скучал без неё и Саша двенадцатилетний лицеист.

Любовь к Арине Родионовне, зародившаяся в детстве, окрепла в трудные и горькие дни его заточения в Михайловском.

В письме из своей северной ссылки брату Льву Пушкин писал: «После обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки… своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», «Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно!» (Приложение 2) Эти с троки из письма говорят о той огромной роли, которою играла в то время для Пушкина Арина Родионовна.[2]

1.1 Важная роль Арины Родионовны в жизни А.С. Пушкина

«Матушка…» - думал поэт, а сердцу становилось легче. Он не один. У него есть друг его старая няня Арина Родионовна.[5] Зимой темнело рано. Няня брала веретено или спицы и шла в кабинет к Александру Сергеевичу. Зимние вечера в Михайловском они коротали вместе. Пушкин читал или ходил по комнате, слушал, как ветер завывает в трубе. Арина Родионовна пряла в сторонке. Свеча потрескивала на столе. Смутные тени мелькали по стенам. В долгие зимние вечера рассказывала няня ему свои сказки, пела песни. Знала она их великое множество.

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы и не ел,

Всё бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?[3]

Рассказывала няня прекрасно. Все в семействе Пушкина удивлялись меткости её языка, повторяли её словечки. Для поэта она была сущий клад. В причудливом мире её легенд и сказок он чувствовал себя как дома. Повадки и хитрости домовых, чертей, ведьм, Змея – Горыныча няня знала наперечёт. Казалось они её близкие знакомые. «Вечером слушаю сказки моей няни, - писал Пушкин одному из приятелей, - она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно»[4]

Пушкин пристраивался на лежанке, Арина Родионовна подсаживалась рядом, и не спеша певучим говорком заводила сказку. Когда бывало что-нибудь новое, особенно интересное, Пушкин раскрывал свою чёрную тетрадь. И рядом со строфами «Цыган», сценами «Бориса Годунова», главами «Онегина» появлялась запись: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр…»[10]

Пушкина восхищало разнообразие вымысла, поэтическое богатство этих творений простого народа. Он записывал их впрок, чувствуя, что вернётся к ним. И действительно вернулся. Через несколько лет, когда Арины Родионовны уже не было в живых, на основе своих записей Пушкин создал «Сказку о царе Салтане…», «Сказку о Попе и работнике его Балде», «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».

Милая Арина Родионовна была не просто доброй и заботливой няней, но и талантливой сказочницей, она была поэту близким другом. Вот как писал биограф А.С. Пушкина В. П. Анненков: «Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим типам русского мира. …Он любил её родственной неземной любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам…»[9]

О трогательной заботе няни к поэту свидетельствуют строки её писем к Пушкину, которые он бережно хранил в своём архиве. 6 марта 1827 года диктует она письмо своему любимцу в Петербург: «Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна, вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда усну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже меня не забывает. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула, и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава Богу, здорова, целую ваши ручки и оставляю вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».[4] Именно эти моменты доказывают, что няня Арина Родионовна играла важную роль в жизни Пушкина.

1.2 Няня в творчестве поэта

Нянина забота о Пушкине и его любовь к ней нашли отражение в творчестве Пушкина. Образ няни пролетел бесшумным призраков русской женщины через всю его поэзию. Взять, например, стихотворение «Зимний вечер». Пушкин покинул шумную Одессу в июле 1824 года. Он переехал в Михайловское и жил там в своём доме вместе с няней. Он был один, вдали от друзей, от людей. Особенно трудно ему давалась долгая студёная зима, когда он слушал надрывное пение вьюги, и рассуждал о своей горестной, безнадёжной судьбе. Вдалеке от шумных городов, наедине с природой, Пушкин улавливает все перемены в погоде, перемены настроения природы, он чувствует себя единым целым с ней.[10]

В первой строфе Пушкин говорит о вьюге, тем самым показывая настроение своего стихотворения.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит. [3]

Эти строчки навевают грусть и чувство безысходности. Когда нет друга, с которым можно было бы поболтать, ни уличной суеты, к которой ты так привык, и только маленькая старушка няня скрашивает одиночество, за вязанием рассказывая сказки.

Дальше идут строчки, в которых Пушкин спрашивает: «Что же ты моя старушка приумолкла у окна?» И он рассуждает: «Или бури завываньем

ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена?» Потом снова Пушкина охватывает волна горечи и безысходности. И чтобы смягчить обстановку он просит няню: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей».

В этом же отрывке можно заметить, как описательно называет поэт няню «подружка бедной юности моей». Этим названием он ёмко показывает характер няни, давнюю дружбу с ней и своё отношение к ней. В стихотворении «Зимний вечер» Пушкин нам показывает няню как единственного друга в те долгие годы заточения. Но есть стихотворение, которое показывает всю материнскую любовь, перетекающую от няни к Пушкину. [7]

В стихотворении «Няне» Пушкин в самом начале обращается к няне, называя её «Подруга дней моих суровых», подчёркивая душевное отношение с няней в трудные для него времена. Во втором обращении содержится сердечное народное слово – голубка, потом слегка неожиданно и с тенью лёгкой улыбки слово – дряхлая. Он говорит о ней, как о друге, который был вместе с ним и в счастье, и в несчастье. И это правда. Ведь именно Арина Родионовна помогла пережить Пушкину долгое заточение в Михайловском. В стихотворении поэт говорит, что няня грустит и горюет. О ком же она так горюет? Наверное, она ждёт, что Пушкин скоро приедет. Это ожидание «теснит её всечасно грудь». [8]

Эти произведения проникнуты любовью к милой старушке.

1.3 Образ няни поэта в памяти потомков

Судьба дола ей 70 лет жизни, и одарила счастьем испытать сыновью любовь и привязанность. Поэт остро переживал смерть своей «мамушки». В его рукописи 1828 года рядом с поэтическими набросками «Волнением жизни утомлённый» и стихотворением «Предчувствие» мы видим два нарисованных портрета. На одном – девушка с заплетённой косой и повязкой на голове, на другом старушка в повойнике. Возможно, именно так оплакивал Пушкин свою няню, размышляя над её жизнью и судьбой. (Приложение 3) Об Арине Родионовне скорбели все, кто знал эту мудрую старушку.[6]

Поэт С. Смирнов создал этому событию стихотворение.

- Это просто Пушкин и Россия!

Это просто вечность и поэт.

Это дань любви такого рода!

Что перед нею меркнут все слова… [9]

Глава 2 История бабушки длиною в жизнь

Известный факт, что тем лучше происходит развитие ребенка, чем больше родственников его любят. Как правило, помимо родителей, наиболее близкий человек для любого ребенка - это бабушка, и она принимает непосредственное участие в воспитании собственного внука. Известно, что внуков часто любят больше, чем собственных детей. Уже, за одно это бабушке всё можно простить.

Сравнивая заботу няни А. С. Пушкина, мне хочется сказать, что я нисколько не обижен теплом и лаской со стороны бабушек и прабабушки. Они многому меня научили. Мне хочется рассказать интересную историю жизни моей прабабушки. (Приложение 4)
2.1 Открытая книга

Жизнь моей прабабушки – это настоящая открытая книга мужества, доблести и любви к своей Родине. Антонина Тимофеевна Авдеева (в девичестве Порывкина) родилась в 1926 году в селе Иванищевское в семье зажиточных крестьян. Её мама была единственным ребёнком у родителей. Мать вдовела 2 раза. А на третий раз вышла замуж за их дворового рабочего - отца моей прабабушки. Детей у них было пятеро. Прабабушка третья (я её зову просто бабуля, бабушка). Семья занималась скорняжеством: обрабатывала шкуры; шили тулупы, шубы, борчатки. Бабушка по сей день знает некоторые тонкости этой работы. Вскоре семью раскулачили. И они остались ни с чем.

В 1934 году моя бабушка пошла в первый класс и проучилась четыре года в Иванищевской начальной школе. В пятый класс она ходила уже в Ключевскую школу. Но позже, родную Иванищевевскую школу сделали семилеткой, и бабушка продолжала обучение в ней. Так в 1941 году она закончила семь классов.

2.2 Война

Началась война. Молодой девушкой она стала работать почтальоном. За ответственное отношение к работе её выбрали секретарём партийной организации. Работы было много. Она организовывала всех жителей села на сбор для фронтовиков рукавиц, шерстяных носок и других необходимых вещей. Даже дети школьного возраста помогали в сборе картофеля, колосков с полей, пололи и косили траву. Всё это делали вручную, не жалея сил; никто не жаловался на усталость или голод. Девиз был один: «Всё для фронта, всё для победы!»

В 1943 году бабушку и её подругу, как лучших и ответственных работниц, отправили учиться на шоферов. Мужчин не хватало. Поэтому молодые девчонки стали заменять их в любой работе. Курсы шли шесть месяцев в Шадринске. В конце 1943 года их отправили работать в послеблокадный Ленинград. Там им дали грузовые машины – полуторки (небольшие грузовички), на которых они развозили продукты питания по близлежащим городам. По рассказам бабушки, фары машин были призакрыты, пробивались лишь узкие полоски света, чтобы было хоть чуть–чуть видно дорогу. Конспирация была, прежде всего.

Моя бабушка была самым молодым шофёром в колонне. К ней относились с уважением и терпением. Её научили практически всему, что должен уметь механик и опытный шофёр.

Все мосты были разрушены. Молоденькие, неопытные девушки должны были вести машину по качающимся, узким пантонам. Было страшно. Но долг перед Родиной важнее. Поэтому на малой скорости, ползком, как говорит бабушка, они переправлялись через реку.

В то голодное время не думали о различных вкусностях, а кушали что было. Однажды, машина, которую вела бабушка, перевернулась и упала в кювет. Все продукты питания оказались на земле. То, что было более менее цело, собрали и упаковали, а испорченные изделия доедали сами водители.

Победу труженица встретила в Ленинграде. Так работала она там до 1946 года. Но не просто было вернуться домой. Работы в послевоенных городах было очень много. Получилось так, что беременную женщину нужно было сопровождать в Пермь. Выписали бабушке пропуск и отправили их в дорогу. Так бабушка попала на родину.

2.3 Любить родителей, семью и Родину

В Шадринске она проработала до самой пенсии на ШААЗе главным технологом. За это время она заочно училась в Шадринском автомеханическом техникуме, вышла замуж и родила двух сыновей. Я поражаюсь бабушкиному спокойствию и умению никогда не отчаиваться, что бы ни случилось. Она ни разу в жизни, ни на кого не повысила голос, всегда очень приветлива и гостеприимна.

В свои 87 лет бабушка полна сил и энергии. Она никогда не болеет, потому что каждый её день начинается с зарядки и с правильного питания. Она большая рукодельница: вяжет замечательные салфетки, носки, пинеточки, варежки, кофточки, юбочки; шьёт прекрасные блузки и платья, распашонки для малышей. У моей бабушки два сына, четыре внучки и четыре правнука. Она всех всегда помнит и поздравляет с праздниками. Я спрашиваю бабушку: «Как тебе удалось пронести через всю жизнь столько тепла, энергии, заботы о близких тебе людях?» А она ответит просто: «Надо просто любить родителей, семью и Родину!» (Приложение 5)

Эти слова стали девизом в моей жизни. Я всегда прислушиваюсь к советам прабабушки и стремлюсь быть полезным семье и Родине своей хорошей учёбой и активным участием в школьной жизни. Бабушка пережила многое в своей жизни и, конечно, она от души хочет, чтобы подобного не было в моей жизни. Я ей благодарен за это.

Заключение

В данной работе рассмотрено изображение няни Александра Сергеевича Пушкина не только в его стихах, но и в воспоминаниях современников поэта, чтобы глубже понять, какой была Арина Родионовна. Это помогло расширить знания о Пушкине, его жизни и творчестве. Эти знания помогли проникнуть в мысли и чувства поэта.

Ты не умрешь в воспоминаньях

О светлой юности моей

И в поучительных преданьях

Про жизнь поэтов наших дней... [3]

Арина Родионовна была настоящим, близким другом А.С. Пушкину, скрашивала его жизнь в годы одиночества, своими рассказами о старине, сказками повлияла на понимание народной жизни. Именно под этими впечатлениями Пушкин писал свои замечательные сказки. Гипотеза подтвердилась.[5]

Проложена параллель в значении бабушки для великого поэта и сегодняшнего ребёнка. Необходимо помнить историю своих предков и передавать её из поколения в поколение.
Список используемых источников

  1. Пушкин А.С. Драматические произведения, «Художественная литература», М., 1982 – 350с.

  2. Пушкин А.С Проза «Правда», М., 1985 – 367с.

  3. Пушкин А.С. Стихотворения и поэмы, «Художественная литература», М., 1976 – 319с.

  4. Скатов Н.Н. Пушкин: очерк жизни и творчества, «Детская литература», Л., 1991 – 223с.

  5. http://www.nanya.ru/beta/articles/10574.html

  6. http://www.liveinternet.ru/users/2352988/post138659019/

  7. http://www.bibliopskov.ru/html2/arina.htm

  8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text

  9. http://www.as-pushkin.ru/

10.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/87420/Пушкин

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




ПРИЛОЖЕНИЕ 2




ПРИЛОЖЕНИЕ 3



ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Авдеева антонина тимофеевна и правнук иван




ПРИЛОЖЕНИЕ 5


у бабушки два сына, четыре внучки и пять правнуков




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» icon Учебный план мкоу «Лицей им. О. Батырая»
«Утверждаю» «Cогласовано» «Согласовано» Директор мкоу «Лицей Зам. Министра мон глава администрации мр
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по...
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» icon Положение о группах продленного дня мкоу «Муромцевский лицей» Муромцевского...
Настоящие положение устанавливает порядок комплектования и организации деятельности групп продленного дня (гпд) в мкоу «Муромцевский...
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» icon Исследовательская работа. Тема: «Фразеологические единицы, обозначающие эмоции человека»
Исследовательская работа посвящена анализу фразеологических единиц со значением «эмоции человека»
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» icon Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения...
Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ Российского общества историков-архивистов
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» icon Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре»
Введение 2
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» icon Исследовательская работа Автор: Баширова Кавсарат Башировна
...
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» icon Исследовательская работа Тема: Лауреаты Нобелевской премии по литературе в России
Актуальность этой темы бесспорна. В мире немало почетных званий, наград и премий, но самой престижной является Нобелевская премия....
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» icon Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа) пояснительная записка
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции