Центрального района санкт-петербурга




Скачать 0.98 Mb.
Название Центрального района санкт-петербурга
страница 1/8
Дата публикации 08.10.2014
Размер 0.98 Mb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА «ТУТТИ»

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Литература»

8 класс

на 2014 – 2015 учебный год

Ф. И. О. учителя: ФЕДОРОВА

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Категория: ВЫСШАЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014 г.

I. Пояснительная записка

  1. 1. Нормативная основа программы



  • Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2013 г.

  • Примерные программы по учебным предметам. Литература. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013

  • Литература : программа для 5—9 классов : основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.

  • Образовательная программа ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга

  • Учебный план ГБОУ школы «Тутти» Центрального района Санкт-Петербурга

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе программы доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих для 5 – 9 классов общеобразовательных. Рабочая программа по литературе для 5—9 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.

  1. 2. Цели и задачи обучения

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.

Главными целями изучения предмета являются:


  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


В соответствии с обозначенными целями на уроках литературы решаются задачи, развивающие и совершенствующие читательскую, культуроведческую и литературоведческую компетенции учащихся:


  • сформировать представление о художественной литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека, осознать своеобразие и богатство литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этико - эстетический компонент искусства, сформировать основы эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству, воспитать культуру чтения и потребность в чтении;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, овладеть знаниями и умениями основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;

  • использовать изучение литературы в целях повышения речевой культуры, развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, совершенствовать навыки написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


I.3. Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:


  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • умение работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;

  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря, расширение круга используемых языковых и речевых средств.


Метапредметные результаты:


  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Предметные результаты:


  1. в познавательной сфере:




  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;




  1. в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;




  1. в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;




  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



  1. 4. Количество учебных часов

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. На изучение литературы в 8 классе отводится 68учебных часа; в неделю 2 урока.

1 триместр – 24 часа

2 триместр – 22 часа

3 триместр – 22 часа.

Количество контрольных работ практической части программы




I триместр

II триместр

III триместр

За год

Контрольные работы

2

1

1

4

Сочинения

1

2

3

6

Итого: 10

I. 5. Особенности организации учебного процесса по предмету:

используемые формы, методы, средства обучения

Формы организации обучения:

• фронтальная (общеклассная)

• групповая / парная

• индивидуальная

• дифференцированная.

Методы и приёмы обучения:

А. Традиционные:

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);

  • метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);

  • метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.);

  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными словарями, дополнительной литературой);

  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);

  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).

Б. Инновационные образовательные технологии:

  • ИКТ – технологии

  • технология проблемного обучения

  • технология развития критического мышления

  • тест – технологии

  • технология поэтапного формирования умственных действий

  • дифференцированное обучение

  • прогностическиий метод (метод проектов и исследовательского изучения)

  • блочно – модульная система

  • технология «кейс – стади»

  • игровые технологии

  • технология «Творческих мастерских»

  • метод эвристических вопросов

  • праксиметрический метод (метод «архивного исследования») изучение дневниковых записей, архивных материалов, писем и т. д.)

  • метод статистики.

Типология уроков

1. Уроки изучения нового материала:

  • урок – лекция

  • урок – беседа

  • урок - исследование

  • учебная конференция

  • мультимедиа - урок

  • проблемный урок.

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков:

  • урок - практикум

  • урок развития речи

  • урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

  • урок - лабораторная работа

  • урок - деловая или ролевая игра.

3. Уроки обобщения и систематизации:

  • урок презентации и защиты проектов

  • консультация

  • семинар

  • диспут

  • игра конкурс, викторина

  • урок-анализ контрольных работ

  • обзорная конференция

  • урок-беседа.

4. Уроки контроля знаний, умений и навыков:

  • урок-зачет (тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет)

  • смотр знаний

  • защита творческих, исследовательских работ, проектов

  • творческий отчет

  • контрольная работа

  • собеседование.

5. Комбинированные уроки.

6. Интегрированные уроки.

Средства обучения

для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер, мультимедиапроектор) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;

для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, Интернет - ресурсы, ЭОР (CD, DVD – диски).

  1. 6. Формы, виды и методы контроля

Контроль знаний, умений и навыков при изучении литературы является важной составной частью процесса обучения. В соответствии с формами контроля обученности

  • при индивидуальном контроле учащийся выполняет свое задание, определяющее уровень знаний, степень индивидуальной подготовки, его способности и возможности;

  • при групповом контроле проверочное задание (одинаковые или дифференцированные) выполняется в группе малого состава в зависимости от цели контроля (применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при анализе текста произведения, при сопоставлении с текстом другого произведения и др.);

  • при фронтальном контроле всей группой одновременно выполняются задания, определяющие правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

 

Виды контроля:

  • вводный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый

  • административный.

Методы контроля:

  • устный опрос

  • беседа

  • развёрнутый ответ на вопрос

  • литературоведческий (понятийный) диктант

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный)

  • выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям

  • анализ (целостный, фрагментарный, лингвистический)

  • характеристика литературного героя

  • инсценирование

  • диагностические индивидуальные, дифференцированные задания

  • задания олимпиадного характера

  • редактирование текста

  • восстановление деформированного текста

  • практическая работа, построение схемы, таблицы и т.д.

  • компьютерное, письменное тестирование (с выбором ответа, с кратким ответом)

  • зачет

  • творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация)

  • нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.)

  • исследовательская, проектная работа

  • презентация.



  1. 7. Используемый учебно-методический комплекс

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:

  1. Литература : программа для 5—9 классов : основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, И. И. Гуйс и др.] ; под ред. И. Н. Сухих. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.

  2. Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. ФГОС. [Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Г.Л. Вирина]; под ред. И.Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Учебно – методическое обеспечение:

Пособия для учителя:

  1. Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В., Зазнобина Т.И.и др. Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. Методическое пособие. 8 класс. – М.: Издательский центр «Академия», 2014

  2. Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5 – 11 классы. М., «АСТ», 2004.

  3. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим… 8 класс. Дидактические материалы по литературе. М., «Просвещение», 2006

  4. М.Г.Белова. «Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 кл. с тестовыми заданиями». СПб, 1998.

  5. Карпов И. П., Старыгина Н. Н. Открытый урок по литературе: планы, конспекты, материалы. М., 2001.

Пособия для учащихся:

  1. Нестерова О.И. ГИА. Литература. Универсальный справочник. – М. : Эксмо, 2014 г.

  2. Новейшая хрестоматия по литературе.: 8 класс. – М.: Эксмо, 2013

  3. Быкова Н.Г. Хрестоматия по литературе. 8 класс. – М.: АСТ, 2010 г

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС среднего общего образования по курсу «Литература».
II. Содержание рабочей программы

п/п

Название темы

Количество часов

Основные вопросы

1.

Введение. Вечные темы в искусстве


1

Литературное произведение как художественное целое. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. «Родовой древо» литературы. Литературные рода: эпос, лирика, драма. Литературные жанры.

2.

О любви — в лирике

9

Лирика как литературный род, выражающий авторское переживание. Лирическое стихотворение как художественная форма,

позволяющая читателю открыть мир чувств и мыслей другого человека. Способы создания образов- переживаний в лирике и изменение с ходом времени художественных приемов для выражения чувств. Созвучие образов, созданных в разные эпохи, и их различия, характеризующие авторское понимание любви и идеалы каждой эпохи. Своеобразие авторского взгляда и формы

его выражения в произведениях, сходных по тематике. Любовная лирика эпохи Предвозрождения и Возрождения. Образ любви и возлюбленной в сонетах Данте, Петрарки, Шекспира и Пушкина.

Данте Алигьери. Сонет «Так благородна, так она чиста…». Ф. Петрарка. Сонет «Амур и я — мы оба каждый раз…». У. Шекспир. Сонет «Ее глаза на звезды не похожи…». А. С. Пушкин. «Мадона». «Я вас любил…». «Сожженное письмо». «Я помню чудное мгновенье…» Н. А. Некрасов. «Горящие письма». М. Ю. Лермонтов. «Я не унижусь пред тобою». А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…»

3.

О любви — в эпосе


11

Истории любви и отражение в них реальной действительности. Специфика эпоса как рода литературы. Жанр повести. Возможности эпических жанров в раскрытии темы любви и проблем окружающего мира. Автор и его герои в эпическом произведении, способы выражения авторского отношения и авторской позиции. Любовь как высший дар человеку — и человек, проявляющий свою истинную сущность в любви. Частная жизнь человека и исторические процессы, вторгающиеся в жизнь людей. Конфликт социального и личного. Вечное стремление человека к любви, счастью, взаимопониманию. Экстремальные ситуации, проверяющие человека на человечность.

Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских», А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Н. В. Гоголь «Шинель». И. С. Тургенев «Ася». И. А. Бунин «Темные аллеи», «Холодная осень».

Культурное пространство. Петербург Достоевского.

4.

О любви — в драме


3

Традиции драматического рода и раскрытие темы любви в драме. Любовь и внутренние возможности самого человека. Выбор жанра, конфликт и его развязка как выражение

авторской позиции в драме.

А. Н. Островский «Снегурочка».

5.

О Родине — в лирике

6

Тема Родины как вечная тема в искусстве. Образы- символы Родины. Своеобразие отношения к Родине русских поэтов: М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, И. А. Бродского.

М. Ю. Лермонтов «Родина». Ф. И. Тютчев «Эти бедные селенья…». А. А. Блок «Россия». С. А. Есенин «Русь». И. А. Бродский «Стансы городу». Н. М. Рубцов «Звезда полей». А. А. Ахматова «Мужество». А. Твардовский «Василий Теркин»

6.

О Родине — в эпосе

7

Идеи Просвещения.

Россия в XVIII веке. Россия в начале ХХ века. Православные праздники и обряды. Россия в эпоху «оттепели». О героических защитниках Родины.

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» И. С. Шмелев «Лето Господне». А. И. Солженицын «Матренин двор». М. Шолохов «Судьба человека»

7.

О страшном и страхе


4

Страх и страшное в жизни человека. Силы, влияющие на жизнь человека. Отражение мистических, иррациональных представлений о мироустройстве в литературе. Романтические традиции изображения страшного. Романтическое двоемирие. О страшном в лиро-эпических произведениях. О страшном и страхе —

в эпических произведениях.

В. А. Жуковский «Светлана». А. С. Пушкин «Жених», «Гробовщик». Э. По. «Падение дома Ашеров»

8.

Об обманах и искушениях — в драме, лирике, эпосе


17

Человеческая природа, сущность человека как объекты внимания литературы в разные эпохи. Этические проблемы и варианты их решения в разные эпохи. Драматическое искусство и его возможности в осмеянии человеческих пороков. Юмор и сатира в искусстве. Мещанство как образ мыслей и чувств и его общечеловеческая природа. Вопрос о духовном развитии человека.

Ж. Б. Мольер «Тартюф». Д. И. Фонвизин «Недоросль». А. С. Пушкин «Пиковая дама». Н. В. Гоголь. «Портрет». «Ревизор». М. Е. Салтыков – Щедрин «Сказки». А. А. Блок. «Фабрика», «Ты смотришь в очи ясным зорям…»

9.

О нравственном выборе и милосердии как основных темах русской литературы

10

Жизненная позиция человека, условия ее формирования. Влияние жизненной позиции, системы нравственных ценностей на судьбу человека. Решение проблемы свободы человека в выборе жизненного пути и проблемы цены свободы в литературе разных исторических эпох. Ответственность человека за свою жизнь и жизнь других людей.

Мигель де Сервантес «Дон Кихот». М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Н. В. Гоголь «Шинель». Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорбленные». Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор» А. П. Чехов «Смерть чиновника». М. А. Булгаков «Собачье сердце».
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Центрального района санкт-петербурга icon Российская Федерация Отдел образования Центрального района Санкт Петербурга гбоу школа №181
Отчет о мероприятиях по реализации Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания...
Центрального района санкт-петербурга icon Отчет администрации школы по итогам 2012- 2013 учебного года
Администрация гбоу сош №153 Центрального района Санкт-Петербурга предлагает Вашему вниманию Открытый информационный доклад, в котором...
Центрального района санкт-петербурга icon Опыт организации и проведения районной олимпиады по экологии в Адмиралтейском...
Кий отдел Дворца детского творчества «у вознесенского моста» является методическим центром экологического образования в Адмиралтейском...
Центрального района санкт-петербурга icon Отчет о мероприятиях по реализации Программы гармонизации межкультурных,...
Отчет о мероприятиях по реализации Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания...
Центрального района санкт-петербурга icon П. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга
Юнацкевич П. И. Образование взрослых Санкт-Петербурга / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых....
Центрального района санкт-петербурга icon Сентябрь октябрь 2013 г. Общие вопросы морской деятельности
Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга состоялось совещание рабочей группы Полярной комиссии Морского совета...
Центрального района санкт-петербурга icon Пояснительная записка
...
Центрального района санкт-петербурга icon Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга составлена...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга составлена в соответствии с региональной программой Л. К. Ермолаевой
Центрального района санкт-петербурга icon Выборгского района Санкт-Петербурга Система стихосложения до Ломоносова и после него. Три стиля
Использование теории стихосложения в современной поэзии
Центрального района санкт-петербурга icon Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками Ахтырская Юлия Викторовна
Государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад №62 (гбдоу №62) Приморского района г. Санкт-Петербурга
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции