Скачать 1.03 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ»Председатель приемной комиссии ГОУ ВПО «НГГУ», ректор ________________ С.И. Горлов «31» января 2013 г. ПРОГРАММАвступительных испытаний в магистратурупо направлению 050100 «Педагогическое образование» магистерскаяпрограмма «Литература в профильном образовании»Нижневартовск, 2013Древнерусская литература Темы курса и краткое содержаниеТема 1. Введение. Истоки и начало древнерусской литературы, ее христианско-православные корни. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, неточность термина «древнерусская литература». Периодизация древнерусской литературы. Художественный метод древнерусской литературы. Жанровая система древнерусской литературы. Стили древнерусской литературы. Тема 2. Первые произведения оригинальной древнерусской литературы. «Повести временных лет» как выдающееся произведение древней литературы. Формирование летописи и гипотеза акад. Шахматова А.А. Главные идеи летописи. Жанры, вошедшие в летопись: исторические повести и сказания в летописи, элементы агиографии (жития). Идейное содержание и композиция. Принципы изложения событий повести: хронологический принцип, литературный этикет. Жанры, вошедшие в повесть. «Историческое» и летописное в повестях. Автор и его место в повести (о летописце Несторе): политические взгляды автора, его симпатии и антипатии в повести. Стиль летописи. Язык и значение повести Тема 3. «Слово о законе и благодати» Иллариона и его патриотическая направленность. Церковное ораторство. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, его идейное содержание. Художественное своеобразие памятника: связь темы и идеи с трехчастной композицией. Стиль, язык. Тема 4. Житийная литература. «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». Агиография. Особенности и черты жанра жития. «Сказание о Борисе и Глебе»: значение культа Бориса и Глеба, этикетность поведения персонажей. Абстрактная агиография в «Чтении о житии Бориса и Глеба» Нестора. Нравственно- эстетический идеал, воплощенный в «Житии Феодосия Печерского». Прославление чудесных деяний в «Киево-Печерском патерике». Тема 5. Паломническая литература. Жанр хождений. Паломническая литература. Особенности и черты жанра хождений. Личность путешественника в «Хождении игумена Даниила», художественное своеобразие произведения. Значение произведения для развития отечественной литературы. Тема 6. «Поучение» Владимира Мономаха как литературный памятник. Деятельность Владимира Мономаха в период феодальной раздробленности Древней Руси. «Поучение» Владимира как политическое и нравственное завещание потомкам. Особенности композиции и стиля памятника. Тема 7. «Слово о полку Игореве» (историческая основа памятника, идейное и художественное своеобразие, проблема авторства). Художественная форма «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве»: история открытия, опубликования и изучения; историческая основа памятника, идейное и художественное своеобразие (особенности жанра, символика, поэтический язык); взаимодействие языческих и христианских представлений в картине мира памятника; проблема авторства. Своеобразие жанра. Картина мира (время и пространство) памятника. Идейное своеобразие «Слова». Поэтический язык памятника (фольклорная и книжная символика, эмоциональность, лиризм и т.д.). Проблема авторства. Тема 8. Русская воинская повесть: «Повести о разорении Рязани Батыем». «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского». Композиция и стиль «Повести о разорении Рязани Батыем». Апофеоз мужества русского народа в произведении. Евпатий Коловрат как типичный характер народного богатыря. «Слово о погибели Русской земли» как лиро-эпический отклик на события Батыева нашествия. Образ воина-героя и государственного деятеля в «Житии Александра Невского». Элементы стиля воинской повести и жития в памятнике. Тема 9. Развитие публицистических жанров в XVI в., виднейшие представители. Публицистическая литература XVI в.: черты и специфика. Сочинения И. Пересветова, Максима Грека, Вассиана Патрикеева. Значение и влияние их деятельности для развития отечественной литературы. Тема 10. Послания Грозного как яркое свидетельство начала разрушения строгой системы книжного литературного стиля. Переписка А.Курбского и Ивана Грозного, как столкновение политических и литературных взглядов. Лицедейство посланий Ивана Грозного. Своеобразие «кусательного» стиля памятников, новаторство в языке. Значение для развития отечественной литературы. Тема 11. Русская историческая бытовая повесть XVII в. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»: приемы реализации идеи в разных редакциях. Антимир демократической сатиры XVII века («Калязинская челобитная», «Служба кабаку», «Сказание о бражнике». «Повесть о Шемякином суде» и др.). Отражение главного конфликта эпохи в «Повести о Горе-Злосчастии», приемы художественного обобщения. Предмет изображения в «Повести о Савве Грудцыне». Социальная направленность «Повести о Фроле Скобееве». Учебно-методическое обеспечение курса «Древнерусская литература»: Основная литература по курсу «Древнерусская литература»:
Дополнительная литература по курсу «Древнерусская литература»: «Повесть временных лет»
|
Программа вступительного испытания в магистратуру направление «050100... ... |
Программа вступительного испытания в магистратуру направление «050100... ... |
||
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44.... ... |
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое... |
||
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое... |
Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5» Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника... |
||
Программа дисциплины м 1 Производственная практика основная образовательная... Место дисциплины в структуре ооп. Производственная (педагогическая) практика относится к разделу М. 3 «Практики и научно-исследовательская... |
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению... Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания... |
||
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению... Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Отечественная история Направление... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |