Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»




Скачать 74.64 Kb.
Название Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Дата публикации 08.10.2014
Размер 74.64 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Учитель начальных классов

Башкирова Е.В.

Урок литературного чтения 3 класс

Тема: Контраст настроений в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цели:

1.Познакомить со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения.

2.Обучать выразительному чтению, расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас.

3.Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст.

1.Орг. момент

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гонит лень.

На уроке не зевать, а работать и читать.

За окном еще осень, а мы представим, что у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые выполнили дома.

- Ребята, о каком времени года я говорю? (о зиме)

- Рассмотрите внимательно рисунки и скажите, какие чудеса бывают зимой? ( белое пушистое покрывало, теплые шубки и шапки, льдом скованы реки, снег на солнце переливается серебром, на окнах рисунки)

Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.

Поэт, поэзия. Что такое поэзия? (произведения, написанные стихами – такое толкование можно найти в словаре Ожегова. Еще поэзия- это красота и прелесть чего-либо.)

2. Проверка дом. задания.

- С каким поэтом мы познакомились на прошлом уроке? (А.С. Пушкиным)

- Посмотрите на портрет и скажите каким вы представляете себе А.С.Пушкина? ( у поэта открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду)

- Из дополнительной литературы вы нашли биографические данные поэта. Кто ими поделится?

- С какими произведениями этого поэта мы уже познакомились? («Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода», «Опрятней модного паркета»)

- Что было задано на дом? (выучить одно из стихотворений)

- Кто выучил первое стихотворение?

- Кто выучил второе стихотворение?

- Кто выучил третье стихотворение?

НАСЛАДИМСЯ ЧТЕНИЕМ ПОЭЗИИ А.С.Пушкина

Вопрос: Как ты представляешь выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась?»(наступила осень, деревья сбрасывают листву)

Вопрос: Когда происходило действие, которое описывает поэт? ( в ночь на 3 января)

Вопрос: Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? ( звучно)

- Ребята, что общего в этих произведениях? (на доске)

1. жанр – поэзия

2. тема – природа

3. автор – А.С.Пушкин

4. отрывки из одного романа – Евгений Онегин

3. Оценивание стихотворений:

- Ребята, дайте оценку своим товарищам и обоснуйте ее? ( выразительно, эмоционально передали настроение автора, выдержали паузы там, где есть знаки препинания, правильно ответили на вопросы)

- Я с вами согласна, девочки подготовились хорошо, молодцы, теперь они будут моими помощницами и на перемене опросят остальных.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете - стали карликами дети.

А потом все дружно встали, великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

5. НОВАЯ ТЕМА

Сегодня на уроке мы продолжим соприкасаться с поэзией А.С.Пушкина и познакомимся с еще одним произведением, которое было написано в 1829 году после ссылки в селе Павловском, что под Петербургом и называется «Зимнее утро», определим его тему, жанр, исследуем содержание, будем учиться выразительно его читать.

Ребята, представьте… Темный лес. Дорога. Однозвучно звенит колокольчик(учитель звенит в колокольчик) .Одинокий дом. В доме слышно, как потрескивают свечи. ( ЗАЖИГАЮ СВЕЧУ ). В этот момент с особым вдохновением хочется читать произведения А.С.Пушкина.

- Ребята, закройте глаза и представьте себе зимнее утро? Какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вспоминаете это время?
6. ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ.

А сейчас послушайте, как рассказывает о зимнем утре поэт А.С.Пушкин.

7. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

- Вам понравилось это произведение? Чем?

-От чьего лица ведется повествование? ( от лица героя )

- Значение каких слов непонятны? ( на доске)

Нега – блаженство

Аврора – богиня утренней звезды

Вечор – вчера вечером

Нынче – сегодня

Взоры – взгляд

Предадимся – начнем

Мгла – непрозрачный воздух ( от тумана, пыли, дыма)

Лежанка – длинный выступ у печки или стены для лежания.

- Определите жанр этого произведения? (это стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме – там есть рифмы)

- Определите тему стихотворения? (это стихотворение о зимней природе, о ее красоте)

8. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ

Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте определить одинаковое ли настроение героя на протяжении всего стихотворения.

9. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

- Как вы считаете, одинаковое настроение героя? А вот сейчас, в процессе работы над текстом выясним, кто из ребят прав.ва

- На сколько частей разделено это стихотворение? ( на 5 частей)

А) РАБОТА НАД 1 СТРОФОЙ:

- О чем говорится в 1 строфе? ( в этой строфе поэт увидел чудесный день и будит свою красавицу)

- Подумайте, кто может быть его красавицей? ( возможно говорит о няне своей Арине Родионовне, возможно вымышленная героиня, не существующая на самом деле)

- Какое мы видим настроение героя? ( чудесное, бодрое, радостное)

Прежде чем перейти к художественным средствам языка, давайте их вспомним? ( на доске) – эпитеты, олицетворение, противопоставление, сравнение и метафора.

- Для чего нам нужны эти средства? ( чтобы речь наша была более яркой и выразительной)

- Какие выразительные средства языка использует автор в 1 части?

Эпитеты – день чудесный ( хороший, солнечный, ясный, теплый),

друг прелестный ( с нежностью говорит о своем друге).

Противопоставление – мороз и солнце (противоположные по смыслу слова).

- Как вы понимаете выражение « Открой сомкнуты негой взоры» ( проснись, пробудись и открой глаза после блаженного и приятного сна)

-Найдите в строфе, какой он хочет видеть свою красавицу? ( звездою севера явись.)

- Как вы понимаете эти слова? (покажись очень красивой, равной по красоте богине Авроре )

- Как будем читать 1 часть стихотворения?( громко, выразительно, бодро)

ЧТЕНИЕ 1 СТРОФЫ

Б) РАБОТА НАД 2 СТРОФОЙ:

- О чем говорится во 2 строфой? ( воспоминание о вчерашнем вечере, о том как злилась вьюга, было холодно, показано настроение «красавицы» - печальное и грустное)

-Какие выразительные средства языка использует здесь автор?

Эпитеты – мутное небо

- Что значит мутное небо -( тяжелые облака нависли на небе, мрачное,).

мрачные тучи (тяжелые, темные)

Сравнение – луна, как бледное пятно.

Олицетворение – вьюга злилась ( было холодно очень, мело на улице),

мгла носилась (поземка по земле)

- Кто почувствовал настроение героя? ( грустное, печальное)

- Как будем читать? ( с чувством печали, грусти)

- Кто прочитает эту часть стихотворения так, чтобы показать настроение героя?

ЧТЕНИЕ 2 СТРОФЫ.

В) РАБОТА НАД 3 СТРОФОЙ:

- О чем говорится в 3 строфе? ( о красоте зимнего утра, автор любуется природой, ее красотой)

- Какие картины зимнего утра увидел поэт? (словесное рисование) – снег блестит на солнце, блестящая под лучами солнца речка и только вдалеке чернеет обнаженный лес

- Какие выразительные средства языка использует здесь герой?

Эпитеты – голубые небеса ( небо чистое),

великолепные ковры ( красивые),

прозрачный лес ( голый).

- С чем сравнивает автор снег? ( С великолепными коврами)

Это скрытое образное сравнение, такой прием в литературе называется метафорой.

- Как будем читать эту часть стихотворения? ( спокойно, восхищаясь красотой природы)

ЧТЕНИЕ 3 СТРОФЫ

Г) РАБОТА НАД 4 СТРОФОЙ:

- О чем говорится в 4 строфе? ( картина комнаты, она озарена светом, затоплена печь, значит там тепло и уютно)

Взгляд автора переносится с природы в комнату, описание создает настроение тепла, уюта, покоя, света и веселья. Хотя дома тепло и уютно, не менее приятно, прокатиться в санях.

- Какие приемы здесь использует автор?

Эпитеты – янтарный блеск

Янтарный – от какого слова оно образовано?( от слова янтарь – камень, который используют для изготовления украшений. Посмотрите какого го он цвета?

( это такой цвет – желтый, светло-коричневый, лимонный),

веселый треск ( радостно трещат дрова в печи, звуки использует автор, чтобы услышать, как трещит затопленная печь тр, щ,з)
- О чем думает герой? ( о развлечении на санях)

- Какое настроение героя? (веселое, радостное)

-Как будем читать эту часть? (выразительно, спокойно, но последнее предложение чуть погромче, призывно)

ЧТЕНИЕ 4 СТРОФЫ

Д) РАБОТА НАД 5 СТРОФОЙ:

- О чем говорится в 5 строфе? ( герой приглашает подругу прокатиться на санях и размышляет о том, что их ждет в пути – приятно вырваться на простор, настроение приятной светлой мечты)

- Найдите и прочитайте в этой части стихотворения желание героя? (и навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый для меня)

- Какие приемы использует автор?

Эпитеты – друг милый ( верный, преданный),

милый берег ( любимое место – место, где любит гулять),

нетерпеливый конь ( шустрый , быстрый),

поля пустые ( голые, ничего нет)

- Как будем читать эту строфу? (громко, призывно, выразительно)

ЧТЕНИЕ 5 СТРОФЫ

10. ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

- Так сколько же картин изобразил поэт? (5)

-Одинаковым тоном будем читать каждую часть стихотворения? (нет – на протяжении всего стихотворения настроение героя меняется)

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧЕНИКОМ

ВЫВОД – Сегодня мы разгадали еще один секрет литературы, который помог нам увидеть, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, и не только близкие, но и прямо противоположные, контрастные. Такая резкая замена на противоположное называется антитезой – противопоставлением.

- Как вы думаете, зачем поэт использует этот прием? ( для яркости образа , для большей силы выражения)

- Подведем итог: какие литературные приемы использовал А.С.Пушкин в этом стихотворении? (эпитеты, метафоры, олицетворения, противопоставления- антитеза, сравнение)

11. СООТНЕСЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ТЕКСТА

-Рассмотрите иллюстрации, к каким строфам стихотворения она более всего подходит? (3 строфе и к 5)

12. ДОМАШНЯЯ РАБОТА

1 группа – подготовиться к конкурсу чтецов

2 группа - выполнить иллюстрацию к наиболее понравившейся строфе стихотворения

3 группа – проба пера: Подобрать как можно больше эпитетов к существительному ЗИМА и составьте небольшой рассказ к понравившейся иллюстрации.

13. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут,( ТУШУ СВЕЧУ), но строки Александра Сергеевича Пушкина никогда не погаснут в наших сердцах. Имя Пушкина не забудется: оно всегда с нами.

Спасибо, ребята, мне было приятно работать с вами. Если вам урок понравился, подарите мне улыбку, пусть нам всем будет радостно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» icon Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» icon Конспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» icon Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Задачи: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина, расширить круг чтения
Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» icon Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...
Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» icon Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс
Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» icon План проведения урока-исследования по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро» в 10 классе

Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» icon Тема урока: А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета », «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» icon Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока
Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить...
Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» icon Тема 1, Техника речи
Тренировка дыхания в процессе чтения стихотворных текстов: Пушкин А. С. «19 октября», «Пророк», «Зимнее утро», «Осень», «Я памятник...
Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» icon Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Цель: знакомство со стихотворением, работа над содержанием и литературными приёмами, используемыми автором, работа над выразительностью...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции