Скачать 74.64 Kb.
|
Учитель начальных классов Башкирова Е.В. Урок литературного чтения 3 класс Тема: Контраст настроений в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» Цели: 1.Познакомить со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения. 2.Обучать выразительному чтению, расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас. 3.Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст. 1.Орг. момент С добрым утром. Начат день, Первым делом гонит лень. На уроке не зевать, а работать и читать. За окном еще осень, а мы представим, что у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые выполнили дома. - Ребята, о каком времени года я говорю? (о зиме) - Рассмотрите внимательно рисунки и скажите, какие чудеса бывают зимой? ( белое пушистое покрывало, теплые шубки и шапки, льдом скованы реки, снег на солнце переливается серебром, на окнах рисунки) Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество. Поэт, поэзия. Что такое поэзия? (произведения, написанные стихами – такое толкование можно найти в словаре Ожегова. Еще поэзия- это красота и прелесть чего-либо.) 2. Проверка дом. задания. - С каким поэтом мы познакомились на прошлом уроке? (А.С. Пушкиным) - Посмотрите на портрет и скажите каким вы представляете себе А.С.Пушкина? ( у поэта открытое, умное лицо, внимательные глаза, проницательный взгляд, свободная одежда, выразительная рука, рука человека, обладающего большой силой воли, привыкшая к труду) - Из дополнительной литературы вы нашли биографические данные поэта. Кто ими поделится? - С какими произведениями этого поэта мы уже познакомились? («Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода», «Опрятней модного паркета») - Что было задано на дом? (выучить одно из стихотворений) - Кто выучил первое стихотворение? - Кто выучил второе стихотворение? - Кто выучил третье стихотворение? НАСЛАДИМСЯ ЧТЕНИЕМ ПОЭЗИИ А.С.Пушкина Вопрос: Как ты представляешь выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась?»(наступила осень, деревья сбрасывают листву) Вопрос: Когда происходило действие, которое описывает поэт? ( в ночь на 3 января) Вопрос: Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? ( звучно) - Ребята, что общего в этих произведениях? (на доске) 1. жанр – поэзия 2. тема – природа 3. автор – А.С.Пушкин 4. отрывки из одного романа – Евгений Онегин 3. Оценивание стихотворений: - Ребята, дайте оценку своим товарищам и обоснуйте ее? ( выразительно, эмоционально передали настроение автора, выдержали паузы там, где есть знаки препинания, правильно ответили на вопросы) - Я с вами согласна, девочки подготовились хорошо, молодцы, теперь они будут моими помощницами и на перемене опросят остальных. 4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Мы немного отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их все лучи согрели. Чудеса у нас на свете - стали карликами дети. А потом все дружно встали, великанами мы стали. Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли и немножечко устали! 5. НОВАЯ ТЕМА Сегодня на уроке мы продолжим соприкасаться с поэзией А.С.Пушкина и познакомимся с еще одним произведением, которое было написано в 1829 году после ссылки в селе Павловском, что под Петербургом и называется «Зимнее утро», определим его тему, жанр, исследуем содержание, будем учиться выразительно его читать. Ребята, представьте… Темный лес. Дорога. Однозвучно звенит колокольчик(учитель звенит в колокольчик) .Одинокий дом. В доме слышно, как потрескивают свечи. ( ЗАЖИГАЮ СВЕЧУ ). В этот момент с особым вдохновением хочется читать произведения А.С.Пушкина. - Ребята, закройте глаза и представьте себе зимнее утро? Какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вспоминаете это время? 6. ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ. А сейчас послушайте, как рассказывает о зимнем утре поэт А.С.Пушкин. 7. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ. - Вам понравилось это произведение? Чем? -От чьего лица ведется повествование? ( от лица героя ) - Значение каких слов непонятны? ( на доске) Нега – блаженство Аврора – богиня утренней звезды Вечор – вчера вечером Нынче – сегодня Взоры – взгляд Предадимся – начнем Мгла – непрозрачный воздух ( от тумана, пыли, дыма) Лежанка – длинный выступ у печки или стены для лежания. - Определите жанр этого произведения? (это стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме – там есть рифмы) - Определите тему стихотворения? (это стихотворение о зимней природе, о ее красоте) 8. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте определить одинаковое ли настроение героя на протяжении всего стихотворения. 9. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ - Как вы считаете, одинаковое настроение героя? А вот сейчас, в процессе работы над текстом выясним, кто из ребят прав.ва - На сколько частей разделено это стихотворение? ( на 5 частей) А) РАБОТА НАД 1 СТРОФОЙ: - О чем говорится в 1 строфе? ( в этой строфе поэт увидел чудесный день и будит свою красавицу) - Подумайте, кто может быть его красавицей? ( возможно говорит о няне своей Арине Родионовне, возможно вымышленная героиня, не существующая на самом деле) - Какое мы видим настроение героя? ( чудесное, бодрое, радостное) Прежде чем перейти к художественным средствам языка, давайте их вспомним? ( на доске) – эпитеты, олицетворение, противопоставление, сравнение и метафора. - Для чего нам нужны эти средства? ( чтобы речь наша была более яркой и выразительной) - Какие выразительные средства языка использует автор в 1 части? Эпитеты – день чудесный ( хороший, солнечный, ясный, теплый), друг прелестный ( с нежностью говорит о своем друге). Противопоставление – мороз и солнце (противоположные по смыслу слова). - Как вы понимаете выражение « Открой сомкнуты негой взоры» ( проснись, пробудись и открой глаза после блаженного и приятного сна) -Найдите в строфе, какой он хочет видеть свою красавицу? ( звездою севера явись.) - Как вы понимаете эти слова? (покажись очень красивой, равной по красоте богине Авроре ) - Как будем читать 1 часть стихотворения?( громко, выразительно, бодро) ЧТЕНИЕ 1 СТРОФЫ Б) РАБОТА НАД 2 СТРОФОЙ: - О чем говорится во 2 строфой? ( воспоминание о вчерашнем вечере, о том как злилась вьюга, было холодно, показано настроение «красавицы» - печальное и грустное) -Какие выразительные средства языка использует здесь автор? Эпитеты – мутное небо - Что значит мутное небо -( тяжелые облака нависли на небе, мрачное,). мрачные тучи (тяжелые, темные) Сравнение – луна, как бледное пятно. Олицетворение – вьюга злилась ( было холодно очень, мело на улице), мгла носилась (поземка по земле) - Кто почувствовал настроение героя? ( грустное, печальное) - Как будем читать? ( с чувством печали, грусти) - Кто прочитает эту часть стихотворения так, чтобы показать настроение героя? ЧТЕНИЕ 2 СТРОФЫ. В) РАБОТА НАД 3 СТРОФОЙ: - О чем говорится в 3 строфе? ( о красоте зимнего утра, автор любуется природой, ее красотой) - Какие картины зимнего утра увидел поэт? (словесное рисование) – снег блестит на солнце, блестящая под лучами солнца речка и только вдалеке чернеет обнаженный лес - Какие выразительные средства языка использует здесь герой? Эпитеты – голубые небеса ( небо чистое), великолепные ковры ( красивые), прозрачный лес ( голый). - С чем сравнивает автор снег? ( С великолепными коврами) Это скрытое образное сравнение, такой прием в литературе называется метафорой. - Как будем читать эту часть стихотворения? ( спокойно, восхищаясь красотой природы) ЧТЕНИЕ 3 СТРОФЫ Г) РАБОТА НАД 4 СТРОФОЙ: - О чем говорится в 4 строфе? ( картина комнаты, она озарена светом, затоплена печь, значит там тепло и уютно) Взгляд автора переносится с природы в комнату, описание создает настроение тепла, уюта, покоя, света и веселья. Хотя дома тепло и уютно, не менее приятно, прокатиться в санях. - Какие приемы здесь использует автор? Эпитеты – янтарный блеск Янтарный – от какого слова оно образовано?( от слова янтарь – камень, который используют для изготовления украшений. Посмотрите какого го он цвета? ( это такой цвет – желтый, светло-коричневый, лимонный), веселый треск ( радостно трещат дрова в печи, звуки использует автор, чтобы услышать, как трещит затопленная печь тр, щ,з) - О чем думает герой? ( о развлечении на санях) - Какое настроение героя? (веселое, радостное) -Как будем читать эту часть? (выразительно, спокойно, но последнее предложение чуть погромче, призывно) ЧТЕНИЕ 4 СТРОФЫ Д) РАБОТА НАД 5 СТРОФОЙ: - О чем говорится в 5 строфе? ( герой приглашает подругу прокатиться на санях и размышляет о том, что их ждет в пути – приятно вырваться на простор, настроение приятной светлой мечты) - Найдите и прочитайте в этой части стихотворения желание героя? (и навестим поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый для меня) - Какие приемы использует автор? Эпитеты – друг милый ( верный, преданный), милый берег ( любимое место – место, где любит гулять), нетерпеливый конь ( шустрый , быстрый), поля пустые ( голые, ничего нет) - Как будем читать эту строфу? (громко, призывно, выразительно) ЧТЕНИЕ 5 СТРОФЫ 10. ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. - Так сколько же картин изобразил поэт? (5) -Одинаковым тоном будем читать каждую часть стихотворения? (нет – на протяжении всего стихотворения настроение героя меняется) ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧЕНИКОМ ВЫВОД – Сегодня мы разгадали еще один секрет литературы, который помог нам увидеть, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, и не только близкие, но и прямо противоположные, контрастные. Такая резкая замена на противоположное называется антитезой – противопоставлением. - Как вы думаете, зачем поэт использует этот прием? ( для яркости образа , для большей силы выражения) - Подведем итог: какие литературные приемы использовал А.С.Пушкин в этом стихотворении? (эпитеты, метафоры, олицетворения, противопоставления- антитеза, сравнение) 11. СООТНЕСЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ТЕКСТА -Рассмотрите иллюстрации, к каким строфам стихотворения она более всего подходит? (3 строфе и к 5) 12. ДОМАШНЯЯ РАБОТА 1 группа – подготовиться к конкурсу чтецов 2 группа - выполнить иллюстрацию к наиболее понравившейся строфе стихотворения 3 группа – проба пера: Подобрать как можно больше эпитетов к существительному ЗИМА и составьте небольшой рассказ к понравившейся иллюстрации. 13. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут,( ТУШУ СВЕЧУ), но строки Александра Сергеевича Пушкина никогда не погаснут в наших сердцах. Имя Пушкина не забудется: оно всегда с нами. Спасибо, ребята, мне было приятно работать с вами. Если вам урок понравился, подарите мне улыбку, пусть нам всем будет радостно. |
Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:... Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро» |
Конспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро» |
||
Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» Задачи: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина, расширить круг чтения |
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6... А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы... |
||
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс |
План проведения урока-исследования по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро» в 10 классе |
||
Тема урока: А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета », «Зимнее утро», «Зимний вечер» |
Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить... |
||
Тема 1, Техника речи Тренировка дыхания в процессе чтения стихотворных текстов: Пушкин А. С. «19 октября», «Пророк», «Зимнее утро», «Осень», «Я памятник... |
Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» Цель: знакомство со стихотворением, работа над содержанием и литературными приёмами, используемыми автором, работа над выразительностью... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |