Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…»




Скачать 77.37 Kb.
Название Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…»
Дата публикации 08.10.2014
Размер 77.37 Kb.
Тип Методическая разработка
literature-edu.ru > Литература > Методическая разработка
МБОУ « УЛЬЯНОВСКАЯ СОШ»

Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В.Коровиной )

Литературно – краеведческое путешествие « Вспоминая Болдинскую осень…»

( А.С.Пушкин и г. Лукоянов )

Нестерова О.А.,

учитель русского языка и

литературы.


Лукоянов – 2011
Цели:
1.Подготовить учащихся к духовному восприятию произведений А.С.Пушкина.

2.Повторить все известные факты из жизни и творчества поэта.

3.Познакомить учащихся с историческим прошлым г. Лукоянова, историческими местами, связанными с А.С.Пушкиным.

4.Развивать речь, дикцию, память.

5.Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родному краю и гордость за его историческое наследие.
Оборудование:
1.Материалы литературно-исторического характера, связанные с именем А.С.Пушкина.

2.Слайды : портреты А.С.Пушкина, П.А.Плетнева, Н.Н.Пушкиной; фотографии болдин- ской усадьбы Пушкиных; дома Агеева в Лукоянове, старого Лукоянова 19 века; схема- маршрут движения А.С.Пушкина из Москвы в Б.- Болдино.

3.Распечатки стихотворений А.С.Пушкина: «Элегия»(«Безумных лет угасшее веселье…», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень»,отрывок из романа «Евгений Онегин»(«Иные нужны мне картины…»)

4.Запись музыки П.И.Чайковского «Времена года» ( «Осень»)


ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята! Сегодня воистину праздничный день. Душа каждого из нас пребывает в радости: сегодня мы вновь соприкасаемся с поэзией и судьбой самого светлого поэта Русской Земли – Александра Сергеевича Пушкина. Для начала давайте вспомним, что вы знаете о поэте? С какими его произведениями мы познакомились?

(ответы уч-ся )

- А что вы читали из Пушкина летом, готовясь к новому учебному году?

( «Повести Белкина»)

- А знаете ли вы ,где были написаны эти замечательные повести?

( ответы уч - ся)

- Да ,эти повести написаны в селе Болдино Нижегородской губернии, в родовом поместье Пушкиных, осенью 1830 года.

Давайте перенесемся в ту удивительную осень, мысленно перешагнув более чем полу- торавековой рубеж. Попробуем ощутить чарующее присутствие А.С.Пушкина. Давайте совершим литературно-краеведческое путешествие в прошлое нашего города и соседнего с.Б.- Болдино. (слайд 1 )
3.Эвристическая беседа «Болдино в творчестве А.С.Пушкина»

(слайд 2)

- Слова, которые вы видите на экране, призывают всех нас к вдумчивому чтению пуш- кинских произведений. Нельзя Пушкина читать мимоходом. Он предназначен для медленного чтения, чтения наедине, чтения по душам , как разговора по душам. Давайте последуем сегодня на уроке этим словам и прочувствуем душой его произведения, написанные на нашей нижегородской земле.

- 31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в село Болдино Нижегородской гу- бернии. Уезжает, чтобы вступить во владение собственным имением накануне своей свадьбы с очаровательной Натальей Николаевной Гончаровой. (слайд 3 )
- Разлука с любимой просто невыносима для Пушкина. К тому же, перед самым его отъездом скончался дядюшка Василий Львович Пушкин, известный поэт и один из учителей Александра Сергеевича на литературном поприще.

Пушкин едет в Болдино, хотя кругом говорят о холере. Вы, наверное, можете представить, какое настроение владело поэтом в это время, что у него было на душе…

( уч-ся высказывают свои суждения)
- Проследим маршрут поездки поэта по карте. (слайд 3)

-Пушкин едет сначала по старинному Владимирскому тракту, печальной дороге без воз- врата, по которой везли осужденных на каторгу; однако за Богородском и Владимиром сворачивает…на Муром, Севаслейку, Арзамас. 2 сентября он прибыл в Арзамас и рано утром 3 сентября через Шатки и Лукоянов выехал в Болдино.

Так как поэт очень спешил, он мог бы просто проехать через Лукоянов, не останавливаясь в нем (слайд 5 ). Но у него кончилась подорожная, и он вынужден был заехать на последнюю перед Болдином станцию, которая находилась в Лукоянове, чтобы сдать подорожную и расплатиться за лошадей. Дальше он мог ехать только на вольных, которых должен был нанять тоже в Лукоянове. Это заняло некоторое время и дало возможность поэту познакомиться с городом, хотя Лукоянов того времени представлял собой городок, похожий на деревню, преимущественно с деревянными одноэтажными домами.

- (слайд 6 ) 3 сентября 1830 года Пушкин впервые увидел Болдино: одноэтажный дере- венский дедовский дом за мелким частоколом, рядом контора, церковь и длинная деревня с избами, крытыми соломой и тесом. Небольшой пруд, тронутые осенним золотом рощицы на отлогих холмах, а кругом волнами-увалами бесконечная степь…
- По приезде Пушкин с головой окунается в скупые деловые бумаги, необходимые для вступления в наследство имением.

(слайд 7 ) Как видите, ничто не предвещает о необычном урожае Болдинской осени, о котором поэт известит своего друга Петра Александровича Плетнева, через три месяца вернувшись из Болдино в Москву:
(Ученик читает письмо Пушкина Плетневу: «Скажу тебе(за тайну),что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина»…Повесть, писанную октавами (имеется в виду «Домик в Коломне»).Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан».Сверх этого около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все…Написал я прозою 5 повестей…» )
- Не назвал поэт еще «Сказку о попе и работнике его Балде», неоконченные «Сказку о медведице» и «Историю села Горюхина», а также множество критических статей.

4 ноября А.С.Пушкин из письма отца узнал, что семья Гончаровых из Москвы не уезжала, и, опасаясь за жизнь своей невесты, он пытается вырваться из карантинного плена и вернуться в Москву. Он узнает, что проезд в Москву возможен, если имеется свидетельство о том, что человек едет из «незачумленной» местности. Такое свидетельство можно было получить в Лукоянове.
- С попыткой получить такое свидетельство связан второй приезд Пушкина в наш город, где-то с 7 по 10 ноября.

(слайд 8 )Во время второго приезда в Лукоянов Пушкин остановился на ночлег в гостинице при трактире И.Т.Агеева, который находился на ул.Ямской, на берегу р.Хвощевки (сейчас это ул.Пушкина,326 )

В «Истории села Горюхина» есть строки, явно относящиеся к нашему городу (читает ученик ) : «День был осенний и пасмурный. Прибыв на станцию, с которой должно мне своротить на Горюхино, нанял я вольных и поехал проселочной дорогой». И еще : «…был переименован в город в 17… году и единственное замечательное происшествие, сохранившееся в его летописях, есть ужасный пожар, случившийся 10 лет назад и истребивший базар и присутственные места».

Эти слова тоже, несомненно, относятся к нашему городу, так как напоминают о страшной трагедии, которая случилась в нем в 1816 г. К 1830 году, за 14 лет после пожара, лукояновцы смогли построить новый город ( слайд 9 )
- А теперь давайте обратимся к самим произведениям, написанным на нашей земле.

( Ученик читает «Элегию» )

- «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Именно здесь поэт почувствовал истинность своего призвания. В чем загадка «плодовитости»творчества Пушкина здесь, в Болдине? Что за тайна? Послушаем еще стихи.

(Ученик читает «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». )

-Часто мы слышим такой ответ: «На болдинской земле на Пушкина снизошло вдохновение».Что такое вдохновение? (ответы уч-ся)А как вы понимаете слово «снизошло» по отношению к слову «вдохновение»? ( ответы уч-ся )

- Да, «снизошло»- значит пришло свыше, даровано человеку Богом. Недаром ведь есть выражение «божественные строки».

- Чем же особенна наша нижегородская земля, что именно на ней пришло к великому русскому поэту упоительное вдохновение? Почему есть Болдинская осень и нет, например, Михайловской? Да , наверное, потому, что наша земля тоже избрана Богом. Много в истории нашей страны имен, связанных с нижегородской землей. Что для вас значат имена К.Минина и Д. Пожарского? Серафима Саровского? Алены Арзамасской? ( ответы уч-ся )
- Каждому гению дан тот уголок земли, та часть Родины, где он обретает неразрывную чудодейственную связь со своим народом, где он обретает право быть Учителем своего народа. Вы все читали «Повести Белкина» Чему нас учит Пушкин в этих простых произведениях? (слайд 10 )

(Не будь завистлив и мстителен; почитай родителей своих; держи свое слово ,данное перед Богом; не желай зла ближнему своему )

- Знакомые наставления? Где вы их встречали? (в Библии ) Разве мудрые пушкинские поучения расходятся с библейскими? Конечно, нет! Пушкин учит нас во всех жизненных ситуациях следовать православным заповедям.
- Осень, как самое значимое время года для поэта, пора вдохновения, всегда отмечалась А.С.Пушкиным. ( Ученик читает отрывок из письма Пушкина к Плетневу: «Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет. Пора моих литературных трудов настает.»)

( Звучит музыка Чайковского из «Времен года», а ученик читает отрывок из «Осени» ( «Унылая пора! Очей очарованье…)

- Почему же осень? Осень – это величайшее напряжение природы перед своим зимним сном. Осень – это пестрый и яркий ковер, который вскоре скроется однообразным белым покрывалом из снега. Русской человек, как и осень, всегда живет на пределе своих чувств и работоспособности, отдавая им всю свою душу, без остатка, словно зная, что завтра его уже не будет на этой земле. Осенний холод бодрит, придавая уму человеческому ясности и трезвости, что так необходимо поэту, для того чтобы увидеть и отразить окружающий мир в предельном правдоподобии.

- А где мы , ребята, сможем увидеть осенний пейзаж во всей полноте и величии? ( ответ уч-ся: « В деревне».) ( Ученик читает отрывок из письма Пушкина Плетневу : «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази : степь да степь, соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает.»)

- Скажите, а чем отличается деревенский житель от городского? (ответы уч-ся)

- Да, деревенский житель обычно немногословен, трудолюбив, всегда готов прийти на помощь односельчанину, всегда на виду. Деревня – это покой, так важный для любого из нас, а особенно для поэта Не случайно все любимые герои его произведений ,особенно идеалы русских женщин, росли и воспитывались в деревне. И не случайно, женившись на Н.Н.Гончаровой по приезде из Болдина, Пушкин будет вынашивать мечту вновь вернуться в тихий деревенский уголок.

(Ученик читает отрывок из «Евгения Онегина» «Путешествие Онегина», строфа 18 «Иные нужны мне картины…»)
- Итак,1830,1833,1834г. Именно в эти годы Пушкин приезжал в Болдино и непременно осенью, и каждый раз увозил с собою в столицу из деревни новые произведения.

В нашем городе в 1833 и 1834 годах поэт был лишь проездом.
4.Подведение итогов занятия.
- Итак, нам пора подвести итоги нашего занятия ( слайды 11,12,13,14 )

1. В Болдине божественный источник вдохновения питал душу Пушкина три осенних месяца. Было создано столько творений, сколько ранее Пушкин создал почти за 5 лет!

2.В Болдине Пушкин до конца осознал, что именно в деревне взрастает истинная, чистая русская душа, способная противостоять любым искушениям зла.

3. В «Повестях Белкина» Пушкин дает нам пример, как нужно поступать в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях.

4. Болдино для Пушкина, надеюсь, и для всех нас,- не просто географическая точка на карте. Это Богом избранное место, где для пушкинского гения соединилось поистине «божественная троица»- вдохновение, осень, деревня.

(Звучит «Осень» из «Времен года» П.И.Чайковского, а ученик читает отрывок из стих – я «Осень»: «И пробуждается поэзия во мне…» до « минута – и стихи свободно потекут»)

- Ребята, я вам всем желаю вдохновения, за какое бы доброе дело вы не взялись. На наших уроках мы обратимся к священному источнику Пушкинского Слова – к его творениям, рожденным Болдинской осенью. ( слайд 15 )

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…» icon Конспект урока литературы в 8 классе «Л. Н. Толстой. Страницы великой жизни»
Методическая разработка программы элективного курса «Современная русская литература» (10-11 класс)
Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…» icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…» icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…» icon Методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…» icon Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя»
Задание для учащихся, прочитайте фактический материал по истории, назовите главную мысль текста?
Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…» icon Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…» icon Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)
Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…» icon Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк,...
«Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе – Новокузнецк, 2009....
Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…» icon Конспект урока литературы по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе В. Коровиной ) Литературно краеведческое путешествие «Вспоминая Болдинскую осень…» icon Методическая разработка урока по русскому языку
Приемы обучения: демонстрация, классификация, сопоставление, выписывание изучаемых единиц из текста
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции