Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного




Скачать 100.78 Kb.
Название Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного
Дата публикации 08.10.2014
Размер 100.78 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса

Внеклассная работа по литературе и русскому языку – важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе.


Цели:

– прививать интерес к изучаемому предмету;

– развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;

– развивать коммуникативные навыки между учениками разных возрастов;

-способствовать становлению и развитию доброжелательных отношений в педагогическом коллективе.

План недели ТВОРЧЕСТВА

по русскому языку и литературе

( с 25. 02. – по 4.03)

11.02. - День рисунка (выставка рисунков и стенгазет).

Принимаются иллюстрации к любым художественным произведениям от уч-ся 5-7 кл.

8-11 кл. – выпуск тематических стенгазет.

12.02. – Аукцион литературных знаний “ Любви все возрасты покорны…”

(Для уч-ся 8-11. Ответственные: уч-ся 9 кл.)
13.02. – День Творчества (конкурс “Ода русскому языку” или “Ода Учению”, или “Ода Учителю”). Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе. Принимают участие все желающие.
14.02. – Конкурс чтецов. (Темы: от войны до любви).

Участвуют уч-ся 5-11.

Экскурсия. Посещение литературного музея имени Ф.М.Достоевского.(срок будет указан позднее)
15.02. – Аукцион знаний по русскому языку (для уч-ся 5-8 кл. проводят уч-ся 10 кл.)
18.02 – Подведение итогов конкурсов, аукционов.

Награждение победителей .


Аукцион литературных знаний “Любви все возрасты покорны…”

Кому посвящены эти строки?

1. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты. (А. Пушкин, Анне Петровне Керн)
2. Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем...(А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной)
3. Исполнились мои желания.

Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна..,

Чистейшей прелести чистейший образец… (А. Пушкин, Наталье Гончаровой)
4. Я красивых таких не видел... (С. Есенин, сестре Шуре)
5. Я встретил Вас – и всё былое.

В отжившем сердце ожило…(Тютчев, Елене Александровне Денисьевой)
6. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. (Фет, Марии Лазич)
Назовите авторов следующих строк:
1. О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! (Тютчев)
2. Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть. (Фет)
3. Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я её любил,

А потому, что я томлюсь с другими. (И. Анненский)
4. О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней. (Тютчев)
5. Любить иных тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен. (Б. Пастернак)
6. Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей… (А. Пушкин, “Евгений Онегин”)
7. Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило было,

Желаний и надежд томительный обман... (А. Пушкин, “Погасло дневное светило...”)
8. Мне дорого любви моей мученье-

Пускай умру, но пусть умру любя. (А. Пушкин, “К Наталье”)
9. О да, любовь вольна как птица,

Да всё равно – я твой!

Да всё равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой. (А. Блок)
10. Не верят в мире многие любви

И тем счастливы; для иных она

Желанье, порожденное в крови,

Расстройство мозга иль виденье сна. (М.Ю.Лермонтов)
Назовите авторов следующих афоризмов:
Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин)

Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов)

Любовь – претрудная школа жизни. (И.А. Гончаров)

Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И.С.Тургенев)

Хочешь быть счастливым – будь им. (Козьма Прутков)

Любовь к себе – вот роман, который длится всю жизнь. (О.Уайлд )

Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить—значит вместе смотреть в одном направлении. (Антуан де Сент-Экзюпери) .
Вспомните строки, посвященные этим женщинам.

Можно показать портреты А.П.Керн, Н.Н.Гончаровой, Е.Денисьевой, Л.Менделеевой и др.
Назовите авторов музыки.

Звучат романсы:

Б.Шереметьева “Я Вас любил”, Н.Римского-Корсакова “На холмах Грузии”,
М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”, А. Шусера “Не спрашивай, зачем”, ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского. (Все музыкальные произведения можно прослушать на учебном диске “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий” Познавательная коллекция. Мультимедиа энциклопедия ).
Аукцион знаний по русскому языку

1. Задание. “Волшебный круг”.

Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)
Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я
2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

Бульон (французский)

Футбол (английский)

Галстук (немецкий)

Бухгалтер (немецкий)

Баскетбол (английский)

Жалюзи (французский)

Школа (греческий)

Балет (французский)

Гимназия (греческий)

Спорт (английский)
3. Вопросы об устаревших словах.

Что означают эти слова:

Вершок (мера длины, равная 4,5 см).

Кушак (пояс из мягкой ткани).

Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).

Яхонт (драгоценный камень).

Невод (сеть).

Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).

Бричка (повозка, телега, вид транспорта).

Кляча (плохая, изнуренная лошадь).

Пищаль (оружие).

Ржа (ржавчина).
4. Что обозначают в русском языке заимствованные слова:

Дискуссия – спор.

Диалог – разговор двух лиц.

Дебаты – обсуждение.

Инновация – нововведение.

Консилиум – совещание врачей.

Менталитет – склад ума.
5. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.

(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)
6. Назовите слова, в которых две приставки и два суффикса.

(Например, необдуманный)
7. Произнеси словами числительные:

К 518 + 242

От 263 – 75

К 359 +923

От 841 – 136

С 678 рублями

С 849 рублями
8. Назовите основу в следующих предложениях:

А) Встречающие вышли на перрон.

Б) На улице сыро.

В) Думаю о тебе всегда.

Г) Жить – Родине служить.

Д) Свобода – это осознанная необходимость.

Е) Рассвело.


Таким образом, мы видим, что план Недели дает возможность каждому ученику проявить себя, стать художником, чтецом, поэтом, ведущим конкурса или членом жюри, встретиться с поэтом и задать ему свои вопросы, посетить музей и поучаствовать в викторине. Происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации.

Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.

Урок-размышление на тему: "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом" (Роберт Бёрнс стихотворение "Честная бедность")

Форма урока: Урок-размышление.

Цели урока:

Ознакомить учащихся с шотландским поэтом Р. Бернсом и его стихотворением "Честная бедность", проследить отражение в его стихотворении таких нравственных категорий как честь, достоинство, гордость, ответственность и т.д.

Пробудить у учащихся живой отклик на проблемы и нравственные принципы поэта своего времени.

Воспитывать вдумчивого читателя, расширить и углубить познания учащихся, пробудить интерес к творчеству Р. Бернса и любовь к жизнелюбивой поэзии поэта.

Оборудование: портрет Р. Бернса, выставка сборников стихов поэта, материалы из биографии и т.д.

Особое место в английской литературе XVIII века занимает творчество замечательного шотландского поэта Роберта Бернса (1759—1796).

Роберт Бернс родился в семье бедного крестьянина в деревне Аллоуэй в окрестностях шотландского города Эйр. У его отца не было собственной земли, он арендовал ее у помещика; глинобитная хижина была построена им самим. Едва научившись грамоте, маленький Роберт Бернс должен был помогать отцу в работе.

С детских лет будущего поэта волновала народная песня. Шотландские народные баллады будили его воображение. Здоровое реалистическое чутье поэта отвергало мистику и суеверия, содержащиеся во многих старинных легендах. Поэт впитывал в себя все живое и здоровое, подлинно народное в этом наследии. Ему нравились песни, в которых изображались чувства и переживания таких же простых людей, как и он.

Учился Бернс урывками, читал, что попадалось под руку.

В короткие часы досуга и за работой рождались певучие строфы, в которых поэт воплощал волновавшие его чувства.

Судьба Роберта отразила одновременно величие и бессилие века Просвещения: молодой пахарь сразу, в первом же сборнике стихов заявил о себе как поэт огромного дарования, но считался недостаточно образованным для того, чтобы занять скромную чиновничью должность.

Бернс справедливо считал для себя унизительным положение слезливого просителя, обивающего пороги высокопоставленных лиц. Он гордился своей принадлежностью к трудовому и свободолюбивому народу:

"Как бы я ни был беден, у меня есть мое независимое состояние — мой плуг". Для него, сына своего века, чтение стало жизненной потребностью. В одном из своих последних стихотворений Бернс провозглашал основную просветительскую идею:

Да здравствует право читать,

Да здравствует право писать.

Правдивой страницы

Лишь тот и боится,

Кто вынужден правду скрывать.

Поэт доискивался до правды во всем: в сфере чувств и в мире социальных отношений. Требование правды являлось для него нравственной опорой в борьбе с несправедливостью и злом. А он борец.

"Мне кажется, что, если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах". И хотя слава открыла перед поэтом двери дворцов, он не стыдился своей бедности, но и не выставлял ее напоказ.

Центральным лирическим героем песен Бернса был простой человек — труженик. Его жизнь, его будничные заботы и скромные радости, его повседневный труд впервые в поэзии Англии и Шотландии находили вдохновенное воплощение. Не стало и исключением его замечательное стихотворение "Честная бедность", в котором лирический герой — человек, сознающий собственное достоинство:

Кто честной бедности своей

Стыдится и всё прочее,

Тот самый жалкий из людей,

Трусливый раб и прочее.

Герой Бернса исполнен чувства собственного достоинства. Изнурителен труд его, тяжела его доля, но он гордится тем, что он честный труженик.

Кто честным кормится трудом, —

Таких зову я знатью, —

уверенно заявляет поэт, противопоставляя честную бедность бесчестному богатству и знатности.

В стихотворении несколько раз звучат слова честь и достоинство. (Найдите в толковом словаре значение этих слов.)

Достоинство— совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть**.

Посмотрите, как тесно связаны эти понятия — честь и достоинство.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

Это мудрое стихотворение одновременно и грустное, и шутливое.

-А легко ли живется лирическому герою и его близким?

Мы хлеб едим, и воду пьём,

Мы укрываемся тряпьём...

А между тем дурак и плут

Одеты в шёлк и вина пьют...

Есть ли смешные строчки в стихотворении? Найдите их.

Вот этот шут — природный лорд,

Ему должны мне кланяться,

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется.
Чем достигается комический эффект? Лорд оказывается шутом. Он чопорен и горд — чем? Поэт называет его "бревном". Это метафора.

-На чем основаны данные метафоры? На сходстве предметов — облик, сообразительность, ум лорда позволяет сравнить его с шутом и бревном.

-Обратите внимание на противопоставление образов и понятий. Как называется такой прием? Антитеза.

-Какие образы и понятия противопоставляются?

Бедняки — богачи

Стыдится — гордится

Знать — простонародье.

Но поэт призывает смотреть и "судить не по платью"

Награды, лесть и прочее

Не заменяют ум и честь

И все такое прочее!

Стихотворение было бы очень грустным, если в основе его была лишь антитеза: бедняки, достойные лучшей судьбы, и богачи с наградами, в шелках, орденах и лентах. Но стихотворение не ограничивается лишь антитезой.Оно убеждает не падать духом, верить и надеяться на лучшее будущее.

Четкой политической программы у Бернса не было. Он не знал, как и когда можно будет покончить с несправедливым социальным порядком. Но, выражая устремления широких трудовых масс, он воплощал в своем творчестве мечту лучших людей народа о светлом будущем.

-Образы "веселых нищих", радость жизни, бьющая через край, вопреки всем тяготам жизни, отражали оптимистическое мироощущение народа — труженика, твердо верившего в то, что

Настанет день, и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте!
И вывод, который Бернс из этого делал, — один из основных лозунгов французской буржуазной революции 1789 года: настанет день, "когда кругом все люди станут братья":

Могу вам предсказать я,

Что будет день

Когда кругом

Все люди станут братья!

"Честная бедность" — одна из самых острых социально-политических песен Бернса, отличающаяся в то же время удивительной легкостью, остроумием и изяществом. По своему содержанию песня Бернса тесно переплетается с идеями просветителей и особенно с общественно-политическим опытом Французской революции. Недаром в ХIХ веке песню Бернса называли "английской Марсельезой". Начальная строка припева "При всём при том, При всём при том", мелодия и само название заимствованы Бернсом из одноименной шотландской народной песни, бытовавшей в разных текстовых вариантах. Жизнелюбивый пафос лирики Бернса зиждется на вере в полную гармонию чувства и разума. Стихи Бернса отличаются исключительной выразительностью и простотой. Образы его всегда конкретны, предельно ясны, тон искренний и задушевный. Написанные большей частью на популярные мелодии, стихи Бернса сами стали народным достоянием. Обаяние лирики Бернса доступно русскому читателю благодаря замечательным переводам С.Я Маршака. Россия ХIХ века восторженно встретила Бернса. И Тургенев предлагал Некрасову перевести его стихи, сопроводив в письме свою просьбу такой оценкой: "Бернс—это чистый родник поэзии". Некрасову не удалось осуществить это желание. Переводили Бернса М. Лермонтов, М. Михайлов, Э. Багрицкий и другие.

Переводы С. Маршака сделали творчество Бернса дорогим и близким читателю нашей страны. Они, по словам А. Твардовского, "выполнены в том поэтическом ключе, который мог быть угадан им только в пушкинском строе стиха, чуждом каких бы то ни было излишеств, строгом и верном законам живой речи, пренебрегающей украшательством, но живописной, меткой и выразительной".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного icon Конкурс чтецов
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала...
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного icon Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках...
Вует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской...
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного icon Положение о проведении I
Малой академии наук Украины проводится с целью духовного, творческого, интеллектуального развития детей Украины, воспитания их в...
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного icon О проведении ІІ этапа Всеукраинского конкурса-защиты
Ман отделения филологии и искусствознания (далее – конкурс) проводится с целью интеллектуального и творческого развития учащихся,...
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного icon Положение о проведении I этапа Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских...
Малой академии наук Украины проводится с целью духовного, творческого, интеллектуального развития детей Украины, воспитания их в...
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного icon Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального...
Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых...
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного icon Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного icon «Что для меня русский язык?»
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, выявление одарённых детей
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного icon Сайты педагогов русского языка и литературы
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Р. М. Леонтьевой (разработки уроков, презентации, интерактивные тесты)
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного icon «Дар» I. Общие положения программы «Дар»
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции