А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа)




Скачать 112.31 Kb.
Название А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа)
Дата публикации 08.10.2014
Размер 112.31 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Учитель русского языка и литературы Иванова Галина Борисовна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Каплинская школа»
Урок литературы. 9 класс
Тема: А.С.Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа)
Цель: углубить знания детей о приемах создания художественного образа человека; раскрыть значение эпиграфов к главам произведения; учить детей находить реминисценции к произведению; развивать способность понимания психологического состояния человека; воспитывать понимание норм добра и зла.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, графини Голицыной, иллюстрация эпизода встречи Германна и графини; текст произведения.
Ход урока

Верх искусства фантастического

Ф.М.Достоевский

1 . Рассказ учителя об истории написания повести «Пиковая дама».

Творческая история «Пиковой дамы» прослеживается с лета 1828 года. Впечатления этого времени содержали зерно будущего замысла.

Повесть написана в Болдине в октябре - начале ноября 1833г. Напечатана в журнале «Библиотека для чтения» (1834, т. II., кн. 3); вошла в «Повести, изданные Александром Пушкиным»

Пушкин читал «Пиковую даму» П. В. Нащокину и ему же рассказывал, «что главная завязка повести не вымышлена. Старуха графиня - это Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже в том роде, как описал А.С.Пушкин.

Внук ее, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные её в Париже С.-Жерменем. «Попробуй»,- сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести все вымышлено. Нащокин заметил Пушкину, что графиня не похожа на Голицыну, но что в ней больше сходства с Натальей Кирилловной Загряжскою, другою старухою. Пушкин согласился с этим замечанием и отвечал, что ему легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и привычки были сложнее».

Сам Пушкин тоже любил играть в карты. Поэт был игрок, и притом «постоянный». Он сам говорил, что из одолевавших его страстей страсть к игре — наисильнейшая и что он предпочел бы умереть, чем не играть.

А о том, как Пушкин, играя, заигрывался, можно представить себе по выдержке из «Записок» П.А.Вяземского: «Пушкин, во время пребывания своего в Южной России, ездил за несколько верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехав в город, он до бала сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогулял все деньги свои, и бал, и любовь».

«Пиковая дама» – это типичная петербургская повесть, предваряющая петербургские повести Гоголя и роман Достоевского «Преступление и наказание». Достоевский говорил: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии. Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение»

2. Определение жанра произведения.

- Как вы определите жанр данного произведения? Обоснуйте свое мнение.

(«Пиковую даму» принято считать повестью. Но этому противоречит

концентрация сюжета вокруг одного события (вынесенного в заглавие) и одного героя, а также локализация действия, укладывающегося в считанные дни (ср. «Дня через два…») и другие детали, «спрессовывающие» время, достаточное, чтобы исчерпать историю Германна.

Это произведение, созданное Пушкиным в его любимом жанре новеллы (ср. с «Выстрелом»). Это новелла, т.к. присутствует ёмкость, лаконизм, динамика повествования, неожиданные сюжетные и психологические повороты)

Пушкинское представление о прозе: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей; без них блестящие выражения ни к чему не ведут».

  1. Работа по соотнесению эпиграфов и содержания частей.

- Какую особенности композиции вы сразу отметили?

(Строгое деление на части. Каждая часть имеет эпиграф - короткий текст, выражающий основную идею произведения; намекающий на то, что будет увидено потом в произведении)

- Соотнесение эпиграфа и содержания части. Определение роли композиционных частей. Чтение эпиграфа к первой части произведения.

- Какой тон задаёт стихотворение, на какое восприятие настраивает? (стихотворение ироничного характера, герои не названы, все напоминает какое-то сатанинское действо)

содержание части:

- О чем узнаем в первой части произведения?

(герой узнает таинственную историю трех карт)

- Что дает соотнесение эпиграфа и содержания части?

(автор выражает ироничное отношение к событиям, т. е. история о трех картах может быть неправдоподобна и все, что в ней есть, может быть связано с нечистой силой, со злом. Эта история не может служить на благо человеку)

Учитель зачитывает следующие 3 эпиграфа вместе.

2ч. «Вы, кажется, решительно предпочитаете камеристок. Что делать? Они свежее» (светский разговор)

3ч. «Вы пишете мне, мой ангел, письмо по четыре страницы, быстрее, чем я успеваю их прочитать»(переписка)

4ч. «Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого!» (переписка)

- Что было прочитано? (эпиграфы ко 2, 3, 4 частям произведения)

- Кто из героев мог произнести эти слова?

- Какую историю поведали они нам?

(историю отношений между Лизаветой Ивановной и Германном, историю наигранных чувств)

- Какой характер носят эти 3 эпиграфа: реальный или фантастический?

5 часть:

- Что представляет собой эпиграф второй части?

(момент рассказа шведского философа-мистика, отражение в нем веры в потустороннюю силу)

- Какой характер носит этот эпиграф: реальный или фантастический?

- На что же может намекать нам здесь автор?

( Автор стирает границы между реальными и вымышленными событиями. Предоставляет нам право самим решать, где вымысел, а где реальность)

6 часть:

- Как можно соотнести эпиграф и содержание части?

(здесь показана недосягаемость желания Германна; это попытка приказать своей судьбе, сказать ей «ты», понимание недосягаемости своего желания)

Заключение: узнаем, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия, обозначено направление дальнейшего развития событий и судеб героев

Вывод: эпиграфы помогают нам увидеть точку зрения автора на события, формируют наше отношение к происходящему. Часть эпиграфов реального характера, а часть – фантастического, что настраивает нас на определенное восприятие произведения

- Определите место каждой части в композиционном строе произведения.

1ч. – завязка

2 – 5ч. – развитие действия

6ч. – кульминация

Заключение (// эпилог)

4. Приемы создания художественного образа человека (дети получали это задание на дом, готовили закладки)

1) Характеристика героя другими действующими лицами (Ч. 4)

«Этот Германн лицо романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». (Томский Лизавете Ивановне)

- Вспомните «наполеоновский» мотив в «Евгении Онегине»

(гл 2, ч 14)

«Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребляя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно»

- Случайно ли он повторился в «Пиковой даме»? Как понимать такое сравнение? (вспомните, чуть позже Лизавета Ивановна увидит, как Германн сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь, эта поза напомнит ей Наполеона)

Таким образом Пушкин характеризует как самого Наполеона, так и современную молодежь с её стремлением во что бы то ни стало утвердить свою личность, с безграничной жаждой власти, с неразборчивостью в средствах.

Главный герой - новая разновидность «наполеоновского» типа.

Трагедия повести – трагедия одного «маленького наполеона», пытавшегося навязать жизни свою волю и не имеющего силы устоять в неравном поединке.

- «…на его совести по крайней мере три злодейства»,- так в шутку говорит Лизавете Ивановне о Германе Томский. Героиня вскоре вспомнит эти слова и почувствует их страшную правдивость.

- Назовите эти «три злодейства» Германна.

2) Характер героя: поступки, отношение к другим людям, речь(Ч 1)

«Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»

- Эта фраза, выражающая жизненную позицию героя, повторяется в повести дважды? Какое значение вкладывал в неё герой вначале?

- Какое значение приобрела эта фраза впоследствии, как преобразовался её смысл к концу произведения?

(из материальных понятий происходит переход в духовные. Первое значение – жертвовать малым достатком ради приобретения большего, жертвовать деньгами ради денег. Второе значение – жертвовать необходимым: совестью, честью ради излишнего – положения в обществе, обогащения; жертвовать нравственным ради материального.

Ч. 3(разговор с графиней)

Демонстрируется иллюстрация к эпизоду

«Для кого вам беречь вашу тайну?...Я не мот; я знаю цену деньгам»

«если когда-нибудь сердце ваше знало чувство любви…если что – нибудь человеческое билось когда – нибудь в груди вашей,…умоляю вас…не откажите мне в моей просьбе»-откройте мне вашу тайну!...Может быть, она сопряжена с ужасным грехом…с дьявольским договором…я готов взять грех ваш на свою душу»

«Старая ведьма! Так я ж заставлю тебя отвечать…»

«Перестаньте ребячиться…Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты?»

( просматривается Мефистофель)- это третье злодейство

- Почему Германн не поверил графине, что легенда о трех картах — шутка. (Германн стремится во что бы то ни стало узнать тайну трех карт. Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка)

- В данном произведении встретились два века так же, как они встретились в произведении ….(дети указывают автора и произведение: Грибоедов «Горе от ума»)

- В устах Чацкого сравнение выглядит так:

И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея

- А как выглядит «век нынешний и век минувший» в произведении Пушкина (контраст столетий: аристократизм «века минувшего» - жестокая расчетливость и алчность нынешнего)

Сама же графиня очень напоминает нам графиню Хрюмину из этой же комедии, говорящую следующие слова графине-внучке:

Поетем, матушка, мне, прафо, не под силу,

Когда-нибудь я с пала та в могилу.

3) Психологический анализ (воссоздание чувств, мыслей, побуждений персонажа)

Задание :

- Проследите, какие изменения происходят с героем? (Ч. 2)

«Что если старая графиня откроет мне свою тайну! …Почему ж не попробовать своего счастья?...Представиться ей, подбиться в её милость,-пожалуй, сделаться её любовником…Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»

«Долго не мог заснуть, и, когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зеленый стол, кипы ассигнаций и груды червонцев. Он …выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман».

- Говоря о грудах червонцев, мы вспоминаем произведение другого автора и убеждаемся в схожести мотивов. Какого героя напомнил вам этот эпизод?

«Портрет» Н.В. Гоголя.

Герой также поддался соблазну, отказался от преодоления трудностей ради высокой цели, выбрал легкий путь, решил достичь всего с помощью денег и был наказан судьбой.

Германн унижен и подавлен своей социальной зависимостью, социальным неравенством, и только деньги – думает он – могут принести ему свободу.

Ч.3

«Германн их (письма) писал, вдохновенный страстью, и говорил языком, ему свойственным: в них выражались и непреклонность его желаний и беспорядок необузданного воображения»

Ч. 3

«Он был спокоен; сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что – нибудь опасное, но необходимое» (у дома графини)

«Германн услышал её неторопливые шаги…В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел»

Ч. 4

«Германн смотрел на неё молча: сердце его также терзалось, но ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».

- Проанализируйте состояние героя.

На наших глазах происходит моральное падение героя. Душа, алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть. Германн отвергает все нормы добра и зла ради единственного блага: торжества своего «я» и его «эгоизм приобретает черты маниакальной власти денег».

Ч. 6

«Тройка, семерка, туз - не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!... Настоящая тройка червонная…Он хотел в открытых игрецких домах Парижа вынудить клад у очаровательной фортуны» »

- Почему из карточной колоды Пушкин выбрал именно эти карты: «тройка, семерка, туз»? оправданно ли это в новелле?

(это возрастание значимости, последняя карта самая важная, не имеет себе равных; приём параллелизма: герой хотел пройти такой же дорогой, но потерпел поражение)

В «Пиковой даме» сказался художественный опыт Пушкина – сказочника:

герой владеет определенной тайной, но должен выдержать испытания на нравственность, должен выполнить определенные условия.

- Что это за условия?

- Каким образом месть графини облекается в форму сказочного оборотничества.(туз поменялся на даму)

4) Художественная деталь.

- Обратили ли вы внимание на такую повторяющуюся деталь в произведении: Германн – инженер; существенно ли это? встречали ли вы прежде указание на профессию героя? Почему Пушкин прибегает к этой подробности, «играет» ею?

5) Изображение природы(Ч. 3)

« Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты.. Изредка тянулся Ванька на тощей кляче своей, высматривая запоздалого седока».

Городской пейзаж проникнут ощущением внутренней напряженности и беспокойства. Эта картина враждебна герою. Она предвещает трагическую судьбу Германна.

Человеческая трагедия представлена как малый эпизод из жизни большого города.

5. Работа над символикой произведения.

А) Символика трех карт как воплощение идеалов Германна.

- Загадочные три карты!.. Они менялись на протяжении произведения. Назовите их ещё раз. Что они могли символизировать? Как привели они героя к такой трагической развязке событий?

Расчет – умеренность – трудолюбие –(«вот мои три верные карты, вот что устроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость»)

Тройка – семерка – туз – формула выигрыша и обогащения

Тройка – семерка – дама – символ краха игрока и человека

Три последние карты подтверждают неизбежность возмездия. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок непременно проиграет.

- Чего стоила Германну тайна трех карт?

(злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут его к саморазрушению)

Б) Символичность названия.

- Произведение называется «Пиковая дама», что же может обозначать, символизировать это произведение?

(«Пиковая дама» означает игральную карту, старую графиню, символ судьбы, увлекающей героя к безумию и гибели)

- Так каков же может быть смысл эпиграфа ко всему произведению?

( пиковая дама – это символ судьбы, оказавшей свою тайную недоброжелательность к герою, в центре произведения – поединок героя с судьбой.

Призрак графини тщетно взывает к нравственному чувству. Герману отказано в человеческой душе.

Роковая пиковая дама – месть герою, попирающему человека во имя обретения «фантастического богатства»)

Повесть названа именем антагониста (врага), вмешивающегося в судьбу героя.

6. Итог урока. Домашнее задание

- С.Пушкин в повести «Пиковая Дама» затронули тему злодеяния, тему пре-ступления ( то есть переступления через Евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведет его к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.

Эссе «Актуальна ли проблема «наполеонизма» сегодня?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon Эти произведения мы будем изучать на уроках литературы в 9 классе
Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин», "Пиковая дама", "Медный всадник","Моцарт и Сальери"
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon Список литературы на лето для учащихся
А. С. Пушкин «Маленькие трагедии», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Пиковая дама»
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon Русская литература XIX века
Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon Литература XIX века Жуковский В. "Светлана"
Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon Урок литературы в 8 классе Тема А. С. Пушкин «Пиковая дама»
Цель урока: познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А. С. Пушкина, оп
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon Список литературы для чтения летом
А. С. Пушкин «Южные поэмы», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Маленькие трагедии», лирика
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon Литература на лето для 8 класса «Житие протопопа Аввакума»
Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon Список литературы для летнего чтения ( будущие 8-классники)
А. С. Пушкин. «Вновь я посетил…». Повести Белкина. История Пугачева. Капитанская дочка. Пиковая дама
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon Рекомендательный список для 9 класса
Пушкин А. С. Евгений Онегин. Пиковая дама. Выстрел. Метель. Гробовщик. Бахчисарайский фонтан. Борис Годунов. Маленькие трагедии....
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика произведения, проблема «наполеонизма» (2 часа) icon Рекомендации для летнего чтения к 7 классу
А. С. Пушкин. Поэмы: «Медный всадник», «Полтава», повести: «Пиковая дама», «Повести Белкина», драма «Борис Годунов»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции