№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Характеристика
деятельности
учащихся
или виды
учебной деятельности
|
Виды контроля
|
Планируемые
результаты
|
Дом.
задание
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
Введение (1 час)
|
|
1
|
Введение. Художественное произведение. Автор и герои.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение статьи В. Б. Шкловского, развернутый ответ на вопрос: почему автор называет книгу «дорогой»?
Беседа о летнем чтении.
|
Текущий
|
Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе.
Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении.
|
Викторина, вопросы и задания 1—3, 5 (с. 4-5)
|
4.09
|
4.09
|
Устное народное творчество (3 часа)
|
2
|
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение статьи, выразительное чтение обрядовых песен, ответы на вопросы.
|
Текущий
|
Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого.
Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.
Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках
|
Вопросы и задания 1-8 (с. 10-11)
|
9.09
|
9.09
|
3
|
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.
|
1
|
Комбинированный
|
Рассказ учителя, чтение учебной статьи, беседа, объяснение пословиц.
|
Текущий
|
Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа.
Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи
|
Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»
(с. 16-17),
|
11.09
|
1109
|
4
|
Р.р. «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
|
1
|
Развитие речи
|
Беседа, объяснение пословиц.
|
Сочинение
|
Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; составлять текст устного сочинения по плану;
|
Написать сочинение
|
16.09
|
1609
|
Из древнерусской литературы (1 час)
|
5
|
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.
|
1
|
Комбинированный
|
Слушание учителя, работа с учебником, чтение «Сказания о белгородском киселе», беседа по прочитанному. Ответ на вопрос «Какие наставления (уроки) содержит сказание?»
|
Текущий
|
Знать: черты древнерусской литературы.
Понимать: значение летописи в развитии
литературы.
Уметь: составлять план и пересказывать
текст статьи; выразительно читать текст
сказания; оценивать актерское чтение;
определять связь между летописным
и фольклорным произведением; выяснять
значение незнакомых слов; сопоставлять
произведения литературы и живописи
|
Пересказать «Сказание о белгородском киселе», с. 23-24.
|
18.09
|
1809
|
Из русской литературы XVIII века (1 час)
|
|
|
|
|
|
Произведения русских писателей 18 века (1 час)
|
6
|
Русские басни. И.И.Дмитриев. «Муха». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII века.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение статьи учебника, комментированное чтение и обсуждение басни.
|
Текущий
|
Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни.
|
Подготовить сообщение об И. И. Дмитриеве, с. 27-28.
|
23.09
|
2309
|
Из русской литературы XIX века (31 час)
|
|
|
|
|
|
Произведения русских писателей 19 века (30 часов)
|
7
|
И.А.Крылов. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение наизусть.
Комментированное чтение и обсуждение,
работа над выразительным чтением басен
|
Текущий
|
Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни.
Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение
|
Выучить наизусть басню «Муха», с. 28.
|
25.09
|
2509
|
8
|
И.А.Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.
|
1
|
Комбинированный
|
Комментированное чтение и обсуждение,
работа над выразительным чтением басен
|
Текущий
|
Знать: одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен.
Понимать: аллегорический смысл басен.
Уметь: выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение
|
Выразительное чтение одной из басен И.А. Крылова
|
30.09
|
3009
|
9
|
А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
|
1
|
Комбинированный
|
Рассказ о поэте. Работа с учебником. Чтение стихотворения и проверка первичного восприятия.
|
Текущий
|
Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть.
Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения.
Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения
|
Выучить наизусть стихотворение «Узник».
|
2.10
|
2.10
|
10
|
А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение наизусть.
Чтение стихотворения «Зимнее утро» и проверка первичного восприятия. Ответ на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения?
|
Текущий
|
Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания.
Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину».
Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение
|
Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».
|
7.10
|
7.10
|
11
|
А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина.
|
1
|
Комбинированный
|
Работа с учебником. Чтение стихотворения и проверка первичного восприятия.
|
Текущий
|
Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания.
Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину».
Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменени
|
Выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину».
|
9.10
|
9.10
|
12
|
А.С.Пушкин «Дубровский» Картины жизни русского барства.
|
1
|
Комбинированный
|
Работа с текстом произведения, беседа, анализ эпизодов, комментированное чтение.
|
Текущий
|
Знать:содержание глав I-II.
Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества.
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов
|
Вопросы к главам III-IV
(с. 139)
|
14.10
|
1410
|
13
|
Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.
|
1
|
Комбинированный
|
Работа с текстом произведения, беседа, анализ эпизодов, комментированное чтение.
|
Текущий
|
Знать: содержание глав
I- VII.
Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения.
Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов
|
Вопросы к главам VIII-ХII
(с. 140)
|
16.10
|
16.10
|
14
|
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.
|
1
|
Комбинированный
|
Работа с текстом произведения, беседа, анализ эпизодов, комментированное чтение.
|
Текущий
|
Знать: содержание глав I— XII.
Понимать: мотивы поступков героев; отношение автора к героям.
Уметь: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки
|
Вопросы
и задания к главам ХШ-ХVШ (с. 140)
|
21.10
|
21.10
|
15
|
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
|
1
|
Развитие речи
|
Написание сочинения
|
Сочине
ние
|
Знать: сюжет и содержание романа;
теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет.
Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
|
Сочинение, подготовится к контрольной работе
|
23.10
|
23.10
|
16
|
А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.
|
1
|
Комбинированный
|
Выборочный пересказ, беседа по прочитанным повестям.
|
Текущий
|
Знать: сюжет и содержание повести «Барышня-крестьянка».
Понимать: роль иронии, антитезы в композиции повести; отношение автора к героям.
Уметь: выразительно пересказывать и
инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки
|
Вопросы
и задания
(с. 145),
|
28.10
|
28.10
|
17
|
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.
|
1
|
Контрольная работа
|
Ответы на вопросы контрольной работы
|
Тестирование
|
Знать: сюжет и содержание романа;
теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет.
Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению
|
|
30.10
|
30.10
|
18
|
М.Ю.Лермонтов. «Тучи» Основное настроение и композиция стихотворения.
|
1
|
Комбинированный
|
Рассказ о поэте. Чтение стихотворений и проверка первичного восприятия. Ответ на вопрос «В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек, утёса, листка?»
|
Текущий
|
Знать: сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть.
Понимать: драматический пафос стихотворения.
Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Задание 3 (с. 151),
|
|
|
19
|
Антитеза как основной прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…», «Утес».
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение стихотворений и проверка первичного восприятия.
|
Текущий
|
Знать: содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Понимать: драматический пафос стихотворений; символический характер образов.
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; оценивать выразительность чтения; описывать иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
выучить наизусть любое стихотворение М.Ю. Лермонтова, продумать музыкальное сопровождение.
|
|
|
20
|
М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение стихотворения «Три пальмы» и проверка первичного восприятия.
|
Текущий
|
Знать: содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Понимать: драматический пафос стихотворений; символический характер образов.
Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; оценивать выразительность чтения; описывать иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Задание 3 с.155
|
|
|
21
|
Вн. чт. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством».
|
1
|
Внеклассное чтение
|
Чтение, ответы на вопросы
|
Текущий
|
Уметь выразительно читать текст художественного произведения, создавать характеристику героев, создавать план.
|
Читать рассказ Тургенева «Бежин луг»
|
|
|
22
|
И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.
|
1
|
Комбинированный
|
Рассказ о писателе. Чтение рассказа, ответы на вопросы
|
Текущий
|
Знать: сведения об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, о начале его литературной деятельности; историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и
содержание рассказа «Бежин луг».
Понимать: роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям.
Уметь: выступать с сообщениями на
литературную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просторечных слов
|
Вопросы и задания
(с. 191),
|
|
|
23
|
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.
|
1
|
Комбинированный
|
Беседа по содержанию.
|
Текущий
|
Знать: сюжет и содержание рассказа; способы создания образов героев.
Понимать: отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произведения; роль пейзажа в рассказе.
Уметь: выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-
выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним
|
Придумать названия описаниям картин природы, встретившимся в рассказе,
|
|
|
24
|
Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…»
|
1
|
Комбинированный
|
Рассказы о поэте. Чтение стихотворений и проверка первичного восприятия.
|
Текущий
|
Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...».
Понимать: роль изобразительно-
выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения;
|
Задание 3 (с. 196, к стихотворению «Неохотно и несмело...»),
Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Листья»
|
|
|
25
|
Ф.И. Тютчев «Листья». Анализ стихотворения.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение стихотворений и проверка первичного восприятия.
|
Текущий
|
Понимать: роль изобразительно-
выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения;
|
Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Листья»
|
|
|
26
|
А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение стихотворений и проверка первичного восприятия.
|
Текущий
|
Знать: сведения об отроческих и юношеских годах А.А. Фета.
Понимать: скрытый смысл стихотворения; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта.
Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Задания
6 (с. 204),
|
|
|
27
|
А.А.Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение стихотворений и проверка первичного восприятия.
|
Текущий
|
Понимать: скрытый смысл стихотворения; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта.
Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Задание 3 с.207
|
|
|
28
|
Р.р. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
|
1
|
Развитие речи
|
Написание сочинения
|
Сочине
ние
|
Уметь проводить анализ поэтического текста, находить языковые средства
|
Читать Некрасова «Железная дорога»
|
|
|
29
|
Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение стихотворений и проверка первичного восприятия.
|
Текущий
|
Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога».
Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи
|
Творческое задание с.220
|
|
|
30
|
Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение наизусть и проверка первичного восприятия.
|
Текущий
|
Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога».
Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи
|
Задание 6 с.221
|
|
|
31
|
Вн. чт. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.
|
1
|
Внеклассное чтение
|
Чтение наизусть. Ответы на вопросы.
Определение размера стихов.
|
Текущий
|
Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога».
Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи
|
Подготовиться к контрольной работе.
|
|
|
32
|
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.
|
1
|
Контрольная работа
|
Ответы на вопросы контрольной работы
|
Тестирование
|
Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению
|
Читать сказ Н.С. Лескова
|
|
|
33
|
Н.С.Лесков «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.
|
1
|
Комбинированный
|
Слушание учителя, чтение статьи о Н. С. Лескове, чтение I - III глав сказа, ответы на вопросы учителя.
|
Текущий
|
Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям.
Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки
|
Вопросы и задания 1—5
(с. 270), прочитать сказ до конца
|
|
|
34
|
Р.р. Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в произведениях Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова»
|
1
|
Развитие речи
|
Работа с текстом, выборочный пересказ эпизодов, характеристика героев, рассказ о характере Левши с использованием цитатного плана учебника, сравнение императора Александра с императором Николаем.
|
Сочине
ние
|
Знать: сюжет и содержание сказа.
Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.
Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
|
Сочинение написать
|
|
|
35
|
Вн.чт. А.П.Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.
|
1
|
Внеклассное чтение
|
Пересказ, беседа по содержанию.
|
Текущий
|
Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать
выразительность чтения
|
Читать рассказ «Толстый и тонкий»
|
|
|
36
|
А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Разоблачение лицемерия в рассказе.
|
1
|
Комбинированный
|
Рассказ о Чехове, слушание учителя, слушание рассказа с диска и его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.
|
Текущий
|
Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира.
Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать
выразительность чтения
|
Задание
С.281,
|
|
|
37
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Я.П.Полонского, Е.А.Баратынского, А.К.Толстого.
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование.
|
Текущий
|
Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи
|
Учить одно из стихотворений
|
|
|
|