Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»




Скачать 0.56 Mb.
Название Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»
страница 1/9
Дата публикации 08.10.2014
Размер 0.56 Mb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Интегрированный курс по предметам литература и музыка

«Произведения А.С. Пушкина в музыке русских композиторов»



«Пушкин – неиссякаемый

родник для русской музыки»

А.Н. Серов

Программа курса рассчитана на 68 часов (для учащихся 9 и 10-х классов).

Цель: систематизировать знания учащихся о творчестве поэта, привить любовь к русской музыке и поэзии.

Задачи:

а) изучить жанры творчества поэта, нашедшие отражение в музыке –

сказки, пейзажную лирику, любовную лирику, гражданскую лирику, повести и поэмы.

б) познакомить учащихся с музыкальным воплощением наиболее известных крупных произведений поэта (поэм, повестей) в оперном и балетном жанре.

в) познакомить учащихся с творчеством композиторов, написавших музыку к кинофильмам по пушкинским сюжетам.

г) обобщить знания учащихся по следующим темам –

- малые (романсы, хоры) и крупные вокальные жанры (опера, хоровой концерт);

- инструментальные жанры (балет, увертюра, сюита);

- певческие голоса и исполнители;

- музыка к кинофильмам и спектаклям;

- музыка брянских композиторов;

- музыка в жизни А.С. Пушкина.

Курс опирается на накопленные знания учащихся по литературе (произведения А.С.Пушкина), учитывает возрастные особенности учащихся, предполагает самостоятельные творческие исследовательские работы по углубленному изучению отдельных тем.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс разработан в соответствии с планами лицейского образования, с учетом целей и задач школьного музыкального воспитания и особенностей музыкальной культуры Брянщины.

В процессе изучения спецкурса учащиеся должны получить знания:

1) конкретных музыкальных произведений, основанных на литературных сюжетах А.С.Пушкина, а также произведений поэта (стихов, поэм, повестей).

2) имен и биографических данных русских композиторов, композиторов Брянщины, исполнителей, названий творческих коллективов.

3) основных тенденций развития русской музыкальной культуры и кинематографии.

4) теоретических понятий и музыкальных жанров.

У учащихся должны сформироваться:

  • умения

1) анализировать и оценивать литературные и музыкальные произведения, произведения киноискусства, понимать их нравственно-эстетическое содержание.

2) определять, как отражается основная идея и художественный образ литературного произведения в музыкальном и зрительном воплощении.

  • навыки:

1) восприятия музыкальных произведений

2) развития музыкального слуха (звуковысотного, ладового, тембрового, гармонического, ритмического, динамического).

3) музыкального мышления, воображения и памяти.

  • убеждения:

1) в высокой художественной ценности произведений А.С.Пушкина, русской музыкальной культуры.

2) в высоком нравственном потенциале русской музыкальной культуры и в перспективности ее успешного развития.

3) ориентация на высокохудожественные образцы русской культуры.

Материал в курсе структурирован в соответствии с последовательностью изучения произведений А.С.Пушкина в школьной программе, по принципу «от простого к сложному». В ходе учебного процесса последовательность ознакомления с материалом может быть изменена в рамках разделов, музыкальный материал также может быть изменен по выбору учителя.

«Сквозная» тема курса: изучение программного музыкального творчества русских композиторов, вдохновленных гениальной поэзией А.С. Пушкина.

Содержание курса первого года обучения.



Тема

Цель

Содержание

Музыкаль-ный материал

Раздел

1

Тема: Сказки А.С. Пушкина в музыке русских композиторов.


Познакомить кратко с этапами пушкинианы, с музыкальными произведениями и их авторами на стихи поэта. Выявить роль творчества поэта в русской музыке.





1.

А.С. Пушкин – отражение глубины русского национального самосознания.





Краткие биографические сведения о поэте. Поэзия Пушкина – вдохновенный источник и неизменный спутник на дорогах творческих изысканий русских композиторов.

Музыкальность содержания и тематика творчества поэта, нашедшая отражение в музыкальных произведениях русских композиторов.

Музыкальные жанры, основой для создания которых послужили пушкинские строки.

Этапы музыкальной пушкинианы. Краткий перечень произведений М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, Б.В. Асафьева, М. Глиэра, Ю.А. Шапорина, Г.В. Свиридова и других.

Романсы: «Соловей»

А. Алябьев

«Зимний вечер»

М. Яковлев,

«Я помню чудное мгновенье»

М.И. Глинка.

2.


Краткая характеристика жизни и творчества

М.И. Глинки – основоположника русской пушкинианы. Опера «Руслан и Людмила» - отражение героико-эпической темы в творчестве поэта, опера нового типа.

История создания поэмы, оперы. Творческий союз двух гениев. «Руслан и Людмила» - большая волшебная опера», насыщенная философским содержанием, где сказка, фантастика выражают глубокие идеи верности долгу, победы добра над злом, торжества любви. Правдивое воплощение русских народных образов в опере.

Опера как жанр, ее строение, особенности драматургии. Родство строения оперы и ее образов с русской былиной. Сравнение текста поэмы и либретто.

Краткая характеристика героев и музыки – щедрой на выдумки, поражающей богатством красок.

Опера Глинки как подлинный образец классического оперного искусства, органично сочетающая реалистические зарисовки Киевской Руси и фантастические картины царства Черномора и замка Наины.

Роль симфонического оркестра, введение новых инструментов, системы лейттембров. Яркая выразительность сольных партий и хоровых эпизодов, где в национальную стихию русского мелоса колоритно вплетаются ориентальные мотивы.

Образ Баяна как собирательный образ русского народа, Руслана – как героического, храброго и верного витязя. Образ Людмилы как любящей, преданной, нежной, шаловливой девушки. Образ Черномора как грозного, коварного, но тщедушного и смешного карлика – изображение фантастического в музыке. Танцы – отражение в русской музыке орнаментального воплощения мелодий Востока. Русская народная песня в опере (обрядовая, былинная, бытовая).

Понятия: опера, увертюра, ария, каватина, баритон, симфонический и духовой оркестры, челеста, целотоновое звучание, лейттембр.

Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» - Увертюра, Вторая песня Баяна, Ария Руслана, Марш Черномора, Восточные танцы.



3.


Симфонические оперы – сказки Н.А. Римского-Корсакова – золотой фонд русской классики и пушкинианы. (Симфоничес-кая опера-небывальщина «Сказка о царе Салтане» сатирическая - "Золотой петушок").





1. Н.А. Римский-Корсаков Краткое описание жизни и творчества оперного композитора, потрясающе талантливого мастера аранжировки, звукописи, иллюстратора пушкинских сказок, непревзойденного знатока симфонического оркестра, чья музыкальная пушкиниана является золотым фондом русской классики.

Замысел и сюжет программно-симфонической оперы-небывальщины «Сказка о царе Салтане» (1900 г., написана к 100-летию Пушкина) - примера яркого воплощения в музыке наиболее жизнерадостной и веселой сказки Пушкина.

Строение оперы (в стиле ярмарочного представления). Роль симфонических антрактов – своеобразных оркестровых эпиграфов на пушкинские строки. Инструменты симфонического оркестра, изображающие яркие картины и героев сказки.

Предвосхищение в шутливо-иронических штрихах музыкального образа Салтана сатирических черт образа Додона. Музыка оперы – безоблачно радостная, с мягким юмором, воссоздавшая наивную простоту и свежесть русского народного искусства, захватывающая рельефностью красок, щедростью эмоций, жизнерадостной энергией и ликованием.

Понятия: сопрано, инструменты - ксилофон, виолончель, гобой, кларнет, флейта.

2. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1906 г.) - блестящая оркестровая иллюстрация, фантастическая опера (небылица в лицах) – сатира на пушкинский сюжет. Преломление общественных настроений в русском обществе того времени, усиление политических мотивов в замысле и музыке оперы. Аллегорические образы пушкинской сказки как емкие символы.

Отличия в трактовках поэта и композитора, реальных и фантастических образов, введение новых персонажей. Противопоставление двух миров, конфликтность, драматизм оперы, «двойственность» ее музыки (русской и восточной одновременно).

Острая музыкальная гротескность образов «додоновщины» - Царь, Воевода, Ключница, сыновья, использование в их раскрытии саркастических и пародийных красок - негативный «паноптикум уродов в лубочном обличье, стихия идиотизма». Волшебные образы - Царица, Петушок, Звездочет – носители живой и многоцветной красоты.

Роскошь и блеск оркестровой звучности, бесконечная изобретательность в переплетении оригинальных и ориентальных мелодий, неиссякаемая свежесть и красота музыки композитора. «Превращение пушкинского жемчуга слов сказок» в музыку.

Опера – новый этап в развитии оперного искусства композитора, широкое использование в ней лейтмотивной системы, непрерывность музыкально-сценического развития, речитативность вокального стиля.

Понятия: тенор-альтино, колоратурное сопрано, инструменты – арфа, колокольчики.

Фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане»: «Полет шмеля», «Ария царевны Лебедь»,

«3 чуда».

Фрагменты из оперы «Золотой петушок»: основные темы Петушка, царя Додона, Звездочета, Ария Шамаханской царицы.


Раздел № 2

Тема: Любовная и пейзажная лирика А.С. Пушкина в вокальных произведениях малой формы (романс) русских композиторов XIX- ХХ веков.


Познакомить с произведениями на темы любовной и пейзажной лирики поэта, проанализировать историю развития русского романса, городской народной песни и оценить влияние поэзии Пушкина на их развитие.




1.

Лирика Пушкина в вокальном творчестве русских композиторов XIX века.





Характеристика творчества поэта – образность, красочность, гармоничность, музыкальность лирики, ее общезначимость, типичность выражаемых чувств, соединение конкретности, исторической и индивидуальной характерности образов с их общечеловечностью.

Понятие «романс» как жанра. Романтизм в искусстве, его основные черты. Три традиции музыкального претворения стихов поэта в музыке (бытовой романс, стилизация народной песни, камерный «концертный» романс).

Эстетическая сущность русского бытового романса, его историческая роль и основная функция в быстрой демократизации русского музыкального искусства 19 века. «Многожанровость» бытового романса, расширение его сюжетных и тематических границ, обогащение его музыкально-интонационного строя под воздействием поэзии Пушкина.

Черты классического романса – эмоциональность, человечность, психологическая глубина, всепроникающий лиризм, глубина музыкального языка, гармония эмоционального иррационального, мелодичность и изобразительность.

Периодизация романсов на стихи поэта. Композиторы, сочинявшие романсы на стихи Пушкина – А. Алябьев, А. Верстовский, Н. Титов, М. Яковлев, Б. Шереметев, М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Глазунов и т.д.

Проникновение в русский фольклор и усвоение им стихотворений, песен поэта, "экзотическое" содержание которых было далеким от русской народной лирики. Расширение поэтом народных песенных интересов и развитие внимания к другим народностям, населяющим Россию.

Понятия: романс, фольклор, стилизация.

Романсы: «Я вас любил»

Б. Шереме-тева, «Цыганская песня»

А. Верстовс-кого, «Я здесь, Инезилья»

М.И Глинка.


2.

Лирика А.С. Пушкина в вокальном творчестве

А.С. Дарго-мыжского – наследника М.И. Глинки в области камерного творчества.





А.С. Даргомыжский – связующее звено между эпохой Глинки-Пушкина, продолжатель традиций в романсовом творчестве, смелый новатор, выразитель и убежденный поборник национально-самобытного, подлинно народного и глубоко человечного по содержанию искусства. Краткая биография и характеристика творчества композитора. Главная направленность произведений – обнажение разлада внутри современного общества, выражение настроений низших его слоев (обездоленных и угнетенных), горячее сочувствие к ним.

Даргомыжский – мастер яркого, проницательного, тонкого и глубокого психологического анализа в раскрытии черт характера персонажа, «дарование Даргомыжского – выражение характерных и подчеркнутых свойств в момент их напряжения» (по Б.В. Асафьеву).

Использование композитором интонаций современной городской песни, бытового романса, водевиля, цыганской песни. Создание им убедительных музыкальных портретов, разработка русского выразительного декламационного мелодического речитатива.

Анализ вершины камерного вокального творчества композитора – группы романсов на стихи Пушкина, созданных в 30-40-е годы, как дань памяти поэту. Влияние его художественного реализма на развитие художественного реализма в музыке.



Романсы - «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Слеза»,

«В крови горит огонь желанья».

3.

Камерная вокальная лирика

Н.А. Римского-Корсакова. Жанр элегии.





Повторение биографии Н.А. Римского-Корсакова и ранее слушанных произведений. Общность и влияние строя художественной мысли, содержания, творческих приемов поэта на камерное вокальное творчество композитора.

Характеристика вокальной лирики композитора – богатство музыкального колорита, совершенство формы, драматизм, острая характерность. Общий признак камерного вокального творчества – стремление к обобщенной передаче поэтического текста.

Содержание лирики – образы природы, размышления об искусстве, чувства человека, светлая созерцательность.

Периодизация и анализ камерной вокальной лирики:

60-е годы - типичность декламационной мелодики, обилие изобразительных и колористических деталей, последовательная передача картинных моментов стиха.

90-е годы - целостный, обобщающий подход к задаче программной изобразительности.

Жанр элегии в творчестве поэта и композитора. Романсы композитора - примеры классических элегических образцов его творчества, где слиты воедино вокальная партия и богато развитый фортепианный аккомпанемент.

Роль романсов в развитии и обогащении глинкинских традиций, в камерной вокальной лирике средствами инструментальной выразительности и изобразительности.

Романсы:

«На холмах Грузии», «Редеет облаков летучая гряда»

4.

Камерное вокальное творчество композиторов «Могучей кучки». Творчество Ц.А. Кюи.


Значительные творческие достижения в камерном вокальном творчестве на стихи поэта композиторов «Могучей кучки». Опора «кучкистов» на крестьянскую песенность в разных жанрах профессиональной музыки.

Краткая биография и характеристика творчества Ц.А. Кюи, способствовавшего своими публикациями утверждению прогрессивных идейно-художественных принципов «Могучей кучки», верному пониманию великой исторической роли предшественников.

Кюи – как приверженец западного романтизма, оперного стиля Даргомыжского, мастер ариозно-мелодического стиля с «мелкой» салонной декламацией. Б.В. Асафьев о Кюи: «Настоящая его сфера – романс, салонная лирика, в которой нет страсти, но есть интересные находки и остроумие. За ним остается большая историческая заслуга: упорное тяготение к романскому Западу и связывание с ним русской музыки».

Камерная вокальная лирика как самая ценная обширного творческого наследия композитора. Типичные ее черты: элегантность, гармонический вкус, изящество мелодики (при отсутствии силы и характера), чувствительность, выразительность интонаций.

Цикл романсов на стихи Пушкина – «Царскосельская статуя», «Сожженное письмо», «Я вас любил», отличающихся поэтичностью настроения, тонким изяществом отделки, пример в музыке не совсем полного освоения стиля стихов поэта.

Романсы «Царско-сельская статуя», «Сожжен-ное письмо», «Я вас любил».

5.

Этапы советской музыкальной «пушкинианы» Музыка

Г.В. Свиридова – связующее звено между классикой XIX и ХХ веков.


Преемственность традиций советских композиторов 20 века по «освоению» пушкинской поэзии. Этапы «пушкинианы» - от рационалистической усложненности, замкнутости эмоций и изощренности стиля отдельных произведений – до возрождения и бурного взлета романсового творчества в 30-е годы и вокальных циклов 50-60-х годов.

Расширение тематики творчества – гражданская лирика, утверждение жизненного начала в музыке во всех его проявлениях.

Краткая биография Г.В.Свиридова, его духовное родство с поэтом в стремлении к внутренней гармонии, осознании высокого предназначения человека. Знакомство с его вокальным пушкинским циклом романсов – вершиной русской культуры.

Характеристика музыки Свиридова – ее яркость, мелодичность, возвышенность, оригинальность гармонии в единстве с духовной мощью и философской глубиной, народность его творчества.

История создания и слушание романса «Роняет лес багряный свой убор» (19 октября 1825 года). Отображение в музыке двух образов – картины осеннего пейзажа и дружбы поэта. Роль фортепианной партии.

Анализ развития образа поэта в музыке – от молодого, дерзкого, живущего полной жизнью, до осенней задумчивости и размышлений. Через зимние бури к весеннему расцвету чувств.

Понятия: кантата, оратория, вокальный цикл.

«Зимний» цикл романсов: «Зимняя дорога»,

«К няне», «Зимний вечер», «Предчувст-вие», «Подъезжая под Ижоры».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon «Музыка в сказках Пушкина»
Цель: Сформировать представление учащихся о значениях сказок Пушкина в творчестве русских композиторов
Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon Урок по музыке в 5 классе по теме «Музыка- главный герой сказки»
Способствовать развитию музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства
Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon Рабочая программа по музыке для 5-го общеобразовательного класса...
Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия,...
Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon Рабочая программа по музыке для 6-го общеобразовательного класса...
Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия,...
Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon Рабочая программа по музыке 8-й класс
Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 8 класс» (М.: Дрофа, 2011), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия,...
Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon Рабочая программа по музыке 1-й класс
В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 1 класс» (М.: Дрофа, 2010), рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические...
Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему,...
«Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,...
Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия,...
Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии...
Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов...
Литература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов» icon Рабочая программа по музыке составлена для организации образовательного...
«Музыка» в маоу лицее №82 г. Челябинска по программе для общеобразовательных школ «Музыка» (5-7 кл.) авторы: Е. Д. Критская, Г. П....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции