Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»




Скачать 80.45 Kb.
Название Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
Дата публикации 08.10.2014
Размер 80.45 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 6 классе

Урок внеклассного чтения
Тема: А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

Цели: познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»; показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»; поработать подробно над содержанием повести «Барышня-крестьянка», с литературоведческими терминами в словаре

Задачи: обучать комплексному анализу текста; развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения; воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С. Пушкин «Повести Белкина», фонохрестоматия, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова
Ход урока

I.Организационный момент
II.Слово учителя

Презентация. Слайд № 1, 2
Ребята, сегодня вы познакомитесь со сборником повестей А.С.Пушкина, объединённых под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

«Повести Белкина» - первые доведённые Пушкиным до конца и напечатанные им прозаические повести. Весь цикл, по-видимому, был задуман раньше 1830 года (возможно, осенью 1829г.), но целиком осуществлён только в 1830 году в знаменитую Болдинскую осень. Повести были написаны в следующем порядке: «Гробовщик» - 9 сентября, «Станционный смотритель» - 14 сентября, «Барышня-крестьянка» - 20 сентября, «Выстрел» - 14 октября, «Метель» - 20 октября. Судя по сохранившемуся списку, именно в таком порядке Пушкин собирался печатать свои повести, но затем две последние передвинул на первое место.
Презентация. Слайд № 3

Пушкин подготовил к печати «Повести Белкина» летом 1831года в Царском Селе. Они вышли в свет отдельной книжкой в конце октября 1831года под заголовком « Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Как видите, Пушкин взял на себя роль издателя, а авторство приписал провинциальному помещику.
Презентация. Слайд № 4 Содержание повестей – бытовые истории, случаи и происшествия, случившиеся в провинции. Героями являются люди различного происхождения и разных профессий – это и гробовщик, и станционный смотритель с дочкой, и провинциальные барышни, и помещики, и офицеры и мн. др.

Презентация. Слайд №5
III.Работа с классом.

1.Беседа с учащимися.
Ребята, сегодня к уроку внеклассного чтения вы подготовили повесть «Барышня-крестьянка». Презентация. Слайд № 6


Давайте пройдёмся по страницам повести. Послушаем автора этой повести Ивана Петровича Белкина, познакомимся с некоторыми героями произведения.

Поживем некоторое время с героями повести в 19 веке, условно назовем эту эпоху – пушкинская.

Что вы знаете о первой половине 19 века?

(существовало два класса: дворянство и крестьяне)
2.Словарная работа. Работа со словарём С.И. Ожегова
Дворянство
- в феодальном и, позднее, в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс (из помещиков и выслужившихся чиновников). (По словарю С.Ожегова)
Крестьянин - те, кто занят обработкой земли как основной профессией, земледелец. (По словарю С.Ожегова)

Крепостничество – общественный строй, основанный на крепостном праве и эксплуатации крепостных крестьян. (По словарю С.Ожегова)
Крепостной – относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность принадлежащих ему крестьян. (По словарю С.Ожегова)

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин любил посещать Михайловское, Болдино, а в Москве и Петербурге он чувствовал себя не очень уютно. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось, особенно в осеннюю пору
Осенняя пора - очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
в багрец и золото одетые леса.

Вы уже знаете, что существуют различные жанры эпических произведений.
3.Самостоятельная работа в рабочей тетради.
Слайд презентации № 7

- Попробуйте сами сформулировать особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале. Приложение № 1

Запись в тетради приобретает следующий вид:

1. В повести в жизни главного героя происходит много событий.

2. В повести 1 – 2 главных героя при большом количестве действующих лиц.

3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

4. Характер героя не меняется.

5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.

6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими по объёму.

7. Важен образ повествователя.
4. Работа по прочитанному тексту.

- Кто является главной героиней повести?

- Почему так много уделено внимания взаимоотношениям Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского? (Не будь эти два героя в неприязненных отношениях по отношению друг к другу, сюжет развивался бы совершенно по другому сценарию)

- Дочерью кого из них является Лиза? (Г.И.Муромского)

- Как звали сына И.П. Берестова? (Алексей)

- Кто по происхождению все перечисленные ранее герои? (Дворяне)

Какие картины жизни провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.)

- А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С. Пушкин? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя.
Итак, ещё раз повторим, что повесть входит в цикл "Повести Ивана Петровича Белкина". А.С. Пушкин не только их написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина
- Почему повесть называется «Барышня-крестьянка»?
5. Работа с текстом. (Было дано опережающее домашнее задание.)
Прочитаем подготовленную вами дома характеристику главной героини.
Слайд презентации № 8 (с определением)

1.Портрет

2.Воспитание

3.Характер

- Есть ли в повести портреты других героев?
6.Викторина по тексту повести

1.Название деревеньки, где находилось имение Муромских (Прилучино)

2. Название деревеньки, где находилось имение Берестовых (Тугилово)

3.Как обыкновенно звал свою дочь Григорий Иванович? (Бетси)

4.Какое имя выбрала для себя Лиза, переодевшись крестьянкой? (Акулина)

5.Чьей дочерью была настоящая Акулина? (Кузнеца Василия)
6.Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? (В горелки)
7.Как звали собаку Алексея? (Сбогар)

8.Что было изображено на перстне Алексея? (Мёртвая голова)

9.Как звали гувернантку Лизы? (Мисс Жаксон)

10.Сколько лет было Лизе? (17)

11.Кто из помещиков был англоманом? (Г.П.Муромский)
7.Работа с текстом

Найдите описание пейзажа. Прочитаем отрывок - описание утра, начинающийся со слов «Заря сияла на востоке…»
- Как пейзаж помогает передать состояние Лизы перед первой встречей с Алексеем?
Какие выразительно-изобразительные средства использует автор в этом отрывке?

Обратимся к определению, что такое пейзаж в литературном произведении.
Слайд презентации № 9 (с определением)

Пейзаж –1) вид какой-либо местности;

2) рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении. (По словарю С.И.Ожегова)
8. Иллюстрирование примерами из текста понятия «антитеза»

а) Муромский – Берестов
б) барыня – крестьянка
в) отношения между дворянами и крестьянами, показанные А.С.Пушкиным в произведении – реальные жизненные отношения в 19 веке.
9. Работа по группам. «Помогите героям попасть к себе домой»
- Где происходят события, описываемые в повести?
Я называю героев, а вы их записываете по месту их проживания.

ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей.

ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, Мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец.
Проверка: Слайд презентации № 10
IV. Итоговое слово учителя.

- Интересно ли было читать это произведение?
(Повесть «Барышня-крестьянка» - весёлое лёгкое произведение, в котором встречаются эпизоды, вызывающие добрую улыбку.) Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Конечно, такие отношения между помещиками и крестьянами не характерны для эпохи 19 века, но и не являются исключением. А.С.Пушкин был за нормальные человеческие отношения между людьми, не зависящие от происхождения (дворянского или крестьянского). Слайд презентации № 11

Эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы.

Она вызывает интерес и в наше время. Выпускаются диски с аудиозаписями, с радиоспектаклем. По повести снят кинофильм «Барышня-крестьянка».
Слайд презентации № 12, 13

V. Рефлексия.

- Почему повесть имеет такое название?

- Кто из героев повести понравился больше всех?

- Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина?

VI. Домашнее задание
(Индивидуально)


- Составить устный отзыв на сборник «Повести Белкина» (для сильных учащихся).
Приложение № 2

- Нарисовать иллюстрацию (-и) к одной из пяти повестей (по желанию)

- Составить кроссворд или вопросы к викторине к одной из «Повестей Белкина» (по желанию)
Использованная литература:
1. А.С.Пушкин Избранное (Том II). – М.: «Терра», 1996

2.Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. Составитель Л.Н.Ситникова. Волгоград «Учитель», 2001
3.В.П.Полухина, «Методические рекомендации к учеб.- хрестоматии лит-туры 6 кл.». - М.: «Просвещение», 2011
4.Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим...: Вопросы и задания по лит-ре. : 6 кл. -М.: «Просвещение», 2006
5. С.И.Ожегов «Словарь русского языка».- М.: «Русский язык», 1983
Приложение № 1

Ответив на вопросы, определите жанровые особенности ПОВЕСТИ
1. Много ли событий происходит в жизни главного героя повести?

2. Сколько главных героев в повести при большом количестве действующих лиц?

3. Сколько в повести сюжетных линий, связанных с главным героем?

4. Меняется ли характер героя повести?

5. Могут ли повести быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.?

6. Имеет ли значение объём повести?

7. Важен ли образ повествователя?


Приложение № 2

ОТЗЫВ О КНИГЕ

Дать отзыв о книге – значит высказать и обосновать своё мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном. Отзыв может быть написан в виде рассуждения: тезис (мнение читателя о книге); доказательства справедливости этого мнения; вывод (общая оценка книги); рекомендации (кому прочитать данную книгу). Отзыв может содержать описание внешнего вида книги, её иллюстраций.


  1. Автор и название произведения. Жанр (роман, повесть, поэма, сборник фантастических рассказов и т.д.)

  2. О чём говорится в книге?

  3. Герои произведения.

  4. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

  5. Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно)?

  6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» icon Урока: А. С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)
...
Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» icon Литература для летнего чтения
Пушкин А. С. Стихотворения: «И. И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; роман «Дубровский», «Повести покойного Ивана...
Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» icon Список литературы для летнего чтения (будущие 6-классники)
...
Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» icon Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема: Русские народные сказки. Викторина по сказкам
За три года в начальной школе вы прочитали много различных сказок. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подробнее поговорим о...
Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» icon Список летнего чтения для
А. С. Пушкин. Стихи: «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». Повести: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»,...
Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» icon А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Дубровский»

Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» icon Урок №40. Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX)
Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX)
Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» icon Список литературы на лето для 7 класса
А пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель». «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка»)
Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» icon Урок внеклассного чтения в 3 б классе по теме: «Стихотворения русских поэтов о зиме»
Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. И сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице зиме. В чем же её волшебство...
Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» icon Список литературы на лето. 4 класс
А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. (Барышня-крестьянка. Станционный смотритель. Метель.)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции