Скачать 39.51 Kb.
|
УРОК-БЕСЕДА «ТЕМА МОРЯ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА» Задачи: познакомить с описанием моря и литературе и музыке, в процессе беседы провести параллели в этих описаниях. На примере прослушанных фрагментов выделить средства выразительности и выборочно использовать их на практике при исполнении песни. Закрепить знания о творчестве Н.Римского-Корсакова. Музыкальный материал: Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Римский-Корсаков «Окиян – море синее». Вступление к опере «Садко». Песня «Синяя вода» из м/ф «Катерок». Литература: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «К морю». Изобразительный ряд: портреты Н.Римского-Корсакова и А.С.Пушкина. Иллюстрация к опере «Садко», картины моря. Ход урока
Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты. Послушайте фрагмент вступления из оперы «Садко» и попробуйте охарактеризовать услышанное («Окиян – море синее»). Теперь расскажите об услышанном, но с небольшим условием: каждый начинает со слов «Море было...» и дальше использует только прилагательные. (Все названные характеристики записываются на доске.)
(Конечно.)
О каких чудесах рассказывали купцы царю? (Живёт в городе белка, песенки поёт да орешки всё грызет. Выходят из моря 33 богатыря. Появляется царевна-Лебедь.)
(Фрагменты трёх чудес.) Первое чудо – это...? (Царевна-Лебедь.)
В свете ж есть иное диво. Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в шумном беге. И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.
Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну. Садимся ровно, по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда нужно уходить. (Упражнение «Волна».)
(Песня «Синяя вода».)
(Обсуждение картин.) - Перемены в настроении моря очень тонко подметил один великий писатель. Кто это (портрет А.С.Пушкина)! Вспомните отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке», где описывается море, чье настроение оно передаёт? (Фрагменты сказки и их обсуждение.)
Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул и вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. Поэт разговаривает и прощается с морем, как полноправным собеседником. (Переход к творческому заданию: написать небольшое сочинение-описание о море, используя как помощь, прилагательные, которые были выписаны на доску.) |
Зачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год) Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе... |
Аннотация к рабочей программе по Литературе Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской... |
||
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ... Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений... |
Урок (литература и история) Тема: Романтизм и реализм в русской и зарубежной литературе Ребята! К нам в руки попали 3 письма из 19 века. Мы взяли для вас фрагменты этих писем и просим познакомиться с их содержанием. (На... |
||
Кол-во часов Знать об историческом развитии России в XIX веке. Уметь давать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявлять основные... |
Урока Тема урока. Основное содержание Русская литература I четверти XIX века в преддверии А. С. Пушкина. Россия в I половине XIX века |
||
Литература первой половины XIX века Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи.... |
Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века |
||
Урок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный... |
«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века» Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №12 города Волжска Республики Марий Эл |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |