Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века»




Скачать 39.51 Kb.
Название Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века»
Дата публикации 08.10.2014
Размер 39.51 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
УРОК-БЕСЕДА

«ТЕМА МОРЯ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА»

Задачи: познакомить с описанием моря и литературе и музыке, в процессе беседы провести параллели в этих описаниях. На примере прослушанных фрагментов выделить средства выразительности и выборочно использовать их на практике при исполнении песни. Закрепить знания о творчестве Н.Римского-Корсакова.

Музыкальный материал: Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Римский-Корсаков «Окиян – море синее». Вступление к опере «Садко». Песня «Синяя вода» из м/ф «Катерок».

Литература: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «К морю».

Изобразительный ряд: портреты Н.Римского-Корсакова и А.С.Пушкина. Иллюстрация к опере «Садко», картины моря.

Ход урока

  • Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, почему наш урок открывает морская картина?

  • Открою вам небольшой секрет: дело в том, что у моря и музыки много общего.

Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты.

Послушайте фрагмент вступления из оперы «Садко» и попробуйте охарактеризовать услышанное («Окиян – море синее»). Теперь расскажите об услышанном, но с небольшим условием: каждый начинает со слов «Море было...» и дальше использует только прилагательные.

(Все названные характеристики записываются на доске.)

  • Как вы думаете, применимы записанные прилагательные для того, чтобы охарактеризовать настроение человека?

(Конечно.)

  • А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства. (Музыка – искусство временное, его нельзя потрогать, понюхать или остановить.)

  • Молодцы, все верно. Музыка передаёт настроение, постоянно находится в движении, изменяется, и каждый воспринимает эти изменения по-разному. Как вы думаете, какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии? (Постоянно изменяется, движется, в разные дни выглядит по-разному.)

  • Эти черты заметили и музыканты. С помощью особых средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии. Причём море в их произведениях обладает собственных характером, а порой является полноправным участником событий. Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Фрагмент называется «Три чуда».

О каких чудесах рассказывали купцы царю? (Живёт в городе белка, песенки поёт да орешки всё грызет. Выходят из моря 33 богатыря. Появляется царевна-Лебедь.)

  • Правильно. Теперь слушаем, а ваша задача – догадаться по музыке, где какое чудо.

(Фрагменты трёх чудес.)

Первое чудо – это...? (Царевна-Лебедь.)

  • Объясните, почему? (...)

  • Второе чудо – это...? (Белка, поющая песенки.)

  • Почему вы так решили, что за подсказка прозвучала в музыке? (Р.н.песня «Во саду-ли, в огороде».)

  • Правильно. А третье чудо? (Витязи морские.)

  • Что в музыке подсказало вам такой ответ? (Плавное изменение громкости, как будто набегающие волны, повторения.)

  • Вспомните, если получится, дословно, как в сказке описывается это чудо.

В свете ж есть иное диво.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в шумном беге.

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

  • Посмотрите, как точно автор сумел передать характер морской стихии, её непредсказуемость, красоту и мощь.

Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну. Садимся ровно, по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда нужно уходить.

(Упражнение «Волна».)

  • Молодцы, получилось совсем неплохо. А теперь попробуем этот приём применить в пении.

(Песня «Синяя вода».)

  • Какие средства выразительности мы использовали для достижения эффекта бегущей воды? (Нарастающую и стихающую динамику, прихотливый ритм, плавное ведение мелодии.)

  • Верно. А как вы считаете, у моря могут быть смены настроения? Давайте посмотрим на картины и подумаем об этом.



(Обсуждение картин.)

- Перемены в настроении моря очень тонко подметил один великий писатель. Кто это (портрет А.С.Пушкина)! Вспомните отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке», где описывается море, чье настроение оно передаёт?

(Фрагменты сказки и их обсуждение.)

  • Обратите внимание на ещё один портрет, чей он?

  • Почему он вдруг появился рядом с портретом А.С.Пушкина? (Это Н. Римский-Корсаков. Он написал оперы на сказки Пушкина.)

  • Молодцы. А ещё и одного, и другого называют великими сказочниками. А.С.Пушкина – в литературе, а Н. Римского-Корсакова – в музыке. Музыка, которую мы слушали на нашем уроке, написана этим прекрасным композитором. Вы заметили, что он наделяет море прямо-таки человеческими чертами? Взгляните на иллюстрацию. К какой она опере? («Садко».)



  • В этой опере море играет большую роль или вспомогательную? (Очень большую роль, целая сцена была перенесен на морское дно.)

  • Пушкин тоже относится к морю как к живому существу, послушайте

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул и вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Поэт разговаривает и прощается с морем, как полноправным собеседником.

(Переход к творческому заданию: написать небольшое сочинение-описание о море, используя как помощь, прилагательные, которые были выписаны на доску.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» icon Зачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» icon Аннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» icon «Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ...
Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений...
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» icon Урок (литература и история) Тема: Романтизм и реализм в русской и зарубежной литературе
Ребята! К нам в руки попали 3 письма из 19 века. Мы взяли для вас фрагменты этих писем и просим познакомиться с их содержанием. (На...
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» icon Кол-во часов
Знать об историческом развитии России в XIX веке. Уметь давать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявлять основные...
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» icon Урока Тема урока. Основное содержание
Русская литература I четверти XIX века в преддверии А. С. Пушкина. Россия в I половине XIX века
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» icon Литература первой половины XIX века
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи....
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» icon Урок №15. Тема. А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»
А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» icon Урок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный...
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» icon «Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века»
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №12 города Волжска Республики Марий Эл
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции