Московская русь




Скачать 2.52 Mb.
Название Московская русь
страница 1/20
Дата публикации 08.10.2014
Размер 2.52 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Литература > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


ЛЕОНАРД ЗОЛОТАРЕВ


МОСКОВСКАЯ РУСЬ

(драмы)


Орел – 2012
ББК 84(2р) 6

3 – 80
Золотарев Л.М. – Московская Русь. Драмы, мюзиклы. – Орел, издатель Александр Воробьев, 2012. – 284 с.
В книгу драм и мюзиклов «Московская Русь» известного русского писателя Леонарда Михайловича Золотарева, обладающего разнообразными талантами, вошли драмы и мюзиклы о великих русских творцах, имена которых так или иначе связаны с Москвой, Московской Русью. Это А.С. Пушкин, который родился в Москве. Это Н.В. Гоголь, который закончил жизнь также в Москве. Это С.А. Есенин, судьба которого накрепко связана как с рязанским Подмосковьем, так и с самой Москвой, с ее «тверским околотком».

Книга представляет драматический сплав из стихов, музыки, авторских песен, составляющих, наряду с классикой, либретто к опере, мюзиклы от пушкинских, гоголевских времен до есенинских дней, а также до современности, то есть от конца ХХ-го до XXI века. Книга интересна любому читателю, любящему Отечество, Пушкина, Гоголя, Сергея Есенина.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

О Русь! Взмахни крылами.
ISBN
© Л.М. Золотарев, 2012

© Изд-во «Орлик», 2012
МОСКОВСКАЯ РУСЬ

(драмы, мюзиклы)

Содержание


«Зато мы увидели Пушкина» (драма)

4

На Гоголевском бульваре (либретто к опере)

53

Есенинские колодцы

103

Свадьба на Соловках (драма)

104

Золотая сорвиголова (мюзикл)

167

Евпатий Коловрат (лирико-героическая драма)

201

В моем низеньком доме (мюзикл, музыкально-лирическая новелла)

263

Фото

276














«ЗАТО МЫ УВИДЕЛИ ПУШКИНА»

(лирико-историческая драма)
Увы, наш круг час от часу редеет.

Александр Пушкин

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

А.С.ПУШКИН – русский национальный гений, по дороге в изгнание, на Кавказ.

А.П.ЕРМОЛОВ – опальный генерал в Орле, герой войны 1812 года.

АЛЕКСАНДРА ЧЕРНЫШОВА-МУРАВЬЕВА – жена декабриста, прекрасная тагинянка, кому Пушкин передал свое стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

ЯМЩИК, везущий Пушкина по тракту из Москвы через Калугу в Орел.

ПРИЗРАК ДЕНИСА ДАВЫДОВА – поэта-кавалериста, героя 1812 года.

Прохожие, люди того и нашего времени.

Силуэты ПУШКИНА ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА – правнука поэта, современных писателей-орловцев, матери Леонарда Золотарева – МАРИИ ГЕРАСИМОВНЫ – хозяйки дома, где встречалась с потомком Пушкина эта поэтическая плеяда. А также тени из прошлого – чиновники, купцы, жители уездного городка времен Гоголя, его легендарного «Ревизора».

ГОЛОС АВТОРА. Действие происходит в 1829 году в Серединной Руси, где проезжал когда-то великий поэт по ямскому тракту Орел – Тагино – Малоархангельск и далее на Курск, на юг, на Кавказ.


ПРОЛОГ

Орел, Дворянское гнездо. Писатели-современники останавливаются у здания с мемориальной доской.

ПИСАТЕЛЬ ПОСТАРШЕ. Смотрите-ка, вижу Пушкина с Ермоловым в Орле, наконец-то, увековечили. (Читает). «Из Москвы поехал я на Калугу, Белев, Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова»

ПИСАТЕЛЬ ПОМОЛОЖЕ. Доска всего-то - на «новострое», а был ведь целый дом, мемориальный… в два этажа… Помните, мы тогда с вами помещеньице для писательской организации подыскивали?

ПИСАТЕЛЬ ПОСТАРШЕ. «Потери старого Орла»… Статья такая была в центральной печати… И не одно это здание потеряли, а еще дом, куда к жене своей приезжал Сергей Есенин...

ПИСАТЕЛЬ ПОМОЛОЖЕ. В самом деле, пятидесятилетие организации могли бы встречать тут вот, в доме на этом месте. И какая была бы аура, совсем другой коленкор.

ПИСАТЕЛЬ ПОСТАРШЕ (с гордостью). У меня есть раритеты – прижизненные издания Пушкина.

ПРОХОЖИЙ (слыша их, приостанавливается, иронично). Что это вы тут, у особо охраняемого объекта?

ПИСАТЕЛЬ ПОМОЛОЖЕ. Да, стоим вот, пушкинского духа набираемся, «пока свободою горим, пока сердца для чести живы».

ПИСАТЕЛЬ ПОСТАРШЕ. Встречу воображаем – Пушкина с Ермоловым у нас в Орле. Уж забыто, небось, всеми про это.

ПРОХОЖИЙ (усмехнувшись). Камень Ермолову закладывали на площади, так прежний губернатор говорит, мы тут у себя, в третьей литературной столице, памятник ему до небо отгрохаем.

ПИСАТЕЛЬ ПОМОЛОЖЕ. Кому? Прототипу? Литературный портрет на пъедестале.

ПРОХОЖИЙ. На коня, сказал, посадим Ермолова!

ОБА ПИСАТЕЛЯ (рассмеявшись). В каком веке – в этом или в следующем? На такую высоту вознесем Ермолова, что будет виден отсюда Кавказ. Глядите, «страшись, Кавказ, сидит Ермолов»… Скорее драму я напишу, чем генерал от инфантерии станет генералом от артиллерии.

ПРОХОЖИЙ (иронично). Слава богу, не бедные. У нас тут в Орле есть и маршалы: Каменский и Жуков.

ПИСАТЕЛЬ ПОСТАРШЕ. Да в названиях же площадей только!

ПИСАТЕЛЬ ПОМОЛОЖЕ, автор драмы, которая пишется. Но на коне у нас только Пушкин, – поэт! Как приехал сюда с бубенцами на тройке, так и укатил далее, по своему назначению.

ЗНАКОМЫЙ ПРОХОЖИЙ. И куда же вы, на свой юбилей?

ОБА ПИСАТЕЛЯ (усмехнувшись). А куда и все, на Кавказ.
Сцена вторая

XIX-й век. Ямская дорога. Ямщик и кибитка. И Пушкин в кибитке держит путь от Белева по направлению к Орлу, а дальше на юг, на Кавказ, в изгнанье; нежелательно для властей пребыванье поэта в столицах.

Дорогу перебегает черная кошка.

ПУШКИН (встревоженно, ямщику). Что это, милый, за город такой? Собор да все церкви, церкви.

ЯМЩИК. Болхов, батюшка.

ПУШКИН. А-а, Суздаль Орловский (В сторону). Черная кошка. Не к добру… Повернуть назад, что ли? Как тогда. Уж выехал в Петербург к друзьям на Сенатскую площадь, да черная кошка так же вот дорогу перебежала. Страшно сделалось, даже озноб пробрал. Думаю, ай высшей силы вмешались? Ну и повернул назад, не поехал. А не послушал бы себя, оказался бы там, где и все… Ах, Петербург, Петербург! Все мы под Медным Всадником…

Мало поцарствовал, много накуролесил.

Сто в Сибирь сослал, семерых повесил.

ЯМЩИК. Что это вы, батюшка, все шепчете?

ПУШКИН. Спой-ка, братец, народную, ямщицкую, а я послушаю. Как замерзал в степи твой брат ямщик.

ЯМЩИК. Талан мне не даден. Талан – дело редкостное, не каждому Боги дают.

ПУШКИН. В приметы-то веришь?

ЯМЩИК. Верю, батюшка, верю.

ПУШКИН. Видал? Черная кошка дорогу перебежала.

ЯМЩИК. Так я уже пальцы скрестил. Ничего не случится. К Орлу подъедем засветло. Кони добрые, колеса новые.

ПУШКИН (в сторону, предаваясь мыслям). Но парадоксы могут быть. А «случай – парадоксов друг…» Поехал-то из Москвы не через Воронеж, а тут вот, через Орел. А чтобы увидеть Ермолова – опального генерала. «Страшись, Кавказ, идет Ермолов!» А теперь там Паскевич, а Ермолов дома тут, не у дел. Интересно встретиться визави, тетатет поэту, отправляемому в изгнанье, с опальным военным.

«Овидий был когда-то изгнан из Древнего Рима в северное Причерноморье»…

ЯМЩИК. Шепчете что-то, барин. Овидий – кто он вам, кум?

ПУШКИН. Крестный отец. (В сторону). Ермолов – мой крестный. Вот с ним сейчас тут и встретимся, поговорим… По душам… Если это получится… Знаем, мы этих генералов, как я, отправляемых в изгнанье… Служака Ермолов, характер, говорят, железный… Его сам Арачеев военным министром прочил, да царь чего-то не согласился…

Вот за такие, небось, как эта вот его, Пушкина, эпиграммочка на самого Аракчеева.

«Преданный бес лести»

Всей России претеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А царю он – друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести,

Кто ж он? Преданный без лести

… грошевой солдат.

ПУШКИН (вслух, ямщику). А что, братец, генералов ты любишь?

ЯМЩИК (сходу). Как любить-то их? Мы генералов не возим. Свои птицы-тройки у генералов. Пролетят, обдадут грязью и- нету.

ПУШКИН (вслух, своего добиваясь). А поэтов любите?

ЯМЩИК (помедлив). Поэтов-то? Это каких? Наших – какие ямщицкие песни поют?

ПУШКИН. Ну хотя бы и так. Авторов, авторов – любите? Слышь, ветер свистит, а сквозь ветер сюда к нам доносятся чьи-то слова… Из Орла долетают. Как бы из будущего…

Зорюшка ты, зоря незакатная,

Троечка да троечка – обратная!

Эх, как встанет тот ямщик,

Глянет – степь до дому, пусто.

Вспомнит бабу, стопку, щи,

Где – капуста.

Головою как крутнет,

Песню звонку как завьет!

Как достанет тот ямщик

Пряничек печатный.

Вот что значит с мясом щи,

Что – обратный.

Зорюшка ты, зоря незакатная!

Троечка ты, троечка обратная!

ЯМЩИК. Таких авторов у нас любят… Любят…

ПУШКИН (снова в задумчивости, в сторону). Еще с Аристотеля так: есть поэты от Бога, а есть прагматики, историки. И есть поэты при них, от власти – не Овидии, так.

Цари никогда не любили поэтов,

Поэты всегда не любили царей.

Вот Александр Македонский пошел по Персиаде со своими греками, а ему из Греции шлют на подмогу поэтов, артистов тысяч тридцать… Аристотель пишет туда своему ученику Александру Македонскому письма всякие, ободряющие. А тот ему отвечает:

«Учитель! Зачем всем знать то,

Что должны знать только цари?»

ПУШКИНУ (вслух). Да, только Кавказ седой да сам Ермолов и знают то, как покорял генерал вершины кавказские.

ЯМЩИК (поймав слово «Кавказ»). Приходят оттуда и сюда к нам в деревню без рук, без ног.

ПУШКИН. В Орле родилась она.

ЯМЩИК. Кто?

ПУШКИН. Анна Керн. «Я помню чудное мгновенье…»

Или вот.

«Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим».

ЯМЩИК (глядя вдаль). Знобит что-то барин. Опять замолаживает.

СВЫШЕ СЛОВА. Скорее всего, из будущего. Получается ряд, если судить по первой строке… будет только после меня…

«Я вас любил, меня вы не любили». (Тургенев).

«Любимая! Меня вы не любили». (Сергей Есенин).

ЯМЩИК (вслух, погоняя лошадок). А что ж, барин, есть у тебя друзья, - товарищи? Что они тоже слова сочиняют?

Пауза. Кони фыркают, кибитка летит навстречу судьбе. Вот и Орел впереди, где-то там и Ермолов.

ПУШКИН (раздумчиво). Есть.

ЯМЩИК. И где они?

ПУШКИН (кратко). В рудниках, на Кавказе…

… Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный…

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней.

Хвала тебе – фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной.

О Дельвиг мой, твой голос пробудил,

Сердечный жар…

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было…

ПУШКИН (далее). Поговорим о бурных днях Кавказа,

О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье:

Запомните поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я…

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

ЯМЩИК (слезая с облучка). На, барин, подержи вожжи! На колесо взгляну. Что-то правое переднее заколотило… Так и есть спица вылетела. Я сейчас – подобью…

Пушкин берет вожжи в руки, пересаживается на облучок.

Москва, Москва!..

Орел, Орел!..

Как много в этих звуках

Для сердца русского слилось!
Сцена вторая

Орел, в доме на бывшей Борисоглебской улице, что на Болисской горе. Генерал в отставке Ермолов Алексей Петрович. Сидит у окна, перебирая бумаги, лицом на север, откуда со стороны Болхова должен приехать Пушкин – поэт из Санкт-Петербурга.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ (вслух, сквозь зубы). Столичная штучка! Знаем мы этих поэтов. Наговорят с три короба, когда вся можно вместить в два-три слова. Ах, мечты, мои мечтания, высоких дней очарованье… А остальное все хоть пропади… Бумагомараки! Возьмут силу такие – они же всю Россию нам просвистят…

ГОЛОС СВЫШЕ. От портупей до портупей

Мы все тупей.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ (повернув голову). Кто это сказал? (махнув рукой). А, да так. Никто, в трубе просвистело… Ходят вирши по всей Руси-матушке, только народ смущают. К бунтам, к Емельяну Пугачеву подталкивают. Интересно, совесть хоть есть у таких вертихвостов? Справедливы ль они, эти поэты? Благо общественное у них на уме, с языка Цицероны слетают, а что с того государству, государю, Руси – матушке, России великой – хоть трава не расти. Правда, есть наподобие и среди нашего брата военных. Помнится, летом 1826 года в русские пределы вторглись персы. Мы нападение отразили. Однако император шлет наместником на Кавказ своего любимца Паскевича Ивана Федоровича вместо меня. Составляя реляцию, писал царю лично (читает бумагу): «В случае нездоровья или другого непредвиденного препятствия, вверить генералу Паскевичу командование корпусом»… И что оставалось мне делать в такой ситуации? – подал прошение об отставке. Однако все же счел за должное открыть глаза императору Николаю: «При теперешних обстоятельствах дела здешнего края поручены человеку, не имеющему ни довольно способностей, ни деятельности, ни доброй воли…» Что и нашло потом подтверждение…

Ермолов широким, размеренным шагом начинает расшагивать по тесной комнатке. Останавливается перед горящей лампадой.

В сторону. Слава богу, обращение к императору – не внешний фактор, а внутренний – все иное куда глубже. После известного события на Сенатской площади вот и к нему, командующему Кавказским корпусом, из столицы пришло предписание разобраться в среде офицеров, дабы пресечь известные настроения… Потихонечку, как говорят у нас на Руси, «втихаря», шепнул я писателю и дипломату (в зоне своего влияния) Грибоедову Александру Сергеевичу. И тот, прежде чем явилась «голубые мундиры», кое-что из переписки успел у себя уничтожить…

Донесли все же, дошло до государя, что, вероятнее всего, и послужило истинным мотивом его увольнения – «по домашним обстоятельствам»…

Да, грибоедовская «Горе от ума» - серьезная вещь. Все «горе» у нас в России, особо при нынешних обстоятельствах, именно «от ума», от иного настроя мыслей и чувств, чем общепринято, предписано, утверждено. Свое иметь, даже тайно, чрезвычайно опасно… Отчего на Руси это повторяется каждый раз, периодически?..

Давно ли, кажется, в прошлом или в позапрошлом году, в августе, в Орел к нему на Борисоглебскую, на Бодисскую гору, приезжал из своей Давыдовки Денис Давыдов? Ну это совсем другое. Кажется, ведь гусар, герой войны 1812 года. К тому же родственник, да еще сосед по «вотчине» в Лукьянчиково. Генерал в отставке не принимает чиновников, принимает только военных, а Денис – офицер…

ЕРМОЛОВ (кричит в приоткрытую дверь). Эй, кто там? Самовар сюда! Человек!

Снова впивается в бумаги, перелистывает листки, кладет книги перед собой.

Без самовара не могу. Хоть в походах, хоть тут в Орле. Верный мой друг, с моим темпераментом, клокочет, как я. Отклокочет – молчит, таит в себе все. С душицей чаи гоняю – с нашей, орловской, духмяной. Бывало, на Кавказ мне туда присылали такой самоварчик, с собой брал даже в горы, отправляясь к чеченцам на военные позиции. Под пулями под картечью приходилось пивать чаек с душицей – наш орловский, духовитый чаек.

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ (наливая в кружечку кипяточку покруче).Вот он мне и говорит… кто говорит? Да Денис Давыдов являлся – тоже поэт, но каков? Призрак это сейчас, является передо мной гусар лихой, офицер. Вот призрак мне и говорит: «А давай-ка я спою тебе или стихи прочитаю, про кинжал». – «Стихи, - говорю, - давай, вирши». – Из басен Крылова Ивана Андреевича про коня или про булат. - «Кинжал» Лермонтова. – «А Лермонтов, - говорю, - кто такой?» – Тоже, – говорит, - офицер, после будет такой на Кавказе.

- Ну, давай, - говорю, - сюда офицера.

ГОЛОС СВЫШЕ.

М.Ю.Лермонтов

«Кинжал» (1838)

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебе ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

ЕРМОЛОВ (реально). А этот поэт, что сейчас едет сюда, - Пушкин, он написал что-либо про кинжал?

ГОЛОС СВЫШЕ (в ответ).

А.С.Пушкин

«Кинжал» (1821)

Лемносский бог тебя ковал

Для рук бессмертных Немезиды,

Свободный тайный страж, карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды…

О юный праведник, избранник роковой,

О Занд, твой век угас на плахе;

Но добродетели святой

Остался глас в казненном прахе.

ЕРМОЛОВ (реально, перебивая Голос). А еще кто написал или кто еще напишет про это?

ГОЛОС СВЫШЕ. Сонет.

И.А.Бунин

Сонет

(1900-1902)

На высоте, на снеговой вершине,

Я вырезал стальным клинком сонет.

Проходят дни. Быть может, и доныне

Снега хранят мой одинокий след.
На высоте, где небеса так сини,

Где радостно сияет зимний свет,

Глядело только солнце, как стилет

Чертил мой стих на изумрудной льдине.
И весело мне думать, что поэт

Меня поймет. Пусть никогда в долине

Его толпы не радует привет!
На высоте, где небеса так сини,

Я вырезал стальным клинком сонет

Лишь для того, кто на вершине.

ЕРМОЛОВ. А что? Это мне нравится (Голосу свыше). Нет ли еще чего у поэтов?

ГОЛОС СВЫШЕ. Опять же за Пушкиным вслед, тот офицер, что окажется на Кавказе, - М.Ю.Лермонтов. А другой Автор, уже в XXI веке, положит его слова на музыку своей души, так же вот сидя у самовара. И споет всем на Фетовском празднике поэзии, идучи к людям, как на картечь.

Поэт (1838)

(М.Ю.Лермонтов).

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал, —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный;
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы;
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

ГЕНЕРАЛ ЕРМОЛОВ (вскакивая и срывая со стены свой кинжал, привезенный с Кавказа, говорит громогласно туда – на Север, оттуда звук долетает к нему обратно сюда). Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Ермолов наливает из самовара кружку свою до краев.

ГОЛОСУ СВЫШЕ. Послушай, а нет ли у тебя еще чего-нибудь вроде этого, посвежее?

ГОЛОС СВЫШЕ. Из будущего?
Л.М.Золотарев (2 октября 2010 г.)

«Олений рог»

И, выхватив кинжал, трубим в свой жалкий рог,

В остаток мыслей благородных.

Двадцатый век палит в единорог,

Эпоху возвещая сумасбродных.
Гроза народов, личностей могила –

Всех пробудил, чтобы уснуть навек

Восточный деспот, на коне Атилла, -

И распят Бог, и стоптан человек.
И что кинжал и все в крови пророки?

Труба трубит, неистовствует рог.

Оленя нет, его сожрал жестокий
Восточный деспот, западный порок.

Зачем трубили в рог мы в час молитвы?

Зачем сражались, гибли, нужны ль битвы?

ЕРМАКОВ (резко). И что тогда, не нужны генералы?

ГОЛОС СВЫШЕ. Изредка будем посылать генералов в войска, как в командировку.

ЕРМОЛОВ. А поэты что?

ГОЛОС СВЫШЕ. Доберутся и до поэтов.

ГОЛОС ПУШКИНА (издалека, подъезжая к Орлу). Булгариных наплодят, а то отдадут поэзию, сказал Аристотель, «машине времени».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московская русь icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история»
Охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...
Московская русь icon Программа курса для студентов Москва 2007 Введение
Он охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...
Московская русь icon Ирма Хайнман Еврейская диаспора и Русь
Предложена гипотеза, согласно которой древняя Русь была военно-торговой организацией, наследником традиций иудо-эллинистических братств...
Московская русь icon В комплексном лечении онкологических больных
Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова; Онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина рамн, Москва
Московская русь icon «житие сергия радонежского» как исторический источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г жуковский Московская область
Московская русь icon Т. Л. Иваненко г. Юбилейный, Московская область, Россия
Использование электронных учебных пособий при обучении английскому языку (основная и старшая школа)
Московская русь icon 1. Древняя Русь
Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество)
Московская русь icon Московская область г. Юбилейный, ул. Лесная, дом 22, тел. (8-495)-512-10-70
Методологическая основа ооп ООО (использование в образовательном процессе современных образовательных технологий)
Московская русь icon Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»
Московская область, Раменский муниципальный район, посёлок Дружба, улица Ленина, школа; телефон 8(496)4-19-95
Московская русь icon Природа таланта шаляпина
Московская частная опера. Школа С. И. Мамонтова и художников 90 Развитие других художественных способностей Шаляпина
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции