Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию




Скачать 128.71 Kb.
Название Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию
Дата публикации 08.10.2014
Размер 128.71 Kb.
Тип Конспект
literature-edu.ru > Литература > Конспект
Администрация Великого Новгорода

Комитет по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85 «Колокольчик» комбинированного вида

ПРОЕКТ

«МОЙ ПУШКИН».
Подготовительная к школе группа

Срок реализации 2 месяца


Выполнила

Подран Л.П., воспитатель,

высшая квалификационная

категория.

Великий Новгород

2009 год

По страницам биографии А.С.Пушкина и его произведениям.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.

ЦЕЛЬ: 1. Открыть ребенку мир литературы, заложить практическую и

эмоционально- чувственную основу литературного

образования дошкольника

2. Освоение детьми художественного смысла произведений, синтез

познавательных и эмоционально-волевых процессов.
ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина.

Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе вообще.

  1. Способствовать активизации процесса восприятия творчества А.С.Пушкина

  2. Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (ритмичность, музыкальность, поэтичность,выразительность, точность, характер).

  3. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний

  4. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление.

  5. Обогащать и расширять словарный запас детей.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтение сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина; рассматривание альбома «А.Пушкин. Семья художника» и книги «А.С.Пушкин» из серии «История России»; рассматривание портретов Пушкина, выполненных разными художниками; знакомство с жизнью и творчеством М.И.Глинки на музыкальном занятии, слушание музыки к опере «Руслан и Людмила». Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его стихах. Сюрпризные моменты с атрибутами сказок. Игры-драматизации.
МАТЕРИАЛ

Занятие проводится в литературной гостиной, где имеются: портрет А.С.Пушкина, макеты: дуб, избушка на курьих ножках; ростовые куклы: леший, баба-Яга в ступе, русалка, кот ученый; картина с иллюстрациями к сказкам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила»; картина к «Сказке о царе Салтане….», шапка, зеркало, рыбка (игрушка).


ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит знакомая детям музыка М.И.Глинки из оперы «Руслан и Людмила». Педагог приглашает детей в литературную гостиную. Дети подходят к портрету А.С.Пушкина.

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать об этом портрете? (ответы детей: кто изображен, автор портрета). Если бы мы не знали, чему посвятил свою жизнь А.С.Пушкин, могли бы догадаться, кто он? (Да. Изображены перо, подсвечник).

Зачем нужны перо,…. подсвечник? (ответы детей)

- Да, поэт работал в своем кабинете, писал стихи, сказки, повести. Электричества тогда еще не изобрели. Ведь Александр Сергеевич жил давным-давно, когда живы были ваши пра-пра-пра-прадедушки и пра-пра-пра-прабабушки – более 200 лет тому назад. Люди по 200 лет не живут, а вот стихи живут.

- Какие стихи А.С.Пушкина вы знаете и можете прочесть? (ответы детей)

- А кто знает вот эти стихи: «Уж небо осенью дышало…» ( читает ребенок),

«Унылая пора…» ( читает ребенок).

- А как вы думаете, о ком эти стихи? (читает):

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня… (ответы детей)

- Стихи посвящены няне поэта, Арине Родионовне (показывает портрет). Она воспитывала всех детей семьи Пушкиных: сестру Ольгу, братьев Александра, Левушку (показ портретов). Больше всех няня любила Сашеньку, Александра Сергеевича, заботилась о нем, была рядом на протяжении всей жизни. Как вы думаете, по этим стихам что можно сказать об отношении поэта к няне? (аргументированные ответы детей).

- От своей няни, доброй русской крестьянки, услышал поэт много народных песен и сказок, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Со слов няни А.С.Пушкин записал семь сказок и несколько песен. Первым откликом на эти записи явился «Пролог» к «Руслану и Людмиле» - «У лукоморья дуб зеленый…»

(дети вместе с воспитателем переходят к макету дуба и большим куклам, воспитатель обращает на них внимание детей).

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в «Прологе»? (ответы детей)

- Каких героев «Пролога» вы можете назвать? (ответы детей)

- А где встречаются все эти герои? ( в русских сказках)

- Да, вы правы. Послушайте, я вам прочитаю, как обо всех этих героях сказок рассказал Александр Сергеевич ( читает наизусть, выразительно «Пролог»)

Небольшая пауза.

- Понравилось вам стихотворение? (ответы детей)

- Чем понравилось? (ответы детей)

- Да, оно звучит, как песня. Напевное, мелодичное, завораживающее, словно сон. Поэт нарисовал чудесное сказочное русское царство, которое где находится? (ответы детей)

- Да, там, в заветном Лукоморье. А кто знает, что означает слово «лукоморье»? (ответы детей)

- Лукоморье – это морской залив у изогнутой как лук богатыря земли. Значит где царство находится?. (ответы детей) Да, вы правы: на берегу моря… Там русский дух…Там Русью пахнет!

- А какие еще герои сказок живут в чудесном сказочном царстве? (ответы детей)

- Какими словами заканчивается «Пролог», вы запомнили? (ответы детей) Кто может прочитать, как заканчивается «Пролог»?

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

- Эти слова вам что-нибудь напоминают? (ответы детей)

- Русские сказки часто заканчиваются словами: «По усам текло, а в рот не попало». Что хотел сказать поэт, как вы думаете? (ответы детей)

- Концовкой своего «Пролога» поэт хотел сказать, что упивался сладчайшим медом русской сказки, одной из которых хочет поделиться с нами.

Какие еще сказки А.С.Пушкина вы знаете? (ответы детей)

- У меня есть сказочный ларец (показывает), а в ларце волшебные предметы. Кто угадает, из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат, тот и возьмет их себе. И так…( воспитатель достает из ларца зеркальце. Кто первым ответил, из какой сказки предмет и чей он – берет зеркальце себе). Давайте вместе спросим у зеркальца:

Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду расскажи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

- Найдите, пожалуйста, иллюстрацию к этой сказке в нашей гостиной.(дети показывают)

Воспитатель достает рыбку. Аналогично эпизоду с зеркальцем. Вместе либо кто-то из детей:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря….

Раз он в море закинул невод –

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод –

Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод –

Пришел невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой – золотою. ( находят иллюстрацию к сказке)

- У меня есть еще один предмет ( достает шапку). Если дети не смогли назвать сказку, воспитатель называет ее сам: это шапка из сказки «Руслан и Людмила».

Воспитатель берет шапку себе, одевает и читает:

Рядиться никогда не лень!

Людмила шапкой завертела;

На брови, прямо, набекрень,

И задом наперед надела.

И что ж? о чудо старых дней!

Людмила в зеркале пропала….

(воспитатель просит детей отвернуться и закрыть глаза. Сама прячется за дуб. Дети, постояв немного, открывают глаза. Недоумевают. Воспитатель выходит из-за дуба: «Перевернула – перед ней

Людмила прежняя предстала…»

- Так какая была шапка? (шапка-невидимка)

- Понравилось вам играть? (ответы детей)

- То, о чем мы с вами сегодня говорили – очень малая часть из того, что написал Александр Сергеевич Пушкин. «Вы, ребята, будете взрослеть, и с вами всегда будет Пушкин. Сначала книга стихов или сказок. Потом другая – книга поэм, потом еще одна – повестей, а потом – еще, еще… Когда станете большими, не забудьте прочитать книгу писем поэта. Это необычайно интересно! Пушкин будет с вами всю жизнь – так, как целый день с утра до вечера светит на небе солнце». (И.Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине.)
Использованная литература:

  1. А.С.Пушкин. Стихи и сказки. Изд.Детская литература.,М.,1974г.

  2. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.

  3. Февчук. Портреты и судьбы. Лениздат, 1984 г.

  4. С.Т.Овчинникова. Пушкин в Москве. Изд. Советская Россия, 1984 г.

  5. А.М.Гордин. Пушкин в Михайловском. Лениздат, 1989г.

  6. И.Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.

  7. Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.

  8. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.

  9. Н.И.Попова. Музей-квартира А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.

  10. А.И.Минина. Пушкин. Серия «Семья художника». Альбом. Лениздат, 1989г.



Театрально-литературная композиция

по произведениям Александра Сергеевича Пушкина.

ЦЕЛЬ:

- Содействовать гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

- формировать новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми
ЗАДАЧИ:

- развивать творческое воображение, способность совместно разворачивать игру;

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- консультация для родителей по всем вопросам подготовки постановки и проведения театрально-литературн6ой композиции;

- чтение сказок А.С.Пушкина;

- заучивание стихов с привлечением родителей;

- декламирование стихов родителями на протяжении всего периода проекта;

- рассматривание иллюстраций к сказкам художников С.Ковалева, В.А.Милошевского;

- рисование по произведениям А.С.Пушкина;

- совместная с родителями работа дома: рисование, аппликация, поделки;

- пластические игры и упражнения с приглашением и участием родителей;

- упражнения по постановке голоса и интонации;

- обыгрывание этюдов по сказкам;

- изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов;

- рисование афиш, пригласительных билетов;

- оформление зала: занавес, портрет А.С.Пушкина; книжная выставка; выставка рисунков и поделок детей и родителей, освещение, подбор музыки. Зал оформляем все вместе: воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети – это часть праздника. Оформление накануне с обсуждением, разговорами, чтением стихов и т.п.


ХОД ПРАЗДНИКА
Действующие лица:

Сказочница 1 – воспитатель

Сказочница 2 - воспитатель

Автор – папа

Ведущий – ребенок

Три девицы – девочки

Царь – мальчик

Старик – папа

Старуха – мама

Золотая рыбка – девочка
Тихо звучит мелодия «Позолоченная прялица». В центре на скамейке в русских сарафанах сидят три девицы. Справа от них в импровизированном окне тоже в русском костюме – Сказочница. Одна из девиц прядет, другая – вяжет, третья – вышивает.

СКАЗОЧНИЦА 1: Сказки Пушкина мы знаем,

С интересом их читаем,

Изумительны на слух,

В них живет наш русский дух!

Сказке скажем: в добрый час!

И отрывок из «Салтана» вам покажем мы сейчас.

Музыка звучит громче, три девицы поют и имитируют движения, как будто бы трудятся. «Позолоченная прялица, мы прядем, а нитка тянется…», постепенно музыка затихает.

АВТОР: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Говорит одна девица:
1-я девочка: Кабы я была царица.-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.
ВЕДУЩИЙ: Говорит ее сестрица:
2-я девочка: Кабы я была царица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.
ВЕДУЩИЙ: Третья молвила сестрица,-
3-я девочка: Кабы я была царица,-

Я б для батюшки царя

Родила богатыря.

ВЕДУЩИЙ: Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Входит царь, кланяется девицам.
ЦАРЬ (обращаясь к третьей): Здравствуй, красная девица,

Будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

К сестрам: Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.
Царь берет за руку невесту, все вместе танцуют любой русский танец и уходят, царь с невестой впереди, ткачиха с поварихой за ними.
АВТОР: В сени вышел царь-отец,

Все пустились во дворец.

Автор и ведущий берут скамейку, уносят ее и уходят сами. Выходит Сказочница.
СКАЗОЧНИЦА 1: Вместе Пушкина будем читать,

Удивляться, смеяться. Мечтать!

Новый конкурс сейчас мы начнем,

Его Пушкинским мы назовем.
Конкурс «Знатоки стихов А.С.Пушкина». Стихи читают дети и родители, по одному, вместе, семьями.
СКАЗОЧНИЦА 1: Порадовали вы меня: как вдохновенно читали стихи. А теперь попробуйте отгадать мои загадки и назовите сказку, персонажем которой является тот, про кого эта загадка.

  1. Кому страшен червячок,

Что насажен на крючок? (Рыбке. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги. (Заяц. «Сказка о попе и его работнике Балде)

  1. Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (петух. «Сказка о золотом петушке)

  1. Зверька узнали мы с тобой

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой.

А в рыжей шубке летом. (Белка. «Сказка о царе Салтане»)
Молодцы, все загадки отгадали и сказки все правильно назвали. А вы помните, какую песенку белка пела?... Давайте-ка все вместе под нее попляшем.
Свободная пляска под «Во саду ли, в огороде….»
СКАЗОЧНИЦА 2: Сейчас потолкуем о сказке другой .

Тут – синее море, там – берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит.

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут идет.

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.
Пока Сказочница говорит слова, ставятся декорации: домик, корыто. Сидит старуха, прядет; старик чинит невод. Две пары родителей изображают море. Первая пара родителей сидит на корточках и натягивает синие платки, либо синюю ткань за углы. Вторая пара делает то же стоя. Обе пары слега «колышат» волны. Между платками плавает золотая рыбка.
СКАЗОЧНИЦА 2: Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу (чинит невод),

Старуха пряла свою пряжу (прядет)

Раз он в море закинул невод,-(закидывает)

Пришел невод с одною тиной. (вытаскивает, вновь закидывает)

Он в другой раз закидывает невод,-(повторят)

Пришел невод с травою морскою. (вытаскивает)

В третий раз закинул он невод – (закидывает)

Пришел невод с одною рыбкой, (вытаскивает)

Не с простою рыбкой – золотою. (ловит рыбку)

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.
СКАЗОЧНИЦА2: Удивился старик, испугался6

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:
СТАРИК: Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

СКАЗОЧНИЦА 2: Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.
СТАРИК: Я сегодня поймал было рыбку;

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил в синее море.
СКАЗОЧНИЦА 2: Старика старуха забранила:
СТАРУХА: Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял с нее корыто,

Наше-то совсем расколось.
(Набрасывается на старика с кулаками, прогоняет).
СКАЗОЧНИЦА 2: Помните, чем сказка кончилась? ( ответы детей) Жадность, ребята, к добру не ведет.
СКАЗОЧНИЦА 1: Вот и подошел к концу наш Пушкинский вечер.
СКАЗОЧНИЦА 2: Пушкин – это возрожденье

Русской Музы, воплощенье

Наших первых дум и чувств.

Это – незапечатленный

Ключ поэзии, священный,

В светлой области искусств.
СКАЗОЧНИЦА 1: Это старой няни сказки,

Это молодости ласки,

Огонек в степной глуши.

Это – слезы умиленья…

Это – смутное влеченье

Вечно жаждущей души.

СКАЗОЧНИЦА 2: Это – гений, все любивший,

Все в самом себе вместивший –

Всеобъемлющ и велик…

Ныне мы поэта славим –

И на пьедестале ставим

Прославляющий нас лик.

/ Я.Полонский. А.С.Пушкин/
СКАЗОЧНИЦА 1: Так давайте же друг другу пожелаем никогда не расставаться со сказками и стихами Александра Сергеевича Пушкина.
Всем участникам и гостям праздника раздаются фотографии, сделанные заранее в литературной Пушкинской гостиной.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.


  1. А.С.Пушкин. Стихи и сказки. Детская литература. М., 1974 г.

  2. А.В.Щеткин. Театральная деятельность в детском саду. Мозаика-синтез. М., 2007 г.

  3. А.И.Буренина. Театр Всевозможного – от игры до спектакля. Детство-Пресс. С.-П., 2002 г.

  4. Г.П.Федорова. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки. Песни, потешки для детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. С.-П., 2000 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию icon Доклад о состоянии и результатах функционирования мбоу средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 города Нижнего Новгорода (далее – Учреждение)...
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию icon 2 формационный подход и результаты их использования при анализе событий
Великого Новгорода с князем-царем; ⑤ внешне-политические акты; ⑥ акты государственного управления
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию icon Педагогический Совет Родительский Комитет Председатель Комитета Директор...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию icon Комитет по образованию
Мбоу г. Мурманска гимназии №6 на 2013-2014 учебный год и в целях обеспечения исполнения положений Устава мбоу г. Мурманска Гимназии...
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию icon Брестский областной исполнительный комитет Брестский городской исполнительный...
Четверг 18. 00 Брестский академический театр драмы торжественное открытие фестиваля
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию icon Администрация Курской области Совет молодых ученых и специалистов Курской области
Курской области, комитет транспорта и связи Курской области, Совет молодых ученых и специалистов Курской области. Официальными партнерами...
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию icon Инженерно-геологические изыскания для строительства сп 11-105-97...
Государственный комитет российской федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию icon Российская Федерация Курганская область Макушинский район Администрация...
Федерального закона от 06. 10. 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация...
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию icon Ю. А. Курочкин Институт физики нан беларуси
Лобачевского (1792-1856гг.). Жизнь великого поэта целиком вмещается в период жизни великого математика. Интересно провести их сравнительное...
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию icon Американские советы по международному образованию. Мониторинг Американские...
Вашингтоне, сша, специализирующаяся на странах восточной Европы и Евразии. Программы acie включают в себя программы академического...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции