Скачать 128.71 Kb.
|
Администрация Великого Новгорода Комитет по образованию Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85 «Колокольчик» комбинированного вида ПРОЕКТ «МОЙ ПУШКИН». Подготовительная к школе группа Срок реализации 2 месяца Выполнила Подран Л.П., воспитатель, высшая квалификационная категория. Великий Новгород 2009 год По страницам биографии А.С.Пушкина и его произведениям. Конспект занятия в подготовительной к школе группе. ЦЕЛЬ: 1. Открыть ребенку мир литературы, заложить практическую и эмоционально- чувственную основу литературного образования дошкольника 2. Освоение детьми художественного смысла произведений, синтез познавательных и эмоционально-волевых процессов. ЗАДАЧИ:
Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе вообще.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Чтение сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина; рассматривание альбома «А.Пушкин. Семья художника» и книги «А.С.Пушкин» из серии «История России»; рассматривание портретов Пушкина, выполненных разными художниками; знакомство с жизнью и творчеством М.И.Глинки на музыкальном занятии, слушание музыки к опере «Руслан и Людмила». Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его стихах. Сюрпризные моменты с атрибутами сказок. Игры-драматизации. МАТЕРИАЛ Занятие проводится в литературной гостиной, где имеются: портрет А.С.Пушкина, макеты: дуб, избушка на курьих ножках; ростовые куклы: леший, баба-Яга в ступе, русалка, кот ученый; картина с иллюстрациями к сказкам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила»; картина к «Сказке о царе Салтане….», шапка, зеркало, рыбка (игрушка). ХОД ЗАНЯТИЯ Звучит знакомая детям музыка М.И.Глинки из оперы «Руслан и Людмила». Педагог приглашает детей в литературную гостиную. Дети подходят к портрету А.С.Пушкина. Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать об этом портрете? (ответы детей: кто изображен, автор портрета). Если бы мы не знали, чему посвятил свою жизнь А.С.Пушкин, могли бы догадаться, кто он? (Да. Изображены перо, подсвечник). Зачем нужны перо,…. подсвечник? (ответы детей) - Да, поэт работал в своем кабинете, писал стихи, сказки, повести. Электричества тогда еще не изобрели. Ведь Александр Сергеевич жил давным-давно, когда живы были ваши пра-пра-пра-прадедушки и пра-пра-пра-прабабушки – более 200 лет тому назад. Люди по 200 лет не живут, а вот стихи живут. - Какие стихи А.С.Пушкина вы знаете и можете прочесть? (ответы детей) - А кто знает вот эти стихи: «Уж небо осенью дышало…» ( читает ребенок), «Унылая пора…» ( читает ребенок). - А как вы думаете, о ком эти стихи? (читает): Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно-давно ты ждешь меня… (ответы детей) - Стихи посвящены няне поэта, Арине Родионовне (показывает портрет). Она воспитывала всех детей семьи Пушкиных: сестру Ольгу, братьев Александра, Левушку (показ портретов). Больше всех няня любила Сашеньку, Александра Сергеевича, заботилась о нем, была рядом на протяжении всей жизни. Как вы думаете, по этим стихам что можно сказать об отношении поэта к няне? (аргументированные ответы детей). - От своей няни, доброй русской крестьянки, услышал поэт много народных песен и сказок, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Со слов няни А.С.Пушкин записал семь сказок и несколько песен. Первым откликом на эти записи явился «Пролог» к «Руслану и Людмиле» - «У лукоморья дуб зеленый…» (дети вместе с воспитателем переходят к макету дуба и большим куклам, воспитатель обращает на них внимание детей). - Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в «Прологе»? (ответы детей) - Каких героев «Пролога» вы можете назвать? (ответы детей) - А где встречаются все эти герои? ( в русских сказках) - Да, вы правы. Послушайте, я вам прочитаю, как обо всех этих героях сказок рассказал Александр Сергеевич ( читает наизусть, выразительно «Пролог») Небольшая пауза. - Понравилось вам стихотворение? (ответы детей) - Чем понравилось? (ответы детей) - Да, оно звучит, как песня. Напевное, мелодичное, завораживающее, словно сон. Поэт нарисовал чудесное сказочное русское царство, которое где находится? (ответы детей) - Да, там, в заветном Лукоморье. А кто знает, что означает слово «лукоморье»? (ответы детей) - Лукоморье – это морской залив у изогнутой как лук богатыря земли. Значит где царство находится?. (ответы детей) Да, вы правы: на берегу моря… Там русский дух…Там Русью пахнет! - А какие еще герои сказок живут в чудесном сказочном царстве? (ответы детей) - Какими словами заканчивается «Пролог», вы запомнили? (ответы детей) Кто может прочитать, как заканчивается «Пролог»? И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел и кот ученый Свои мне сказки говорил. - Эти слова вам что-нибудь напоминают? (ответы детей) - Русские сказки часто заканчиваются словами: «По усам текло, а в рот не попало». Что хотел сказать поэт, как вы думаете? (ответы детей) - Концовкой своего «Пролога» поэт хотел сказать, что упивался сладчайшим медом русской сказки, одной из которых хочет поделиться с нами. Какие еще сказки А.С.Пушкина вы знаете? (ответы детей) - У меня есть сказочный ларец (показывает), а в ларце волшебные предметы. Кто угадает, из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат, тот и возьмет их себе. И так…( воспитатель достает из ларца зеркальце. Кто первым ответил, из какой сказки предмет и чей он – берет зеркальце себе). Давайте вместе спросим у зеркальца: Свет мой зеркальце, скажи, Да всю правду расскажи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? - Найдите, пожалуйста, иллюстрацию к этой сказке в нашей гостиной.(дети показывают) Воспитатель достает рыбку. Аналогично эпизоду с зеркальцем. Вместе либо кто-то из детей: Жил старик со своею старухой У самого синего моря…. Раз он в море закинул невод – Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод – Пришел невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод – Пришел невод с одною рыбкой, С не простою рыбкой – золотою. ( находят иллюстрацию к сказке) - У меня есть еще один предмет ( достает шапку). Если дети не смогли назвать сказку, воспитатель называет ее сам: это шапка из сказки «Руслан и Людмила». Воспитатель берет шапку себе, одевает и читает: Рядиться никогда не лень! Людмила шапкой завертела; На брови, прямо, набекрень, И задом наперед надела. И что ж? о чудо старых дней! Людмила в зеркале пропала…. (воспитатель просит детей отвернуться и закрыть глаза. Сама прячется за дуб. Дети, постояв немного, открывают глаза. Недоумевают. Воспитатель выходит из-за дуба: «Перевернула – перед ней Людмила прежняя предстала…» - Так какая была шапка? (шапка-невидимка) - Понравилось вам играть? (ответы детей) - То, о чем мы с вами сегодня говорили – очень малая часть из того, что написал Александр Сергеевич Пушкин. «Вы, ребята, будете взрослеть, и с вами всегда будет Пушкин. Сначала книга стихов или сказок. Потом другая – книга поэм, потом еще одна – повестей, а потом – еще, еще… Когда станете большими, не забудьте прочитать книгу писем поэта. Это необычайно интересно! Пушкин будет с вами всю жизнь – так, как целый день с утра до вечера светит на небе солнце». (И.Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине.) Использованная литература:
Театрально-литературная композиция по произведениям Александра Сергеевича Пушкина. ЦЕЛЬ: - Содействовать гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми. - формировать новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми ЗАДАЧИ: - развивать творческое воображение, способность совместно разворачивать игру; - развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях; - побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой; - развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; - заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: - консультация для родителей по всем вопросам подготовки постановки и проведения театрально-литературн6ой композиции; - чтение сказок А.С.Пушкина; - заучивание стихов с привлечением родителей; - декламирование стихов родителями на протяжении всего периода проекта; - рассматривание иллюстраций к сказкам художников С.Ковалева, В.А.Милошевского; - рисование по произведениям А.С.Пушкина; - совместная с родителями работа дома: рисование, аппликация, поделки; - пластические игры и упражнения с приглашением и участием родителей; - упражнения по постановке голоса и интонации; - обыгрывание этюдов по сказкам; - изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов; - рисование афиш, пригласительных билетов; - оформление зала: занавес, портрет А.С.Пушкина; книжная выставка; выставка рисунков и поделок детей и родителей, освещение, подбор музыки. Зал оформляем все вместе: воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети – это часть праздника. Оформление накануне с обсуждением, разговорами, чтением стихов и т.п. ХОД ПРАЗДНИКА Действующие лица: Сказочница 1 – воспитатель Сказочница 2 - воспитатель Автор – папа Ведущий – ребенок Три девицы – девочки Царь – мальчик Старик – папа Старуха – мама Золотая рыбка – девочка Тихо звучит мелодия «Позолоченная прялица». В центре на скамейке в русских сарафанах сидят три девицы. Справа от них в импровизированном окне тоже в русском костюме – Сказочница. Одна из девиц прядет, другая – вяжет, третья – вышивает. СКАЗОЧНИЦА 1: Сказки Пушкина мы знаем, С интересом их читаем, Изумительны на слух, В них живет наш русский дух! Сказке скажем: в добрый час! И отрывок из «Салтана» вам покажем мы сейчас. Музыка звучит громче, три девицы поют и имитируют движения, как будто бы трудятся. «Позолоченная прялица, мы прядем, а нитка тянется…», постепенно музыка затихает. АВТОР: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Говорит одна девица: 1-я девочка: Кабы я была царица.- То на весь крещеный мир Приготовила б я пир. ВЕДУЩИЙ: Говорит ее сестрица: 2-я девочка: Кабы я была царица,- То на весь бы мир одна Наткала я полотна. ВЕДУЩИЙ: Третья молвила сестрица,- 3-я девочка: Кабы я была царица,- Я б для батюшки царя Родила богатыря. ВЕДУЩИЙ: Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Входит царь, кланяется девицам. ЦАРЬ (обращаясь к третьей): Здравствуй, красная девица, Будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября. К сестрам: Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой. Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха. Царь берет за руку невесту, все вместе танцуют любой русский танец и уходят, царь с невестой впереди, ткачиха с поварихой за ними. АВТОР: В сени вышел царь-отец, Все пустились во дворец. Автор и ведущий берут скамейку, уносят ее и уходят сами. Выходит Сказочница. СКАЗОЧНИЦА 1: Вместе Пушкина будем читать, Удивляться, смеяться. Мечтать! Новый конкурс сейчас мы начнем, Его Пушкинским мы назовем. Конкурс «Знатоки стихов А.С.Пушкина». Стихи читают дети и родители, по одному, вместе, семьями. СКАЗОЧНИЦА 1: Порадовали вы меня: как вдохновенно читали стихи. А теперь попробуйте отгадать мои загадки и назовите сказку, персонажем которой является тот, про кого эта загадка.
Что насажен на крючок? (Рыбке. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Волк, медведь там и лиса. Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. (Заяц. «Сказка о попе и его работнике Балде)
Хоть часов не завожу. (петух. «Сказка о золотом петушке)
По двум простым приметам: Он в шубке серенькой зимой. А в рыжей шубке летом. (Белка. «Сказка о царе Салтане») Молодцы, все загадки отгадали и сказки все правильно назвали. А вы помните, какую песенку белка пела?... Давайте-ка все вместе под нее попляшем. Свободная пляска под «Во саду ли, в огороде….» СКАЗОЧНИЦА 2: Сейчас потолкуем о сказке другой . Тут – синее море, там – берег морской. Старик вышел к морю, он невод забросит. Кого-то поймает и что-то попросит. О жадной старухе рассказ тут идет. А жадность, ребята, к добру не ведет. И кончится дело все тем же корытом, Но только не новым, а старым, разбитым. Пока Сказочница говорит слова, ставятся декорации: домик, корыто. Сидит старуха, прядет; старик чинит невод. Две пары родителей изображают море. Первая пара родителей сидит на корточках и натягивает синие платки, либо синюю ткань за углы. Вторая пара делает то же стоя. Обе пары слега «колышат» волны. Между платками плавает золотая рыбка. СКАЗОЧНИЦА 2: Жил старик со своею старухой У самого синего моря. Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу (чинит невод), Старуха пряла свою пряжу (прядет) Раз он в море закинул невод,-(закидывает) Пришел невод с одною тиной. (вытаскивает, вновь закидывает) Он в другой раз закидывает невод,-(повторят) Пришел невод с травою морскою. (вытаскивает) В третий раз закинул он невод – (закидывает) Пришел невод с одною рыбкой, (вытаскивает) Не с простою рыбкой – золотою. (ловит рыбку) Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь. СКАЗОЧНИЦА2: Удивился старик, испугался6 Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтобы рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: СТАРИК: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе. СКАЗОЧНИЦА 2: Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо. СТАРИК: Я сегодня поймал было рыбку; Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с нее выкуп; Так пустил в синее море. СКАЗОЧНИЦА 2: Старика старуха забранила: СТАРУХА: Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял с нее корыто, Наше-то совсем расколось. (Набрасывается на старика с кулаками, прогоняет). СКАЗОЧНИЦА 2: Помните, чем сказка кончилась? ( ответы детей) Жадность, ребята, к добру не ведет. СКАЗОЧНИЦА 1: Вот и подошел к концу наш Пушкинский вечер. СКАЗОЧНИЦА 2: Пушкин – это возрожденье Русской Музы, воплощенье Наших первых дум и чувств. Это – незапечатленный Ключ поэзии, священный, В светлой области искусств. СКАЗОЧНИЦА 1: Это старой няни сказки, Это молодости ласки, Огонек в степной глуши. Это – слезы умиленья… Это – смутное влеченье Вечно жаждущей души. СКАЗОЧНИЦА 2: Это – гений, все любивший, Все в самом себе вместивший – Всеобъемлющ и велик… Ныне мы поэта славим – И на пьедестале ставим Прославляющий нас лик. / Я.Полонский. А.С.Пушкин/ СКАЗОЧНИЦА 1: Так давайте же друг другу пожелаем никогда не расставаться со сказками и стихами Александра Сергеевича Пушкина. Всем участникам и гостям праздника раздаются фотографии, сделанные заранее в литературной Пушкинской гостиной. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
|
Доклад о состоянии и результатах функционирования мбоу средняя общеобразовательная... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 города Нижнего Новгорода (далее – Учреждение)... |
2 формационный подход и результаты их использования при анализе событий Великого Новгорода с князем-царем; ⑤ внешне-политические акты; ⑥ акты государственного управления |
||
Педагогический Совет Родительский Комитет Председатель Комитета Директор... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
Комитет по образованию Мбоу г. Мурманска гимназии №6 на 2013-2014 учебный год и в целях обеспечения исполнения положений Устава мбоу г. Мурманска Гимназии... |
||
Брестский областной исполнительный комитет Брестский городской исполнительный... Четверг 18. 00 Брестский академический театр драмы торжественное открытие фестиваля |
Администрация Курской области Совет молодых ученых и специалистов Курской области Курской области, комитет транспорта и связи Курской области, Совет молодых ученых и специалистов Курской области. Официальными партнерами... |
||
Инженерно-геологические изыскания для строительства сп 11-105-97... Государственный комитет российской федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу |
Российская Федерация Курганская область Макушинский район Администрация... Федерального закона от 06. 10. 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация... |
||
Ю. А. Курочкин Институт физики нан беларуси Лобачевского (1792-1856гг.). Жизнь великого поэта целиком вмещается в период жизни великого математика. Интересно провести их сравнительное... |
Американские советы по международному образованию. Мониторинг Американские... Вашингтоне, сша, специализирующаяся на странах восточной Европы и Евразии. Программы acie включают в себя программы академического... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |