Элективный курс анализ текста




Скачать 0.51 Mb.
Название Элективный курс анализ текста
страница 1/5
Дата публикации 08.10.2014
Размер 0.51 Mb.
Тип Элективный курс
literature-edu.ru > Литература > Элективный курс
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»

Г. Белгорода


Рассмотрено

Руководитель кафедры

_____________Тарновская Э.А.
Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.


Согласовано

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода

______________________Кавиева М.Д.

«____»_________2012 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода

____________________Маслова В.А.

Приказ №__от «___»____2012 г.



Рабочая программа

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Анализ текста:

Теория и практика

(Автор программы Л. Д. Беднарская)

34 часа

учитель-разработчик

Тарновская Элла Анатольевна

Белгород

2012

Пояснительная записка

В условиях личностно ориентированного образования все большее внимание уделяется интегрированным подходам к изучению и преподаванию дисциплин школьного цикла. Интеграция выступает как основной фактор создания целостной картины

мира, объединяющей гуманитарные и естественно-научные знания. Активно заявляют о себе деятельностные модели, проектные технологии, определяющие пути совпадения мотиваций ученика и учителя.

В этих условиях первостепенное значение имеет а н а л и з т е к с т о в разных типов, стилей и жанров.

В художественном тексте представлена вся стихия языка в его эстетической функции, поэтому на материале художественного текста возможно усвоение всех функций языка. Постижение смысла, «расшифровывание» литературного произведения воз_

можно лишь при условии постоянного внимания к его языковому содержанию. Именно на уроке русского языка закладываются основы умений и навыков работы с текстом вообще, и художественным текстом в особенности. Очень многие задания в учебниках по русскому языку для 10—11 классов предусматривают работу с текстом художественной литературы. Такая работа необходима в процессе обучения написанию сочинений по литературе. Объемы текстов, предложенных для анализа, постепенно

увеличиваются.

Задания включают разные типы упражнений, имеющих творческий, исследовательский характер.

В процессе анализа текста язык изучается «в действии», в функциональном аспекте, формируются собственно филологические и общеучебные умения и навыки учащихся. Воспитание и развитие последних и составляет основу для современного школьного интегрированного образования. Именно на уроке русского языка школьник получает первые сведения о структурно-семантическом анализе текста любого содержания (определение темы текста и формулирование заголовка, выделение ключевых слов и словесных рядов, определение типов и форм текста, дифференциация главной и второстепенной информации, составление планов разных видов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и т. д.).

Именно в процессе анализа художественного текста, как писал М. М. Бахтин, рождается «языковая индивидуальность ученика», формируются его языковая и коммуникативная компетенции, языковая интуиция, чувство языка, дар слова.

В эпоху возрождения национального духовного сознания приобретает чрезвычайную важность культуроведческий и этноло-гический аспекты филологического образования. Дети должны «усмотреть русский народ в непосредственных произведениях его

духовной жизни» (А. А.Ша х м а т о в). Учебник ориентирует учащихся на то, что художественный, публицистический, научный текст изучается не только как материал для систематизации знаний о грамматических единицах в их контекстуальном окруже-

нии, но и в целях понимания языка как полифункционального явления, его стилистических богатств, исторической изменчивости, овладения общими филологическими знаниями.

Изучение родного языка мотивируется на современном этапе как первооснова всего образовательного процесса. Именно в процессе изучения русского языка интеграция должна проявляться максимально, так как изучение любого другого предмета осу-

ществляется на русском языке, с помощью русского слова. Действительно, изучение родного языка — это основа для формирования самосознания личности в любой области знания. Главная задача личностно- ориентированного образования — пробудить и развить личность ученика — осуществляется через развитие его языковой компетенции, а главное условие прояв-ления личностных способностей в образовательном процессе — создание личностно ориентированной ситуации — основывается на предъявлении текстов, имеющих большое воспитательное и эстетическое значение. Текст является импульсом, который получает старшеклассник — ему требуется многое обдумать, подумать о своем отношении к тому или иному явлению, обосновать его, аргументировать, достроить образ и модель предложенной ситуации, выбрать творческий вариант решения про -

блемы, дать критическую оценку различным фактам.

Интерпретация текста не предполагает однозначных решений, единого варианта. Такое обучение мотивирует старшеклассника самому находить проблему, противоречия, находить причины и источники собственных ошибок и неточностей, искать объясне-

ние и толкование явлений, постоянно рефлектировать. В каждой такой ситуации формируется субъективный опыт старшеклассника. Обоснование личной позиции по определенному поводу — главное методическое направление каждого учебника для 10—11 классов.

Анализ, интерпретация текстов направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной познавательной — учебно-воспитательной

деятельности. Образовательный процесс на основе такого подхода представляет собой диалог ученика и учителя, направленный на совместное конструирование программной деятельности.

Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научно- педагогической и методической логики, усваиваются учащимися, а только те из них, которые включены в их л и ч н ы й опыт, поэтому так важна в организации обучения актуализация

субъектного опыта, определение зоны ближайшего развития учащегося, которые предоставляет текст.

Работа с текстом осуществляется, во-первых, в процессе анализа текста: в это время происходит повторение, обобщение и систематизация изученного ранее, и, во-вторых, анализ текстов готовит учащихся к составлению с о б с т в е н н ы х текстов обу-

чающего и творческого характера. В современных учебниках русского языка представлена система работы по развитию речи, направленная на обучение написанию сочинений разного объема, типа, стиля, жанра, которая проводится параллельно с обуче-нием устному высказыванию в монологической и диалогической форме.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Речевые умения. Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение понять и сформулировать идею произведения в процессе его чтения и рассуждения о нем. Восприятие и формулирование не только смысла произведения, но и особенностей его художественной формы. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных письменных и устных высказываниях.
Умение определять и формулировать тему и идею поэтического произведения. Сопоставление изображения реального или документного факта в произведениях разных родов и жанров с целью понимания позиции автора. Понимание способов выражения авторской позиции в произведении. Образ героя и художественное содержание произведения.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп). Отбор и организация словесного материала. Понимание художественного содержания произведения.
Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать разные уровни смысла произведения и формулировать их в письменном и устном высказываниях. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Понимание эстетической природы искусства слова.
Умение в сжатом виде излагать основные положения филологической и научно-популярной статьи о языке или художественном произведении.
Программа рассчитана на 34 ч.

Примерное распределение материала


п/п

Тема

Количество часов

Дата

1.

Понятие о тексте

2

7.09; 14.09

2.

Способы выражения темы (цельность текста)

1

21.09; 28.09

3.

Заглавие

2

5.10; 12.10

4.

Начало и конец текста (рамка текста)

4 (два урока теоретических, два — по развитию речи)

19.10; 26.10

5.

Ключевые (опорные) слова

2

9.11; 16.11

6.

Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста

2

23.11; 30.11

7.

Количество и характер предложений в тексте

2

7.12; 14.12

8.

Способы связи предложений в тексте

2

21.12; 28.12

9.

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (лексические повторы,синонимы, антонимы,оксюмороны, гиперонимы и т. д.)

2

18.01; 25.01

10.

Местоимения и союзы в связующей функции

1

1.02; 8.02

11.

Именительный представления

1

15.02; 22.02

12.

Парцеллированные конструкции

1

1.03; 8.03

13.

Понятие о типах речи.Повествование. Языковые средства выражения повествования

2

15.03; 22.03

14.

Описание. Языковые средства выражения описания

2

5.04; 12.04

15.

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения

2

19.04; 26.04

16.

Медитативное рассуждение в русской лирике и

художественной прозе

2

3.05; 10.05

17.

Тексты разных стилей. Языковое наполнение

публицистического научного стилей

2

17.05; 24.05



Содержание программы

1. Понятие о тексте. На первом уроке учащиеся подводят итоги тому, что они знают о тексте, рассуждают об основных признаках текста: цельности и связности в их неразрывной связи. На втором уроке они анализируют текст, указанный (предложенный) учителем.

2. Способы выражения темы (цельность текста).

Впервые в школьной практике старшеклассники имеют возможность обобщения огромной практической работы с текстом, которой они начали заниматься еще в первом классе: уже тогда они отвечали на вопрос: какова тема текста? Учащиеся подбирают

примеры художественных произведений, заглавия которых выражают их тему. Это могут быть лирические стихотворения, рассказы и даже романы. Старшеклассники отвечают на вопрос: что такое цельность текста? В смысловых частях они указывают

ряды ключевых слов.

3. Заглавие. На первом уроке учащиеся подбирают произведения, в которых тема представлена заглавием, дополняют представленные произведения своими примерами. На втором уроке они анализируют стихотворение, указанное учителем.

4. Начало и конец текста (рамка текста). На двух теоретических уроках идет работа с разнообразными

материалами. Эти материалы дополняются собственными наблюдениями, примерами. Старшеклассники должны усвоить: первое и последнее предложения текста наиболее важны, они как бы представляют, заявляют текст и поэтому предусматривают

самую тщательную работу. Методическое обеспечение темы разнообразно. Это разноаспектный анализ текстов различных стилей. Особое внимание следует обратить на публицистические тексты.

По образцам изученных текстов учащиеся пишут небольшое сочинение.

5. Ключевые (опорные) слова. Практически с ключевыми (опорными) словами учащиеся знакомы давно, еще с начальной школы. Теперь они обобщают свои знания, изучая ключевые слова теоретически.

На первом уроке они находят ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах. На втором уроке выполняют задания по текстам, предложенным учителем (тексты должны быть как прозаическими различных жанров и стилей, так и поэтические).

6. Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста. С этого урока начинается теоретическое обобщение и изучение второго основного признака текста — его связности. Практический опыт такой работы у учащихся уже есть, однако сейчас,изучая, казалось бы, знакомые вещи, они по-новому смотрят на них, т. е. обращают внимание на количество, состав, семантику предложений в составе текста и его смысловых частей, наблюдают закономерности разного подбора предложений в прозаическом и поэтическом текстах, изучают влияние структуры предложений на тип речи. На втором уроке анализируют, например, предложения в составе фрагмента, предложенного учителем, публицистического текста И. Л. Андроникова, а затем сопоставляют этот фрагмент с началом повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

7. Количество и характер предложений в тексте.

На первом уроке учащиеся анализируют тексты, предложенные учителем, подбирают для анализа сходные фрагменты сами. На втором уроке анализируют стихотворение И. Ф. Анненского «Смычок и скрипка».

8. Способы связи предложений в тексте. На первом уроке учащиеся знакомятся со структурой цепной и параллельной связи предложений в тексте, к уроку они подбирали прозаические и лирические тексты разной структуры. Цепная и параллельная

структуры могут оформлять и описание, и повествование, и рассуждение. Учитель обращает внимание на то, что структура текста может задаваться первым предложением, учащимся надо это учитывать при построении собственных текстов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс анализ текста icon Элективный курс 10 класс «Лингвистический анализ художественного текста»
Но еще более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию художественного текста, получают особые...
Элективный курс анализ текста icon Элективный курс по русскому языку Текст
Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа...
Элективный курс анализ текста icon Программа «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:...
Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной...
Элективный курс анализ текста icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Аннотация к рабочей программе по факультативному курсу «Филологический анализ художественного текста» для 10 класса
Элективный курс анализ текста icon Литература: Лингво-стилистический анализ текста
Домашнев А. Н., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста. – М., 1989
Элективный курс анализ текста icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...
Элективный курс анализ текста icon Программа элективного курса «развитие речи»
Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы
Элективный курс анализ текста icon Элективный курс «Культурный аспект российской истории»
Становление общекультурной идентичности старшеклассников средствами продуктивного обучения
Элективный курс анализ текста icon Элективный курс «От слова к образу»
...
Элективный курс анализ текста icon Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии...
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции