«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку»




Скачать 186.48 Kb.
Название «Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку»
Дата публикации 07.10.2014
Размер 186.48 Kb.
Тип Программа курса
literature-edu.ru > Литература > Программа курса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 Невьянского городского округа

Утверждено: Шадрина В.Р.

Протокол Педагогического Совета № 3

От 1 октября 2013 года


Программа курса

по теме:

«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку»
( 11 класс)


Шадрина Венера Рашитовна

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 1 НГО,

высшая квалиф. категория.
Невьянск

2013 г.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка – стр. 3-5

- цели и задачи,

- структура курса,

- структура контрольно-измерительных материалов.

  1. Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса – стр. 5-7

- орфоэпия,

- словообразование,

- лексикология и фразеология,

- морфология,

- синтаксис и пунктуация,

- орфография.

  1. Программа курса – стр. 7-9

  2. Календарно-тематическое планирование – стр. 9-12

  3. Список используемой литературы для учителей и учащихся – стр. 12-13

  4. Приложение – стр. 13

- критерии проверки части С

- материал по подготовке к части С,

- тексты.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрированно к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в 2009 году переведён в «штатный режим», то есть в повсеместное введение этой формы оценки качества знаний как государственного механизма контроля качества образования. Основным инструментом ЕГЭ является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. По русскому языку комплект КИМов состоит из 3-х частей: А, В, С.

С 2008 года экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ стал обязательным; школьный ЕГЭ должен засчитываться вузами в качестве вступительного экзамена.

Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2013,2014 года, а также перечень заданий КИМов 2013,2014 года.

Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами.

Цели и задачи

Программа спецкурса «Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня сложности по русскому языку» составлена для учащихся 11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения с элементами сочинения), а система уроков в 10,11 классах не всегда ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данного спецкурса является стремление организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ.

Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие цели:

• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

• повышать уровень грамотности учащихся.

Структура курса

В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной.

Программа рассчитана на 60 часов (2 часа в неделю в 11 классе) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.

Структура контрольно-измерительных материалов

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.

Часть I (А 1-А 30) содержит 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.

Часть 2 (В 1-В 8) содержит 8 заданий, требующих краткого ответа.

Часть 3 (С 1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.

Практические работы проводятся по материалам учебных пособий:

- С.И. Львова, И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2012. Русский язык. Сборник заданий. М., “ ЭКСМО”, 2012;

- И.П.Цыбулько, Ю.Н. Гостева и др.. ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий. ФИПИ /М., “Интеллект-центр”, 2010

-Д.И. Архарова, Э.Ю. Попова. ЕГЭ по русскому языку: орфография, пунктуация, школьная лингвистическая теория. Екатеринбург: ИРРО, 2008.

-Т.А. Долинина Русский язык 10-11 классы. Алгоритм написания сочинения. Екатеринбург: ИРРО, 2008.

Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса

Орфоэпия

Должны знать:

• что изучает орфоэпия;

• основные орфоэпические нормы произношения слов;

уметь:

• проводить орфоэпический разбор;

• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.

Словообразование

должны знать:

• что изучает словообразование;

• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;

• что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;

• что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;

• как связано строение слова и его написание;
уметь:

• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;

• определять способы образования слов;

• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.

Лексикология и фразеология

знать:

• что изучает лексикология и фразеология;

• основные понятия лексикологии и фразеологии;

• основные способы объяснения лексического значения слова;

• различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;

уметь:

• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;

• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;

• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;

• определять прямое и переносное значение слова;

• находить в тексте основные выразительные лексические средства.

Морфология

знать:

• что изучает морфология;

• что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);

• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;

• основные морфологические нормы;

уметь:

• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;

• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;

• проводить морфологический разбор слова;

• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.

Синтаксис и пунктуация

знать:

• что изучает синтаксис и пунктуация;

• основные признаки словосочетания и предложения;

• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;

• основные пунктуационные нормы;

• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);

• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

уметь:

• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

• пользоваться синтаксическими синонимами;

• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

• проводить пунктуационный разбор предложения;

• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.

Орфография

знать:

• что изучает орфография;

• основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;

уметь:

• применять орфографические правила на письме;

• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;

• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

Программа

1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.

Типология заданий ЕГЭ.

2. Орфоэпия.

Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.

3. Лексика и фразеология.

Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.

4. Словообразование.

Основные способы словообразования частей речи.

5. Морфология.

Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.

6. Грамматические нормы.

Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).

7. Орфография.

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.

8. Пунктуация.

Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.

9. Синтаксис.

Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.

10. Синтаксические нормы русского языка.

Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.

11. Работа с текстом.

Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.

12. Анализ языковых средств выразительности.

Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.

13. Подготовка к написанию сочинения (часть С).

Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.

Календарно-тематическое планирование для 11 класса



Тема занятия

Цели и задачи

Форма

работы

1-2

Изучение правил сдачи ЕГЭ.

Типология заданий ЕГЭ

Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена

Лекция, вводный

контрольный тест

3-4

Современные орфоэпические нормы

Повторить порядок орфоэпического разбора слов, обобщить знания об орфоэпических нормах произношения слов

Практикум

5,6,7,8

Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора

Углубить знания учащихся о способах словообразования слов в русском языке

Практикум

9, 10,11

Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных

Систематизировать знания учащихся по написанию суффиксов имён существительных

Практикум

12,13

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных

Практикум

14,15

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных

Повторить особенности склонения количественных и порядковых числительных

Практикум

16,17

Правописание наречий Правописание предлогов .Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление


Обратить внимание учащихся на сложные случаи правописания наречий

Систематизировать знания учащихся в правописании производных предлогов, повторить алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи

Систематизировать знания учащихся по правописанию частиц не и ни

Практикум

18,19

Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи

Повторить морфологический разбор самостоятельных частей речи

Практикум


21,22

Образование форм повелительного наклонения глаголов

Образование форм деепричастий

Образование форм местоимений


Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи деепричастий и способов их образования

Повторить разряды и правописание местоимений, их роль в предложении. Напомнить алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов

Практикум

23,24

Типы орфограмм и принципы проверки


Учить делать работу над ошибками, допущенными при выполнении теста, диктанта

Практикум

25,26

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Систематизировать знания учащихся по заявленнной теме, дать алгоритм определения орфограммы.

Практикум

27,28

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию.

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы

Дать алгоритм отличия омонимичных конструкций слов

Практикум

29,30

Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы

Словосочетание. Виды синтаксической связи

Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении

Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании

Лекция Комбинированное занятие

31

Знаки препинания между однородными членами

Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами

Комбинированное занятие

32,33

Знаки препинания при обособлении определений и приложений

Другие случаи обособления второстепенных членов

Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений

Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями)

Комбинированное занятие

34,35

Классификация сложных предложений

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи

Повторить сведения о синтаксических средствах выразительности

Комбинированное занятие

36,37

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП

Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными

Практикум

38

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

Практикум

39,40

Сложное предложение с разными видами связи

Сложное предложение с разными видами связи

Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

Практикум

41,42

Как писать сочинение. Требования к выполнению части С

Знакомство с критериями оценки части С Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих


Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С ЕГЭ

Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 – К12) Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста

Комбинированное занятие

43,44,45

Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов)

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

46

Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей)

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

47,48

Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.)

Анализ языковых средств выразительности. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза

Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

49,50,51

Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия Структура сочинения на основе предложенного текста

Определение темы и проблематики текста

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста

Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста

Лекция

Практикум

52,53,54

Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

55,

56

Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте


Учить комментировать проблему, поднятую в тексте

Практикум

57,58

Осмысление авторской позиции текста

Типы аргументации в изложении собственной позиции

Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте

Познакомить с типами аргументации, учить применять их в устной и письменной речи

Комбинированное занятие

59,60

Выполнение практической работы по выполнению части С

Осмыслить степень готовности к выполнению анализа текста. Продумать систему коррекции






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку» icon Анализ решаемости заданий ким в 2013 г
Разбор заданий базового и повышенного уровня сложности, вызвавших наибольшие затруднения у выпускников 2013 (Обществознание)
«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку» icon Материалы для подготовки к егэ по русскому языку (часть «С»)
Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем егэ по русскому языку…». Журнал «Литература»,...
«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку» icon Программа «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:...
Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной...
«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку» icon Рабочая учебная программа по русскому языку 10 класс для базового уровня
Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10 -11 классы» Н. Г....
«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку» icon Рабочая учебная программа по русскому языку 9 класс для базового уровня
По русскому языку для классов с базовым уровнем (С. Г. Бархударов,С. Е. Крючков,Л. Ю. Максимов,Л. А. Чешко)
«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку» icon 1. Древнерусская литература
Целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий о литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков...
«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку» icon Рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс для базового уровня
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений...
«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку» icon Справка о проведении пробного огэ по русскому языку в 9 классе
Муталибова М. А. Варианты заданий состояли из С1(сжатое изложение по прослушанному тексту), С2(сочинение), задания А(всего 7 пунктов),...
«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку» icon Рабочая программа по русскому языку 6 класс на
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,...
«Подготовка к выполнению комплексных заданий повышенного уровня по русскому языку» icon Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 10 класса...
М.: Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции