Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс»




НазваниеРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс»
страница1/17
Дата публикации07.10.2014
Размер1.92 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Пояснительная записка

Сведения об учебной программе

Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам.Русский язык 5-9 класс». – М.:«Просвещение», 2010 г., «Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений»: основной курс / авт.- сост. С.И. Львова// - М.: Мнемозина, 2012 г.

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для С. И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2012 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение русскому языку  сложный процесс, в котором органично сочетаются важнейшие направления в работе: освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, о нормах современного русского литературного языка; формирование умений пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами; совершенствование всех видов речевой деятельности; овладение функциональной грамотностью; интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

Общая установка на реализацию единства знаниевой и деятельностной составляющих обучения русскому языку отражается в рабочей программе на разных уровнях характеристики курса: 1) в формулировках общих целей обучения, где подчёркнут деятельностный подход в преподавании родного языка, обеспечивающий формирование всех предметных компетенций в их единстве и взаимосвязи и овладение системой важнейших умений и навыков предметного и метапредметного уровней;

2) в предъявлении содержания курса, которое представляет собой не только перечень базовых понятий, но и указание на их практическую роль в совершенствовании речевой деятельности; при этом табличная форма рабочей программы1 подчёркивает деятельностную суть образовательного процесса, его двуединый характер, в котором интегрированно взаимодействуют два аспекта: системный (понятийная база курса) и коммуникативно-деятельностный; 3) в перечне планируемых результатов обучения, которые определяют ключевые знания, умения и навыки по разным разделам курса и по всем видам речевой деятельности, являющиеся не только объектом пристального внимания в учебном процессе, но и содержанием проверки и оценивания на каждом этапе обучения.

В соответствии с установками ФГОС и Примерной программы по предмету содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей обучения русскому языку в основной общеобразовательной школе:

 воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к одной из основных национально-культурных ценностей народа, как к основному средству общения, средству развития интеллектуальных и творческих способностей личности, средству получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средству самообразования и социализации в обществе, средству освоения морально-этических норм, принятых в социуме; формирование представления об эстетической ценности родного языка;

 формирование навыков функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать; совершенствование видов речевой деятельности (чтения, аудирования, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение различными школьными предметами и коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; формирование и развитие важнейших общеучебных умений и универсальных учебных действий (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

 расширение и систематизация научных знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка, о взаимосвязи языковых уровней и единиц;

 развитие способности проводить разные виды языкового анализа слова (фонетический, орфоэпический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения, а также многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления и использования выразительных средств; развитие способности опознавать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

 обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; усвоение основных норм литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных), норм речевого этикета; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки при создании устных и письменных высказываний в учебной деятельности и повседневной речевой практике; развитие стремления к речевому само совершенствованию, способности к самооценке на основе наблюдения за речью.

Содержание рабочей программы направлено на достижение результатов освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку, сформулированных в «Примерных программах основного общего образования»:

Личностные результаты освоения курса русского языка:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободное использование словарей различных типов, справочной литературы, в том числе и на электронных носителях;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения курса русского языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Указанные результаты обучения по русскому языку конкретизированы по классам в специальном разделе рабочей программы «Основные результаты обучения», в котором выделяются три части: «Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения», «Предметные результаты обучения» и «Универсальные учебные действия». В первом разделе перечислены коммуникативные умения надпредметного уровня, которые отрабатываются на уроках русского языка и являются основой формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Данное понятие напрямую соотносится с универсальными учебными действиями (коммуникативными, познавательными, регулятивными), поэтому основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Данная рабочая программа учитывает, что основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо) и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего, в процессе изучения родного языка в школе.

Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей; способность к самооценке, развитие познавательных интересов и возможностей учащихся. Рабочая программа нацеливает на то, чтобы в процессе изучения родного языка ученики могли понять его роль в жизни людей, осознать его красоту и богатство. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению предметными компетенциями, необходимыми для успешной учебной, а в будущем — трудовой деятельности.

Продвижение учащихся в освоении программы по русскому (родному) языку проверяется на каждом этапе обучения. Уровень сформированности метапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического, итогового контроля, что предполагает выполнение учащимися разнообразной работы: заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки — только на качественном уровне.

В целом курс русского языка в 5 классе направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное и взаимосвязанное развитие предметных компетенций, необходимых для успешной деятельности в разных сферах жизни и для формирования коммуникативных качеств личности.

Системообразующей доминантой курса становится не только система языка и развитие речи в классическом понимании этих терминов, но и речевая деятельность во всех многообразных её проявлениях, а также ценностные ориентиры, позволяющие осознать родной язык как величайшее достояние народа, как важнейший механизм познавательной деятельности, обеспечивающей формирование общенаучной картины мира.

Рабочая программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю, 35 учебных недель).

Стандартный расчет количество часов опирается на 6 часов в неделю при 35 учебных неделях в год. Авторской программой отведено 10 часов в качестве резерва. Это время было распределено следующим образом: 3 часа отведено на выполнение контрольных работ по текстам администрации, 4 часа на написание сочинений и 3 часа на написание изложений.
Общая характеристика предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Данная рабочая программа способствует достижению указанных целей благодаря последовательной реализации системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Яркой особенностью разработанного курса является его нацеленность на поэтапное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

При таком подходе центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён. В этом смысле каждый урок русского языка становится уроком развития речи, развития речемыслительных способностей учащихся, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения, аудирования, письма и говорения.

При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа (включая традиционные полиграфические книги, электронные тексты, аудио-, видео- и мультимедийные источники информации), развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п. При таком подходе изучение языка, речи и целенаправленное овладение речевой деятельностью становится единым процессом, компоненты которого взаимосвязаны и развиваются и совершенствуются не параллельно, а одновременно, в органичном единстве.

Усиление деятельностной составляющей курса родного языка отражает общую установку современной образовательной системы на реализацию деятельностного подхода, актуализацию её прагматического характера, нацеленности на формирование умения учиться, на овладение жизненно важными компетенциями на основе усвоения определённой системы знаний, умений, навыков. В связи с этим рабочая программа реализует компетентностный подход — направленность обучения не только на усвоение учащимися целостной системы знаний, овладение соответствующими умениями и навыками, в том числе и коммуникативными, но и на развитие способности применять полученные знания, умения и навыки в быту, в своей учебной и общественной деятельности.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности данного курса не означает ослабления системного подхода в обучении русскому языку. Более того, традиционный для русской школы системный подход наполняется новым содержанием и открывает новые перспективы для коммуникативно направленного обучения, поскольку системные представления о языке и речи при таком подходе формируются в результате специально организованной учебно-коммуникативнойдеятельности (особым образом проводится работа с учебником, с текстами теоретического содержания, с правилами, таблицами, схемами, планами, справочными материалами, мультимедийными приложениями и т. п.), что обеспечивает полноценное овладение всеми видами компетенций: коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой.

Системное изучение основ лингвистики на деятельностной основе способствует тому, что ученик глубже осознаёт суть языкового понятия, осмысляя его многостороннюю лингвистическую природу и важнейшую прагматическую функцию; лучше понимает взаимосвязь языковых единиц и потому легче опознаёт изучаемый лингвистический факт в процессе учебно-тренировочной деятельности. При таком подходе к изучению родного языка школьник учится адекватно реагировать на языковое явление не только в учебных ситуациях, но и в естественных коммуникативных условиях, старается при этом уместно использовать приёмы исправления речевых недостатков и погрешностей, применяя эффективные способы редактирования. Постепенно ученик овладевает способностью адекватно оценивать примеры употребления конкретного языкового явления в речевой действительности и пытается в собственных речевых высказываниях использовать его правильно, уместно, выразительно. При коммуникативно-деятельностном подходе классические компоненты курса язык и развитие речи объединяются в образовательном процессе на деятельностной основе, то есть в результате специально организованной речемыслительной деятельности в учебно-коммуникативном пространстве.

Коммуникативно-деятельностный подход предполагает, что изучение теоретических основ курса (определённой лингвистической информации, правил) является речемыслительным процессом и, следовательно, строится с учётом требований к организации такого обучения на коммуникативно-деятельностной основе. Ориентация процесса обучения на освоение в деятельностном режиме системы знаний и овладение важнейшими практическими навыками их использования в речевой практике определила и необычную структуру раздела «Содержание обучения» данной рабочей программы. В нём представлена не только система понятий, подлежащих изучению и являющихся основой формирования системы учебных умений и навыков, но и деятельностная составляющая курса. В указанном разделе она предъявляется не только в виде информации об основных умениях, отрабатывающихся в связи с изучением определённого материала, об особенностях употребления в речи языковых единиц и применения полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности. Деятельностная составляющая курса отражается и в разделе «Основные результаты обучения», где, помимо традиционного перечня умений и навыков по разделам курса, представлены списки (по классам) умений в разных видах речевой деятельности, являющихся основой метапредметных умений и навыков. Кроме того, в указанном разделе перечислены и основные универсальные учебные действия, на отработку и развитие которых нацеливает учебник, реализующий данную рабочую программу.

Развивающий характер обучения, его направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций определили и характер предъявления грамматического материала в рабочей программе. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике функционально-семантический подход к анализу языкового явления, предполагающий триединый взгляд на языковую единицу со стороны её значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определённым смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.

Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполнение регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.Ученик получает возможность наблюдать, как та или иная языковая структура определяет сходство всех конкретных примеров её наполнения. Например морфемная модель щик ом определяет сходство всех словоформ, которые соответствуют этой модели: одинаковые языковые значения (значение лица, профессии; грамматическое значение единственного числа, творительного падежа), соотнесённость с одними и теми же грамматическими категориями (одушевлённость, нарицательность), одинаковые грамматические признаки (мужской род, 2-е склонение). Так школьники приучаются даже в языковой схеме «видеть» присущее ей семантическое наполнение. При этом вскрывается и третья сторона языковой единицы — её функционирование, способы реализации внутреннего содержания в более сложных языковых построениях. Указанная модель демонстрирует особенности функционирования конкретных морфем в процессе слово- и формообразования. И в то же время «скрытая» за моделью словоформа является и функционирующим элементом более сложной единицы — словосочетания (доволен стекольщиком, договориться с барабанщиком).

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всём многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов. Изучению подобных явлений в рабочей программе отводится особое место.

Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутьё ребёнка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.

Системно-деятельностный подход в обучении, направленность на трёхсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается, как уже отмечалось, и в необычном предъявлении содержания обучения в рабочей программе. В ней предусмотрены не только описательно-классификационная характеристика системы языка, перечни основных понятий курса, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных в программе языковых единиц. Распределение содержания курса на два взаимосвязанных блока («Основные сведения о языке и речи» и «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности») до известной степени условно, однако наглядно отражает практическую направленность курса — показывать ученикам не только что есть ч т о, что называется ч ем, но и что употребляется где, как и зачем и на этой основе формировать навыки правильного, уместного и выразительного использования изучаемых единиц языка в речи. Поэтому данная программа предусматривает целенаправленную работу, связанную с поиском правильных, наиболее точных в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместных, выразительных средств языка, соответствующих коммуникативным целям, содержанию речи и условиям общения. Так реализуется принцип коммуникативной направленности в освещении лингвистических вопросов, когда языковое явление рассматривается с разных сторон на разнообразном речевом материале, а усвоение программных сведений опирается на практическую речевую деятельность учащихся.

Умелое и свободное использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает и более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая, целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы и в текстах других стилей и функциональных разновидностей языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Отличительная особенность данного курса — внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отражёнными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарик, с которым школьники начинают работать с первых уроков в 5-м классе. Систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям (в том числе и к онлайн-словарям), предусмотренное программой, даёт возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися на данном этапе обучения. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников (особенно 5-х и 6-х классов) к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании текстов лингвистического содержания, поскольку опыт общения на научные темы у них отсутствует или крайне мал. Именно поэтому в ряде случаев в программе предлагается знакомить учеников с тем или иным языковым явлением, но при этом на определённом этапе обучения не требовать от школьников запоминания соответствующего термина.

Дифференцированный подход к обучению выражается и в том, что в разделе программы «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование речевой деятельности» содержатся формулировки, которые дают возможность учителю несколько варьировать конкретные цели изучения той или иной темы, приближая их к реальному учебному процессу. Так, формулировка «использование в речи…» определяет довольно широкий диапазон умений, предполагающих как наблюдение за употреблением языкового явления в речевых образцах, так и непосредственное использование этого явления учащимся в собственной речевой практике. Слабый ученик дольше «задержится» на первом этапе этого процесса, а сильный значительно быстрее пройдёт путь от наблюдений к употреблению в речи.

Необходимо также отметить, что программа усиливает культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских учёных-лингвистах, материалов по этимологии. В центре внимания оказываются единицы языка с национально-культурным компонентом значения, наиболее ярко представленные в произведениях устного народного творчества и художественных текстах. Таким образом, в 5—-м классах целенаправленно формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, форме выражения национальной культуры.

Содержание рабочей программы соответствует выделенным в Примерной программе по русскому языку трём сквозным содержательным линиям, обеспечивающим формирование предметных компетенций: 1) коммуникативная компетенция (разделы «Текстоведение», «Культура речи», «Функциональные разновидности русского языка»); 2) языковая и лингвистическая компетенции (разделы «Лингвистика — наука о языке», «Введение в лингвистику», «Русский литературный язык», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология, лексикография и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация» и др.); 3) культуроведческая компетенция (разделы «Родной язык», «Язык как развивающееся явление», «Русский язык — национальный язык русского народа», «Речевой этикет»).

В рабочей программе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определённых ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5-м классе — 175 ч, в 6-м классе — 210 ч, в 7-м классе — 140 ч, в 8-м классе —105 ч, в 9-м классе — 105 ч.

Программа по русскому языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч, которые отводятся для проведения контрольных, самостоятельных, практических работ, а также для реализации школьного компонента в преподавании предмета.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием...
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» iconРабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утверждённой мо РФ ( Москва...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» iconУчебному курсу «Русский язык» для 11 класса (профильный уровень)
Делю – 34 недели) и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и др. (Допущено Министерством образования РФ (письмо №13-58-1005/17 от 07. 07. 2003)) в соответствии...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Баранова...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» iconРабочая программа по русскому языку 7 класс
Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В. В. И др.//Программно-...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по русскому языку...
М класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по русскому языку...
И класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Программы по русскому языку для основной школы 5-9 классы....

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс» iconПрограмма «Русский язык», 2 класс, с // Образовательная система «Школа 2100»
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е. В. Бунеевой,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции