Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений




Скачать 279.41 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
страница1/3
Дата публикации07.10.2014
Размер279.41 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Рабочая программа по русскому языку

для 10 класса

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко и рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

  • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьников, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.

Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать своё речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять её).


В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского народа;

  • смысл понятий речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения.

Уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.

Аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников.

Говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения;

  • использовать основные, а также приобретённые приёмы информационной переработки устного и письменного текста.


Курс русского языка направлен на совершенствование речевой

деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения:

- практических работ – 3 часа;

- контрольных работ – 3 часа.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

  1. учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их связи с производимым разбором или по заданию учителя;

  2. учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме.

  3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, диктанты, тесты.
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

1.Баранова М.Т. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранова // Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2009.

2.Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2009.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1.Русский язык в школе: журн. – 2007 - № 5

2.Единый государственный экзамен. 2010, 2011. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / М.: Интеллект-центр, 2010.

3. Единый государственный экзамен. 2010,2011. ФИПИ. Сборник экзаменационных заданий. / М.: Эксмо, 2009.

4.Угроватова Т.Ю. тесты и другие задания для подготовки ЕГЭ. / Калининград, 2008.

5. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов. / М.: Эксмо, 2008.

6.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. 10 – 11 классы. / Легион. Ростов-на- Дону. 2012.

7. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. / Легион. Ростов-на- Дону. 2012.

Календарно-тематическое планирование





Тема уроков

Кол-во часов

Тип урока

Элементы минимального

содержания образования

Элементы дополнительного

содержания образования

Требования к уровню

подготовки учащихся

Дата проведения

Общие сведения о языке.

1

Слово о русском языке

1

Комбинированный

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении.

Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

Знать: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления.

Иметь представление о социальной сущности языка.




2-3

Стили и типы речи

2

Комбинированный

Назначение, стилевые признаки, разновидности стилей речи.



Принципы выбора стилей речи

Знать: назначение, стилевые признаки, разновидности стилей.

Уметь: производить речеведческий анализ тексто





4-5

Понятие о норме литературного языка. Типы норм

2

Комбинированный

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка

Функции русского языка как учебного предмета

Иметь представление о культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками




6

Р/р. Практическая работа. Редактирование текстов.

1

Систематизация ЗУН

Определение уровня изученного материала. Обобщение и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов.

Знать: особенности текстов по стилю и типу.

Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.




7-9

Слово и его лексическое значение. Однозначность и многозначность слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы, фигуры речи как выразительные средства языка. Работ со словарями.

3

Комбинированный

Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха». Формирование умения различать прямое и переносное значения слов; сравнивать статьи в толковом словаре. Определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарём.

Понятие метафора, метонимия, синекдоха; создание собственных метафор. Передача собственных метафор. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Знать: смысл понятий речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова.

Уметь: определять прямое и переносное значение слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарём; осуществлять речевой самоконтроль.




10

Р/р Практическая работа. Лингвистический анализ поэтического текста.

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков.

Развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов.

Знать: особенность текстов по стилю и типу.

Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста: аргументированно анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей.




11-13

Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа со словарями.

3

Систематизация ЗУН

Формирование умения определять смысловые отношения между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов. Определение стилистической окраски синонимов.

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики.

Знать: специфику смысловых отношений между словами.

Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте.




14-18

Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов. Работа со словарями.

5

Комбинированный

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.

Уметь: определять заимствованные слова в тексте; уместно употреблять заимствованные слова в речи: извлекать информацию из различных источников: свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.




19-21

Фразеология.

Употребление фразеологизмов. Работа со словарями



3

Комбинированный

контроль

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Крылатые слова, их происхождение

Знать: понятие фразеологизмы.

Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов.




22

Проверочная работа

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков.










23

Фигуры речи как выразительные средства языка

1

Комбинированный

Фигуры речи как выразительные средства языка

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики. Передача содержания информации адекватно поставленной цели

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: определять фигуры речи как выразительные средства языка




24

Р/р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач (демоверсия ЕГЭ)

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: определять выразительные средства в тексте; применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии.




25

Словари русского языка

1

Комбинированный

Знакомство со словарями русского языка. Умение пользоваться словарями



Уметь пользоваться словарями




26-27

Контрольная работа

2

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала.

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы







Орфоэпия.

28

Фонетический разбор слова.

1

Комбинированный

Понятия фонема, открытый, закрытый слог. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство

Знать: основные орфограммы, изученные ранее; классификацию звуков русского языка.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор.




29-30

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.

2

Комбинированный

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Роль ударения в стихотворной речи.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические грамматические нормы современного русского языка.




Морфемика, словообразование, орфография.

31-32

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв.

2

Комбинированный

Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный). Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением прописных букв.

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы.

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов.





33-34

Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм. Употребление разделительных ь и ъ.

2

Комбинированный

Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением ь и ъ; ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов.

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы.




35-37

Состав слова. Морфемный анализ слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных.

3

Систематизация ЗУН.

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.

Анализ текста и устного высказывания.

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться определёнными способами по их применению.




38-39

Основные способы образования слов. Международные словообразова -

тельные элементы. Словообразова -

тельный разбор слова. Работа со словарями.

2

Комбинированный

Выразительные словообразовательные средства. Эскспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор.

Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования.

Знать: основные выразительные средства словообразования.

Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией обращения.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием...
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и др. (Допущено Министерством образования РФ (письмо №13-58-1005/17 от 07. 07. 2003)) в соответствии...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconУчебному курсу «Русский язык» для 11 класса (профильный уровень)
Делю – 34 недели) и составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного...
Данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для 10-11 классов составлена...
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего (полного) образования...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для 8-б класса Учитель: Ведышева Вера Викторовна
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Баранова...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconСогласовано
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 класcов
Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы среднего (полного) образования по русскому...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику «Литература. 9 класс»,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции