Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»




Скачать 106.08 Kb.
Название Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»
Дата публикации 07.10.2014
Размер 106.08 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему

«Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»

5 класс
Учитель МБОУ Кировская СОШ№5

Очкурова Е.Г.

Ст.Кировская 2012г


- 2 -

Цели: познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения» ; расширить

представления учащихся об истории фразеологизмов ; обучить навыкам нахождения

фразеологизмов в художественном тексте и употребления в речи; развивать навыки

выразительного чтения; пробудить интерес к личности И.А.Крылова

Задачи: повторить состав слова; развивать навыки учащихся самостоятельно находить

афоризмы в художественном тексте; производить синонимическую замену

фразеологизмов ; тренировать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

развивать кругозор учащихся; пропагандировать культуру речи.

Тип урока: объяснение нового

Формы и методы: монологическое высказывание по опорной таблице; фронтальный опрос;

нахождение языкового явления; фразеологические упражнения; пунктуационный

разбор; орфографическая работа; подбор синонимов; игровая работа

Приёмы: повторение пройденного; объяснение учителя; беседа по вопросам; словарная работа;

тренировочные упражнения; работа над культурой речи; реализация межпредметных

связей

Оборудование: доска < Приложение 1 > , портрет И.А.Крылова , иллюстрации учащихся,

стенд с книгами, схема морфемного состава слова <�Приложение 2 >, задание

«Расшифруй пословицу» <�Приложение 3 >, ширма, куклы для спектакля Ход урока

I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

1. Лингвистическая разминка ( синтаксический разбор предложения)

И.А.Крылов – т…лан…ливый рус…кий б…снописец.

2. Задание «Расшифруй выражение» < Приложение 3>.

Учитель. Ребята! А сейчас мы проверим, как вы знаете части слова. Вам необходимо «собрать»

известное выражение и объяснить его значение.

3. Работа с классом по схеме морфемного состава слова < Приложение 2 >.

Ответ ученика по схеме.

Проверка работающего у доски над заданием «Расшифруй выражение».

Учитель. Итак, какое выражение зашифровано на доске?

Дети. У сильного всегда бессильный виноват.

У. Какие условные знаки помогли определить нужную последовательность карточек?

Д. Правильно «собрать» это предложение мне помогли символы, обозначающие морфемы слова.

У. Как вы понимаете её смысл?

Д. Очень часто те, кто сильнее, винят и обижают тех, кто слабее и беспомощнее их.

У. А как называется такое выражение?

Д. Это крылатое выражение.

У. Кому принадлежат эти слова?

Д. Это строки из знаменитой басни И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок»

( переход к теме урока)

Ш. Объяснение нового материала

1. Слово учителя.

У. Сегодня у нас необычный урок, когда взаимодействуют два предмета. Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение.

Ведь тема урока – «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения». А помогут нам знаменитые басни И.А.Крылова, подарившие русскому народу несметное богатство – фразеологизмы и крылатые выражения.

-3-

На уроке мы не только расширим ваши знания о фразеологизмах и крылатых выражениях, но и

обратимся к истории некоторых из них, внимательно вчитаемся в прекрасные строки крыловских басен и научимся правильно употреблять в речи эти устойчивые выражения.

Запись темы урока и эпиграфов.

2. Понятие об устойчивых сочетаниях слов ( фразеологизмах ).

У. Сравните сочетания слов в левой и правой колонке ( запись на доске) < Приложение 1>

В какой колонке записаны свободные сочетания, а в какой – несвободные?

Д. В сочетаниях второй колонки слова потеряли своё прямое значение. Такое сочетание имеет особое значение, и его можно заменить одним словом: вешать голову – огорчаться; гонять лодыря – бездельничать; клевать носом – дремать. Это и есть несвободные сочетания.

У. Устойчивые ( или несвободные) сочетания называются фразеологизмами.

Словарная работа. ( на доске)

Фразеология ( гр. phrasis – выражение и logos – учение ) – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

А какие вы знаете фразеологизмы?

Д. Бить баклуши, ломать голову, зарубить на носу и т.д.

У. Русский язык богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её яркой и выразительной. А теперь давайте немножко поиграем. Я называю слово, а вы - фразеологизм, в состав которого оно входит. Побеждает тот, кто последним произнесёт фразу.

Итак, рука ( один, дело и т.п. )

Работа с упр. 698 ( сборник заданий) Замена фразеологизмов синонимичным словом.

Подведение итогов.

Мы видим, как много фразеологизмов в русском языке. Но не только фразеологизмами богат наш родной язык. Как прекрасны и точны крылатые слова и выражения!

Словарная работа ( на доске)

Афоризмы – это образные цитаты из литературных произведений.

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к героям басен И.А.Крылова и познакомимся с некоторыми афоризмами и их значением. Но сначала – историческая справка.

Д. Историческая справка об И.А.Крылове.

У. А теперь я приглашаю вас в театр. Это не совсем обычный театр. Ваши одноклассники приготовили сюрприз – кукольный спектакль по басням И.А.Крылова. Сейчас вы будете не только смотреть спектакль, но и искать афоризмы.

Задача: выписывать в тетрадь афоризмы и объяснять их значение.

IV. Закрепление.

1. У. Басня «Стрекоза и Муравей» была напечатана в 1808 году. Это одна из самых известных и любимых нами басен.

Инсценировка басни

Какой афоризм вы нашли в этой басне?

Д. Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!

У. Как вы понимаете эти строки и в каком случае мы их употребляем сегодня?

Д. В этих словах – осуждение лени и легкомысленности. А употребляем мы их, когда

хотим упрекнуть человека за его бездеятельность.

У. Верно. Наш спектакль продолжается.

Впервые эта басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный

совет, преобразованный в 1810 году Александром 1. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ. Однако всё свелось к пустым разговорам. Историк М. Корф писал: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет».

Инсценировка басни.

А какой афоризм вы записали из этой басни?

-4-

Д. А вы друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

У. О чём эти строки?

Д. Мы говорим их сегодня, когда люди берутся не за своё дело и не могут организовать свою работу.

У. А эти знаменитые крыловские строки из басни «Две собаки» не утратили актуальности и сегодня. Что это за строки?

Инсценировка басни.

Д. Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Вывод

У. Таким образом, мы узнали много интересного о фразеологизмах и афоризмах. И помогли нам герои крыловских басен.

V. Итоги урока.

1. Беседа с учащимися.

У. Ребята, что нового мы узнали на уроке?

Д. Мы познакомились с фразеологизмами и афоризмами.

У. Чем же отличаются фразеологизмы от афоризмов?

Д. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания, а афоризмы – это образные авторские выражения из художественных произведений.

У. Какой афоризм вам показался наиболее интересным и почему?

Д. Ответы учащихся

У. А теперь давайте обратимся к эпиграфам < Приложение 1 > и объясните, почему их два .Как они связаны между собой?

Д. Эти слова очень подходят к нашему уроку, ведь русский баснописец И.А.Крылов подарил русскому языку огромное количество крылатых слов и выражений.

У. Знать их бывает очень важно. Они украшают нашу речь, делают её образной, яркой. Но для того, чтобы их грамотно употреблять в своей речи, мы должны знать значение этих слов и выражений. И в этом нам помогут словари и книги по истории фразеологизмов.

( демонстрация фразеологического словаря и другой литературы со стенда)
2. Борьба за чистоту языка.

У. В течение многих веков русский народ хранил этот великий дар – русский язык. И наш

долг – беречь его, заботиться о нём. Пора бросить эти жаргонные слова! Ведь только тот,

кто умеет правильно и красиво говорить и писать, только тот, кто бережно обращается со

словами русского языка, может считать себя образованным человеком.

Вспоминаются слова Анны Ахматовой, сказанные в трудном 1942 году:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём

И внукам дадим, и от плена спасём

навеки.
3. Оценки.

Д/з: используя материалы урока и тексты басен И.А.Крылова, написать творческую работу

«Мой школьный день», используя не менее 7 афоризмов.
-5-

VI. Рефлексия.

У. Урок мы начали с крылатого выражения, взятого из басни И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок». Пусть же её название поможет нам подвести итог урока.

Если вам было интересно на уроке, если вы узнали что-то новое, поднимите ягнёнка. А если урок вам не понравился, он показался вам скучным, то поднимите волка.

Список использованной литературы
1. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: Мнемозина, 2010г

2. Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. – М.: Гос. изд-во Детской Литературы, 1963

3. Вартаньян Э.Д. Эти мудрёные слова. – М.: Детская литература, 1980

4. Крылов И.А. Басни. – М.: Детская литература, 1983

5. Михневич А. Е. В глубь слова человеческого. – Мн.: Нар. асвета, 1982

6. Молотков А.И. и др. Фразеологический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986

7. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углублённым изучением

русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 11 классы» / В.В. Бабай-

цева, А.В. Глазков, М.В. Дубровина и др. – М.: Дрофа, 2000

8. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984

Самоанализ интегрированного урока русского языка и литературы

«Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»

Данный урок занимает ведущее место в разделе «Лексика». Он связан и с предыдущим разделом « Морфемика» , т.к. для решения игровой задачи «Расшифруй пословицу» было необходимо знание частей слова, и с темой «Басни И.А.Крылова» по литературе», т.к. изучение

нового материала основывалось на текстах крыловских басен. Этот урок «работает» на последующие уроки, ведь знание фразеологизмов и крылатых выражений способствует обогащению словарного запаса учащихся, развивает культуру речи, что так необходимо в современных условиях.

Специфика урока заключается в том, что он способствует развитию межпредметных связей, углубляет знания учащихся по русскому языку, учит самостоятельно мыслить и делать выводы.

Это урок сообщения новых знаний.

Цели урока ставились следующие:

познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения» ; расширить

представления учащихся об истории фразеологизмов ; обучить навыкам

нахождения фразеологизмов в художественном тексте; развивать навыки

выразительного чтения; пробудить интерес к личности И.А.Крылова

Основная дидактическая цель реализовывалась следующим образом: учтены все требования программы; учащиеся заинтересовались материалом, работали увлечённо; в ходе урока задания усложнялись ( от простого к сложному)

Были учтены и задачи развития: учащиеся вовлечены в совершение мыслительных операций.

Основные принципы дидактики были соблюдены: использовалась наглядность, учащиеся активно работали вместе с учителем; материал подбирался с учётом доступности для этого возраста; теория и практика были связаны между собой.

Решались воспитательные задачи: подбор дидактического материала помог реализовать воспитательную цель - формирование интереса к творчеству И.Крылова и к литературе в целом.

Учащиеся работали активно, с интересом. Обращалось внимание на культуру речи ( особо актуально).

Домашнее задание соответствует теме урока и уровню обученности.

Была проведена рефлексия.

Я считаю, что поставленные цели и задачи реализовать удалось.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…»
Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края
Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon Фразеологизмы с компонентом-именем числительным в русском языке
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство» В. Г. Белинский
Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon План работы методического объединения учителей русского языка и литературы...
Исходя из методической темы, целей и задач школы, мо учителей русского языка и литературы в новом учебном году выбирает следующую...
Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon Урок русского языка и литературы в соответствии с требованиями фгос» в мбоу «Гимназии №37»
Семинар: «Современный урок русского языка и литературы в соответствии с требованиями фгос»
Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...
Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...
Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...
Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» icon Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции