План-конспект урока по русской литературе в 8 классе
Тема:
В.В. Маяковский. Лирика
(В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)
Цель:
ознакомить учащихся с личностью В. Маяковского и раскрыть поэтическое кредо поэта на примере стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Задачи:
- обучать анализу поэтического текста, совершенствовать навыки синтеза и обобщения, вычленения главного.
- формировать правильное понимание поэзии Маяковского.
- воспитывать грамотного и вдумчивого читателя, интерес и любовь к русской литературе.
Тип урока: урок изучения нового материала (по Ю.А. Конаржевскому)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный (частично-поисковый)
Приемы: Ведущий прием – беседа-анализ;
слово учителя, комплексное комментированное чтение, выразительное чтение, работы с изобразительным материалом, устное словесное рисование, работа с лексикой.
Оборудование: проектор, учебник, буклет, портрет, карточки для рефлексии
Ход урока
Эпиграф:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца.
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!
Организационный момент. Психологический настрой
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Анатольевна, я работаю в СШ №23 и сегодняшний урок проведу у вас я.
Я желаю вам дружно, весело и продуктивно провести не только этот урок, но и весь день. Поэтому давайте мы сейчас повернемся друг ко другу и скажем несколько хороших слов.
Скажите, ребята, в такой пасмурный, дождливый зимний день чего бы вам хотелось? (ответы учащихся)
Я надеюсь, что сегодня на уроке у вас будет хорошее солнечное настроение. И чтобы солнце согревало всех вас, я приготовила каждому свое маленькое солнце.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний. Целеполагание
- Наш урок мы начнем с разминки. Я называю слово, а вы – ассоциацию:
Солнце - ? Детство - ? Школьный звонок - ? Урок литературы - ?
Призвание - ? Владимир Маяковский - ?
Слайд 2 - Владимир Маяковский! Великолепный самобытный поэт, блестящий оратор, яркая и неординарная личность. Человек, оставивший видный след в истории русской литературы.
Его имя хорошо известно вам с детства. Какие строки из стихотворений Маяковского вспоминаются вам, когда вы слышите это имя?.
«Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»…
Сегодня на уроке мы откроем для себя другого, нового, молодого, дерзкого поэта Владимира Маяковского, мы будем говорить о его жизни и творчестве, поэтому тема нашего урока будет звучать следующим образом:
«В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
- А тему урока мы запишем не в тетради, а в буклеты, лежащие на ваших партах. Продуктом нашей деятельности будет буклет, в котором будут фиксироваться результаты ваших исследований.
Запись темы в буклеты.
- Ребята, исходя из названной темы, как бы вы определили основную цель нашего сегодняшнего урока?
Цель нашего урока – познакомиться с личностью Владимира Маяковского и, проанализировав стихотворение «Необычайное приключение…», раскрыть поэтическое кредо поэта.
Запись цели в буклеты.
На доске написан эпиграф.
- А сейчас давайте обратимся к эпиграфу. На протяжении урока подумайте, почему именно эти строки были взяты мной в качестве эпиграфа к уроку.
Выделите ключевые слова (ответы учащихся). Что стоит за словами «Вот лозунг мой и солнца»? Каким был поэт, поставивший себя наравне с небесным светилом? Для этого обратимся к биографии поэта.
Усвоение новых знаний. Слово учителя
Учащиеся заполняют страницу 2 буклета в течение сообщения об основных фактах биографии поэта.
На слайде солнце (В. Маяковский) и его характеристики.
- «по рождению – грузин..» (место рождения, счастливое детство)
- «товарищ Константин» (революционная партия, тюрьма)
- художник (работа в РОСТА)
- бунтарь (желтая кофта)
- разбитое сердце ???
- поэт (основные произведения)
- «великий пешеход»
Проверка понимания учащимися нового материала
Слайд 4. Взаимопроверка в парах по предложенному варианту учителя (слайд).
Физкультминутка
В заключение надо сказать, что Маяковский также «великий пешеход». Так его прозвали за любимую привычку ходить пешком. Несмотря на крупную, массивную фигуру, он был подвижен, обладал отличной реакцией, хорошо играл в бильярд, в городки и теннис. Поэтому давайте все вместе внемлем следующим словам неординарного поэта и немного отдохнем:
Но нет на свете прекрасней одёжи,
Чем бронза мускулов и свежесть кожи.
Если насидеться много,
Поразмять захочешь ноги, - сделать несколько шагов.
Повозись часок с футболом,
Станешь бодрым и веселым.- ноги набивают мяч, руки на пояс.
Спина утомилась.
Блузами вспенясь, - глубокий вдох
сделайте милость,
Шпарьте в теннис. – движение руками
Работа с текстом стихотворения
- Итак, познакомившись с основными фактами из жизни Маяковского, мы убедились, что Маяковский – это яркая и неординарная личность, которая раскрывается в полной мере и в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».
1. Работа над заголовком. Прогнозирование.
– Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?
(О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)
Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?
(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)
Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.
2. Работа с текстом. Восприятие и истолкование.
Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, отличается ли стиль данного стихотворения от лирики предшествующих поэтов?
2.1. Чтение стихотворения учителем
2.2. Беседа по первоначальным впечатлениям
– Оправдались ли наши первоначальные предположения?
– Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?
– О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?
(Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.)
Словесное рисование:
– Нарисуйте словами картину встречи поэта с солнцем, которая возникла в вашем воображении. А теперь посмотрите иллюстрации к стихотворению самого Маяковского и художника Д. Бурлюка. (слайд 5) Так ли вы представляли встречу поэта с солнцем? Какая из иллюстрация вам кажется наиболее удачной?
– Обратили ли вы внимание на особенности стиля и интонационно-ритмические особенности стихотворений В. Маяковского?
3. Повторное чтение стихотворения учащимися
Чтение стихотворения учащимися.
Для более детальной работы над текстом стихотворения выделяем в нем композиционные части:
1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта».
2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"».
3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».
4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта».
(слайд 6)- запись в буклет
– Проследим, как создаются поэтические образы солнца и лирического героя в тексте.
Работа с таблицей. Обратимся к началу стихотворения. Выпишите ключевые слова, характеризующие работу солнца и состояние поэта.
Заполните соответствующие графы таблицы.
Образ солнца
|
Работа солнца (цитаты)
|
Художественные приемы создания образа
|
«спускалось солнце каждый раз», «завтра снова мир залить вставало», «солнце ало».
|
метафоры «мир залить», «жара плыла», эпитет «солнце ало»,
гипербола «в сто сорок солнц»
|
Образ лирического героя
|
Состояние лирического героя (цитаты)
|
Художественные приемы создания образа
|
(«разозлясь», «ужасно злить», «в страхе», «в упор я крикнул»
|
разговорная лексика: «дармоед», «довольно шляться», «черт дернул»;
лексические повторы;
каламбур
|
А) Солнце совершает свою привычную работу: «спускалось солнце каждый раз», «завтра снова мир залить вставало», «солнце ало». Его работа – постоянный, утомительный, однообразный труд.
- Какие выразительные средства помогают нам представить эту работу? (метафоры «мир залить», «жара плыла», эпитет «солнце ало»).
Работа с лексикой.
- В каком значении используется слово «залить» (Залить – покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту дейст-вия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа – жара плыла и залить мир – проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.)
(покрыть сплошь, полностью – это помогает понять полноту действия)
Б) - Какое чувство испытывает человек во время такой жары? Соотносится ли наше чувство с чувствами героя? («разозлясь», «ужасно злить», «в страхе», «в упор я крикнул»): (Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.)
- Слова какого стиля преобладают в речи поэта? (разговорные «дармоед», «довольно шляться», «черт дернул»). Почему?
- Использование разговорной лексики, повтор слова тоже является средством создания образа.
В) - Меняется ли отношение поэта к солнцу? Подтвердите текстом. (да, приглашает в гости)
- Одинаково ли лексическое значение слов «заходить» и «на чай зашло бы»:
«...чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»?
Объясним значения этих слов.
Работа с лексикой.
Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости.
Обратимся к толковому словарю за подтверждением.
Зайти – 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться.
– Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?
(В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!
- Маяковский прибегает к приему каламбура.
Каламбур – игра слов, прием, основанный на звуковом сходстве слов и словосочетаний, различных по значению. Используется для создания комического эффекта.
- по ходу работы заполняются графа таблиц, сверка с экраном.
- Какое событие является кульминацией стихотворения? (разговор за чаем)
- Давайте услышим этот разговор. В чем смысл этого разговора?
Чтение по ролям
(работа солнца – нелегкое дело, но делать его надо хорошо)
- Изменилось ли отношение к солнцу? В чем это выражается?
(в обращении к солнцу, не «дармоед», а «светило»)
- как меняются взаимоотношения героев?
(солнце стало другом, товарищем)
- Почему поэт и солнце, такие разные, нашли общий язык? (поэт и солнце похожи: они выполняют одну миссию – несут свет, только солнце в буквальном смысле освещает мир, а поэт – в переносном: он освещает человеческие души)
- В каких строчках звучит этот призыв-единство поэта и солнца? (последние строки стихотворения)
- Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?
(Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)
- Как вы думаете, о каком призвании идет речь у Маяковского: о профессии или о жизненном назначении? (размышления учащихся).
Маяковский считал стихотворение «Необычайное приключение…» программной вещью, своим литературным кредо.
«Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!» - провозглашает Маяковский. Эти строчки можно отнести ко всему творчеству поэта.
Информация о домашнем задании
Выучить отрывок из стихотворения В. Маяковского (концовку);
сделать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).
Итог урока
Маяковский любил точные, меткие, необычные слова. Вернемся к нашим ассоциациям: В. Маяковский - ? (емко и образно выразите свою ассоциацию).
- Ребята, давайте обратимся к цели урока, которую мы определили с вами в самом начале урока. Скажите, наша цель урока достигнута?
- Жизнь и судьба… Жизнь Маяковского уместилась в 37 лет, судьба подарила ему бессмертие. И снова сквозь десятилетия мы слышим голос поэта:
«Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – Я,
Весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души»
Рефлексия
СОЛНЦА
Литература:
1. МЕТЧЕНКО А. Маяковский. Очерк творчества. - М., 1964.- С.78.
2.СУББОТИН А.С. Маяковский: Сквозь призму жанра. - М., 1986. - С.82.
Семонько Екатерина Анатольевна
|