Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
Сергиево-Посадский муниципальный район
Московская область
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Шеметовская средняя
общеобразовательная школа»
_________________Л.В. Иванова
«_______»____________2013 г.
Рабочая программа по литературе
(базовое изучение)
8 «А» класс
Составитель : Сметанина Марина Львовна,
учитель русского языка и литературы 2 категории
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе
Государственного стандарта 2004 года,
Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А. Снежневская, О.М.Хренова/ Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования, Москва, «Мнемозина»,2006 год,
Учебного плана МБОУ «Шеметовская СОШ» на 2013-2014 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы
знаний, умений
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 8 классе будут:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.
Программа для 8 класса построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.
Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.
Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
Количество часов в 8 классе
В год – 70 часов, из них на развитие речи - 9 часов , контрольных сочинений – 2 часа.
В неделю – 2 часа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч.)
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.
Устное народное творчество. Народные песни. (3 ч.)
Исторические песни
Для чтения и бесед
Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни
«Породила да меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца».
Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.
Для чтения и бесед
Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море – священный Байкал…» Д.П. Давыдов, «Среди долины ровныя…» А.Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И.И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек…» А.А. Дельвига).
Для чтения и бесед
К.Г. Паустовский. «Колотый сахар»; В.С. Высоцкий. «Песня о Волге»; Б. Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге».
Русская старина (4 ч. + 1Р.)
А. Н. Толстой.
Для чтения и бесед
«Земля оттич и дедич».
Жития
Житийный жанр в древнерусской литературе.
Для чтения и бесед
«Жития преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский - подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
«Жития протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.
Для самостоятельного чтения
«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык). Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин», «Повесть о Петре и Февронии».
III. Литература XIX века. (21 ч. + 6Р. + 1К.)
А.С. Пушкин. Пушкин-прозаик.
Для чтения и изучения
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.
Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.
М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.
Для чтения и бесед
«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы, Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.
Для чтения и изучения
«Мцыри». «Мцыри – любимы идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы.
Н.В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.
Для чтения и изучения
«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.
«Ревизор» в театре и в кино.
Драматические произведения, комедия; сатира и юмор в драматическом произведении.
Для самостоятельного чтения
«Женитьба».
И.С. Тургенев. Особенности прозы писателя.
Для чтения и изучения
«Ася». Образ «тургеневской девушки»; скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.
Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.
Для чтения и изучения
«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.
Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.
IV. Литература конца XIX - начала XX века. (8 ч. + 1Р.)
В.Г. Короленко. Гуманизм писателя.
Для чтения и бесед
«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчика, его причины.
«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
И.А. Бунин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...», «Густой зеленый ельник у дороги…», «Родине», «Слово».
«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».
Максим Горький – убежденный защитник идеи активного отношения к жизни.
Для чтения и изучения
«Песня о Соколе». Символика - аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.
Для чтения и бесед
«Заветы отца».
V.Литература XX века (12 ч. + 1Р.)
Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед
«Я воспитан природой суровой…», «Журавли», «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…».
Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.
К.Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.
Для чтения и изучения
«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиция рассказа ( роль «ленинградских страниц»). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и изображение писателя (ср. «Золотой розой»).
Роль воображения в художественном творчестве.
А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»).
История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.
Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.
В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Дядя Ермолай».
«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?
«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.
Н.М. Рубцов. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед
«Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу», «До конца».
Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».
V. Из зарубежной литературы (5 ч. + 1 ч.)
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга.
Для чтения и бесед
«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.
Трагедия как жанр драматургии.
М. Де. Сервантес. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
П. Мариме. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».
«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С. Пушкина «Конь».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен знать:
основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно
нравственного содержания в изображении характеров героев;
основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основной информации от второстепенной;
развернуто обосновывать суждения, давать определения;
выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
выявлять авторское отношение к изображаемому;
пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
|
Тема урока
|
Планируемая дата
|
Фактическая дата
|
Домашнее задание
|
1
|
Введение. Искусство слова. Отличие художественной литературы от литературы научной. Художественный образ. Литература и другие виды искусства.
|
|
|
Ч. 1.
Познакомиться с народными историческими песнями.
|
2
|
Устное народное творчество. Народные песни. Исторические песни.
|
|
|
Познакомиться с лирическими песнями. Подготовить отзыв.
|
3
|
Народные песни. Лирические песни.
|
|
|
К.Паустовский. «Колотый сахар». Прочитать.
|
4
|
Авторы и собиратели народных песен. Рассказ К.Паустовского «Колотый сахар».
|
|
|
Прочитать материал учебника на с.31-34.
|
5
|
Русская старина. Житийная литература.
А.Толстой. «Земля «оттич и дедич»». Люди Древней Руси.
|
|
|
1.Прочитать «Житие преподобного Сергия Радонежского» (с.35-45).
2.Прочитать статью учебника «Языком живописи» (с.45-46).
3.Инд.задание: подготовить сообщение о житийной литературе.
|
6
|
«Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым. Личность Сергия.
|
|
|
Продолжить работу с текстом. Проблемные вопросы.
|
7
|
«Житие Сергия Радонежского». Идейно-художественное своеобразие жития. Образ святого.
|
|
|
Обобщить материалы.
|
8
|
РР Подготовка к домашнему сочинению «Сильная личность».
|
|
|
Домашнее сочинение.
1.Прочитать вступительную статью учебника к «Житию Аввакума» (с.46-47).
2.Прочитать «Житие Аввакума, им самим написанное» (с.47-52).
|
9
|
«Житие протопопа Аввакума». Неистовый Аввакум. Личность автора-повествователя в житии.
|
|
|
1.Прочитать статью учебника «Историческая правда и художественный вымысел в повести» (с.155-157).
2. «Капитанская дочка», гл.1.
|
10
|
Литература XIX века.
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Пушкин в работе над материалами о Пугачёвском восстании. Пушкин-историк.
|
|
|
1.Перечитать главы 1, 2.
2. Вопросы и задания.
|
11
|
А.Пушкин. «Капитанская дочка»(гл. 1, 2). Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Петра Гринёва.
|
|
|
1.Перечитать главы III-V.
2.Подготовить рассказ о жизни Гринёва до осады крепости Пугачёвым.
|
12
|
Крушение иллюзий. Гринёв в Белогорской крепости.
|
|
|
Подготовить сравнительную характеристику героев – Гринёва и Швабрина.
|
13
|
Гринёв и Швабрин. Смысл противопоставления героев.
|
|
|
1.Перечитать главы VI-VII.
2.Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль повествования.
3.Раскрыть роль эпиграфов к VI-VII главам.
|
14
|
«Сильное и благое потрясение». Падение Белогорской крепости (гл. 6, 7).
|
|
|
1.Перечитать главы VIII-XII.
2.Найти в повести все эпизоды, в которых появляется Пугачёв. Сопоставить его портреты в главах «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость» и «Мятежная слобода». Какова роль этих портретных описаний?
3.Сравнить эпиграф к главе VII с песней, которую поют пугачёвцы на военном совете. Сопоставить эти песни с образом капитана Миронова и Пугачёва.
4.Задания по группам: подготовить развёрнутые ответы на вопросы к каждой главе (1-я группа-IX глава; 2-я группа-X глава; 3-я группа-XI глава; (задание выполнить письменно) 4-я группа-XII глава.
|
15
|
Гринёв и Пугачёв. «Странные» встречи Гринёва и Пугачёва. Герои в авторской оценке.
|
|
|
1.Перечитать XIII и XIV главы, подготовить их краткий пересказ.
2.Подготовить устный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения «Капитанской дочки»?»
3.Подготовить характеристику Маши Мироновой.
|
16
|
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
|
|
|
1.Подготовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка» (вопросы с.153-154 учебника).
|
17
|
Обобщающий урок. Роль эпиграфа в повествовании.
|
|
|
Работа по плану, предложенному учителем. Работа с материалами учебника «Пишем сочинение».
|
18
|
РР. Подготовка к сочинению-рассуждению по повести А.Пушкина «Капитанская дочка».
|
|
|
Отредактировать собранные материалы.
|
19
|
РР. Контрольное сочинение по повести Пушкина. «Пётр Гринёв в Белогорской крепости»./ «Белогорская крепость в судьбе Гринёва».
|
|
|
Прочитать статью учебника о М.Ю.Лермонтове «Певец родины и свободы», с.172-174.
|
20
|
М.Ю.Лермонтов. Лирика. Певец Родины и свободы. «Кавказ», «Сосед», «Завещание».
|
|
|
1.Перечитать поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри», подготовить выразительное чтение одной из глав (распределить по группам).
2.Уточнить значение терминов: поэма, тема, идея, сюжет, композиция, поэма.
|
21
|
М.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Тема и идея, сюжет и композиция поэмы.
|
|
|
1.Подготовить рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».
2.Составить цитатный план поэмы.
3.Ответить на вопросы:
-Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь).
-Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?
-Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
-Почему погиб Мцыри?
|
22
|
Образ главного героя поэмы и средства его создания.
|
|
|
Выучить наизусть фрагмент произведения.
|
23
|
РР. Чтение наизусть фрагмента из поэмы М.Лермонтова «Мцыри» (по выбору учащихся).
|
|
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Материалы учебника.
|
24
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии.
|
|
|
1.Знать содержание I действия.
2.Подготовить выразительное чтение сцен в трактире по ролям: Осип, Хлестаков, слуга.
|
25
|
Н.Гоголь «Ревизор» (Д.1). Порядки в уездном городе.
|
|
|
Действие II.
|
26
|
Хлестаков и хлестаковщина (Д. 2).
|
|
|
1. III действие.
2. Устно нарисовать портреты городничего и Хлестакова (по представлению и иллюстрациям).
|
27
|
Хлестаковщина в действии. Хлестаков и чиновники города. (Д. 3).
|
|
|
1.Повторить литературоведческие термины сюжетно-композиционных элементов.
2. Действие IV.
|
28
|
Конфликт и сюжет драматического произведения. Тема и идея комедии. (Д. 4).
|
|
|
Подготовиться к контрольной работе по пьесе Н.Гоголя «Ревизор».
|
29
|
КР. Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
|
|
|
И.С.Тургенев. «Ася». 1.Озаглавить главы повести.
2.Ответить на вопросы «Подумаем над повестью», с. 326.
3.Задания по группам: 1-я группа-характеристика Аси; 2-я группа - господина Н.Н.; 3-я группа-Гагина.
|
30
|
И.С.Тургенев. «Ася». История создания повести.
|
|
|
Определить элементы композиции повести.
|
31
|
Герои повести и художественные способы создания их образов.
|
|
|
Подготовить выразительное чтение XVI главы. Составить план анализа этой главы. Определить её место в развитии сюжета.
|
32
|
Анализ эпизода. Роль XVI главы.
|
|
|
Объяснить смысл названия повести.
|
33
|
РР. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению «Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»».
|
|
|
Домашнее сочинение.
Л.Толстой «После бала». Подготовить ответы на вопросы к рассказу, с.342.
|
34
|
Л.Н.Толстой. «После бала». Толстой – художник, мыслитель, человек. История создания рассказа.
|
|
|
Прочитать статью учебника «Композиция художественного произведения», с.345.
|
35
|
Роль композиции рассказа в раскрытии идейно-художественного замысла автора.
|
|
|
Работа с планом, предложенным учителем. Подготовка к сочинению.
|
36
|
РР. Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу Л.Толстого.
|
|
|
Черновик сочинения.
|
37
|
РР. Контрольное сочинение «Утро, изменившее жизнь».
|
|
|
В.Г. Короленко. «Парадокс».
1.Прочитать материал учебника «Поразмышляем над рассказом Короленко вместе» (с.20-21).
2.Ответить на вопросы 1, 2 (с.21).
3.Озаглавить части очерка.
|
38
|
Литература конца XIX – начала XX века.
В.Г. Короленко. Человек с большим и сильным сердцем. Очерк «Парадокс». Анализ композиции.
|
|
|
Ответить на вопросы учебника 3, 4 к очерку «Парадокс» (с.21-22).
|
39
|
Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке В.Короленко.
|
|
|
Прочитать миниатюру «Огоньки».
|
40
|
Жанровое своеобразие лирической миниатюры В.Короленко «Огоньки».
|
|
|
И.А. Бунин. Стихотворения.
|
41
|
И.А.Бунин. Лирика. «Его нежнейшей любовью была Россия».
|
|
|
«Сверчок», прочитать.
|
42
|
«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».
|
|
|
А.М.Горький. 1.Прочитать материалы учебника о М.Горьком (с.26-27).
|
43
|
А.М.Горький. Романтизм Горького. «Песня о Соколе».
|
|
|
1.Подготовить сравнительную характеристику Ужа и Сокола.
|
44
|
Художественные особенности произведения. Роль аллегории.
|
|
|
Выучить наизусть фрагмент «Песни…»
|
45
|
РР. Чтение наизусть фрагментов «Песни о Соколе» М.Горького (по выбору).
|
|
|
М.Горький. «Заветы отца».
|
46
|
«Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь». М.Горький. «Заветы отца».
|
|
|
1.Прочитать раздел учебника «Н.А.Заболоцкий. Лирика» (с.72-77).
2.Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений.
|
47
|
Литература XX века.
Н.А.Заболоцкий. Лирика. Поэт «великого чуда земли».
|
|
|
Стихотворение Н.Заболоцкого «Журавли»: тема, идея, герои. Авторская позиция.
|
48
|
Н.Заболоцкий. «Журавли». Тема, идея, композиция стихотворения.
|
|
|
К.Г.Паустовский. «Телеграмма». .Прочитать статьи учебника «Мастер слова» (с.78-79) и «Паустовский в жизни» (с.79-80).
|
49
|
К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Нравственная проблематика произведения.
|
|
|
1.Определить, как построен рассказ, выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.
2.Ответить на вопрос: «Почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»?»
|
50
|
Пока не стало поздно…
|
|
|
А.Твардовский. «Василий Тёркин»,
гл. «Переправа», «О награде». Прочитать статьи учебника «А.Т.Твардовский. Поэт и гражданин» и «Как был написан «Василий Тёркин» (с.95-97)
|
51
|
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Основная тема поэмы.
|
|
|
Гл. «Гармонь», «Два солдата». Ответить на вопрос: «Как относится автор к своему герою и событиям, описанным в главах «Переправа», «От автора», «Кто стрелял?»»
|
52
|
Герой и автор. Смешное и трагическое в поэме.
|
|
|
Гл. «Кто стрелял?», «Смерть и воин».
|
53
|
Образ русского солдата в поэме.
|
|
|
Выучить наизусть одну из глав.
В.М.Шукшин. «Дядя Ермолай».
|
54
|
В.М.Шукшин. Рассказ «Дядя Ермолай». Каков «шукшинский» герой?
|
|
|
«Солнце, старик и девушка», прочитать.
|
55
|
Разнообразие типов шукшинских героев. Рассказ «Солнце, старик и девушка».
|
|
|
«Микроскоп», прочитать.
|
56
|
«Чудики» Шукшина. Рассказ «Микроскоп».
|
|
|
|
57
|
Н.М.Рубцов. Лирика. Исторические образы в лирике поэта.
|
|
|
Стихотворения Н.Рубцова: чтение, истолкование, восприятие.
|
58
|
Творческая мастерская поэта: анализ стихотворений.
|
|
|
Выучить наизусть одно из стихотворений Рубцова.
|
59
|
РР. Чтение наизусть стихотворений Н.Рубцова (по выбору учащихся).
|
|
|
1. Перечитать трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
2.Инд.задание: подготовить сообщение по биографии Шекспира.
|
60
|
Зарубежная литература.
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Верона, где встречают нас событья…»
|
|
|
Ответить на вопросы учебника, с. 288.
Инсценированное чтение.
|
61
|
Жители Вероны. Новое и старое в жизни горожан.
|
|
|
Инсценировка отдельных сцен. Проблемные вопросы.
|
62
|
«Любовь без дна…» Ромео и Джульетта – герои нового времени.
|
|
|
Сервантес. «Дон Кихот».
|
63
|
«У бурных чувств неистовый конец…» Конфликт и его разрешение в трагедии Шекспира.
|
|
|
Инд.задание: сообщение об Испании на рубеже XVI-XVII веков. Сервантес «Дон Кихот».
|
64
|
М.Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Старые традиции и новые идеи в романе.
|
|
|
Ответить на вопросы 1-5 рубрики «Обсудим прочитанное» (с.248)
|
65
|
Автор и его герой. Противоречивость образа Дон Кихота.
|
|
|
Подготовить пересказ одного из приключений Дон Кихота.
|
66
|
Вечная книга, вечный герой…
|
|
|
Подготовиться к итоговому уроку.
|
67
|
Техника чтения.
|
|
|
|
68
|
Резервный урок.
|
|
|
|
69
|
Резервный урок.
|
|
|
|
70
|
Итоговый урок за курс 7 класса.
|
|
|
|
|
ИТОГО : 70 ЧАСОВ
|
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Основная литература
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 8 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2007.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании литературы в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Программа общеобразовательных учреждений. Литература, 5-11 классы. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2009.
Дополнительная литература
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Макарова Б.А. Литературные поэтические вечера: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
|