Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами»




Скачать 49.35 Kb.
НазваниеИнтегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами»
Дата публикации07.10.2014
Размер49.35 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок литературы, русского языка,

природоведенья, ОБЖ « Васюткиными тропами»

( по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро»).

Подготовила учитель русского языка

и литературы МОУ Пионерская о.о школа

Кавчинская Наталья Александровна.

2011 год

Цели и задачи: 1. Научить умению работать с текстом и дополнительной литературой. 2. Повысить уровень развития речи и творческих способностей учащихся. 3. Воспитать эстетическое чувство любви к окружающему миру, природе.

Оформление урока:

1.Портрет В.П. Астафьева.

2.Текст рассказа « Васюткино озеро».

Карта России.

3. « Васюткина карта»

4. Видеофильм « Заполярье».

5.Тест. В.П. Астафьев « Васюткино озеро».

6.Звукозаписи голосов птиц.

7.Памятки.

8.Кроссворды учащихся.
Форма урока: работа в группах ( « Литераторы» « Архивариусы», « Юннаты», « Лесовики»).
Задачи ребят: 1. Продемонстрировать умения и навыки в области русского языка, литературы, природоведенья, ОБЖ. 2. Добраться до берега Успеха
Ход урока:

Вступительное слово учителя о писателе и произведении.

Обращение внимания к портрету писателя.
Первый этап: Опушка Архивариусов.


  1. Что вы отыскали в архивных « закромах» о писателе, его детстве, его детских рассказах?

  2. Послушаем историю создания рассказа « Васюткино озеро»

  3. Какое название вам понравилось больше?

  4. Понравился ли рассказ?


Второй этап: Поляна Литераторов.


  1. На какой реке происходит действие рассказа?

  2. Обратимся к тексту учебника. Как пейзаж связан с историей, которая произойдёт с Васюткой?

  3. Много легенд создано народом об этой могучей, величественной реке. Вот одна из них: « Енисей и шаман». Каким вы увидели характер Енисея?

  4. А что говорит о Енисее дедушка Афанасий?

  5. С какой целью уходил Васютка в лес? Найдём в тексте этот эпизод.


Инсценировка « Сборы Васютки в тайгу».


  1. Работа по расширению словарного запаса. Толкование слов: затеси, тайга, заполярье, архивариусы.

  2. Сообщение « Тайга и её обитатели».

  3. Работа с текстом.

*Найдите описание тайги.

*Какую оплошность допустил мальчик?

*Кто виноват в том, что он заблудился?


  1. Сообщение « Глухарь- таёжная птица»

  2. Слушаем запись сказки « Глухарь и тетерев».


Продолжение беседы:

*Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки?

*Какие глаголы помогают передать этот азарт?

*Как Васютка понял, что он заблудился?

Вывод: Картины природы передают состояние главного героя.


  1. Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки. « Лес был такой же, и всё же от него веяло чем- то чужим»……

Неслучайно появление паука. Какова роль появления паука? Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны -лес оживлённый и радостный, с другой- автор показывает настроение мальчика.


  1. Попытаемся понять Васютку. Монолог « Я заблудился». Как бы вы повели себя в такой обстановке?


Третий этап: Просека юных Натуралистов.
Мы добрались до просеки юных Натуралистов!

  1. Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его.

  2. Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? ( « Памятка идущему в лес»).

  3. Лес оживился, и Васютка ждал перемены. Попытаемся почувствовать эту обстановку. ( аудиозапись звуков леса).

  4. Сообщение « Тундра»( учителя природоведенья.)


Четвёртый этап: Пригорок загадок.


  1. Юннаты загадывают загадки о животных.

  2. Индивидуальная работа с кроссвордами « Обитатели тайги».


Пятый этап: Родник Лесовиков.


  1. Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу? Озвучим памятку « Если ты заблудился в лесу». Раздаём памятку каждому.

  2. Ситуация « Если ты заблудился в лесу»

  • Как можно укрыться от дождя и снега?

  • Иллюстрации рисунков ребят.

  1. Индивидуальная работа « Письменный ответ на вопрос».


Шестой этап: Беседа у родника Лесовиков.


  1. На какой день перед Васюткой оказалось озеро?

  2. Почему озеро назвали Васюткиным?

  3. В чём проявляется практицизм, умение выжить?


Седьмой этап: Просмотр эпизода фильма « Запалярье».
Может быть так выглядело озеро Васютки? Предлагаю посмотреть фрагмент фильма.
Восьмой этап: Берег Успеха.
Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки?
Девятый этап: Домашнее задание.
Написать письмо Васютке.
Десятый этап: Итог урока.
Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку- открывает озеро.

Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. Запишем эту « затесь» в своих тетрадях: « С памятью- к памяти».

Тест В.П. Астафьев « Васюткино озеро».

1.

Жанр произведения:

А) Рассказ

Б) Повесть

В) Сказка- быль.
2.

В основе произведения лежит:

А) Повествование о трудной работе рыбаков и охотников.

Б) Изображение природы Сибири.

В) Повествование о приключениях героя.
3.

Васютка бродил по лесу:

А) В поисках кедровых орехов для рыбаков.

Б) Выполняя поручения отца.

В) Ради удовольствия.
4.

В предложении « Лесные тропинки узкие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»- автор использует:

А) Сравнение.

Б) Антитезу.

В) Метафору,
5.

Птица, которая « увела» Васютку в тайгу:

А) Тетерев.

Б) Глухарь.

В) Кедровка.
6.

Когда Васютка понял, что заблудился, он:

А) Горько плакал.

Б) Запаниковал.

В) Решил не сдаваться.
7.

Родные Васютки:

А) Были уверены в том, что он сам найдётся.

Б) Потеряли надежду найти его.

В) Продолжали искать и надеяться.
8

Найдя озеро, Васютка:

А) Стал известным на всю страну.

Б) Зазнался.

В) Принёс пользу стране.
9.

Слова отца и деда, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:

А) « С тайгой надо дружить»

Б) « Тайга хлипких не любит»

В) « В тайге одному делать нечего».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами» iconИнтегрированный урок речевого развития для 9-10 класса (2 часа)
Интегрированный урок речевого развития для 9-10 класса (2 часа). Долг в представлении русского языка и культуры: «Ритм нашей жизни...

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами» iconУрок русского языка и литературы в соответствии с требованиями фгос» в мбоу «Гимназии №37»
Семинар: «Современный урок русского языка и литературы в соответствии с требованиями фгос»

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами» iconУрок русского языка в 9 классе
Применяемые методики, технологии: проблемное обучение, интегрированный подход к процессу обучения, элементы технологии воспитательной...

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами» iconСамоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами» iconУрок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами» iconУроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами» iconУрок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами» iconПлан-конспект уроков обж 10 класс. Преподаватель обж абдуразизов К. А. Урок 1
Какие способы ориентирования используются при автономном существовании на природе?

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами» iconИнститут развития образования республики башкортостан
Путина, Институт развития образования при поддержке Министерства образования Республики Башкортостан проводит республиканский профессиональный...

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведенья, обж «Васюткиными тропами» iconУрок литературы «Тропа к Пушкину»
Учитель русского языка и литературы моу – средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово Красноборова Елена Михайловна. Красноярский...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции