Литература Коллективные труды, монографии и статьи




Скачать 55.39 Kb.
Название Литература Коллективные труды, монографии и статьи
Дата публикации 07.10.2014
Размер 55.39 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
Литература

Коллективные труды, монографии и статьи.

  1. Неизвестный Горький. (К 125-летию со дня рождения). Материалы и исследования. - М., 1994.

  2. Неизвестный Горький. (К 125-летию со дня рождения). Материалы и исследования. - М., 1995

  3. Вокруг смерти Горького. - М., 2001

  4. Горький и его корреспонденты. - М., 2005

  5. Публицистика Горького в контексте истории. - М., 2007.

  6. Басинский П. Страсти по Максиму. Горький: 9 дней после смерти. - М., 2011.

  7. Примочкина Н.Н. Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х годов. — М., 1996.

  8. Примочкина Н.Н. Горький и писатели русского Зарубежья.- М., 2003.

  9. Спиридонова Л.А. М. Горький: новый взгляд. - М., 2004г.

  10. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться...» : ранние романтические произведения М. Горького // Русская словесность. — 1999. — № 3. — С. 50–53.

Основные термины и понятия

Романтические традиции (неоромантизм). Фантастика. Реализм. Модернистские тенденции. Социалистический реализм. Гуманизм. Преображенное ницшеанство. Экзистенциализм. Богостроительство. Оппозиция лжи и правды. «Выломившиеся» герои. Эпопея. рефлектирующий герой; авторитарный стиль; повествовании; сориентированное на героя;.

Вопросы и задания.

1.Составьте карту маршрутов молодого Пешкова, относящихся ко времени его скитаний по России. Используйте для выполнения заданий возможности ЭКТ (электронно-компьютерных технологий).

2.Исследовательский проект. «Типология и функции персонажей «Очерков и рассказов» 1897 г М. Горького». Прочитайте произведения, относящиеся к «Очеркам и рассказам» 1897 г. Составьте типологию главных героев, основываясь на следующих критериях. 1. Социальный статус в настоящем и прошлом (босяки, купцы, мещане и т.д. 2). Яркие психологические черты (бунтарство, индивидуализм, гордость и достоинство, отчаяние, приспособленчество, предприимчивость, сочувствие к людям и т.д.) Проанализируйте, какие герои преобладают, наблюдается ли их внутренняя эволюция. Какова авторская позиция по отношению к героям, как она выражена в образе рассказчика? Напишите письменную работу или приготовьте презентацию.

3. Как М. Горький воспринимал и воплощал идеи Ф.Ницше в своих произведениях. Почему следует говорить о преображенном ницшеанстве Горького?

4. Напишите исследовательскую работу на тему: «Ложь, иллюзия, миф и их противостояние правде в творчестве М.Горького». Обоснуйте свои положения на материале 2-3 произведений, в которых эти проблемы являются ведущими (например: «О чиже, который лгал и дятле – любителе истины»).

5. Каково, в вашем представлении, авторское отношение к образам Сатина и Луки в драме «На дне»?

6. Какова роль ремарок в драме «На дне»? Напишите небольшое исследование на эту тему.

7. Как в творчестве Горького отразились традиции русских классиков? Почему Горький нередко не соглашался с пониманием человека у Достоевского?

8. Какие проекты по переустройству мира и преображения человека были близки Горькому? Подготовьте сообщение о проблемах космизма, преодоления смерти, иных научных и философских проектах, отразившихся в творчестве и биографии Горького?

9. Каким Горький представлял себе человека будущего? Как в до- и послереволюционном творчестве и публицистке отразились вопросы преображения, переделки, воспитания нового человека?

10. Напишите реферат «Роль мифологии в творчестве Горького», ограничив свое исследование одним произведением, периодом творчества или разновидностью мифа. Возможен реферат о роли этнографических мотивов в творчестве Горького.

11. Напишите реферат об истории взаимоотношений Горького и одного из писателей, деятелей культурны, политики. В ряду имен могут быть Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П.Чехов, Л. Андреев, А.А. Блок, В.Ходасевич, Ф.И. Шаляпин, В.И. Ленин, И.В. Сталин и другие.

12. Напишите реферат о позиции Горького в эпоху революции. Выберите яркие отрывки из «Несвоевременных мыслей», свидетельствующих о подлинном гуманизме Горького и борьбе с террором и насилием большевистской власти.

12. Напишите реферат о роли Горького в литературе 20-30-х годов. Обратите внимание на роль Горького в судьбе группы «Серапионовы братья», в создании Союза советских писателей и др.

14.Напишите реферат: «”Утешительство” как феномен русской жизни: по произведениям М.Горького»

15. Почему Горький столь пристальное внимание на протяжении всей жизни уделял т.н. «выломившимся» героям?

16. Напишите реферат о духовных исканиях Горького. Какое место занимает в жизненном пути и творчестве Горького христианство, ницшеанство, богостроительство, вера в социалистический идеал?

17. Приготовьте сообщение и презентацию «М. Горький и Московский художественный театр».

18. Напишите реферат «Отечественные экранизации произведений М. Горького».

19. Подготовьте проект-презентацию «Имя Горького на карте нашего города (края)». Обоснуйте привлечение материала обращением к истории литературы, истории страны и, если есть реальные основания, биографии самого Горького. Вариантом этого проекта может быть «Горький в культурной жизни нашего края».

20. Подготовьте проект: «Образы детства в произведениях М. Горького». Составьте библиографию (список) произведений Горького, в которых ярко представлены образы детей и подростков. Обратите внимание на светлые и трагические лики детства в творчестве Горького, на вопрос о влиянии родных и наставников на пути взросления, о воспитании в человеке человека несмотря на «свинцовые мерзости жизни». Подготовьте презентацию, насытив ее иллюстрациями к произведениям Горького и фрагментами фильмов по мотивам этих произведений.

Вопросы по языку

  1. Напишите реферат «Имя собственное в художественном мире одного из произведений Горького».

  2. Какие пословицы и поговорки использует Горький в речи своих героев? Укажите их художественные функции. Для ответа на вопрос выберите одно из произведений («На дне», «Детство», рассказы из циклов «По Руси» и др.)

  3. Известно, что Л. Толстой возмущался первым абзацем рассказа «Мальва» (1897 г.), состоящим из одной фразы «Море – смеялось», за которым следует развернутое олицетворение. Тем не менее, это начало рассказа отражало идиостиль Горького первого периода. Какие языковые средства характеризуют этот стиль? Объясните постановку тире в предложении «Море – смеялось», с какой целью употреблено тире. Какие средства выразительности речи использует Горький в этом рассказе.

  4. Проанализируйте образную систему «целой поэмы жестокой иронии» - развернутое авторское описание морского порта в начале рассказа «Челкаш». С помощью каких языковых средств автор добивается в этом пейзаже изображения обезличенного рабского труда в приморском порту, «смешных до слез» людей, «рваных, потных, отупевших от усталости»?

  5. Проанализируйте лексический состав одного из абзацев поэмы Горького «Человек», например, тот, где говорится о Вере, Надежде и ее вечных спутницах – Лжи, Любви, Дружбе: «Одетые в лохмотья старых истин, отравленные ядом предрассудков, они враждебно идут сзади Мысли, не поспевая за ее полетом <�…> и с нею спор о первенстве ведут, и редко с ней сливаются они в одно могучее и творческое пламя». Охарактеризуйте отрывок с точки зрения лексического состава и стилистической окрашенности (книжная лексика и т.д.). Какие языковые средства придают выразительность высказыванию.

  6. Составьте список афоризмов из драмы «На дне». («Человек рожден для лучшего…» и др.) Благодаря каким языковым средствам создаются запоминающиеся, яркие речевые обороты?

  7. Какие чувства, по-вашему выражает реплика Клеща в последнем действии драмы «На дне»: «Ничего… Везде – люди… Сначала не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!» - и какие языковые средства служат этому.

  8. Проанализируйте роль знаков препинания в одном из произведений Горького или высказывании одного из героев. Назовите приметы так называемого «экспрессивного» синтаксиса в том или ином произведении.

  9. Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые Горьким в одном-двух пейзажах из его произведений. Обратите внимание, что в зависимости от пейзажа (условно-романтический в легенде о Данко, живописно-реалистический в повести «Детство» и т.д.) набор этих средств и их функций будут разными.

  10. Составьте словарь слов, несущих функции символа в произведении Горького. Запишите значения этих слов. Проиллюстрируйте их примерами из произведений Горького.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Коллективные труды, монографии и статьи icon Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов....
Макаренко, А. С. Педагогические сочинения : в 8 т.: Т. 1 / А. С. Макаренко. М. Педагогика, 1983. 366 с ил
Литература Коллективные труды, монографии и статьи icon Рекомендуемая литература
Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр психол труды. – М.: Педагогика, 1980
Литература Коллективные труды, монографии и статьи icon Название статьи Первый автор1, Второй
Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.
Литература Коллективные труды, монографии и статьи icon Литература Основные труды В. И. Вернадского Работы о В. И. Вернадском...
Земли, геологическая роль "живого вещества" в истории планеты, учение о биосфере таков в кратком перечислении круг научных интересов...
Литература Коллективные труды, монографии и статьи icon Требования к оформлению статей
Статьи должны представлять сжатое, четкое изложение полученных автором результатов, без повторения одних и тех же данных в тексте...
Литература Коллективные труды, монографии и статьи icon «Редактирование статьи (на основе школьных сочинений)»
Цели: знакомство с особенностями редактирования текста (статьи); умение находить и устранять речевые ошибки, допущенные учащимися;...
Литература Коллективные труды, монографии и статьи icon Требования к оформлению тезисов
В тексте статьи не используется «жирный» шрифт и подчеркивание, допускается курсив и разрядка. Цитаты графически выделяются, если...
Литература Коллективные труды, монографии и статьи icon Требования к оформлению тезисов
В тексте статьи не используется «жирный» шрифт и подчеркивание, допускается курсив и разрядка. Цитаты графически выделяются, если...
Литература Коллективные труды, монографии и статьи icon Правила оформления статей для сборника Материалы конференции
Материал статьи должен включать следующие разделы: а) название (прописными буквами); б) фамилии и инициалы всех авторов; в) учреждение,...
Литература Коллективные труды, монографии и статьи icon Научно-методический и теоретический журнал
Принимаются материалы по философии, социологии, истории, культурологии, искусствоведению, филологии, психологии, педагогике, праву,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции