Скачать 122.96 Kb.
|
1. Пояснительная записка (8 кл.-68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. - М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательный функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Для реализации задач литературного образования в программу по литературе авторов Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, на основе которой составлена данная рабочая программа, начиная с 5 класса, включаются вершинные произведения классической литературы и литературы 20-го века, соответствующие особенностям развития и читательским интересам учащихся того или иного возраста. Восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 8 класса происходит на новой ступени. К этому возрасту у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст. В связи с этим в 8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, в программу 8 класса включены произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек – общество - государство». Таблица тематического распределения количества часов:
2. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с программой Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. Содержание программы 8класс Введение Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. Из устного народного творчества Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. Из древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. Из литературы XVIII века Г.Р. Державин Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. Н.М. Карамзин Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Из литературы XIX века Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»* К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»). Н.М. Я з ы к о в. «Пловец ». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов пове- сти. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. М.Ю. Лермонтов Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). Н.В. Гоголь Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантю- ризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. И.О. Тургенев Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Н.А. Некрасов Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам вой- ны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини. А.А. Фет Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. А.Н. Островский Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков. Л.Н. Толстой Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. . Из литературы XX века М.Горький Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) Н.А. Тэффи. «Свои и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. "' Д.Б.Кедрин Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть — основные мотивы стихотворения. Художественная идея. Н.А.Заболоцкий Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов. А.Грин Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения. В.П. Астафьев Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. А.Т. Твардовский Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. В.Г. Распутин Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. Из зарубежной литературы У. Шекспир Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. . М. Сервантес Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Э.Т.А. Гофман Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». Дж. Г. Байрон Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России. Для заучивания наизусть Г.Р.Державин. «Памятник». В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок). Н.М. Языков. «Пловец». А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». М.Ю. Лермонтов. «СмертьПоэта». Н.А. Некрасов. «Тройка». А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...» В.В. Маяковский. Стихотворение (по выбору). С.А. Есенин. «Той ты, Русь, моя родная... » Б.Л. П а с т е р н а к. «Во всем мне хочется дойти...» Н.А. Заболоцкий. Стихотворение (по выбору). А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок). 3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы: Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. - М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. Золотарева И.В.,Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- 2-е изд-е. испр.и доп.,М.:»Вако»,2009. Бельская Л.Л. Литературные викторины/Л.Л.Бельская.- М.: Просвещение,2010. |
Пояснительная записка к программе по литературе Данная программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт сост. Г.... |
Пояснительная записка к программе по литературе Данная программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт сост. Г.... |
||
Пояснительная записка к программе по литературе Данная программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт сост. Г.... |
Рабочая программа по литературе Редкокашиной Ольги Вячеславовны Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего полного общего образования и Программы по литературе для 5-11... |
||
Рабочая программа по литературе 6 класс Составлена Агафоновой Натальей... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных... |
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для... Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд.... |
||
Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на... Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2013г.), федерального компонента государственного... |
Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на... Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного... |
||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для... Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,... |
Рабочая программа рассчитана на Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |