Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г.




Скачать 122.96 Kb.
Название Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г.
Дата публикации 07.10.2014
Размер 122.96 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
1. Пояснительная записка (8 кл.-68 ч.)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. - М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательный функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Для реализации задач литературного образования в программу по литературе авторов Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, на основе которой составлена данная рабочая программа, начиная с 5 класса, включаются вершинные произведения классической литературы и литературы 20-го века, соответствующие особенностям развития и читательским интересам учащихся того или иного возраста.

Восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 8 класса происходит на новой ступени. К этому возрасту у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст. В связи с этим в 8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, в программу 8 класса включены произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек – общество - государство».
Таблица тематического распределения количества часов:


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Программа

Г.С. Меркина

Рабочая программа

1

ВВЕДЕНИЕ




1

2

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА




2

3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




2

4

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА




4

4.1

Г.Р. Державин




2

4.2

Н.М. Карамзин




2

5

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА




38

5.1

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.




5

5.2

А.С. Пушкин




10

5.3

М.Ю. Лермонтов




3

5.4

Н.В. Гоголь




6

5.5

И.С. Тургенев




3

5.6

Н.А. Некрасов




2

5.7

А.А. Фет




2

5.8

А.Н. Островский




3

5.9

Л.Н. Толстой




4

6

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА




20

6.1

М. Горький




4

6.2

В.В. Маяковский




1

6.3

Сатира начала 20-го века




3

6.4

Н.А. Заболоцкий

Грин А.




2

1

6.5

В.П. Астафьев




3

6.6

А.Т. Твардовский




2

6.7

В.Г. Распутин




4

7

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА




7




У. Шекспир




2




М. Сервантес




1




ИТОГО:




70


2. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с программой Г.С. Меркина, С.А. Зинина,

В.А. Чалмаева.

Содержание программы 8класс Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на вы­бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен­ска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства вырази­тельности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произве­дениях русской литературы. Глубина и сила нравственных

представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблема­тика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое», «Сельское кладбище»*

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»).

Н.М. Я з ы к о в. «Пловец ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пу­щину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная про­блематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одно­го произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и друж­ба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов пове-

сти. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип ис­торической прозы.

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готов­ность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мо­тивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; об­раз-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочи­тания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантю-

ризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основ­ной конфликт пьесы и способы его разрешения.

И.О. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам вой- ны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзапи­си, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не­участие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

.

Из литературы XX века

М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе­ственное своеобразие ранней прозы М. Горького.

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие», М.М. Зощенко. «Счаст­ливый случай», «Обезьяний язык». Большие проблемы «ма­леньких людей»; человек и государство; художественное свое­образие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

"' Д.Б.Кедрин

Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, та­лант, власть — основные мотивы стихотворения. Художе­ственная идея.

Н.А.Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Забо­лоцкого 50—60-х годов.

А.Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и добро­ты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль про­изведения.

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на кото­рой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. От­ношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За дальюдаль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардов­ского.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского». Новый поворот темы детей на страницах по­вести. Центральный конфликт и основные образы повествова­ния. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, наси­лия в условиях силового соперничества.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема
отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульет­та » на русской сцене.

.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и при­земленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».

Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «напо­леоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С француз­ского») с более подробной характеристикой одного стихотво­рения. Дж. Г. Байрон в России.

Для заучивания наизусть

Г.Р.Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).

Н.М. Языков. «Пловец».

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «СмертьПоэта».

Н.А. Некрасов. «Тройка».

А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...»

В.В. Маяковский. Стихотворение (по выбору). С.А. Есенин. «Той ты, Русь, моя родная... » Б.Л. П а с т е р н а к. «Во всем мне хочется дойти...» Н.А. Заболоцкий. Стихотворение (по выбору). А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. - М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Золотарева И.В.,Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- 2-е изд-е. испр.и доп.,М.:»Вако»,2009.

Бельская Л.Л. Литературные викторины/Л.Л.Бельская.- М.: Просвещение,2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. icon Пояснительная записка к программе по литературе
Данная программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт сост. Г....
Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. icon Пояснительная записка к программе по литературе
Данная программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт сост. Г....
Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. icon Пояснительная записка к программе по литературе
Данная программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт сост. Г....
Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. icon Рабочая программа по литературе Редкокашиной Ольги Вячеславовны
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего полного общего образования и Программы по литературе для 5-11...
Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. icon Рабочая программа по литературе 6 класс Составлена Агафоновой Натальей...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. icon Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для...
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд....
Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. icon Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2013г.), федерального компонента государственного...
Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. icon Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного...
Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. icon Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...
Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. icon Рабочая программа рассчитана на
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции