Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы




Скачать 371.99 Kb.
Название Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы
страница 1/4
Дата публикации 07.10.2014
Размер 371.99 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4
СОДЕРЖАНИЕ

Введение….……………………………………………………………………………..4

Раздел 1

Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы

над выразительными средствами художественного текста……………………….13

  1. Лингвистические предпосылки развития связной речи учащихся в ходе

работы над выразительными средствами художественного текста……..…...14

  1. Психологические аспекты речевого развития учащихся 5-х классов………………..29

  2. Дидактические основы развития связной речи учащихся 5-х классов в

процессе работы над выразительными средствами художественного текста……………44

Выводы по 1 разделу.….. …………………………………………………….……....67
Раздел 2

Проблема развития связной речи в теории и практике обучения языку……………70

  1. Состояние проблемы развития связной русской речи учащихся в процессе

работы над выразительными средствами художественного текста и ее отражение

в методической литературе………..……………………………………………..70

  1. Уровни владения учащимися 5-х классов выразительными средствами

художественного текста………………………………………………………..100

Выводы по 2 разделу ……………………………………………………………….116
Раздел 3

Экспериментально-опытная методика развития связной русской речи учащихся 5-х

классов в процессе работы над выразительными средствами художественного

текста ………………………..………………………………………………….…….118

3.1. Содержание методики развития связной речи учащихся: цель, задачи,

этапы, программа экспериментально-опытного обучения………………………..118

  1. Ход экспериментального обучения………...………………..….......................130

  2. Результаты экспериментально-опытного обучения………………………….173

Выводы по 3 разделу ..................................................................................................181

ВЫВОДЫ.....................................................................................................................184

ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................................................188

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….………204

Для заказа доставки работы

воспользуйтесь поиском на сайте http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat=

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения «Русский язык. 5-12 классы».

В Национальной доктрине развития образования Украины в ХХІ столетии, Государственном стандарте базового и полного среднего образования, Концепции языкового образования 12-летней школы акцентируется внимание на необходимости формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры.

В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку в школах с русским языком преподавания является развитие устной и письменной речи учащихся.

Проблема развития речи учащихся не нова в научной парадигме. Вопросам развития речи учащихся посвящены научные исследования в области лингвистики, психологии, психолингвистики, лингводидактики.

Основоположниками методики развития речи учащихся являются А.Д.Алфёров, К.Б.Бархин, Ф.И.Буслаев, В.А.Добромыслов, В.Г.Костомаров, Т.А.Ладыженская, И.И.Срезневский, В.Я.Стоюнин, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.П.Шереметевский и др. В их трудах освещались проблемы содержания обучения связной речи; формировались подходы к систематизации методов развития речи; определялись общие принципы и закономерности формирования речевых умений учащихся, то есть закладывался фундамент отечественной методической науки, в том числе такого ее раздела, как развитие речевой деятельности.

В настоящее время проблема развития связной речи рассматривается со следующих позиций: психологические основы развития речи школьников (Б.Г.Ананьев, В.А.Артёмова, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, Г.С.Костюк, Н.Е.Миропольская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); разработка языкового и речевого компонента общеобразовательной подготовки учащихся (А.М.Беляев, Е.И.Быкова, Н.С.Вашуленко, Е.П.Голобородько, Е.Н.Горошкина, И.Ф.Гудзик, М.Б.Гульчин, Л.В.Давидюк, В.А.Корсаков, Л.И.Мацько, Г.А.Михайловская, Н.А.Пашковская, М.И.Пентилюк, В.И.Стативка, О.Н.Хорошковская и др.); обучение учащихся использованию выразительных средств языка в устной и письменной речи (М.Т.Баранов, С.Н.Иконников, В.И.Капинос, Р.М.Нефёдова, Г.В.Пархоменко, П.С.Пустовалов, М.А.Рыбникова, Г.П.Соколова и др.); интеграция лингвистического и литературоведческого подходов к изучению языковых средств художественного текста на уроках русского языка (А.И.Власенков, А.Д.Дейкина, Н.А.Ипполитова, С.И.Львова, Т.Н.Пахнова, Н.М.Шанский и др.); коммуникативно-деятельностный и текстоцентрический принципы обучения связной русской речи учащихся (А.С.Антонова, Н.И.Демидова, Н.А.Ипполитова, Т.С.Кудрявцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, Т.Н.Пахнова, Т.Г.Рамзаева, Н.П.Шульгина; Л.В.Давидюк, В.А.Корсаков, Г.А.Михайловская, В.И.Стативка и др.); определение основных структурных компонентов языкового образования в странах СНГ (Е.А.Быстрова, Е.Ю.Купалова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, П.А.Лекант, Т.Г.Рамзаева, Н.М.Шанский).

За последнее десятилетие в диссертационных исследованиях рассматривались отдельные аспекты работы над выразительными средствами художественного текста на уроках русского и украинского языков, а именно: формирование творческого отношения к слову у младших школьников эмоционально-экспрессивными средствами языка (О.Б.Орлова); лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого развития учащихся (С.В.Сысоева); работа над эстетической функцией слова (Г.Н.Кулаева); развитие метафоричной речи младших школьников (А.Н.Шумкина); работа над изобразительно-выразительными средствами синтаксиса на уроках русского языка в 5-м класса (Т.В.Потемкина); развитие образной речи учащихся (Т.В.Мельник); формирование речевой компетентности учащихся в процессе усвоения выразительных средств украинского языка (И.В.Варнавская).

Однако в методике преподавания языка остается мало исследованной проблема объединения процесса развития связной речи учащихся с работой над выразительными средствами (далее - ВС) художественного текста.

Анализ программ по русскому языку в школах с русским языком обучения показывает, что речевые аспекты школьного курса русского языка реализуются не в полной мере. Более последовательно связь языкового материала и развития речи осуществляется при изучении лексикологии и синтаксиса.

В ходе констатирующего среза, проведенного среди учащихся 5-х классов, выявили, что устная и письменная речь школьников не всегда выразительна, бедна в лексическом отношении, однообразна в морфологическом и синтаксическом планах, содержит ошибки, в том числе и интерферирующего характера. Учащиеся поверхностно воспринимают содержание художественных произведений, не обращают внимания на ВС художественного текста, без желания выполняют задания, связанные с восприятием, воспроизведением и созданием собственных высказываний.

Изучение состояния исследуемой проблемы свидетельствует о том, что в методике обучения языку существуют противоречия между объективной потребностью развития речи учащихся и отсутствием специальной работы по овладению коммуникативно-речевыми умениями в процессе работы над ВС художественного текста, целостностью процесса развития речи и нарушением взаимосвязи между аспектными уроками и уроками развития речи.

Недостаточная разработка теоретических основ речевого развития учащихся в процессе работы над ВС художественного текста, необходимость решения с позиций современной психологии, лингвистики, лингводидактики вопросов, которые касаются содержания работы над ВС языка, путей повышения уровня осознанного восприятия учащимися ВС художественного текста, определения приёмов обучения свободному и творческому использованию ВС в речевой практике, - это те факторы, которые свидетельствуют об актуальности проблемы исследования.

Таким образом, отсутствие специальной методики развития речи учащихся в процессе работы над ВС художественного текста, потребность развития творческой языковой личности, способной не только свободно, коммуникативно оправданно, но и выразительно пользоваться языковыми средствами в устной и письменной речи, недостаточный уровень речевой культуры учащихся, определили выбор темы исследования «Развитие связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста».

Связь работы с научными программами, планами, темами. Тема исследования входит в содержание комплексной научно-исследовательской темы Херсонского государственного университета «Актуальные проблемы подготовки учителя современной школы» (Р.К.0198U007532). Тема утверждена ученым советом Херсонского государственного университета (протокол №3 от 03.02.2003г.); согласована решением бюро координационного Совета научных исследований в области педагогики и психологии АПН Украины (протокол №1 от 27.01.2004г.)

Цель исследования заключается в научном обосновании, создании и экспериментальной проверке методики развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать теоретические основы развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе усвоения ВС художественного текста:

а) установить лингвистические предпосылки работы учащихся над ВС художественного текста;

б) выявить психологические условия развития связной речи учащихся;

в) определить дидактические основы развития коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе работы над ВС языка.

2. Проанализировать современное состояние проблемы развития связной речи учащихся в теории и практике обучения языку.

3. Усовершенствовать критерии определения уровней сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся 5-х классов.

4. Изучить и охарактеризовать уровень речевого развития учащихся 5-х классов, их способность воспринимать, репродуцировать и использовать ВС художественного текста.

5. Разработать, апробировать и проверить эффективность экспериментально-опытной методики развития связной речи учащихся 5-х классов в работе над ВС художественного текста на уроках русского языка.

Гипотеза исследования. Уровень владения связной русской речью учащимися 5-х классов значительно повысится при условии создания методики обучения, которая предполагает:

- учет лингвистических, психологических предпосылок развития связной речи учащихся во время работы над ВС художественного текста;

- выявление дидактических основ, обеспечивающих формирование коммуникативно-речевых умений учащихся путем усвоения языковых ВС;

- разработку системы упражнений и заданий, ориентированных на активизацию рецептивно-репродуктивной и конструктивно-продуктивной речевой деятельности;

- тесную взаимосвязь развития связной речи с изучением языкового материала.

Объект исследования – процесс обучения русскому языку учащихся 5-х классов в школах с русским языком преподавания.

Предмет исследования - методика развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста на уроках русского языка в школах с русским языком обучения.

Для реализации поставленных задач использовались такие методы исследования. Теоретические: анализ нормативных документов и работ по актуальным проблемам среднего образования; анализ, синтез, сравнение, систематизация данных лингвистических, психолого-педагогических изысканий, связанных с проблемой исследования; анализ школьных программ и учебников, опыта работы учителей с целью создания методики развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста на уроках русского языка; эмпирические: беседы, анкетирование учителей и учащихся для изучения состояния методики развития речи в школьной практике; экспериментальные: констатирующий срез - для педагогической оценки исходных коммуникативно-речевых умений учащихся 5-х классов; формирующий эксперимент - для внедрения в учебный процесс экспериментально-опытной методики; контрольный педагогический эксперимент - для проверки эффективности предложенной методики развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста; статистические: качественная и количественная обработка данных экспериментально-опытного обучения с целью получения достоверных результатов об эффективности разработанной методики развития речи учащихся.

Методологической основой исследования являются положения философии о взаимосвязи и взаимообусловленности языковых явлений; единстве чувственного, рационального и эмоционального в развитии речи; ведущие лингвистические положения о взаимосвязи языка, мышления и речи, о роли языка в развитии личности; данные психологии и педагогики о специфике речевого развития учащихся; законодательные акты и концепции по проблеме модернизации образования в Украине и роли языка в воспитании личности.

Экспериментальная база исследования. Экспериментально-опытное обучение проводилась на базе ООШ І-ІІІ степеней школ №№ 24, 56 г. Херсона, № 23 г. Симферополя; № 1 им. А.В.Суворова г. Измаила Одесской области, №№ 37, 99 г. Днепропетровска, специализированной ООШ № 6 г. Кировограда.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2002-2003 гг.) определены исходные позиции научного поиска (объект, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза, методы). Исследована проблема развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста в лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической, лингводидактической литературе. Изучен педагогический опыт учителей-словесников; проанализированы школьные программы и учебники по русскому языку; определен материал для констатирующего эксперимента; проведено анкетирование учителей и учащихся; разработан и проведен диагностико-констатирующий срез.

На втором этапе (2003-2004 гг.) с учетом установленных критериев определен уровень владения учащимися 5-х классов ВС художественного текста; создана лингводидактическая модель развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста; разработана система учебно-тренировочных упражнений, направленная на формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в работе над ВС языка на уроках русского языка.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) проведен формирующий эксперимент; осуществлена проверка эффективности разработанной методики экспериментально-опытного обучения. В связи с переходом школ на 12-летнее обучение уточнялись отдельные аспекты экспериментальной методики. После внесения соответствующих корректив некоторые элементы формирующего эксперимента проводились повторно. Проанализированы и обобщены статистические данные исследования; теоретически обоснованы выводы, оформлен текст диссертации.

Научная новизна полученных результатов определяется тем, что в диссертации впервые научно обоснована, внедрена в процесс обучения и экспериментально проверена методика развития связной русской речи учащихся в процессе работы над выразительными средствами художественного текста; уточнено понятие «речевая творческая деятельность»; усовершенствованы критерии уровней сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся; дальнейшее развитие получили основные методические концептуальные положения развития связной речи учащихся 5-х классов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы icon Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на...
Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы icon Урок №63. Тема : Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу...
Тема : Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»
Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы icon 1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия...
Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи
Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы icon Обогащение речи младших школьников русской фразеологией Учебно-методическое пособие
Особое внимание уделяется развивающим заданиям и творческим упражнениям, повышающим общую культуру речи и мышления учащихся. Цель...
Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы icon Уроки 31, 32. Тема : Развитие связной речи. Противопоставление жизненного...
Делать выводы из содержания конкретных эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать умение давать...
Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы icon Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы icon Биомедицинская этика
Теоретические основы и этапы развития медицинской этики, деонтологии и биомедицинской этики
Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы icon Программа по дисциплине дс. Ф 14
Предмет, задачи, методы, теоретические основы общей и специальной дошкольной педагогики. Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников...
Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы icon Основы Русской Грамматики Спец. Журналистика Понятие о Современном русском литературном языке 2
Язык и речь как понятия. Единицы языка и речи: предложение и высказывание. Характеристика предложений по цели высказывания. 6
Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы icon Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи»...
Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы под редакцией Н. Г. Гольцовой
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции