Скачать 371.99 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение….……………………………………………………………………………..4 Раздел 1 Теоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы над выразительными средствами художественного текста……………………….13
работы над выразительными средствами художественного текста……..…...14
процессе работы над выразительными средствами художественного текста……………44 Выводы по 1 разделу.….. …………………………………………………….……....67 Раздел 2 Проблема развития связной речи в теории и практике обучения языку……………70
работы над выразительными средствами художественного текста и ее отражение в методической литературе………..……………………………………………..70
художественного текста………………………………………………………..100 Выводы по 2 разделу ……………………………………………………………….116 Раздел 3 Экспериментально-опытная методика развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста ………………………..………………………………………………….…….118 3.1. Содержание методики развития связной речи учащихся: цель, задачи, этапы, программа экспериментально-опытного обучения………………………..118
Выводы по 3 разделу ..................................................................................................181 ВЫВОДЫ.....................................................................................................................184 ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................................................188 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….………204 Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat= ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения «Русский язык. 5-12 классы». В Национальной доктрине развития образования Украины в ХХІ столетии, Государственном стандарте базового и полного среднего образования, Концепции языкового образования 12-летней школы акцентируется внимание на необходимости формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку в школах с русским языком преподавания является развитие устной и письменной речи учащихся. Проблема развития речи учащихся не нова в научной парадигме. Вопросам развития речи учащихся посвящены научные исследования в области лингвистики, психологии, психолингвистики, лингводидактики. Основоположниками методики развития речи учащихся являются А.Д.Алфёров, К.Б.Бархин, Ф.И.Буслаев, В.А.Добромыслов, В.Г.Костомаров, Т.А.Ладыженская, И.И.Срезневский, В.Я.Стоюнин, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.П.Шереметевский и др. В их трудах освещались проблемы содержания обучения связной речи; формировались подходы к систематизации методов развития речи; определялись общие принципы и закономерности формирования речевых умений учащихся, то есть закладывался фундамент отечественной методической науки, в том числе такого ее раздела, как развитие речевой деятельности. В настоящее время проблема развития связной речи рассматривается со следующих позиций: психологические основы развития речи школьников (Б.Г.Ананьев, В.А.Артёмова, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, Г.С.Костюк, Н.Е.Миропольская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); разработка языкового и речевого компонента общеобразовательной подготовки учащихся (А.М.Беляев, Е.И.Быкова, Н.С.Вашуленко, Е.П.Голобородько, Е.Н.Горошкина, И.Ф.Гудзик, М.Б.Гульчин, Л.В.Давидюк, В.А.Корсаков, Л.И.Мацько, Г.А.Михайловская, Н.А.Пашковская, М.И.Пентилюк, В.И.Стативка, О.Н.Хорошковская и др.); обучение учащихся использованию выразительных средств языка в устной и письменной речи (М.Т.Баранов, С.Н.Иконников, В.И.Капинос, Р.М.Нефёдова, Г.В.Пархоменко, П.С.Пустовалов, М.А.Рыбникова, Г.П.Соколова и др.); интеграция лингвистического и литературоведческого подходов к изучению языковых средств художественного текста на уроках русского языка (А.И.Власенков, А.Д.Дейкина, Н.А.Ипполитова, С.И.Львова, Т.Н.Пахнова, Н.М.Шанский и др.); коммуникативно-деятельностный и текстоцентрический принципы обучения связной русской речи учащихся (А.С.Антонова, Н.И.Демидова, Н.А.Ипполитова, Т.С.Кудрявцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, Т.Н.Пахнова, Т.Г.Рамзаева, Н.П.Шульгина; Л.В.Давидюк, В.А.Корсаков, Г.А.Михайловская, В.И.Стативка и др.); определение основных структурных компонентов языкового образования в странах СНГ (Е.А.Быстрова, Е.Ю.Купалова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, П.А.Лекант, Т.Г.Рамзаева, Н.М.Шанский). За последнее десятилетие в диссертационных исследованиях рассматривались отдельные аспекты работы над выразительными средствами художественного текста на уроках русского и украинского языков, а именно: формирование творческого отношения к слову у младших школьников эмоционально-экспрессивными средствами языка (О.Б.Орлова); лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого развития учащихся (С.В.Сысоева); работа над эстетической функцией слова (Г.Н.Кулаева); развитие метафоричной речи младших школьников (А.Н.Шумкина); работа над изобразительно-выразительными средствами синтаксиса на уроках русского языка в 5-м класса (Т.В.Потемкина); развитие образной речи учащихся (Т.В.Мельник); формирование речевой компетентности учащихся в процессе усвоения выразительных средств украинского языка (И.В.Варнавская). Однако в методике преподавания языка остается мало исследованной проблема объединения процесса развития связной речи учащихся с работой над выразительными средствами (далее - ВС) художественного текста. Анализ программ по русскому языку в школах с русским языком обучения показывает, что речевые аспекты школьного курса русского языка реализуются не в полной мере. Более последовательно связь языкового материала и развития речи осуществляется при изучении лексикологии и синтаксиса. В ходе констатирующего среза, проведенного среди учащихся 5-х классов, выявили, что устная и письменная речь школьников не всегда выразительна, бедна в лексическом отношении, однообразна в морфологическом и синтаксическом планах, содержит ошибки, в том числе и интерферирующего характера. Учащиеся поверхностно воспринимают содержание художественных произведений, не обращают внимания на ВС художественного текста, без желания выполняют задания, связанные с восприятием, воспроизведением и созданием собственных высказываний. Изучение состояния исследуемой проблемы свидетельствует о том, что в методике обучения языку существуют противоречия между объективной потребностью развития речи учащихся и отсутствием специальной работы по овладению коммуникативно-речевыми умениями в процессе работы над ВС художественного текста, целостностью процесса развития речи и нарушением взаимосвязи между аспектными уроками и уроками развития речи. Недостаточная разработка теоретических основ речевого развития учащихся в процессе работы над ВС художественного текста, необходимость решения с позиций современной психологии, лингвистики, лингводидактики вопросов, которые касаются содержания работы над ВС языка, путей повышения уровня осознанного восприятия учащимися ВС художественного текста, определения приёмов обучения свободному и творческому использованию ВС в речевой практике, - это те факторы, которые свидетельствуют об актуальности проблемы исследования. Таким образом, отсутствие специальной методики развития речи учащихся в процессе работы над ВС художественного текста, потребность развития творческой языковой личности, способной не только свободно, коммуникативно оправданно, но и выразительно пользоваться языковыми средствами в устной и письменной речи, недостаточный уровень речевой культуры учащихся, определили выбор темы исследования «Развитие связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста». Связь работы с научными программами, планами, темами. Тема исследования входит в содержание комплексной научно-исследовательской темы Херсонского государственного университета «Актуальные проблемы подготовки учителя современной школы» (Р.К.0198U007532). Тема утверждена ученым советом Херсонского государственного университета (протокол №3 от 03.02.2003г.); согласована решением бюро координационного Совета научных исследований в области педагогики и психологии АПН Украины (протокол №1 от 27.01.2004г.) Цель исследования заключается в научном обосновании, создании и экспериментальной проверке методики развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Разработать теоретические основы развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе усвоения ВС художественного текста: а) установить лингвистические предпосылки работы учащихся над ВС художественного текста; б) выявить психологические условия развития связной речи учащихся; в) определить дидактические основы развития коммуникативно-речевых умений учащихся в процессе работы над ВС языка. 2. Проанализировать современное состояние проблемы развития связной речи учащихся в теории и практике обучения языку. 3. Усовершенствовать критерии определения уровней сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся 5-х классов. 4. Изучить и охарактеризовать уровень речевого развития учащихся 5-х классов, их способность воспринимать, репродуцировать и использовать ВС художественного текста. 5. Разработать, апробировать и проверить эффективность экспериментально-опытной методики развития связной речи учащихся 5-х классов в работе над ВС художественного текста на уроках русского языка. Гипотеза исследования. Уровень владения связной русской речью учащимися 5-х классов значительно повысится при условии создания методики обучения, которая предполагает: - учет лингвистических, психологических предпосылок развития связной речи учащихся во время работы над ВС художественного текста; - выявление дидактических основ, обеспечивающих формирование коммуникативно-речевых умений учащихся путем усвоения языковых ВС; - разработку системы упражнений и заданий, ориентированных на активизацию рецептивно-репродуктивной и конструктивно-продуктивной речевой деятельности; - тесную взаимосвязь развития связной речи с изучением языкового материала. Объект исследования – процесс обучения русскому языку учащихся 5-х классов в школах с русским языком преподавания. Предмет исследования - методика развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над выразительными средствами художественного текста на уроках русского языка в школах с русским языком обучения. Для реализации поставленных задач использовались такие методы исследования. Теоретические: анализ нормативных документов и работ по актуальным проблемам среднего образования; анализ, синтез, сравнение, систематизация данных лингвистических, психолого-педагогических изысканий, связанных с проблемой исследования; анализ школьных программ и учебников, опыта работы учителей с целью создания методики развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста на уроках русского языка; эмпирические: беседы, анкетирование учителей и учащихся для изучения состояния методики развития речи в школьной практике; экспериментальные: констатирующий срез - для педагогической оценки исходных коммуникативно-речевых умений учащихся 5-х классов; формирующий эксперимент - для внедрения в учебный процесс экспериментально-опытной методики; контрольный педагогический эксперимент - для проверки эффективности предложенной методики развития связной русской речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста; статистические: качественная и количественная обработка данных экспериментально-опытного обучения с целью получения достоверных результатов об эффективности разработанной методики развития речи учащихся. Методологической основой исследования являются положения философии о взаимосвязи и взаимообусловленности языковых явлений; единстве чувственного, рационального и эмоционального в развитии речи; ведущие лингвистические положения о взаимосвязи языка, мышления и речи, о роли языка в развитии личности; данные психологии и педагогики о специфике речевого развития учащихся; законодательные акты и концепции по проблеме модернизации образования в Украине и роли языка в воспитании личности. Экспериментальная база исследования. Экспериментально-опытное обучение проводилась на базе ООШ І-ІІІ степеней школ №№ 24, 56 г. Херсона, № 23 г. Симферополя; № 1 им. А.В.Суворова г. Измаила Одесской области, №№ 37, 99 г. Днепропетровска, специализированной ООШ № 6 г. Кировограда. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2002-2003 гг.) определены исходные позиции научного поиска (объект, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза, методы). Исследована проблема развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста в лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической, лингводидактической литературе. Изучен педагогический опыт учителей-словесников; проанализированы школьные программы и учебники по русскому языку; определен материал для констатирующего эксперимента; проведено анкетирование учителей и учащихся; разработан и проведен диагностико-констатирующий срез. На втором этапе (2003-2004 гг.) с учетом установленных критериев определен уровень владения учащимися 5-х классов ВС художественного текста; создана лингводидактическая модель развития связной речи учащихся 5-х классов в процессе работы над ВС художественного текста; разработана система учебно-тренировочных упражнений, направленная на формирование коммуникативно-речевых умений учащихся в работе над ВС языка на уроках русского языка. На третьем этапе (2004-2006 гг.) проведен формирующий эксперимент; осуществлена проверка эффективности разработанной методики экспериментально-опытного обучения. В связи с переходом школ на 12-летнее обучение уточнялись отдельные аспекты экспериментальной методики. После внесения соответствующих корректив некоторые элементы формирующего эксперимента проводились повторно. Проанализированы и обобщены статистические данные исследования; теоретически обоснованы выводы, оформлен текст диссертации. Научная новизна полученных результатов определяется тем, что в диссертации впервые научно обоснована, внедрена в процесс обучения и экспериментально проверена методика развития связной русской речи учащихся в процессе работы над выразительными средствами художественного текста; уточнено понятие «речевая творческая деятельность»; усовершенствованы критерии уровней сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся; дальнейшее развитие получили основные методические концептуальные положения развития связной речи учащихся 5-х классов. |
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского... В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на... |
Урок №63. Тема : Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу... Тема : Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу М. Шолохова «Судьба человека» |
||
1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия... Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи |
Обогащение речи младших школьников русской фразеологией Учебно-методическое пособие Особое внимание уделяется развивающим заданиям и творческим упражнениям, повышающим общую культуру речи и мышления учащихся. Цель... |
||
Уроки 31, 32. Тема : Развитие связной речи. Противопоставление жизненного... Делать выводы из содержания конкретных эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать умение давать... |
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная... Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида |
||
Биомедицинская этика Теоретические основы и этапы развития медицинской этики, деонтологии и биомедицинской этики |
Программа по дисциплине дс. Ф 14 Предмет, задачи, методы, теоретические основы общей и специальной дошкольной педагогики. Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников... |
||
Основы Русской Грамматики Спец. Журналистика Понятие о Современном русском литературном языке 2 Язык и речь как понятия. Единицы языка и речи: предложение и высказывание. Характеристика предложений по цели высказывания. 6 |
Программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи»... Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы под редакцией Н. Г. Гольцовой |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |