Актуальность
Жизнь современного человека невозможно представить без хлеба, вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков… Хлеб ежедневно присутствует в нашем рационе. Но часто ли мы задумываемся о том ,что такое хлеб? Какой путь приходится проделывать хлебу, чтобы оказаться на нашем столе? Часто люди пренебрежительно относятся к хлебу, не задумываясь о том, сколько сил, времени, немалого труда и мастерства необходимо затратить на то, чтобы мы смогли отведать вкусный и хрустящий хлебушек. Современные дети должны знать о том, с каким трудом достаётся хлеб , относиться с большим почтением и уважением к хлебу.
Паспорт проекта
Тип проекта: групповой, краткосрочный . ( 2 недели)
По содержанию: познавательно-исследовательский.
По доминирующей деятельности: игровой.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Срок реализации: 2 недели августа.
Цель проекта:
Углубить знания детей о хлебе как основном богатстве. Донести до сознания детей, что хлеб - итог большой работы многих людей.
Задачи:
1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представления о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Обратить внимание на содержание труда людей их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.
2.Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
3.Развивать связную речь, обогащать словарь детей, познакомить с пословицами и поговорками.
4.Приобщать к культуре и традициям русского народа.
5.Вызвать интерес к лепке изделий из теста.
Условия успешной реализации проекта:
1.Разработка мероприятий по проекту.
2.Создание условий для творческой деятельности в рамках проекта детей, родителей.
3.Осуществление тесного взаимодействия между родителями и воспитателями.
Формы работы по проекту:
Работа с детьми:
1.Беседы.
2.Чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок. Отгадывание загадок. Придумывание сказки.
3.Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметных картинок.
4.Проведение комплексных занятий.
5.Эксперименты и наблюдения.
6.Дидактические, подвижные игры.
7.Художественное творчество: лепка.
8. Развлечение « К нам гости пришли».
Работа с родителями:
1.Подбор художественной литературы.
2.Выполнение творческих заданий.
3.Консультации.
Структура и содержание проекта
В данном проекте представлены:
1.Перспективный план работы на 2 недели.
2.Конспекты комплексных занятий «Что за зёрнышко такое, не простое – золотое», «Откуда хлеб пришёл».
3.Презентация « Откуда хлеб пришёл».
4.Подвижные игры «Колоски», «Отличные пшеничные».
5.Пальчиковая игра «Пирог», артикуляционная гимнастика «Жнём колоски»,
«Молотьба», « Веем зерно» и др.
6. Стихотворения, пословицы, поговорки, загадки.
7.Развлечение « К нам гости пришли».
8. Консультация для родителей.
Ожидаемый результат:
1.Обогащение активного и пассивного словаря детей.
2.Познавательный интерес к экспериментам, желание больше узнать о культуре, традициях русского народа.
3.Изготовление изделий из теста для сюжетно - ролевой «Магазин».
Продукт проектной деятельности:
1.Подведение итогов проекта.
2. Изготовление альбома « Откуда хлеб пришёл».
3.Изготовление « хлебо - булочных изделий» для игры в «Магазин».
4.Развлечение « К нам гости пришли».
Перспективное планирование работы по реализации проекта
№
|
Дни недели
|
Мероприятия
|
1
|
Понедельник
|
Ситуативный разговор: «Почему в народе говорят « Хлеб – всему голова?».
Комплексное занятие « Что за зёрнышко такое, не простое- золотое».
Разучивание пословиц о хлебе.
Динамическое упражнение «Колоски».
Рассматривание иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба. Подбор материала к изготовлению альбома « Откуда хлеб пришёл».
|
2
|
Вторник
|
Чтение рассказа Я. Тайца « Я здесь» и обсуждение прочитанного.
Сравнение колосьев пшеницы и ржи. Рассматривание картин И. И. Шишкин « Рожь».
Игры на сопоставление ржаного и пшеничного хлеба «Угадай на вкус» , « Узнай по запаху», « Узнай на ощупь», Опыт « Проращивание пшеничного зёрнышка», заведение «Дневника наблюдений за «хлебным» зёрнышком».
|
3
|
Среда
|
Чтение рассказа « Некрасивая история» Е. Н. Арсенина, беседа « О правильном обращении с хлебом».
Русская народная игра «Что мы делали, не скажем…».
|
4
|
Четверг
|
Рассказ воспитателя о том , как появилось зерно на Руси, традиции русского народа, приговоры и заклички на новый урожай хлеба, рассматривание иллюстраций.
Заучивание потешек.
Продуктивная деятельность - начать изготовление альбома « Откуда хлеб пришёл»- страницы из истории (труд хлебороба в старину , орудия труда крестьянина).
|
5
|
Пятница
|
Слушание русской народной песни «Дубы,дубочки, пеку блиночки».
Опыт, зарисовывание результатов опыта в дневник наблюдений за «хлебным» зёрнышком.
Дидактическая игра «Скажи иначе».
Загадки Бабушки – Загадушки.
|
6
|
Понедельник
|
Ситуативный разговор «Почему нельзя выбрасывать хлеб и булки?»
Комплексное занятие «Откуда хлеб пришёл».
Повторение пословиц и поговорок о хлебе.
Пальчиковая игра « Пирог».
Продуктивная деятельность -продолжить изготовление альбома «Откуда хлеб пришёл»( труд хлебороба, сельскохозяйственные машины).
|
7
|
Вторник
|
Чтение Ю. Крутогоров « Дождь из семян».
Игра малой подвижности « Колоски».
Артикуляционная гимнастика « Жнём колоски», «Молотьба», « Веем зерно».
Продуктивная деятельность- изготовление изделий из теста для игры в « Магазин».
Инсценировка потешек «Тит, а Тит, иди молотить!», « Филя, есть хочешь?», « Сынок, поди потолки пшена на кашу».
|
8
|
Среда
|
Заучивание шведской песенки «Отличные пшеничные».
Шутки ,скороговорки.
Русские народные игры « Что мы делали не скажем…», « Каравай».
Зарисовка результатов опыта в «Дневник наблюдений за «хлебным» зёрнышком.
|
9
|
Четверг
|
Комплексное занятие : Сочинение сказки « Я – колосок».
Игра на умение ориентироваться в пространстве « Не ошибись».
Загадывание загадок.
Повторение пословиц и поговорок о хлебе, труде хлебороба.
Продуктивная деятельность – оформление альбома «Откуда хлеб пришёл».
|
10
|
Пятница
|
Чтение : М. Пришвин « Лисичкин хлеб».
Рассматривание альбома « Откуда хлеб пришёл».
Развлечение « К нам гости пришли».
|
Использованная литература:
Л.Г. Горькова « Сценарии занятий по экологическому воспитанию»,
Л.Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»,
Т.А. Фалькович «Развитие речи»,
Е.Н. Арсенина «Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста»,
М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий»,
И. А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду»,
Журнал « Ребёнок в детском саду» (4, 2006),
А. Митяев « Ржаной хлебушко – калачу дедушка».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1 Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интелликтуальную, исследовательско-познававтельную, художественно- речевую.)
2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на ознакомление с трудом взрослых, дети проявляли интерес к экспериментированиям к подбору информации.
3. Обогатился словарный запас детей.
4.Дети стали более бережно относиться к хлебу.
Аннотация к проекту «Слава хлебу на столе»
Актуальность: Жизнь современного человека невозможно представить без хлеба, вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков… Хлеб ежедневно присутствует в нашем рационе. Но часто ли мы задумываемся о том, что такое хлеб? Какой путь приходится проделывать хлебу, чтобы оказаться на нашем столе? Часто люди пренебрежительно относятся к хлебу, не задумываясь о том, сколько сил, времени и упорного труда и мастерства необходимо затратить на то, чтобы мы смогли отведать вкусный и хрустящий хлебушек. Современные дети должны знать о том, с каким трудом достается хлеб, относиться к хлебу с большим почтением и уважением.
Инновационная направленность: Метод проектов – высокоэффективная форма познавательного развития детей. В проекте обучение детей строится через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями.
Практическая значимость: Изучаемая проблема взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение требует от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
Применение технологии проектирования позволило эффективно решить проблему приобщения детей к культуре и традициям русского народа, уважения к труду сельского труженика.
Степень распространения: Проект представлен на августовской конференции работников образования для воспитателей и рекомендован
|