Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов»




Скачать 160.77 Kb.
Название Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов»
Дата публикации 06.10.2014
Размер 160.77 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
МОУ «СОШ № 34 с углублённым изучением художественно – эстетических предметов»
«Души моей никто не может знать »

(размышления над портретами

Н.В.Гоголя)

Работу выполнили

Кустова Виктория и Щербакова Алёна,

ученицы 8Б класса МОУ «СОШ №34»


Руководители: Яковлева Т.А.,

учитель русского языка и литературы;

Ткаченко Л.И., учитель ИЗО
Саратов, 2012

« Души моей никто не может знать…»
Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Перенести на полотно.

Н. Заболоцкий
Души моей никто не может знать…

Н.В.Гоголь

План.


  1. Введение. 19 век - эпоха дружбы писателя и художника.

II. Н.В.Гоголь и А.Г.Венецианов.

1. Слово о художнике.

2. Описание портрета.

3. «..Художник, каких мало,..»

III. Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин.

IV. Н.В.Гоголь и Ф. Моллер

1. Слово о художнике.

2. «Отпечаток живости и непредвзятости» в изображении.

3. Портрет для «почтеннейшей маменьки».

V. Н.В.Гоголь и А.А. Иванов

1.. Духовное единство писателя и художника.

2. Гоголь на этюдах к картине «Явление Христа народу».

3. «Это .. лицо философа».

VI. Итоги творческой работы.

VII. Список литературы и Интернет-ресурсов.
I. XIX век – век расцвета и жанра портрета, и русской литературы. Особый интерес вызывают изображения поэтов и писателей - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого… К ним было обращено внимание всего общества; их боготворили, считали голосом, совестью народа. Поэтому художники искали дружбы с ними, полагали за честь написать портрет, и в его исполнение они вкладывали все свое мастерство. И.Е. Репин признавался, что он писал портреты «лиц дорогих нации, ее лучших сынов». Это объясняет широкое распространение портретов известных писателей и поэтов, их высокий качественный уровень. Встречи писателя и живописца обогащали духовный мир каждого, раскрывали отношения между ними. Можно вспомнить дружбу Кипренского с Пушкиным А.С., Гоголя и Иванова, Ге и Толстого... 19 век можно назвать веком дружбы писателей и художников. И встреча мастера кисти и мастера слова всегда давала зримый результат: появлялся портрет. Портрет, который увековечивал человека, приоткрывал для потомков удивительный, неповторимый внутренний мир, портрет, в котором отразились духовные поиски, чаяния талантливейших людей России.

В повести «Портрет» Н.В. Гоголя мы находим подтверждение этой мысли в словах героя: «Я узнал, что половина жизни моей перейдет в мой портрет, если только он будет сделан искусным живописцем. Жизнь моя сверхъестественною силою удержится в портрете». (Гоголь,т.3,с.120.)

Портрет – изображение человека. От лат. «извлекать на поверхность, выявлять», т.е. в лице человека на портрете закрепляется не та минута, когда он сидит перед живописцем, а вся жизнь человека, всё пережитое, т.е. портрет – биография человека, а порой и целой эпохи.

В.Г.Белинский считал произведением искусства тот портрет, в котором «схвачено не одно внешнее сходство, но вся душа оригинала».
Цель нашей работы – рассмотрев портреты Н.В.Гоголя, написанных художниками-современниками, попытаться понять, что могут рассказать портреты о жизни и творчестве писателя, художников, друживших с Гоголем и портретировавших его.

Задачи:

-«погружение» в эпоху гоголевского времени, без чего невозможно понимания изображений писателя;

–овладеть навыками работы в группе;

-научиться работать с разными источниками информации: репродукциями картин, художественными текстами, искусствоведческими и литературоведческими статьями;

-научиться наблюдать, анализировать, делать выводы и оформлять результаты;

-подготовить материал для участия в творческом вечере «К 160-летию со дня смерти Н.В.Гоголя» в рамках совместного проекта «Юбилейные даты России» (совместный проект музея им. Федина и МОУ «СОШ №34»)

Формы представления результата: творческая работа и презентация.

Материалом работы стали репродукции портретов Н.В.Гоголя кисти Венецианова, Моллера, Иванова, рисунок Пушкина.

В работе были использованы статьи известных исследователей, посвященных теме отношений Гоголя и художников (например, Н.Г. Машковцева, И.Виноградова), воспоминания современников, письма Гоголя (сборник «Живые страницы»), альбомы из серии «Великие художники», фрагменты повести Гоголя «Портрет», интернет-ресурсы.
Практическая направленность работы:

-познакомить учащихся параллели 7-8-х классов в рамках «Недели русского языка и литературы» с иконографией писателя с целью углубления знаний по культуре первой половины 19 века;

-создать учебно-методический материал для работы на уроках литературы;

- пополнить Информационный Электронный ресурс библиотеки школы;

-принять участие в творческом вечере, посвящённом Н.В.Гоголю.
II. 1. Портретную галерею Н.В.Гоголя начинает работа художника А.Г. Венецианова, замечательного русского художника. (Слайд1.) Вначале самоучка, а потом - ученик Боровиковского, Венецианов писал жанровые картины из сельского быта («Гумно”, “Спящий пастушок”, “На жатве”). Впоследствии художник создал целую галерею портретов русского человека ("Утро помещицы", "Спящий пастушок " и т.д.) и стал организатором художественной школы для низших сословий - крестьян, ремесленников, мещан, создав свою, "Венециановскую школу". Венецианов был знаком со многими замечательными деятелями русской культуры. В его переписке встречаются имена А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. В.Кольцова.

Особенно симпатизировал Венецианов Гоголю. Они познакомились в1833году. Годом ранее вышли из печати «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые принесли Гоголю известность. Александр Сергеевич Пушкин отозвался о них с восторгом: «Прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, без жеманства, без чопорности, а местами какая поэзия!» (Пушкин. «Живые страницы», с.214.) В этот же год Венецианов просит друзей достать ему эту книгу. Повести нравятся художнику, нравится сочная и колоритная манера писателя, его изумительное изображение народного быта. А ведь и сам Венецианов любил и усердно пропагандировал в своем творчестве жанровые картины из сельского быта. Художник и писатель познакомились, часто встречались. Венецианов несколько раз заходил на Малую Морскую улицу в дом Гоголя. Гоголь в то время был особо общителен. Он окружил себя новыми знакомыми и приятелями, которые вместе обсуждали вопросы искусства, спорили, шутили. К Венецианову писатель был особо расположен, уважал за высокий профессионализм: «Что за удивительные люди – эти художники, я не могу не восхищаться их характером и обращением». И в 1834 г. Гоголь заказывает ему свой портрет.

II.2. Хотя художник в то время почти не занимался портретом, но он делает для Гоголя исключение. Портрет выполнен в технике литографии. Автолитография — способ плоской печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. (Советский Энциклопедический Словарь,1986,с.718.) Техника литографии позволяет легко тиражировать рисунок. Правда, при жизни Венецианова было сделано всего несколько отпечатков, и портрет поэтому оставался долгое время почти никому не известен.

Ф.М. Достоевский писал, что “в редкие минуты человеческое лицо выражает главную черту свою, самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица.” Рассмотрим портрет Гоголя и попытаемся угадать «главную мысль лица.” (Слайд 2.)

На портрете Гоголь удивительно молод и красив, ему 26 лет. Он – известен, ведь в обществе только и говорят о его «Вечерах..», и нам кажется, что лучи славы освещают изображение писателя. Мы видим счастливое, воодушевлённое лицо, радость во взгляде, победно взбитый кок на голове, модно зачёсанные вперёд височки. Весь чистенький, приглаженный, в аккуратном сюртуке, и даже нос, длины которого стеснялся Гоголь и непрестанно сам его вышучивал, здесь не такой длинный и тонкий. Общее впечатление довольства и щеголеватости. Портрет имеет приятный желтовато-жемчужный тон (отпечаток с литографского камня). Нам кажется, что именно это жизнерадостное изображение Гоголя должно помещаться во всех изданиях «Вечеров на хуторе близ Диканьки», потому что они – свидетельство тому, что в литературу пришёл настоящий художник слова, который вслед за Пушкиным прославит русскую литературу.

Работая над различными искусствоведческими источниками, мы пришли к выводу, что общение двух талантливых людей, уважение их друг к другу всегда приносит обоюдную пользу творчеству (далее это подтвердится и в общении Гоголя с Ф. Моллером, А.Ивановым). Гоголь в момент выполнения литографии Венециановым начинает работу над повестью «Портрет» и, характеризуя художника, создавшего мистический «портрет ростовщика», пишет: «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка». (Гоголь,т.3,с.117.) Как известно, Венецианов был самоучкой. Взгляды на искусство художника прозвучали в монологе профессора. «Смотри, брат, – говорил своему ученику Чарткову не раз его профессор, – у тебя есть талант... смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. Берегись. Тебя уже начинает свет тянуть, уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант». (Гоголь,т.3,с.77.)
III. О творческой дружбе Александра Сергеевича Пушкина с Николаем Васильевичем Гоголем мы многое знаем. Они были знакомы более пяти лет, начиная с 1831 года. Часто виделись в Царском Селе и в Петербурге, читали друг другу свои произведения. Сюжет «Ревизора» подсказал Гоголю Пушкин, и Пушкин же оставил нам рисунок, изображающий Гоголя, пушкинисты датируют рисунок 1836 годом.Гоголь совсем иной, чем в изображении Венецианова. Нет щегольства и франтоватости, нет веселья. Гоголь серьёзен, собран, такое впечатление, что перед писателем стоит какая-то трудная, важная задача, которую надо разрешить. Может, он думает о большом труде, написать который взял с него слово Пушкин? Писатель вскоре уедет за границу, с Пушкиным он более не встретится. (Cлайд 3)
IV.1. В 1837 году Гоголь приезжает в Италию, в Рим. В это время там живёт и работает большая группа русских художников. Особенно близки ему стали Федор Моллер и Александр Иванов.

Фёдор Антонович Моллер (слайд 4) был морским офицером, но полюбил живопись, начал посещать Академию художеств, и Карл Брюллов становится его наставником. В 1838 году после окончания Академии Моллер едет в Италию для совершенствования художественного мастерства. Уже через два года за картину «Поцелуй» художник получает звание академика, а также приобретает известность. В Италии ведет исключительно насыщенную творчеством жизнь. Среди его близких знакомых  Александр Иванов и Николай Гоголь, с которым художник был особенно дружен и несколько портретов которого он написал. Помимо портретов Фёдор Моллер писал полотна на библейские и исторические сюжеты. В Петербурге он пишет серию картин, посвященных Александру Невскому.

Гоголь покровительствовал молодому художнику. Известно 8 портретов кисти Ф. Моллера, рассмотрим два из них. (Слайд 5.)

VI.2. Это два ранних портрета Гоголя, оба писаны в 40-ом году в Риме Ф. Моллером , и на обоих портретах, по выражению исследователей, «отпечаток живости и непредвзятости» На первом мы видим Гоголя в плаще, вероятно, картина писалась на прогулке в окрестностях Рима. Из биографии писателя мы знаем, как Гоголь любил Рим, его окрестности, как с друзьями часто ходил на этюды, зарисовывал понравившиеся виды. (Гоголь увлекался живописью, в Петербурге посещал занятия в Академии художеств.) Рассматривая изображение, мы обратили внимание на то, что фон едва прорисован, мазки быстрые, непродуманная композиция – Гоголь на картине смотрит исподлобья, продел в волосах не с привычной для Гоголя стороне. Лицо писателя сильно освещено лучами заходящего солнца. На губах улыбка, несколько сердитая. Скорее всего, Моллер работал над портретом один -два сеанса.

Нас более привлекает второй портрет. (Слайд 6.) Гоголь изображён по грудь, скорее всего – он дома, об этом свидетельствует халат, небрежно застёгнутая белая рубашка…Писатель на портрете молод, ему всего 31 год. Очень привлекательны его ясные глаза, лёгкая лукавая улыбка на четко очерченных губах, тщательно подбритые усики и по-юношески полные щёки. Темно-каштановые шелковистые волосы тщательно расчесаны на привычный «гоголевский» пробор. Простота, счастье, довольство жизнью, радость как будто струятся с портрета. Гоголь мягкий и умиротворённый, возможно, «виноваты» в этом мягкие складки бархатного халата, приятный контраст жемчужных бликов рубашки и тёплый тон коричневато-красной ткани. Изображение писателя на этом портрете кажется нам очень романтическим.

Гоголь не любил портретироваться, почему же Ф. Моллеру удаётся уговорить его на портреты? Ответ мы находим в творчестве писателя: идёт работа над повестью «Портрет», где главный герой – художник. Получается своеобразный обмен: Гоголь наблюдает за работой художника для того, чтобы образ Чарткова получился живым, достоверным, а Моллер упражняется в живописи (если можно так выразиться).

VI.3. В 1841 году Гоголь специально заказывает свой портрет Моллеру с тем, чтобы отослать его матери, Марии Ивановне Гоголь-Яновской. Об этом мы узнаём из воспоминаний Н.В. Берга: « Слышал я, что он заказан был Гоголем для отсылки в Малороссию, к матери, после убедительных просьб целого семейства». Портрет, исполненный в Италии в счастливые годы творческого расцвета и художника, и писателя, находился в семье писателя до 1919 года, потом был передан в Полтавский художественный музей. Во время Великой Отечественной войны оригинал исчез, и настоящее его местонахождение неизвестно. В Третьяковской галерее хранится авторское повторение портрета с подписью мастера.

(Слайд 7.)

Гоголь отмечал: "Писать с меня весьма трудно: у меня по дням бывают различные лица, да иногда и на одном дне несколько совершенно различных выражений", но позже напишет, что «моллеровский портрет - единственно схожее изображение» (из «Завещания» ,1845 г.).

По свидетельству современников, писатель специально готовился к сеансам портретирования: подыскивал костюм, выбирал позу и выражение лица – мы думаем, ему надо было выглядеть респектабельным, довольным жизнью, ведь портрет предназначался «почтеннейшей маменьке». Из воспоминаний Н.В. Берга: "Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее, надел сюртук, в каком его никогда не видели ни прежде, ни после, растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть, для того, чтобы спрятать от потомков, сколь возможно более, свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен".

Каким же мы видим Гоголя на самом известном портрете писателя? Мы думаем, что это парадный, официальный портрет. Писатель одет в сюртук, который застегнут на все пуговицы, под самый подбородок упирается шелковый платок, щегольски повязанный на шее, дорогая золотая цепочка придаёт некий лоск, официальность, благородная причёска… Да и улыбка нам кажется не гоголевской, а светской – нет присущей ему лукавости. Лицо – светлое пятно в портрете, оно доброе, благодарное и светлое. Писатель как бы говорит: “У меня на душе хорошо, светло”. А глаза – и немного насмешливые, и грустные, и как будто тихая печаль льется из этих глаз.

Мы видим, как изменился Гоголь – его просто не узнать. Нет следов «франтика в модном фраке», «…черты лица получили совсем другое значение..в глазах..выражались доброта, веселость и любовь ко всем; когда же он …задумывался, то сейчас изображались в них серьёзное устремление к чему-то высокому.» ( Аксаков. «Живые страницы», с.247.) Вероятно, работа над «Мёртвыми душами» так изменила писателя.

Гравер Ф.Иордан, художник с точным глазом и человек, близко знавший Гоголя, писал: "…портрет, написанный Моллером, - верх сходства".
V.1. Н.В. Гоголь и А.А. Иванов познакомились в 1837 году в Италии и сразу подружились, потому что у них было много общего: (слайд 8)

над второю частью «Мёртвых душ» Гоголь работал так же медленно, как Иванов над своею картиною, обоих одинаково торопили со всех сторон с окончанием их работы, оба одинаково нуждались, так как не могли оторваться от любимого дела для посторонней работы. Но самое главное, что их связывало, на наш взгляд, - духовное единство. Александр Иванов работал над произведением великой идеи – о духовном преображении человечества с наступлением христианской эры, а у Гоголя – работа над поэмой «Мёртвые души», в которой говорится о любви к ближнему, о желании быть полезным людям, о желании исправления людей... Это, вероятно, был знак судьбы - они оказались в Риме — в одном месте, в одно время.

V.2. Иванов писал о Гоголе: «Это человек необыкновенный», Гоголю нравилась личность Иванова, его талант. (Слайд 9.) Мы можем только гадать, что они передумали, переговорили вместе. Следы этой дружбы — в статьях и произведениях Гоголя, в картинах Иванова. Писатель неохотно позволял себя рисовать, уклонялся, но всё же на ранних этюдах Иванова к картине «Явление Христа народу» (кстати, именно Гоголь дал название картине, у Иванова было это задумано как «Явление мессии») портретное сходство с Гоголем можно найти. Игорь Виноградов, искусствовед, в своей статье « Явление картины — Гоголь и Александр Иванов» считает, что художник в этюдах несколько раз изобразил Н.В.Гоголя и в образе «дрожащего», и образе раба, и в фигуре "стоящего ближе всех к Христу" (в терракотовом плаще). «Дрожащего», написанного с Гоголя, мы нашли в Киевском музее русского искусства. (Слайд10.)

Труднее всего нам было найти этюд к рабу, так как Иванов сделал их несколько, и не все они находятся в России. (Слайд11.) Рассмотрев работы художника, мы остановились на последней репродукции, так как там можно увидеть знакомые черты лица писателя: удлинённый нос, рисунок губ, переносица. Скорее всего, именно здесь Гоголь выступил в роли натурщика.

Раб с веревкой на шее, самый последний здесь человек, подает своему хозяину одежды. В этот момент слова проповеди проникают в его сердце, и сквозь отчаяние на его лице появляется улыбка надежды, в которой радость и вера в спасение.
В конце концов Иванов определил своему другу место на картине. Это - ближайшая к Христу фигура в плаще с капюшоном. (Кстати, одеяние тёмно-красного цвета так напоминает халат Гоголя, в котором он частенько сидел дома за работой и в котором его уже рисовали.) (Слайд 12.)

В глубине картины справа два римских всадника. Рядом с ними в толпе - фигура человека. Худое, заостренное лицо, длинные волосы, характерный гоголевский профиль. Что увидел он в явлении Мессии? Нашёл ли ответ на свои вопросы? Ведь он ближе всех стоит к идущему по холмистому берегу Иордана Христу.

В Италии Гоголь занимался переработкой повести «Портрет». Прототипом художника, который не разменял свой талант, не поддался легкому успеху, а уехал в Италию оттачивать свое мастерство, стал А.Иванов.

Иванов по-своему ответил Гоголю, оставив его изображение на своей картине. Это свидетельства их большой, настоящей дружбы.

V.3. Ещё одним свидетельством дружеских отношений Гоголя и Иванова явился портрет Н.В. Гоголя 1841 года.

Светский портрет Гоголя его работы известен в двух экземплярах. Первый был у В.Жуковского. Сам Иванов считал его основным и первым. Второй – у М.Погодина (авторская копия). (Слайд 13.)

Портрет, на наш взгляд, совсем неофициальный. Гоголь представлен в простой, незамысловатой позе, чуть опущены плечи, словно на них груз прожитых лет, задумчивое лицо, но по-прежнему лукавая улыбка, знаменитый гоголевский пробор. Особенно привлекательны глаза: большие, задумчивые, кажется, что грусть соседствует с ироничностью. Гоголь выглядит по-домашнему мягким, застенчивым, понимающим всех нас, с нашими ошибками и заблуждениями. Он словно доверяет нам. Возможно, такое впечатление складывается от мягкого домашнего халата, тёплого колорита, от умело выстроенной композиции (в центре овала – крупно голова Гоголя) .

Гоголю портрет не очень нравился: «Там я изображен, как был в своей берлоге… «забулдыгой», «в халате». Мы согласны с Гоголем.

Лучшей характеристикой портрета могут быть слова П.В.Анненкова: «Гоголь постарел, но приобрел особенного рода красоту, красоту мыслящего человека, хотя и печать усталости; но и общее выражение как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа».

VI. Итоги.

В своей работе мы рассмотрели небольшую иконографию Гоголя, попытались определить, по выражению Достоевского, «главную мысль лица». Гоголь когда-то написал, что «души моей никто не может знать…», поэтому во всех портретах он разный. Только во всех вместе – это Гоголь: размышляющий, ироничный, лукавый, брызжущий здоровьем и счастьем, строгий, снисходительный, усталый, грустный…

Собирая материал, мы познакомились не только с биографиями художников, портретировавших Гоголя, но и с репродукциями их картин; узнали о жизни Гоголя в Риме; поняли, что творчество литератора и художника зачастую взаимосвязано; научились пользоваться Интернет-ресурсами.
Перспектива работы

Работая над темой, мы столкнулись с несколькими загадками.

1.Почему Гоголь не разрешал печатать свои портреты (работы А.Иванова), а

когда Погодин распорядился подаренным ему портретом, Гоголь очень

рассердился на него?

2. Почему на одном из вариантов картины «Явление Христа народу» Гоголь

стоит, отвернувшись от Мессии



Но это будет темой исследования в 9-ом классе, когда мы на уроках

литературы будем читать поэму «Мёртвые души»
Литература

  1. Великие художники. Иванов А.А..-М.,- Издательский дом «Комсомольская правда», 2010.

  2. Гоголь Н.В.Соч.: в 6 т.-Т.3(Текст). – М.: Художественная литература,1953.

  3. Живые страницы. -М.: Детская литература, 1970

4. Стурчин В. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. – М.: Просвещение, 1970.
Интернет-ресурсы

1.Берг Н.В. - Воспоминания о Н.В. Гоголе http://gogol.lit-info.ru/gogol/vospominaniya/berg.htm

2.Машковцев Н.Г. История портрета Гоголя.: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

3.http://gogol-italia.org/ru/foto.html

4.http://ru.wikipedia.org/wiki

5.http://virtualrm.spb.ru/ Картины русских художников

6.http://www.art11.ru/ Картины русских художников

7.Лия Певзнер «Художественный портрет Гоголя» http://art.1september.ru/2002/19/no19_2.htm

8.Людмила Маркина. «Гоголь среди художников», интернет-журнал «Наше наследие» http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8905.php

9.Игорь Виноградов. «Явление картины — Гоголь и Александр Иванов», интернет-журнал «Наше наследие» №54, 2000г. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/5410.php

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» icon С углубленным изучением отдельных предметов
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино...
Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» icon Список учебников, для использования в учебном процессе моу сош №4...
Список учебников, для использования в учебном процессе моу сош №4 с углубленным изучением отдельных предметов
Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» icon Отчет рэп мбоу «Тюнгюлюнская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу «Тюнгюлюнская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» мр «Мегино-Кангаласский улус» Республики...
Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» icon Программа «Формирование духовной культуры школьников средствами Искусства»
«Средняя общеобразовательная школа №163 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» icon Обеспечение образовательного процесса учебной литературой
Моу «Усогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» icon Учебный план маоу сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов...

Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» icon Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
В целях организации работы моу сош в международном образовательном проекте «Ассоциированные школы юнеско»
Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» icon Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением...
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»
Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» icon Исследование гражданско-правового аспекта авторского права в России...
Исследование гражданско-правового аспекта авторского права в России на современном этапе
Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» icon Перспективный план работы мбоу сош №52 с углубленным изучением отдельных...
Работа по подготовке к итоговой аттестации выпускников 11- ых и 9 –ых классов в формате егэ и гиа в 2012 -2013г
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции