Содержание




Скачать 2.99 Mb.
Название Содержание
страница 1/25
Дата публикации 05.10.2014
Размер 2.99 Mb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2002. — 240 с.
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………………………………………..4

Примерное планирование уроков литературы

в 8 классе……………………………………………………………………………………………4
ВВЕДЕНИЕ

Урок 1. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.

Литература как искусство слова.

Литература и другие виды искусства …………………………………………………………….7
РУССКАЯ СТАРИНА

Урок 2. Устное народное творчество — золотое

наследие русской старины ………………………………………………………………………..9

Урок 3. Лирическая песня как вид (жанр) народной обрядовой

песни. Отражение в песне идеалов душевной красоты,

нравственности крестьян …………………………………………………………………………11

Урок 4. Исторические народные песни ………………………………………………………………13

Урок 5. Житийный жанр в древнерусской литературе.

Сергий Радонежский — патриот и духовный деятель,

вдохновитель борьбы русского народа против

монголо-татарского ига. Историческая основа

«Жития Сергия Радонежского» …………………………………………………………………..17

Урок 6. Работа с текстом — фрагментами очерка Б. Зайцева

«Преподобный Сергий Радонежский» ………………………………………………………….20

Урок 7. «Житие Аввакума, им самим написанное. Личность

протопопа Аввакума, стойкость убеждений,

величие духа. Сила и красота языка сочинений

протопопа Аввакума ……………………………………………………………………………...21
ЛИТЕРАТУРА ХIХ — НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Урок 8. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая

основа повести …………………………………………………………………………………….24

Урок 9. Формирование характера и взглядов Петруши

Гринева ……………………………………………………………………………………………27

Урок 10. Встреча с вожатым. Многозначительные

обстоятельства встречи ………………………………………………………………………….28

Урок 11. Обманчивая тишина в Белогорской крепости.

Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства,

нравственности поступка …………………………………………………………………………29

Урок 12. Падение Белогорской крепости. Трагическая

непримиримость борющихся сторон ……………………………………………………………31

Урок 13. Встреча с вождем народного восстания в его штабе.

Зеркальные сцены в повести — два военных совета.

Результаты «оборонительных действий»

правительственных войск в Оренбурге ………………………………………………………….34

Урок 14. Изображение народной войны и ее вождя.

Зеркальные сцены: отношение генерала и самозванца

к участи девушки-сироты ………………………………………………………………………..35

Урок 15. Спасение Маши Мироновой. Последний день в

Белогорской крепости. Великодушие Пугачева.

Гринев и Швабрин ………………………………………………………………………………...37

Урок 16. Образ Гринева. Становление личности под влиянием

«благих потрясений» …………………………………………………………………………….39

Урок 17. Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила

героини. Смысл названия повести ……………………………………………………………….40

Урок 18. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».

М. Цветаева. «Пушкин и Пугачев» ………………………………………………………………42

Урок 19. Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Человек и история. Частное и историческое в повести ………………………………………...44

Урок 20. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы

Кавказа» в жизни и творчестве поэта ……………………………………………………………46

Урок 21. Символический образ тюрьмы в лирике

М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений

«Пленный рыцарь», «Сосед» ……………………………………………………………………50

Урок 22. Поэма «Мцыри». Значение эпиграфа ……………………………………………………..53

Урок 23. Идейное содержание поэмы. Ее композиция ………………………………………………55

Урок 24. Обучающее сочинение по поэме

М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ……………………………………………………………………56

Урок 25. Тема и идея художественного произведения.

Работа над статьей учебника …………………………………………………………………….57

Урок 26. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть

отрывков из поэмы ………………………………………………………………………………59

Урок 27. Н.В. Гоголь писатель-сатирик. Жизненная основа

комедии Ревизор. «Ревизор» в театре ………………………………………………………….61

Урок 28. Разоблачение нравственных и социальных пороков

чиновничьей России. «Ревизор» современных постановках..................................................65

Урок 29—30. Мастерство Н. В. Гоголя-драматурга в создании

образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина ……………………………………………….69

Урок 31. Страх перед ревизором как основа развития комедийного

действия. Чиновники на приеме у «ревизора» ……………………………………………….....74

Урок 32. Финал комедии, его идейно-композиционное

значение ……………………………………………………………………………………………76

Урок 33. Город N в комедии Ревизор» и петербургские

миражи героев ……………………………………………………………………………………..80

Урок 34. Практическая работа по комедии Гоголя «Ревизор»……………………………………… 82

Урок 35. И.С. Тургенев. Судьба и личность писателя.

Автобиографические мотивы в повести «Ася» …………………………………………………85

Урок 36. Повесть «Ася». Образ «тургеневской девушки.

Тайна Аси и ее брата ……………………………………………………………………………...88

Урок 37. Драма рассказчика, обреченного на одиночество ………………………………………….89

Урок 38. Мотив превосходства «тургеневской девушки»

в силе характера и решительности ………………………………………………………………90

Урок 39. Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя ………………………………………………..92

Урок 40. «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть

идею рассказа. Развитие понятия о сюжете и композиции …………………………………….92

Урок 41. Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора

о моральной ответственности человека за все

происходящее вокруг ……………………………………………………………………………..93

Урок 42. В. Г. Короленко. Свет личности писателя.

История создания очерка «Парадокс» …………………………………………………………...96

Урок 43. Проблема смысла жизни и назначения человека

в рассказе «Парадокс» …………………………………………………………………………….97

Урок 44. Духовный перелом в жизни юных героев, его причины.

Поэтическая миниатюра «Огоньки», утверждающая

веру в светлые начала жизни ……………………………………………………………………..98

Урок 45. Внеклассное чтение. Путь восхождения к свету …………………………………………...99

Урок 46. М. Горький. Личность писателя. Знакомство с

«Песней о Соколе» ………………………………………………………………………………102

Урок 47. Единство изобразительно-выразительных

и ритмико-интонационных средств языка

«Песни о Соколе». Развитие понятия о символе ………………………………………………102

Урок 48. Рассказ «Ма-аленькая!..». Доброта, гуманность,

чувство благодарности человеку за его дела …………………………………………………105
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Урок 49. А. Грин. Судьба и личность писателя. Знакомство

с рассказами писателя. Условность в произведениях

А. Грина …………………………………………………………………………………………..106

Урок 50. Рассказ А. Грина «Зеленая лампа»: сюжет,

композиция, герои. Нравоучительный смысл рассказа ………………………………………110

Урок 51. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».

Замысел и история создания. Жанровое и идейно-

композиционное своеобразие произведения …………………………………………………..112

Урок 52. «Теркин — кто же он такой?» Трагические,

героические и комические сцены в поэме ……………………………………………………..116

Урок 53. Продолжение темы урока 52 ……………………………………………………………….118

Урок 54. Автор и герой в поэме ………………………………………………………………………122

Урок 55. Обобщающее повторение поэмы Твардовского

«Василий Теркин» ……………………………………………………………………………….124

Урок 56. В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

Простота и глубина сюжета. Красота души бабушки,

учителя, их односельчан ………………………………………………………………………...126

Урок 57. Непреходящая историческая память народа ……………………………………………...128

Урок 58. Внеклассное чтение. Знакомство с рассказами

из повести «Последний поклон» ………………………………………………………………..130

Урок 59. Лирика Н. Рубцова. Урок-путешествие в мир поэта ……………………………………...130

Урок 60—61. Восприятие, истолкование и оценка

стихотворений Н. Рубцова ………………………………………………………………………134
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок 62. У. Шекспир. Писатель и его время.

Сонеты Шекспира ………………………………………………………………………………..139

Урок 63. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Знакомство

с трагедией ……………………………………………………………………………………….141

Урок 64. Конфликт живого чувства и семейной вражды.

Сила чувств влюбленных, их преданность друг другу ………………………………………..142

Урок 65. Развитие речи. Сочинение по трагедии «Ромео

и Джульетта» ……………………………………………………………………………………..144

Урок 66—67. Автор и его герой в сказке А. де Сент-Экзюпери

«Маленький Принц» ……………………………………………………………………………..144

Урок 68. Итоговый урок. Любимые книги и их герои ……………………………………………...146
ПРЕДИСЛОВИЕ
Значение уроков литературы трудно переоценить: именно на этих уроках дети получают представления о вечных нравственных ценностях, о добре и зле, узнают о мире и о людях, о своей Родине и народе, знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, сочувствуют героям, смеются и плачут, овладевают тайнами художественного слова.

Но как сохранить интерес к урокам литературы? Как сделать чтение потребностью, радостью, необходимостью для учащихся?

Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным? А главное, что можно сделать, чтобы ученики полюбили и русскую литературу, и своего учителя, и свою нелегкую работу при подготовке к урокам, научились аргументированно спорить и слышать друг друга?

Мы предлагаем учителю литературы, работающему в восьмом классе по учебной хрестоматии, автором-составителем которой является Г. И. Беленький, систему уроков, их планирование, построенное с учетом программных требований и учебным планом — два часа в неделю — всего 68 учебных часов.

Одним из важнейших условий формирования литературного развития учащихся является домашнее чтение, поэтому зачастую вопросы домашнего задания предопределяют содержание и форму следующего урока. Мы используем систему индивидуальных заданий, только обязательно нужно, давая такое задание ученику, проверить его выполнение и оценить. Очень важно, чтобы индивидуальное задание — в устной или в письменной форме — выполнялось строго к указанному сроку, иначе эти задания теряют не только свою актуальность, но и смысл.

Читая произведения русских и зарубежных писателей, изучаемых в восьмом классе, мы вместе с учащимися не раз задумываемся над глобальными проблемами: Как жить? Чем дорожить? Какую дорогу выбрать? Как научиться понимать себя самого и другого человека?

Вместе с тем, на уроках литературы идет формирование таких специальных умений, как умение сопоставлять эпизоды, находить ключевое слово и т. д. На каждом уроке, как правило, идет работа над постижением сути произведения, а также работа над словом, понятием.

Учитель, взявший в руки это пособие, разумеется, имеет свою систему работы и свое видение художественного произведения и путей его изучения. Мы надеемся, что наша книга сможет оказать ему помощь в первичном отборе материала, организации деятельности учащихся на уроке и в их самостоятельной работе.

Желаем успеха

Авторы

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ЛИТЕРАТУРЫ

В 8 КЛАССЕ

(68 часов)
ВВЕДЕНИЕ

1. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.
РУССКАЯ СТАРИНА
2. Устное народное творчество — золотое наследие русской старины.

3. Лирическая песня как вид (жанр) народной обрядовой песни. Отражение в песне идеалов душевной красоты, нравственности крестьян.

4. Исторические народные песни.

5. Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский патриот и духовный деятель, вдохновитель борьбы русского народа против монголо-татарского ига. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского».

6. Работа с текстом — фрагментами очерка Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».

7. «Житие Аввакума, им самим написанное». Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа. Сила и красота языка сочинений протопопа Аввакума.
ЛИТЕРАТУРА ХIХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА
А. С. ПУШКИН
8. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

9. Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.

10. Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи.

11. Обманчивая тишина в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства нравственности поступка.

12. Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.

13. Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Зеркальные сцены в повести — два военных совета. Результаты «оборонительных действий» правительственных войск в Оренбурге.

14. Изображение народной войны и ее вождя. Зеркальные сцены: отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.

15. Спасение Маши Мироновой. Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева. Гринев и Швабрин.

16. Образ Гринева. Становление личности под влиянием «благих потрясений».

17. Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.

18. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». М. Цветаева. «Пушкин и Пугачев».

19. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Человек и история. Частное и историческое в повести.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

20. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

21.Символический образ тюрьмы в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед».

22. Поэма «Мцыри». Значение эпиграфа.

23. Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

24. Обучающее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

25. Тема и идея художественного произведения. Работа над статьей учебника.

26. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы.
Н. В. ГОГОЛЬ

27. Н. В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре.

28. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках.

29—30. Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина.

31. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Чиновники на приеме у «ревизора».

32. Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

33. Город N в комедии «Ревизор» и петербургские миражи героев.

34. Практическая работа по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
И. С. ТУРГЕНЕВ

35. И. С. Тургенев. Судьба и личность писателя. Автобиографические мотивы в повести «Ася».

36. Повесть «Ася». Образ «тургеневской» девушки. Тайна Аси и ее брата.

37. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

38. Мотив превосходства «тургеневской» девушки в силе характера и решительности.
Л. Н. ТОЛСТОЙ

39. Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.

40. «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа. Развитие понятия о сюжете и композиции.

41. Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
В. Г. КОРОЛЕНКО

42. В. Г. Короленко. Свет личности писателя. История создания очерка «Парадокс».

43. Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе «Парадокс».

44. Духовный перелом в жизни юных героев, его причины. Поэтическая миниатюра «Огоньки», утверждающая веру в светлые начала жизни.

45. Внеклассное чтение. Путь восхождения к свету. (По повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант».)
М. ГОРЬКИЙ

46. М. Горький. Личность писателя. Знакомство с «Песней о Соколе».

47. Единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка «Песни о Соколе». Развитие понятия о символе.

48. Рассказ «Ма-аленькая!..». Доброта, гуманность, чувство благодарности человеку за его дела.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание icon 1. Требования к выполнению и структуре рефератов выполнению индивидуальных...
Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания;...
Содержание icon 1. Требования к выполнению и структуре рефератов выполнению индивидуальных...
Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания;...
Содержание icon 1. Требования к выполнению и структуре рефератов выполнению индивидуальных...
Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания;...
Содержание icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития...
Содержание icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Содержание icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Содержание icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Содержание icon Содержание

Содержание icon Темы и ее содержание

Содержание icon Темы и ее содержание

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции