Скачать 47.12 Kb.
|
Литвенко Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы. муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 29» Конспект урока литературы в 7 классе Н.А. Некрасов стихотворение «Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин в стихотворении. Анализ стихотворения. Цель урока: знакомство с личностью поэта Н.А. Некрасова, своеобразием его творчества на примере стихотворения «Железная дорога». Задачи урока:
Воля и труд человека дивные дивы творят. Н.А Некрасов Ход урока
- Рассказ о поэте (сопровождается презентацией): а) в 2011 году мы отметили 190-летие со дня рождения этого большого русского поэта; б) дар большого поэта — первым почувствовать и выразить самое главное, чем живут его современники. Таким поэтом был Некрасов (слайд 1); в) он открыл для русской поэзии нового героя — простого человека, мужика, заговорившего непривычным для тогдашней поэзии языком о своей жизни, о своих нуждах (слайд 2); г) эпоха Некрасова — нарастающее народное движение, которое привело к отмене крепостного права (слайд 3); д) Некрасов видел зависимость простого народа от тех, кто имел власть - власть имущих (слайд 4); - Это главная тема в поэзии Некрасова. Он не наблюдатель, не созерцатель. В его стихах беспокойное сердце гражданина. Некрасов — один из самых читаемых поэтов, один из воспитателей молодёжи, на его поэзии современники учились любить Родину, бороться за счастье народа (слайд 5).
- Что такое эпиграф? Какова его роль? 2.1 Ответ ученика (домашнее индивидуальное задание) 2.2 Работа с текстом учебника: - Прочитаем эпиграф к стихотворению «Железная дорога». Чем он необычен? (Здесь — живой разговор, который состоит из вопроса мальчика и ответа его отца генерала. Ответ генерала таков, что поэт не может не вмешаться в их разговор). - Что же возмутило автора в ответе отца? (обучающиеся читают сноску в учебнике о том, что граф П.А. Клейнмихель был начальником строительства железной дороги между Петербургом и Москвой). - Подробнее об эпиграфе к стихотворению «Железная дорога» писал К.И. Чуковский. (обучающийся зачитывает отрывок из книги Чуковского К.И. « Мастерство Некрасова»). 2.3 Фронтальный опрос: - Какой вывод можно сделать о роли эпиграфа к стихотворению «Железная дорога» (ответы обучающихся).
3.1 Фронтальная работа (слайд 7, на котором представлен осенний пейзаж). - Как называется картина природы, представленная на слайде? (Это пейзаж). - Какой отрывок стихотворения иллюстрирует этот пейзаж? (Выразительное чтение обучающимися 1-ой части стихотворения). - Каким настроением проникнут пейзаж в стихотворении «Железная дорога»? (ответы обучающихся)
- Дважды повторяется утверждение: «Славная осень!». В последней строфе: «Всё хорошо под сиянием лунным». Бодрый, радостный пейзаж, только настораживает фраза «Нет безобразья в природе...». Зачем здесь это слово - «безобразье», поставленное рядом с таким прекрасным словом, как «природа»? Это слово — сигнал. Что-то должно произойти на фоне этого славного осеннего пейзажа. Но что? Прочитаем 2-ю часть стихотворения. (Выразительное чтение обучающимися 2-ой части стихотворения). - Что произошло в вагоне? (возник разговор о тех, кто строил железную дорогу)
- Почему в вагоне поезда возник разговор о тех, кто строил железную дорогу? Слова лирического героя: «Вы мне позвольте при лунном сиянии правду ему показать...» - станут путеводной нитью нашего разговора. - Какие картины подневольного (принудительного) труда рисует поэт? (ответы обучающихся) - Вспомните, что такое фантастика и найдите фантастические образы в стихотворении. (Образ царя - голода, толпа мертвецов.) - Как правдивые картины превращаются в фантастические? (ответы обучающихся) - Итак, автор показывает правду «при лунном сиянии», а свет луны высвечивает такие грани, что реальное смешивается с фантастическим. И когда это происходит, изменяется и жанр произведения. Черты какого жанра появляются при описании видений лунной ночи? (Черты баллады)
Динамическая пауза – деление на группы по принципу «Собери цветной квадрат». Задания группам (отражено на интерактивной доске): 1 группа «Красный квадрат» -Вспомните определение баллады и найдите черты этого жанра в стихотворении. -Кто выделяется в толпе мужиков, погибших при строительстве железной дороги? -Почему поэт просит Ваню приглядеться к нему? -Как относится к «благородной привычке к труду» автор? 2 группа «Синий квадрат» -Сформулируйте главную мысль, которую утверждает поэт в своём стихотворении. -Каким чувством окрашено последнее четверостишие? 3 группа «Желтый квадрат» -В чём состоит своеобразие композиции стихотворения? -Выделите все части стихотворения и озаглавьте их. 4 группа «Зеленый квадрат» -Определите ритмическую основу стихотворения, назовите стихотворный размер. -Постройте схему строк. - Выступления представителей каждой группы.
- Стихотворение «Железная дорога носит подзаголовок «Посвящается детям». Почему? (ответы обучающихся)
Список литературы
|
Новый личностно ориентированный учебник физики для основной школы.... В статье обсуждены результаты обучения физике учащихся 7-9 классов по учебнику нового типа, разработанному О. Ф. Кабардиным на принципах... |
Программа под редакцией С. А. Галина ( 2004) Азнагулов, Амшеева, " кб" 5-6 кл |
||
Дронова Татьяна Владимировна Дата рождения: 7 июля 1986 г. Гражданство:... |
Сценария Авторы: Зацепина Наталья Александровна, Хребтова Галина Германовна., Янголенко Людмила Геннадьевна, Акатьева Светлана Алексеевна |
||
Комиссарова Ярослава Владимировна Совета Учебно-методического объединения образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы |
Паспорт инновационного проекта Крутецкая Лидия Владимировна заместитель директора по учебно-воспитательной работе моу сош №38 г. Таганрога |
||
Учебнику В. Я. Коровиной (из расчета 2 часа в неделю) по теме: «А. С. Пушкин» Составитель: Еременко Галина Васильевна – учитель русского языка и литературы в 5-7 классах |
Рашина Анна Владимировна Репетитор английского языка(от 3лет,школьники,студенты,взрослые,дискуссионы для всех)+Дошкольная подготовка,раннее развитие |
||
Печена Юлия Владимировна e-mail: julija Украинский институт лингвистики и менеджмента, факультет прикладной лингвистики (магистр – переводчик-менеджер) |
Программа «Игровая экология» для детей 6-8 лет срок реализации 1... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |