Литвенко Галина Владимировна




Скачать 47.12 Kb.
Название Литвенко Галина Владимировна
Дата публикации 05.10.2014
Размер 47.12 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Литвенко Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы.

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа № 29»
Конспект урока литературы в 7 классе
Н.А. Некрасов стихотворение «Железная дорога».

Гнетущие картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин в стихотворении. Анализ стихотворения.
Цель урока: знакомство с личностью поэта Н.А. Некрасова, своеобразием его творчества на примере стихотворения «Железная дорога».
Задачи урока:

  1. раскрыть дар большого русского поэта в изображении Российской действительности 19 века на примере анализа стихотворения «Железная дорога»;

  2. помочь обучающимся увидеть художественную ценность этого произведения. Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности обучающихся;

  3. прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать патриотизм.


Воля и труд человека дивные дивы творят.

Н.А Некрасов
Ход урока


  1. Вступительное слово учителя



- Рассказ о поэте (сопровождается презентацией):

а) в 2011 году мы отметили 190-летие со дня рождения этого большого русского поэта;
б) дар большого поэта — первым почувствовать и выразить самое главное, чем живут его современники. Таким поэтом был Некрасов (слайд 1);
в) он открыл для русской поэзии нового героя — простого человека, мужика, заговорившего непривычным для тогдашней поэзии языком о своей жизни, о своих нуждах (слайд 2);
г) эпоха Некрасова — нарастающее народное движение, которое привело к отмене крепостного права (слайд 3);
д) Некрасов видел зависимость простого народа от тех, кто имел власть - власть имущих (слайд 4);
- Это главная тема в поэзии Некрасова. Он не наблюдатель, не созерцатель. В его стихах беспокойное сердце гражданина. Некрасов — один из самых читаемых поэтов, один из воспитателей молодёжи, на его поэзии современники учились любить Родину, бороться за счастье народа (слайд 5).


  1. Загадка эпиграфа стихотворения (слайд 6)


- Что такое эпиграф? Какова его роль?
2.1 Ответ ученика (домашнее индивидуальное задание)

2.2 Работа с текстом учебника:

- Прочитаем эпиграф к стихотворению «Железная дорога». Чем он необычен?

(Здесь — живой разговор, который состоит из вопроса мальчика и ответа его отца генерала. Ответ генерала таков, что поэт не может не вмешаться в их разговор).

- Что же возмутило автора в ответе отца?

(обучающиеся читают сноску в учебнике о том, что граф П.А. Клейнмихель был начальником строительства железной дороги между Петербургом и Москвой).
- Подробнее об эпиграфе к стихотворению «Железная дорога» писал К.И. Чуковский.

(обучающийся зачитывает отрывок из книги Чуковского К.И. « Мастерство Некрасова»).
2.3 Фронтальный опрос:

- Какой вывод можно сделать о роли эпиграфа к стихотворению «Железная дорога»

(ответы обучающихся).


  1. Анализ стихотворения.



3.1 Фронтальная работа (слайд 7, на котором представлен осенний пейзаж).

- Как называется картина природы, представленная на слайде?

(Это пейзаж).

- Какой отрывок стихотворения иллюстрирует этот пейзаж?

(Выразительное чтение обучающимися 1-ой части стихотворения).

- Каким настроением проникнут пейзаж в стихотворении «Железная дорога»?

(ответы обучающихся)


  1. Решение проблемного вопроса

- Дважды повторяется утверждение: «Славная осень!». В последней строфе: «Всё хорошо под сиянием лунным». Бодрый, радостный пейзаж, только настораживает фраза «Нет безобразья в природе...». Зачем здесь это слово - «безобразье», поставленное рядом с таким прекрасным словом, как «природа»? Это слово — сигнал. Что-то должно произойти на фоне этого славного осеннего пейзажа. Но что? Прочитаем 2-ю часть стихотворения. (Выразительное чтение обучающимися 2-ой части стихотворения).

- Что произошло в вагоне?

(возник разговор о тех, кто строил железную дорогу)


  1. Работа над жанром произведения

- Почему в вагоне поезда возник разговор о тех, кто строил железную дорогу? Слова лирического героя: «Вы мне позвольте при лунном сиянии правду ему показать...» - станут путеводной нитью нашего разговора.

- Какие картины подневольного (принудительного) труда рисует поэт?

(ответы обучающихся)

- Вспомните, что такое фантастика и найдите фантастические образы в стихотворении. (Образ царя - голода, толпа мертвецов.)

- Как правдивые картины превращаются в фантастические?

(ответы обучающихся)
- Итак, автор показывает правду «при лунном сиянии», а свет луны высвечивает такие грани, что реальное смешивается с фантастическим. И когда это происходит, изменяется и жанр произведения. Черты какого жанра появляются при описании видений лунной ночи?

(Черты баллады)


  1. Работа в группах.

Динамическая пауза – деление на группы по принципу «Собери цветной квадрат».

Задания группам (отражено на интерактивной доске):

1 группа «Красный квадрат»
-Вспомните определение баллады и найдите черты этого жанра в стихотворении.

-Кто выделяется в толпе мужиков, погибших при строительстве железной дороги?

-Почему поэт просит Ваню приглядеться к нему?

-Как относится к «благородной привычке к труду» автор?
2 группа «Синий квадрат»

-Сформулируйте главную мысль, которую утверждает поэт в своём стихотворении.

-Каким чувством окрашено последнее четверостишие?
3 группа «Желтый квадрат»

-В чём состоит своеобразие композиции стихотворения?

-Выделите все части стихотворения и озаглавьте их.
4 группа «Зеленый квадрат»

-Определите ритмическую основу стихотворения, назовите стихотворный размер.

-Постройте схему строк.
- Выступления представителей каждой группы.


  1. Подведение итогов работы.

- Стихотворение «Железная дорога носит подзаголовок «Посвящается детям». Почему?

(ответы обучающихся)


  1. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.



Список литературы


  1. Меркин, Г. С. Литература 7класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1, 5-е издание / Г. С. Меркин. – М. : Просвещение, 2010. - С. 275-278, 304 -310.

  2. Скатов, Н. Н. Русские писатели XIХ начала ХХ века [Текст] : библиографический словарь / Н.Н.Скатов. - М. : Просвещение, 1995. - С. 272-283.

  3. Рез, З. Я. Лирика Н.А.Некрасова в школьном изучении [Текст] : пособие для учителей / З. Я. Рез. - М. : Просвещение, 1982. - С. 17 -36.

  4. Турьянская, Б. И. Литература в 6 классе [Текст] : урок за уроком / Б. И. Турьянская, Л. А. Холодкова. - М.: Русское слово, 2000. - С. 92-98.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литвенко Галина Владимировна icon Новый личностно ориентированный учебник физики для основной школы....
В статье обсуждены результаты обучения физике учащихся 7-9 классов по учебнику нового типа, разработанному О. Ф. Кабардиным на принципах...
Литвенко Галина Владимировна icon Программа под редакцией С. А. Галина ( 2004) Азнагулов, Амшеева, " кб" 5-6 кл

Литвенко Галина Владимировна icon Дронова Татьяна Владимировна Дата рождения: 7 июля 1986 г. Гражданство:...

Литвенко Галина Владимировна icon Сценария
Авторы: Зацепина Наталья Александровна, Хребтова Галина Германовна., Янголенко Людмила Геннадьевна, Акатьева Светлана Алексеевна
Литвенко Галина Владимировна icon Комиссарова Ярослава Владимировна
Совета Учебно-методического объединения образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы
Литвенко Галина Владимировна icon Паспорт инновационного проекта
Крутецкая Лидия Владимировна заместитель директора по учебно-воспитательной работе моу сош №38 г. Таганрога
Литвенко Галина Владимировна icon Учебнику В. Я. Коровиной (из расчета 2 часа в неделю) по теме: «А. С. Пушкин»
Составитель: Еременко Галина Васильевна – учитель русского языка и литературы в 5-7 классах
Литвенко Галина Владимировна icon Рашина Анна Владимировна
Репетитор английского языка(от 3лет,школьники,студенты,взрослые,дискуссионы для всех)+Дошкольная подготовка,раннее развитие
Литвенко Галина Владимировна icon Печена Юлия Владимировна e-mail: julija
Украинский институт лингвистики и менеджмента, факультет прикладной лингвистики (магистр – переводчик-менеджер)
Литвенко Галина Владимировна icon Программа «Игровая экология» для детей 6-8 лет срок реализации 1...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции