Вопросы
к экзамену по русской литературе конца XIX – начала XX вв.
Философия, эстетика и поэтика «старших» символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб).
Роль В. Я. Брюсова в становлении русского символизма и особенности его лирики 1890-х гг.
Основные темы лирики В. Я. Брюсова 1900–1910-х гг., эстетическая программа поэта.
Художественный мир К. Д. Бальмонта.
Философия, эстетика и поэтика «младших» символистов (А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов).
Миф о пути в поэзии А. А. Блока. Характеристика первого тома «трилогии вочеловечения».
Художественные и мировоззренческие искания А. А. Блока в 1904-1908 годах (на материале второго тома лирической трилогии и публицистики 1905-1908 гг.).
Третий том лирической трилогии А. А. Блока в аспекте темы пути (стихотворения и поэмы).
Тема Родины в поэзии А. А. Блока: эволюция, особенности идейно-художественного воплощения. (На материале лирической трилогии.)
«Музыка революции» в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
Символистский театр. Образная система пьесы А. А. Блока «Балаганчик».
Своеобразие символистской поэтики в романе Ф. К. Сологуба «Мелкий бес».
Пространство, время и человек в трилогии А. Белого «Восток или Запад?». (Роман «Петербург», повести «Серебряный голубь», «Котик Летаев» – по выбору).
Своеобразие творческого метода И. Ф. Анненского.
Акмеизм: возникновение, развитие, творческие установки (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам).
Русский футуризм: возникновение, развитие, творческие установки (В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин и др.).
«Уединенное» В. В. Розанова: проблема метода и стиля.
Творчество Л. Н. Андреева 1898-1903 годов: мировоззренческие и эстетические поиски. Традиции и новаторство. («Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Стена», «Бездна», «Мысль» – анализ 2-3 рассказов по выбору.)
Проблема веры и особенности индивидуального стиля в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского».
Экспрессионизм в творчестве Л. Н. Андреева («Красный смех»).
Художественная трактовка евангельского сюжета в повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот».
Образная система «Рассказа о семи повешенных» Л. Н. Андреева.
Модернизм в драматургии Л. Н. Андреева. «Жизнь человека» (или др.).
Творчество И. А. Бунина 1890-1900-х годов: традиции и новаторство. («Перевал», «Святые горы», «На даче», «Антоновские яблоки», «Тишина», «Новая дорога», «Сосны», «Заря всю ночь», «Золотое дно» и др. – анализ по выбору.)
Проблематика и художественное своеобразие повести И. А. Бунина «Деревня».
Тема России и проблема русского национального характера в прозе И. А. Бунина 1910-х годов. (Общая характеристика, анализ повести «Суходол» или рассказов – по выбору.)
Природа и цивилизация в рассказах И. А. Бунина «Братья», «Господин из Сан-Франциско».
Специфика повествования в рассказах И. А. Бунина «Сны Чанга», «Легкое дыханье».
Художественные особенности романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева».
Цикл И. А. Бунина «Темные аллеи»: проблематика и поэтика.
Рассказы М. Горького 1890-х годов: становление художника, проблема метода, тип героя. («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Коновалов» и др.)
Художественное своеобразие романа М. Горького «Фома Гордеев».
Социально-политическая драма М. Горького. («Мещане», «Дачники» – на выбор.)
Социально-философская драма М. Горького. («На дне».)
Идея революции и ее воплощение в романе М. Горького «Мать».
Тема России и проблема русского национального характера в прозе М. Горького 1900–1910-х годов. («Городок Окуров», «По Руси», «Детство» – на выбор.)
Тема «человек и общество» в творчестве А. И. Куприна. («Молох», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Листригоны» и др. – анализ 2 произведений.)
Художественное своеобразие и философская проблематика повести А. И. Куприна «Поединок».
Особенности повествовательной манеры А. И. Куприна. Тема любви и природы. («Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» и др. – анализ 1-2 произведений.)
Эстетические поиски в литературе 1910-х годов, проблема неореализма. Анализ творчества одного из авторов: Е. И. Замятин, М. М. Пришвин, А. Н. Толстой, А. М. Ремизов (по выбору).
Требования к ответу на экзамене
Задание на экзамене включает в себя теоретический вопрос и работу с текстом.
1. Ответ на вопрос должен продемонстрировать
знание и понимание лекционного материала, прочитанных научных и учебно-методических работ,
навыки самостоятельной работы с текстом, а именно умение самостоятельно делать выводы и самостоятельно аргументировать их.
2. Текст необходимо идентифицировать и проанализировать. А именно:
определить авторство;
указать особенности индивидуального стиля и признаки литературного течения (направления);
указать место и роль данного эпизода в структуре произведения в целом (если это фрагмент или стихотворение из цикла) и в творчестве писателя.
|