5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка.5-8 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка»,всего- 34 часа
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой ,Т.С.Шмагиной,включающим программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 5 класс»(М.:Просвещение,2010), рабочую тетрадь,хрестоматию музыкального материала,фонохрестоматию,методическое пособие «Музыка.5-6 классы» (М.:Просвещение,2006)
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным,культурным традициям своего народа,родного края,формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на Татарстанской земле,где живы традиции наших предков,поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка нашего края»; «Писатели и поэты нашего края. Произведения писателей,поэтов в творчестве татарских композиторов».
При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного)содержания.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются:анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них(музыки,литературы,изобразительного искусства,театра,кино и другие);
-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
-различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной,сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
-творчески интерпретировать содержаниемузыкального произведения в пении,музыкально-ритмическом движении , поэтическом слове,изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности(пении, пластическом интонировании,импровизации, игре на инструментах);
-передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования:формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях,посещение концертов,театров и др.;
Проявлять творческую иницативу,участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,школы
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Тетюшского края и составляет 10% учебного времени.
Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Содержание программы предмета « Музыка» 5 класс
тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема I полугодия: “Музыка и литература” (18 часов)
Что роднит музыку с литературой
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Вокальная музыка Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.Вокальная музыка нашего края Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).Знакомство с различными жанрами народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех.Вокальная музыка. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.Фольклор в музыке русских композиторов
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки народов Крайнего Севера.
Жанры инструментальной и вокальной музыки .
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.Вторая жизнь песни Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.Всю жизнь мою несу родину в душе…Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен).Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.Писатели и поэты нашего края. Произведения писателей,поэтов в творчестве татарских композиторовТворчество писателей ,поэтов в творчестве композиторов. Опера «Алтынчэч»(«Золотовласка»)Н.Жиганова.Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр)..Опера-былина «Садко» Н.А.Римский-Корсаков.Творчество и биография композитора. Опера-былина «Садко»Второе путешествие в музыкальный театр. Балет . Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).Музыка в театре, кино и на телевидении .Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл .Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (16 часов)
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. «Небесное и земное» в звуках и красках. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.Звать через прошлое к настоящему». Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст).Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.Музыкальная живопись и живописная музыка Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Музыкальная живопись и живописная музыка .Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусствеНародные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.Волшебная палочка дирижера. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.Застывшая музыка.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.Полифония в музыке и живописи. Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.Музыка на мольберте. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.Импрессионизм в музыке и живописи. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. О подвигах, о доблести и славе... Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.В каждой мимолетности вижу я миры… Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия. Мир композитора.
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
Учебно-тематическое планирование
по музыке
класс: 5
Учитель: Гафарова Зульфия Загитовна
Всего 34 часа, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы Критской Е.Д
Учебно-методическое пособие
1.Интернет-ресурсы
2.Поурочные планы по программе Е.Д.Критской
3.Учебник по программе Е.Д.Критской
4.Музыкальное сопровождение и оформление.В.В.Фадин
5.Энциклопедический словарь юного музыканта. В.В.Медушевский,О.О.Очаковская
6.Музыка.Поурочные планы по программе В.В.Валиева,Т.И.Науменко
7.Музыка «Я познаю мир»С.В.Истомин
8.методическое пособие «Музыка в школе», ежемесячный журнал
9. Методическое пособие с электоронным приложением.Уроки музыки1-8 классы.Серия «Современная школа»
10.Г.Зайнашева «Серебряные голоса», песни для детей
11.Аудио и видео-материалы
12.4000 караоке .Русские и зарубежные песни, поизведения
13.1500 караоке татарских песен
Минимум содержания программного материала 5 класса
№
|
Тема раздела
|
количество
отведенных часов
|
1
|
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
|
|
|
Музыка и литература
|
18ч
|
2
|
Музыка и изобразительное искусство
|
16ч
|
|
всего
|
34ч
|
|