Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы




Скачать 386.13 Kb.
Название Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы
страница 1/4
Дата публикации 05.10.2014
Размер 386.13 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский государственный педагогический университет

Филологический факультет

Кафедра зарубежной литературы

А.П.Чехов и Э.Золя
Литературоведческая работа


Исполнитель: Градова Е.А.

студентка группы Л-33

Научный руководитель: Субботина К.А.

кандидат филол. наук, доцент

Волгоград

2005

Натурализм [от лат. natura - природа] - название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80-90-х гг., когда натурализм стал самым влиятельным направлением. Собственно говоря, основные элементы этого стиля в литературе существовали значительно раньше; к 80-м гг. это течение получило лишь название и теоретическое обоснование, данное Эмилем Золя в книге "Экспериментальный роман" [1879] и в статьях о театре. В дальнейшем под термином "натурализм" объединялись понятия весьма разнородные и отличные от представления о нем его основоположников, в частности Золя, объясняя выбор термина "натурализм" для определения нового литературного стиля, начинает с отграничения натурализма от реализма: "Меня спрашивают, почему я не удовлетворяюсь словом «реализм», которое было в ходу 30 лет тому назад? Я поступил так единственно потому, что тогдашний реализм суживал художественно-литературный кругозор; мне казалось, что слово «натурализм» расширяет область наблюдения" ("Натурализм в театре"). В эту область входят отныне запретные до натурализма темы из области патологии и физиологии, проблемы труда той или иной профессии ("Жерминаль" Золя). Объектом натурализма (прежде всего в литературе) был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение. Сформировавшийся под воздействием идей позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, прокламировал недоверие ко всякого рода идеологии.

Теоретически работы и романы Золя публиковались в журнале «Вестник Европы» и были хорошо известны в России. В предисловии к сборнику «Экспериментальный роман» Золя писал: «Россия в один из страшных для меня часов безысходности вернула мне уверенность и силы, ибо дала мне трибуну и самого просвещенного, страстного читателя в мире». Популяризатором и последователем натурализма стал П.Д.Боборыкин.

В формировании Чехова-художника огромную роль сыграло его научно-медицинское образование. Чехову были близки многие взгляды французских натуралистов, некоторые его высказывания, например о стремлении «соображаться с научными фактами», о необходимости изображать «навозные кучи», пока они существуют в действительности, о том, что художник должен быть объективен, чрезвычайно напоминают высказывания Золя.

В нашей работе считаем необходимым проанализировать влияние натурализма Золя на творчество Чехова. Близость Чехова к натурализму особенно явно проявлялась в произведения, написанных в период с 1886 по 1895 годы. Золя опирается на достижения науки и открытия того времени, требует от художественного произведения точности документа, скрупулезности исследования, базирующегося на достижениях «науки о человеке» — признании решающей роли среды и наследственности. Научность, объективность, аполитичность во имя "общечеловеческой правды," - к этим трем пунктам сводились требования натуралистов. «Мы принимаем жизнь такой, какова она в действительности, что мы не хотим ничего приукрашивать, не хотим подменять то, что должно быть. Абсолютной добродетели не существует… мы не идеализируем свои персонажи,» - так пишет Золя в своей статье «Натурализм в театре».

Медицинское образование сыграло огромную роль в формировании Чехова-художника, и ему было близко стремление натуралистов «соображаться с научными фактами», необходимость изображать «навозные кучи», пока они есть. Для Чехова, как врача, вера в науку проявлялась, прежде всего, как вера в неуклонный прогресс в области медицины, делавшей в то время, в конце XIX века, поразительные успехи. (Отсюда критика непросвещенного сознания Василия Семи-Булатова в рассказе «Письмо к ученому соседу».)

Чехов, как и Золя часто использует бытописание, например, подробное описание будничной жизни Старцева в рассказе «Ионыч» Чехова, жизнь семьи Маэ в «Жерминале» Золя. Как и натуралисты, Чехов проявляет внимание не только к социальной, но и к биологической природе человека. Его герои чрезвычайно интенсивно ощущают своё биологическое бытие, например, те изменения, которые приносит с собой течение времени. (отношение крестьян к смерти и болезням в рассказе «Мужики»)

«Он (натуралистический роман) безличен. Другими словами - романист всего только регистратор фактов, он остерегается выносить суждения и делать выводы,» - пишет Золя. Он отказывается от прямых авторских оценок и с полным бесстрастием рассказывает о судьбе героев. Чехов, хотя и дает широкие возможности воображению читателя с помощью открытого финала, подтекста, ярких психологических деталей, но всегда явно или нет присутствует в тексте, авторская позиция выражается самостоятельно или через речь персонажей. В этом различие их подходов.

В произведениях Чехова можно найти явные переклички идей, образов, сюжетов с творчеством Золя. Например, можно вспомнить наследницу семьи Грегуаров («Жерминаль» Золя) и единственную дочь госпожи Ляликовой («Случай из практики» Чехова). Героини многим схожи. «Тысячи полторы-две фабричных работают без отдыха, в нездоровой обстановке, делая плохой ситец, живут впроголодь и только изредка в кабаке отрезвляются от этого кошмара; сотня людей надзирает за работой, и вся жизнь этой сотни уходит на записывание штрафов, на брань, несправедливости, и только двое-трое, так называемые хозяева, пользуются выгодами, хотя совсем не работают и презирают плохой ситец,» - пишет Чехов в том же рассказе, эта тема является одной из ключевых в романе «Жерминаль». Впервые во французской литературе появился роман, в котором обездоленность низших классов была показана без сентиментальности, с суровой прямотой. Мир рабочих в романе «Жерминаль», ремесленников в романе «Западня». «...Мои персонажи, — говорил он, — вовсе не плохи: они только невежественны и испорчены средой, в которой живут, обстановкой жестокой работы и нищеты». Эта фраза напоминает Чехова: «Эти люди живут хуже скотов, жить с ними было страшно; они грубы, не честны, грязны, не трезвы, живут не согласно, постоянно ссорятся, потому что не уважают, боятся и подозревают друг друга… Да, жить с ними было страшно, но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в их жизни нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдания» («Мужики»).

Золя не идеализирует своих героев, чтобы получить «симпатичного» героя, писал он, нужно коверкать природу, нужно не только наделять героя безупречной добродетелью, но и замалчивать его недостатки. Этьен Лантье, Катрин не соответствуют эстетике идеальных героев. Вспомним героев «Вишневого сада» Чехова, безупречных героев тоже нет (концепция «плохой-хороший» человек).

Романы Золя зачастую перегружены откровенно грубыми деталями. Писатель распахнул страницы своих романов перед техническими и научными терминами, жаргонными словами и простонародными оборотами, грубостью и даже руганью, предоставив своим героям право изъясняться в привычных для них выражениях. Чехов также использует простонародную лексику: «Всю капусту потолкли, окаянные, чтоб вам переколеть, трижды анафемы, язвы, нет на вас погибели!» - кричит бабка в рассказе «Мужики».

Если сравнивать стили этих писателей, то можно заметить что оба стремились не к изяществу, а выразительности, так как это отвечало цели их творчества: искусство не ради искусства, но для народа. Происходило это разными способами. Романы Золя содержат почти самостоятельные, завершенные в себе описания-символы, довольно прочно скреплены в композиционном отношении. Они выстроены вокруг одного-двух образов, проходящих сквозь все произведение. Например, одушевляет порожденные буржуазной цивилизацией «скопления», машины: лабиринт подземных штолен в «Жерминале», шахта-зверь. Для Золя нужно солнце, раскаленный добела газовый фонарь, залитый огнями городской пейзаж, сочные краски. Есть и своя символика в красках Золя, в игре черного и красного, крови и золота, сумерек и огня. Он — мастер фрески, а не миниатюры, пишет крупными мазками. В знаменитой «симфонии сыров» («Чрево Парижа») нет никакой музыкальности (в отличие от Чехова: звук лопнувшей струны в «Вишневом саде»). Для Золя важно не звучание эпитета, а его смысловое наполнение, передающее эффект осязания, обоняния, вкуса. Здесь проявляется пристрастие Золя к чувственно-конкретному изображению материального мира импрессионистических описаний. Чехов также приверженец яркой импрессионистической детали. Так он писал, что чтобы изобразить лунную ночь на плотине, достаточно сказать, что блеснуло стеклышко разбитой бутылки, и прокатилась темным шаром тень совы или собаки. Но если у Золя деталь является символом, то у Чехова она в большей степени психологична. Например, знаменитые темные очки Беликова («Человек в футляре») или тройка с бубенчиками Старцева («Ионыч»).

Чехов знал не только о творчестве писателя Золя, но и высоко оценил его гражданский подвиг: участие в деле Дрейфуса. А.П.Чехов писал: «В этом процессе он, как в скипидаре, очистился от наносных сальных пятен и теперь засиял перед французами в своем настоящем блеске. Это чистота и нравственная высота, каких не подозревали» (Письмо А.С.Суворину от 6.11.1989г.)

Подводя итоги, можно сказать, что Чехову были близки многие взгляды натуралистов, в частности Э.Золя, это получило отражение в его творчестве. Он социален, демократичен, объективен, стремиться избавить мир от «навозных куч», но в тоже время русский писатель не утрачивает этические и нравственные критерии, описывая биологическую жизнь человека. Можно обнаружить общие темы и образы, различия заключаются в индивидуальной уникальности языка писателей, авторской позиции в тексте, а так же в реализации одних и тех же приёмов, например, импрессионистических деталей.

Список литературы:


  1. Анисимов И. И., Золя. // Классическое наследство и современность. - М., 1960г.

  2. Барбюс А., Золя. Вступ. статья А. Луначарского, М. - Л., 1933г.

  3. Гурвич И.А. Проза Чехова. – М., 1970г.




  1. Э.Золя. Жерминаль. Западня. Экспериментальный роман. Натурализм в театре. //Э.Золя Собрание сочинений в 26-ти томах, М. - Художественная литература., 1966г.

  2. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. - М., 1979г.




  1. Реизов Б., Французский роман ХIХ века. - М., Высшая школа., 1969г.

  2. Лану А., Здравствуйте, Эмиль 3оля! - М., 1966г.

  3. Лафарг П., "Деньги" Золя. // Литературно-критические статьи. - М., 1936г.

  4. Литературоведческий энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. – . М.:Сов.энциклопедия, 1987г.

  5. Луначарский А., "На кисельных берегах". Современная литература на Западе. // Литературное наследство, т. 82, - М., 1970г.

  6. Манн Г., Речь о Золя в Праге.// Э.Золя, Соч. в 8 тт., т. 8. - М., 1958г.

  7. Пузиков А. И., Э. Золя. - М., 1969г.

  8. Семанова М.Л. Чехов - художник. - М., 1976г.




  1. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. – М.,1974 – 1982гг.




  1. Эйхенгольц М., Творческая лаборатория Золя. - М., 1940г.

  2. Якимович Т., Молодой Золя. Эстетика и творчество. - М, 1971г.


А.П.Чехов и Э.Золя.
К.А.Субботина.

(к проблеме Чехов и натурализм)

Чехов начал свой творческий путь в 80-е годы, когда во Франции уже сформировался натурализм, теоретиком и художником которого стал Э.Золя. Золя видел суть натурализма в максимальном сближении художественного метода с научным, что должно было проявляться в опоре на научные теории и факты, в отказе от запретных тем, в объективности. Теоретически работы и романы Золя публиковались в журнале «Вестник Европы» и были хорошо известны в России. Популяризатором и последователем натурализма стал П.Д.Боборыкин.

В формировании Чехова-художника огромную роль сыграло его научно-медицинское образование. Чехову были близки многие взгляды французских натуралистов, некоторые его высказывания, например о стремлении «соображаться с научными фактами», о необходимости изображать «навозные кучи», пока они существуют в действительности, о том, что художник должен быть объективен, чрезвычайно напоминают высказывания Золя.

Эта близость к натурализму проявлялась и в творчестве Чехова, особенно в период с 1886 по 1895 годы. Как и натуралисты, Чехов проявляет внимание не только к социальной, но и к биологической природе человека. Его герои чрезвычайно интенсивно ощущают своё биологическое бытие, например, те изменения, которые приносит с собой течение времени.

Шедеврами в этом отношении являются такие рассказы Чехова, как «Скучная история» и «Именины». Но Чехов всегда сохранял чувство меры, не утрачивал эстетические и нравственные критерии, когда писал о биологической стороне. Ближе всего Чехов подходит к натурализму Золя тогда, когда он остро социален, в произведениях о жизни в деревне, новой буржуазии и рабочих. В таких рассказах, как «Три года», «Бабье царство», «Случай из практики» изображены тяжёлые условия труда рабочих, их конфликты с хозяевами, грязь, невежество. Всё это напоминает страницы романов Золя «Западня», «Жерминаль», «Земля». Таким образом, Чехов близок к натурализму и демократизму, расширением границ изображаемой действительности.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Сопоставить эстетические взгляды Чехова и Золя. В чём их сходство и различие.

  2. Как Чехов относился к Золя, человеку и художнику?

  3. Сравните рассказы Чехова «Бабье лето», «Случай из практики», «В овраге», «Мужики» с романами Золя «Западня», «Жерминаль», «Земля». Выявите сходство тем, проблем, общее и различное в художественных принципах изображения действительности.

Литература.

  1. Э.Золя Западня. Жерминаль. Земля. Натурализм. Натурализм в театре. Экспериментальный роман. Романисты-натуралисты. Собр.соч. в 26-ти томах. - 1964.

  2. Французский роман ХIХ века. //Реизов Б. Золя. М.. 1977г.

  3. К.Субботина Поэтический мир Чехова. // Английские и американские литературоведы о стиле Чехова. Волгоград, 1985г.

  4. Чупринин С. Чехов и его время.//Чехов и Боборыкин. М., 1977.

  5. Золя. Собрание сочинений в26 томах. Т 10.(коммент. Емельянова)

  6. Кучеборская «Реализм Золя»(с. 227-284)



Золя

(Zola) Эмиль (2.4.1840, Париж, - 29.9.1902, там же), французский писатель. Сын инженера. В юности испытал влияние А. де Мюссе и В. Гюго. В раннем творчестве ощутимо воздействие романтической поэтики (новеллы цикла "Сказки Нинон", 1864, роман "Исповедь Клода", 1865). Литературно-критические и искусствоведческие книги З. ("Что я ненавижу", 1866, "Мой салон", 1866, "Эдуард Мане", 1867) направлены против официального салонно-академического искусства, в поддержку первых выступлений импрессионистов. Считая большой заслугой Э. Мане и импрессионистов смелость и непосредственность в изображении реальной жизни, З. осудил позже утрату ими этих качеств. В предисловии ко 2-му изданию романа "Тереза Ракен" (1867) З. заявил о своей принадлежности к "группе писателей-натуралистов" (см. Натурализм). Вводя в литературу данные естественно-научных открытий, медицины и физиологии, а также эстетическую теорию позитивизма (И. Тэн), З. отчасти подменял социальные и исторические факторы формирования личности биологической обусловленностью. В канун франко-прусской войны 1870-71 он открыто выступил за низвержение Наполеона III, против провоцируемой им бойни: очерк "Война" (газета "Клош" - "La cloche", 1870). Политическое неприятие бонапартистского режима - один из идейных мотивов отхода З. от эстетики натурализма.

20 романов, объединённых идеей вскрыть динамику развития личности, семьи, социальных групп в обществе, а самого общества - в истории. Сопоставляя республиканское настоящее с имперским прошлым, З. обнажал внутреннее родство между двумя режимами, развенчивал буржуазно-республиканскую демагогию и лицемерную ложь о классовой гармонии. Рабочий был и остался пленником нужды ("Западня", 1877). В обществе господствует власть золота ("Деньги", 1891). Страсть к наживе охватила всё общество - деревню ("Земля", 1887), город ("Дамское счастье", 1883), разнуздала самые низменные животные инстинкты в человеке ("Накипь", 1882). Молодые буржуа у З. деморализованы историческим опытом своих отцов. Они либо безвольно гниют на корню ("Добыча", 1871), либо расчётливо продвигаются по служебной лестнице ("Карьера Ругонов", 1871, "Его превосходительство Эжен Ругон", 1876). Писателю нередко казалось, что одичание человека коренится в самой его природе ("Человек-зверь", 1890). Но в художественном анализе социальных и психологических факторов, определяющих формирование человека-собственника, сам З. опровергал биологический детерминизм ("Чрево Парижа", 1873). Идея наследственности постепенно утрачивала в сочинениях З. свою универсальную роль, её вытесняла историческая и социальная точка зрения на человека-пролетария, способного возмущаться и противостоять обстоятельствам ("Жерминаль", 1885). В массовых сценах убийства, да и всем сюжетом "Разгрома" (1892) З. осудил буржуазный строй, вступивший в империалистическую фазу своего развития. Взгляды З. на искусство отразились в романе "Творчество" (1886), темой которого явилась художественную жизнь Франции 1860-х - середины 1880-х гг.

"Теория натурализма" (З. сохранил выдвинутый им термин) который по сути дела он в зрелые годы отождествлял с реализмом) обоснована З. в работах "Экспериментальный роман" (1880), "Романисты-натуралисты" (1881), "Литературные документы" (1881). Физиологический аспект снижал интеллектуальную силу персонажей З. по сравнению с героями Бальзака. Но в "Ругон-Маккарах" французский реализм одновременно и расширил свои границы, запечатлев образы таких "экономических организмов-гигантов" (по выражению П. Лафарга), как шахта, железная дорога, биржа, проанализировав их влияние на человеческий характер

  1. Анисимов И. И., Золя, в его кн.: Классическое наследство и современность, М., 1960;

  2. Барбюс А., Золя. Вступ. статья А. Луначарского, М. - Л., 1933;

  3. Клеман М. и Реизов Б., Э. Золя, Л., 1940;

  4. Лану А., Здравствуйте, Эмиль 3оля!, М., 1966;

  5. Лафарг П., "Деньги" Золя, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1936;

  6. Луначарский А., "На кисельных берегах". Современная литература на Западе, в кн.: Литературное наследство, т. 82, М., 1970;

  7. Манн Г., Речь о Золя в Праге. Золя, Соч. в 8 тт., т. 8, М., 1958;

  8. Пузиков А. И., Э. Золя, М., 1961; его же, Золя, М., 1969;

  9. Эйхенгольц М., Творческая лаборатория Золя, М., 1940;

  10. Якимович Т., Молодой Золя. Эстетика и творчество, К., 1971;


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов
Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов
Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы icon Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную,...
Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы icon Казанский Государственный Университет Филологический факультет, кафедра...
Примечательно также, что работы, выполненные на материале английского языка, занимают доминирующее положение в общем объеме исследований,...
Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы icon Фгбоу впо московский государственный университет
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра энтомологии
Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы icon Российской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...

Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы icon Российской Федерации Государственный Университет- высшая школа экономики факультет Экономики
Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Экономика» специализация «Управление рисками и страхование» включает...
Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы icon Шпиталева Елена Сергеевна
Алтайский государственный университет, Барнаул (2001 2007), филологический факультет (русский язык, литература), специальность: Филолог....
Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы icon Поздний возраст и стратегии его освоения издание 2-е, дополненное
Рецензенты: доктор социологических наук Т. Л. Александрова (Российский государственный профессионально-педагогический университет);...
Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический университет Филологический факультет Кафедра зарубежной литературы icon Статьи (жирным шрифтом)
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, физический факультет, кафедра общей физики. Россия,119991, Москва,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции