Скачать 391.51 Kb.
|
Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района Изучение эффективности деятельности учебных заведений, имеющих классы с украинским языком обучения, по обеспечению преподавания мировой литературы проведено в феврале 2011 года во исполнение плана работы методического кабинета на 2010-2011 учебный год Основными целями и задачами данного исследования являются:
Объектами исследования были определены:
В ходе проверки изучены материалы, поступившие из 9-ти учебных заведений, проведены контрольные работы, посещены уроки мировой литературы. Проверка показала, что в 2010/2011 учебном году преподавание предмета «Мировая литература» осуществляется согласно методическим рекомендациям МОН Украины по изучению мировой литературы в ОУЗ (письмо МОН Украины от 21.08.2010 г. №1/9-580). В 9-ти учебных заведениях в классах с украинским языком обучения обучается 365 учащихся, что составляет 11,8% от общего количества учащихся 5-11 классов. Анализ данных за исследуемый период показывает, что количество учащихся, которые выбрали классы с украинским языком обучения, увеличивается: 2008/2009 учебный год – 303 ученика, 2009/2010 учебный год – 347 учащихся, 2010/2011 учебный год – 365 учащихся. Мировая литература преподается на украинском языке. Одновременно, по необходимости, некоторые произведения изучаются на языке оригинала. Одним из условий качественной работы учителя и эффективности обучения учащихся является наличие учебников. Изучение мировой литературы в 10 классе в 2010/2011 учебном году осуществляется по учебникам, рекомендованным МОН Украины для 10 класса. Обеспеченность учебниками для 5-11 классов – 100%. Результаты изучения свидетельствуют о проведении определенной работы по улучшению состояния преподавания мировой литературы, усилению воспитательного значения этого предмета, повышению уровня учебных достижений учащихся. Процесс преподавания обеспечен педагогическими кадрами. Мировую литературу преподают 16 учителей, из них 8 учителей (50%) имеют высшую квалификационную категорию, 6 (37,5%) являются специалистами 1 категории, 2 (12,5%) – специалистами. Стаж педагогической работы более 30 лет имеют 60% учителей. Все учителя имеют высшее педагогическое образование. Анализ кадрового состава подтверждает достаточный уровень профессиональной подготовки педагогов. Изменение целей и содержания литературного образования требует изменений и в работе учителя – ключевой фигуры в реализации компетентностно ориентированного обучения. Проверка показала, что учителя мировой литературы осознали суть изменений в современном гуманитарном образовании школьников и преподавание осуществляют с учетом основных направлений интенсификации урока, а именно:
Поэтому закономерно, что наблюдается перевес на уроках литературы в сторону интерактивных форм работы, среди которых – работа в группах, в парах, используемая во время поиска информации и выполнения практических заданий. С целью формирования читательской компетенции учащихся педагоги внедряют метод компаративного анализа произведения, который реализуется на уроках через:
Не отказываясь от традиционных методов обучения, учителя мировой литературы используют интерактивные, диалоговые методы, поисковую деятельность практически на всех этапах урока. Приоритетным на уроках литературы Шляховой А.И. (ОШ №3 г.Щелкино), Семченко Т.А., Тюниной Т.А. (ОШ им. Горького), Малыхиной Т.А., Диковец С.И. (Останинская ОШ), Пиастро Н.Б. (Ленинская ОШ), Андренко И.П. (Чистопольская ОШ) стало формирование у учащихся предметных компетенций в пределах изучаемого предмета, а именно:
Поскольку главной задачей изучения литературы является интерпретация художественного произведения, то основным видом деятельности на уроке всех учителей стала аналитическая работа с текстом произведения. Посещение уроков показало, что школьники учатся накапливать свои наблюдения над текстом, делать обобщения в ходе его анализа. Поэтому на уроках литературы звучат так называемые «микро» и «макродиалоги», когда первичное восприятие текста корректируется и углубляется в ходе анализа, обмена мнениями, что приводит к формированию собственных впечатлений и понятий. В связи с этим учителя-словесники отдают предпочтение разнообразным устным и письменным творческим заданиям по выявлению личной индивидуальной оценки прочитанного. Это, в свою очередь, формирует у учащихся умения вести дискуссию, делать аргументированные выводы. Кроме этого, необходимо отметить, что принцип диалога культур или реализация культурологической линии школьного литературного образования стало приоритетным в процессе изучения мировой литературы. Программный материал изучается учащимися в широком контексте: музыка, живопись, театральное искусство, кинематограф, скульптура графика и литература презентуется как пласт культуры отдельной эпохи. Такой подход к урокам мировой литературы у Тюниной Т.А., Семченко Т.А. (ОШ им. Горького), Малыхина Т.А. (Останинская ОШ) значительно расширяет читательское восприятие произведений, способствует осмыслению ценностей культуры, приобщает учащихся к работе с текстом, побуждает к собственным суждениям и выводам. Как правило, учителя, работающие в 5-6 классах, проводят разные виды чтения, чаще используют чтение вслух как важнейший прием формирования культуры речи, как способ эмоционального и логического осмысления текста. Таким образом, отличительной особенностью индивидуальной методической системы учителей мировой литературы является поиск эффективных путей совершенствования форм и методов преподавания литературы. Организация работы по-новому, переосмысление взгляда учителя на процесс преподавания позитивно сказывается на уровне учебных достижений учащихся. Как свидетельствуют результаты контрольных работ, проведенных по тестам отдела образования, учителя объективно оценивают учебные достижения учащихся. Уровень учебных достижений учащихся по контрольным работам подтвердил результаты 1 семестра: программный материал в целом усвоен на достаточном уровне. Учащиеся знают названия выученных произведений, умеют определить тему и проблематику произведений, знают направления в литературе и искусстве, их основные особенности, устанавливают соответствие между жанрами и названиями произведений, высказывают свое личное отношение к поднятым в произведениях проблемам. ОШ №3 г.Щелкино
Горностаевская ОШ
Останинская ОШ
Ленинская ОШ
Чистопольская ОШ
Приозерненская ОШ
Калиновская ОШ
Новониколаевская ОШ
ОШ им. Горького
Вместе с тем, проверка знаний по мировой литературе показала, что общей проблемой учащихся является недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности, низкий уровень сформированности навыков техники чтения, а именно: умение выделить главную мысль текста, понимание связности и последовательности событий в тексте, умение находить заданную информацию в тексте. Низкий уровень читательской компетентности, слабое знание жанровых особенностей изученных произведений, низкий уровень читательской компетентности, увлечение чтением текстов в сокращенном варианте снижает качество знаний учащихся по мировой литературе. Кроме этого, недостаточное внимание к внеклассной работе по предмету, отсутствие ТСО, программного обеспечения (учебных дисков и дискет, мультимедийных технологий) замедляет качественное движение в повышении уровня знаний и умений по мировой литературе. Также имеет место недостаточность внимания к слову, многим урокам не хватает самостоятельного поиска учащихся, коллективных переживаний. В школьной практике некоторой части учителей-словесников утвердился явный консерватизм в построении урока литературы, который выражается в стереотипности его организационных форм и методов произведения. Разные по содержанию и функциональному назначению уроки по-прежнему втискивают в единую структуру - комбинированный тип урока. Таким образом, проблем вокруг урока литературы еще, к сожалению, много. Поэтому целесообразно на заседаниях МО обращать внимание на этапы планирования урока и подготовку к нему учителя. В системе организации и методической работы с учителями русского языка и мировой литературы действуют: |
Аналитическая справка об итогах пробного экзамена по биологии в 11-х... Цель контроля: апробация технологии проведения пробного экзамена; оценка состояния преподавания предмета |
Пояснительная записка Русский язык как предмет инвариантной части... Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением... |
||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании литературы в 2008-2009... Все это позволяет говорить об особой значимости преподавания литературы среди других предметов |
Программа Учебники Рекомендуемые учебные пособия Украинский Русский... Російська мова |
||
Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского... В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на... |
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень Цели преподавания литературы в современной школе. Задачи преподавания курса литературы в классах гуманитарного профиля |
||
Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины... Программы по литературе (русской и мировой) для 5–11 классов общеобразовательной школы рассчитаны на период перехода от ныне действующих... |
Справка о состоянии преподавания русского языка в 9 классах мкоу... Как же качественно подготовить учащихся к экзамену в новой форме? Существуют ли авторские методики, которые можно взять на вооружение?... |
||
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса общеобразовательной... «Практическая методика преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего... |
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса общеобразовательной... «Практическая методика преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |