Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района




Скачать 391.51 Kb.
Название Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района
страница 1/2
Дата публикации 05.10.2014
Размер 391.51 Kb.
Тип Анализ
literature-edu.ru > Литература > Анализ
  1   2
Аналитическая справка

об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы

в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района
Изучение эффективности деятельности учебных заведений, имеющих классы с украинским языком обучения, по обеспечению преподавания мировой литературы проведено в феврале 2011 года во исполнение плана работы методического кабинета на 2010-2011 учебный год

Основными целями и задачами данного исследования являются:

  • получение объективной информации о состоянии преподавания мировой литературы;

  • определение факторов, влияющих на состояние преподавания, уровень учебных достижений учащихся по исследуемому предмету;

  • определение соответствия уровня учебных достижений учащихся профессиональной компетентности педагогических кадров ОУЗ;

  • выработка на основании исследований рекомендаций по повышению качества преподавания литературы.

Объектами исследования были определены:

  • качественный состав педагогических работников, преподающих мировую литературу;

  • состояние преподавания и уровень учебных достижений по мировой литературе в учебных заведениях, имеющих классы с украинским языком обучения и в ОШ №3 г.Щелкино с украинским языком обучения;

  • организация методической работы с учителями-словесниками;

  • развитие и укрепление материально-технической и учебно-методической базы;

  • управленческая деятельность руководителей ОУЗ по совершенствованию преподавания мировой литературы.

В ходе проверки изучены материалы, поступившие из 9-ти учебных заведений, проведены контрольные работы, посещены уроки мировой литературы.

Проверка показала, что в 2010/2011 учебном году преподавание предмета «Мировая литература» осуществляется согласно методическим рекомендациям МОН Украины по изучению мировой литературы в ОУЗ (письмо МОН Украины от 21.08.2010 г. №1/9-580).

В 9-ти учебных заведениях в классах с украинским языком обучения обучается 365 учащихся, что составляет 11,8% от общего количества учащихся 5-11 классов.

Анализ данных за исследуемый период показывает, что количество учащихся, которые выбрали классы с украинским языком обучения, увеличивается: 2008/2009 учебный год – 303 ученика, 2009/2010 учебный год – 347 учащихся, 2010/2011 учебный год – 365 учащихся.

Мировая литература преподается на украинском языке. Одновременно, по необходимости, некоторые произведения изучаются на языке оригинала.

Одним из условий качественной работы учителя и эффективности обучения учащихся является наличие учебников. Изучение мировой литературы в 10 классе в 2010/2011 учебном году осуществляется по учебникам, рекомендованным МОН Украины для 10 класса. Обеспеченность учебниками для 5-11 классов – 100%.

Результаты изучения свидетельствуют о проведении определенной работы по улучшению состояния преподавания мировой литературы, усилению воспитательного значения этого предмета, повышению уровня учебных достижений учащихся.

Процесс преподавания обеспечен педагогическими кадрами. Мировую литературу преподают 16 учителей, из них 8 учителей (50%) имеют высшую квалификационную категорию, 6 (37,5%) являются специалистами 1 категории, 2 (12,5%) – специалистами. Стаж педагогической работы более 30 лет имеют 60% учителей. Все учителя имеют высшее педагогическое образование.

Анализ кадрового состава подтверждает достаточный уровень профессиональной подготовки педагогов.

Изменение целей и содержания литературного образования требует изменений и в работе учителя – ключевой фигуры в реализации компетентностно ориентированного обучения.

Проверка показала, что учителя мировой литературы осознали суть изменений в современном гуманитарном образовании школьников и преподавание осуществляют с учетом основных направлений интенсификации урока, а именно:

  • повышение его целенаправленности;

  • усиление мотивации учения;

  • повышение информативной емкости содержания урока;

  • развитие навыков учебного труда, организация самостоятельной работы.

Поэтому закономерно, что наблюдается перевес на уроках литературы в сторону интерактивных форм работы, среди которых – работа в группах, в парах, используемая во время поиска информации и выполнения практических заданий. С целью формирования читательской компетенции учащихся педагоги внедряют метод компаративного анализа произведения, который реализуется на уроках через:

  • поисковый характер деятельности;

  • использование наглядности – схем, таблиц – в течение освоения темы урока;

  • использование сравнительно-сопоставительных аспектов;

  • обобщение результатов выполненной работы.

Не отказываясь от традиционных методов обучения, учителя мировой литературы используют интерактивные, диалоговые методы, поисковую деятельность практически на всех этапах урока.

Приоритетным на уроках литературы Шляховой А.И. (ОШ №3 г.Щелкино), Семченко Т.А., Тюниной Т.А. (ОШ им. Горького), Малыхиной Т.А., Диковец С.И. (Останинская ОШ), Пиастро Н.Б. (Ленинская ОШ), Андренко И.П. (Чистопольская ОШ) стало формирование у учащихся предметных компетенций в пределах изучаемого предмета, а именно:

  • способность и умение вступать в диалог, вести дискуссию;

  • составлять план, формулировать тезисы учебного материала;

  • самостоятельно гот овить устные и письменные сообщения на заданную тему (по одному или нескольким источникам);

  • комментировать, анализировать, сопоставлять, сравнивать и обобщать определенные факты и явления.

Поскольку главной задачей изучения литературы является интерпретация художественного произведения, то основным видом деятельности на уроке всех учителей стала аналитическая работа с текстом произведения. Посещение уроков показало, что школьники учатся накапливать свои наблюдения над текстом, делать обобщения в ходе его анализа.

Поэтому на уроках литературы звучат так называемые «микро» и «макродиалоги», когда первичное восприятие текста корректируется и углубляется в ходе анализа, обмена мнениями, что приводит к формированию собственных впечатлений и понятий. В связи с этим учителя-словесники отдают предпочтение разнообразным устным и письменным творческим заданиям по выявлению личной индивидуальной оценки прочитанного. Это, в свою очередь, формирует у учащихся умения вести дискуссию, делать аргументированные выводы.

Кроме этого, необходимо отметить, что принцип диалога культур или реализация культурологической линии школьного литературного образования стало приоритетным в процессе изучения мировой литературы. Программный материал изучается учащимися в широком контексте: музыка, живопись, театральное искусство, кинематограф, скульптура графика и литература презентуется как пласт культуры отдельной эпохи.

Такой подход к урокам мировой литературы у Тюниной Т.А., Семченко Т.А. (ОШ им. Горького), Малыхина Т.А. (Останинская ОШ) значительно расширяет читательское восприятие произведений, способствует осмыслению ценностей культуры, приобщает учащихся к работе с текстом, побуждает к собственным суждениям и выводам. Как правило, учителя, работающие в 5-6 классах, проводят разные виды чтения, чаще используют чтение вслух как важнейший прием формирования культуры речи, как способ эмоционального и логического осмысления текста.

Таким образом, отличительной особенностью индивидуальной методической системы учителей мировой литературы является поиск эффективных путей совершенствования форм и методов преподавания литературы.

Организация работы по-новому, переосмысление взгляда учителя на процесс преподавания позитивно сказывается на уровне учебных достижений учащихся.

Как свидетельствуют результаты контрольных работ, проведенных по тестам отдела образования, учителя объективно оценивают учебные достижения учащихся. Уровень учебных достижений учащихся по контрольным работам подтвердил результаты 1 семестра: программный материал в целом усвоен на достаточном уровне.

Учащиеся знают названия выученных произведений, умеют определить тему и проблематику произведений, знают направления в литературе и искусстве, их основные особенности, устанавливают соответствие между жанрами и названиями произведений, высказывают свое личное отношение к поднятым в произведениях проблемам.


ОШ №3 г.Щелкино

Класс

К-во уч-ся

Писали работу

Уровень учебных достижений

ККЗ

1 семестр

Ф.И.О. учителя

Начальный

Средний

Достаточ

Высокий

% выс

% дост

ККЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










5

15

15
















3







7

5







0,8

50

40

0,9

Ткаченко А.А.

6

11

10
















2







5

3







0,8

40

50

0,9

Ткаченко А.А.

7

12

12







1







4







7

-

-

-

0,6

40

40

0,8

Ткаченко А.А.

8

11

7
















2







5










0,7

40

40

0,8

Ткаченко А.А.

9

15

13
















3







6

4







0,8

20

55

0,75

Денисенко Г.Н.

10

16

14
















3







7

4







0,8

37,5

43

0,8

Шаганова Н.А.

11

11

9
















2







6

1







0,8

9

66,6

0,75

Шаганова Н.А.

Горностаевская ОШ

Класс

К-во уч-ся

Писали работу

Уровень учебных достижений

ККЗ

1 семестр

Ф.И.О. учителя

Начальный

Средний

Достаточ

Высокий

% выс

% дост

ККЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










8-А

9

8










1

-

2

1

3

-

-

1

-

0,6

10

55

0,65

Швыденко В.В.

10-А

12

12

-

-

-

-

1

5

2

-

4

-

-

-

0,5

-

50

0,5

Швыденко В.В.

6-А

11

10

-

1

-

2

1

1

1

1

1

1

-

-

0,5

18,2

27,3

0,46

Козак Л.М.

7-А

8

6

-

-

-

-

-

-

1

3

1

1

-

-

1

15,5

87,5

1




Останинская ОШ

Класс

К-во уч-ся

Писали работу

Уровень учебных достижений

ККЗ

1 семестр

Ф.И.О. учителя

Начальный

Средний

Достаточ

Высокий

% выс

% дост

ККЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










10-Б

9

6

-

-

-

-

-

1

1

2

-

2

-

-

0,8

33,4

22,2

0,6

Малыхина Т.А.

Ленинская ОШ

Класс

К-во уч-ся

Писали работу

Уровень учебных достижений

ККЗ

1 семестр

Ф.И.О. учителя

Начальный

Средний

Достаточ

Высокий

% выс

% дост

ККЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










6-А

8

7

-

-

-

-

-

-

-

-

2

4

1

-

1

13

75

0,88

Пиастро

7-А

11

10

-

-

-

2

2

1

-

1

1

3

-

-

0,5

9

55

0,64

Ходова

10-Б

13

13

-

-

-

-

-

1

1

9

-

2

-

-

0,92

-

92

0,92

Ходова



Чистопольская ОШ

Класс

К-во уч-ся

Писали работу

Уровень учебных достижений

ККЗ

1 семестр

Ф.И.О. учителя

Начальный

Средний

Достаточ

Высокий

% выс

% дост

ККЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










5-Б

12

10

-

-

-

-

-

-

5

3

-

2

-

-

1

8

85

0,9

Андренко И.П.


Приозерненская ОШ

Класс

К-во уч-ся

Писали работу

Уровень учебных достижений

ККЗ

1 семестр

Ф.И.О. учителя

Начальный

Средний

Достаточ

Высокий

% выс

% дост

ККЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










10-А

10

7







1

1




1

3










1




0,57

-

4

0,5

Пинчукова С.В.

8-А

9

8










2

1

1

1







1

2




0,5

3

1

0,45

Пинчукова С.В.

6-А

9

7
















1

1

-

2

3







0,85

3

5

0,88

Мастрюкова Н.В.

7-А

12

10

-

-

2

-

1

1

1

1

2

2







0,6

4

5

0,75

Мастрюкова Н.В.


Калиновская ОШ

Класс

К-во уч-ся

Писали работу

Уровень учебных достижений

ККЗ

1 семестр

Ф.И.О. учителя

Начальный

Средний

Достаточ

Высокий

% выс

% дост

ККЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










6-А

9

9













1

-

2

1

2

2

1

-

0,88

11

66

0,77

Легостаева

8-А

8

8
















1

1

1

4

1

1

-

0,87

13

87

0,87

Легостаева Т.А.

7-А

13

11













1

3

3

2

2

-

-

-

0,64

-

64

0,64

Легостаева Т.А.

Новониколаевская ОШ

Класс

К-во уч-ся

Писали работу

Уровень учебных достижений

ККЗ

1 семестр

Ф.И.О. учителя

Начальный

Средний

Достаточ

Высокий

% выс

% дост

ККЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










5-А

13

12

-

-

-

-

-

-

1

1

1

4

5

-

1

38

62

1

Стеблянко З.Г.

7-А

11

11

-

-

-

1

-

2

2

3

1

2

-

-

0,72

27

64

0,64

9-А

6

4

-

-

-

1

-

-

1

-

1

1

-

-

0,75

-

83

0,85

10-А

7

6

-

-

-

-

-

-

3

1

1

1

-

-

1

-

100

1


ОШ им. Горького

Класс

К-во уч-ся

Писали работу

Уровень учебных достижений

ККЗ

1 семестр

Ф.И.О. учителя

Начальный

Средний

Достаточ

Высокий

% выс

% дост

ККЗ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12










5-А

7

7

-

-

-

-

-

3

1

1

1

1

-

-

0,6

14

-

0,8

Тюнина Т.А.

6-А

10

9

-

-

-

-

-

1

2

2

3

1

-

-

0,8

50

20

0,7

Семченко Т.А.

7-А

15

14

-

-

-

1

1

-

3

3

3

2

1

-

0,8

40

33,3

0,7

Тюнина Т.А.

8-А

8

7

-

-

-

-

-

1

-

1

-

2

3

-

0,8

37,5

25

0,6

Тюнина Т.А.

9

21

16

-

-

1

-

4

1

1

2

1

4

2

-

0,6

33,3

33,3

0,6

Семченко Т.А.

10-А

11

10

-

-

-

-

1

1

-

-

3

2

2

1

0,8

36,3

45,5

0,8

Семченко Т.А.


Вместе с тем, проверка знаний по мировой литературе показала, что общей проблемой учащихся является недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности, низкий уровень сформированности навыков техники чтения, а именно: умение выделить главную мысль текста, понимание связности и последовательности событий в тексте, умение находить заданную информацию в тексте.

Низкий уровень читательской компетентности, слабое знание жанровых особенностей изученных произведений, низкий уровень читательской компетентности, увлечение чтением текстов в сокращенном варианте снижает качество знаний учащихся по мировой литературе.

Кроме этого, недостаточное внимание к внеклассной работе по предмету, отсутствие ТСО, программного обеспечения (учебных дисков и дискет, мультимедийных технологий) замедляет качественное движение в повышении уровня знаний и умений по мировой литературе.

Также имеет место недостаточность внимания к слову, многим урокам не хватает самостоятельного поиска учащихся, коллективных переживаний. В школьной практике некоторой части учителей-словесников утвердился явный консерватизм в построении урока литературы, который выражается в стереотипности его организационных форм и методов произведения. Разные по содержанию и функциональному назначению уроки по-прежнему втискивают в единую структуру - комбинированный тип урока.

Таким образом, проблем вокруг урока литературы еще, к сожалению, много. Поэтому целесообразно на заседаниях МО обращать внимание на этапы планирования урока и подготовку к нему учителя.

В системе организации и методической работы с учителями русского языка и мировой литературы действуют:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района icon Аналитическая справка об итогах пробного экзамена по биологии в 11-х...
Цель контроля: апробация технологии проведения пробного экзамена; оценка состояния преподавания предмета
Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района icon Пояснительная записка Русский язык как предмет инвариантной части...
Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением...
Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района icon Инструктивно-методическое письмо «О преподавании литературы в 2008-2009...
Все это позволяет говорить об особой значимости преподавания литературы среди других предметов
Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района icon Программа Учебники Рекомендуемые учебные пособия Украинский Русский...
Російська мова
Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района icon Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на...
Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района icon К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень
Цели преподавания литературы в современной школе. Задачи преподавания курса литературы в классах гуманитарного профиля
Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района icon Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины...
Программы по литературе (русской и мировой) для 5–11 классов общеобразовательной школы рассчитаны на период перехода от ныне действующих...
Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района icon Справка о состоянии преподавания русского языка в 9 классах мкоу...
Как же качественно подготовить учащихся к экзамену в новой форме? Существуют ли авторские методики, которые можно взять на вооружение?...
Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района icon Рабочая программа по русскому языку для 8 класса общеобразовательной...
«Практическая методика преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего...
Аналитическая справка об итогах изучения состояния преподавания мировой литературы в классах с украинским языком обучения в общеобразовательных учебных заведениях Ленинского района icon Рабочая программа по русскому языку для 7 класса общеобразовательной...
«Практическая методика преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции