Календ.
Формат.
|
Тема
учебного занятия
|
Основные компоненты
литературного образования
(содержание и виды работы учащихся)
|
Нацио-
нально-регио-
нальный
компонент
|
Диагностика
|
Читатель-
ский компонент
|
Литературо-
ведческий уровень
|
Коммуни-
кативно-речевая
деятельность
|
|
1 четверть
|
|
|
|
Нравствен-
ный потенциал
|
|
1
|
Русская литература и история.
|
Рассказ о книгах, прочитанных летом
|
Любимый герой
|
Сочинение о любимой книге
|
Чему хорошему меня научила эта книга.
|
Анализ сочинений, читательского потенциала.
|
2
|
Русское народное поэтическое творчество. – 4 часа.
Хороводная и лирическая песня как жанр народной поэзии
|
Чтение русских народных исторических песен. Чтение альбома «Песня русская, родная»
|
Хороводные и лирические песня
|
Обсуждение произведений
|
Патриотизм, любовь к родному народу
|
|
3
|
Исторические песни
|
Выразительное чтение частушек и исполнение
|
Лирические и хороводные песни
|
Обсуждение произведений,
Прослушивание
Сравнительный анализ
|
Сбор частушек нашей местности
|
альбом
|
4
5
|
Частушка как малый песенный жанр.
Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»
|
Чтение и сбор частушек, прослушивание фонограммы
Чтение преданий
|
Поэтика частушек
Разнообразие частушек
|
Разнообра-
зие тем, создание собственного текста частушки на школьную тему
знакомство
|
частушки на школьную тему
отражение различных сторон жизни народа в частушках
|
СОЗДАНИЕ АЛЬБОМА С ЧАСТУШКАМИ
|
6
|
Древнерусская литература.
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
|
Выразительное чтение вне класса
|
Житие как жанр древнерусской литературы
|
Изучение и обсуждение произведения
Работа с историко-литературным материалом
|
Бранный подвиг Александра Невского
|
|
7
|
Великий князь Александр Ярославич как историческая личность. Бранные подвиги Александра Невского.
|
Чтение фрагментов и комментарий.
Работа с историко-литературным материалом
|
Воинская повесть.
житие
|
обсуждение произведения
работа со словарем слов «ушедших в прошлое»
|
Храбрость и благородство Александра Невского
|
Устный рассказ по картинкам
|
8
|
«Повесть о Шемякином суде»
|
Внеклассное чтение «Повесть о шемякином суде»,
«Повесть о белгородском киселе»
|
Сатирическая повесть
Комические ситуации
«шемякин суд»
гротеск
гипербола
|
обсуждение произведения
выразительное чтение
|
Правда и кривда в жизни
Желание справедливости и законности
|
Развёрнутый ответ
|
9
|
Из русской литературы 18 века – 4 часа+2часа р.р.
Д.И. Фонвизин - «Сатиры смелый властелин». Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии «Недоросль».
|
Самостоятельное чтение всей драмы, выборочное чтение на уроке по ролям
|
Классицизм
Драма
Завязка
Развязка
комедия
|
Обсуждение и комментарий высказываний Вяземского и Ключевского
|
Негодование против невежества, плохого воспитания и злоупотребления домашней власти
|
Письменная х-ка
|
10
11
12
13-14
|
Система образов в комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Особенности конфликта комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Черты классицизма в комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Сочинение по комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль»
|
Выборочное чтение по ролям
Целостное домашнее чтение комедии
|
Характеры и взаимоотношения героев комедии
Говорящие фамилии
Ремарки
Речевая х-ка
Конфликт в драматич.произв
|
Анализ системы образов комедии
Характеристика положительных и отрицательных героев
Беседа по вопрсам
|
|
Устное доказательство
Сочинение по плану
|
15.
16
|
Из русской литературы 19 века.
И.А.Крылов – «поэт и мудрец». – 2часа Басня «Лягушки, просящие царя»,
И.А.Крылов«Обоз».Урок выразительного чтения.
|
Чтение и изучение басен
«Лягушки, просящие царя», «Обоз».
Самостоятельное чтение басен по выбору уч-ся
|
Басня как жанр
Её особенности
|
Аналитическая работа с текстом
Выразительное чтение басен
Инсценирование басни
|
Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.
|
Конкурс выразительного чтения
Викторина по басням
|
17
|
К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака».- 1час
|
Чтение думы на уроке
|
Сатиры и думы
Гражданский романтизм
Романтический герой
|
Эвристическая беседа
Слушание песни
|
Гражданственность и мужество в жизни
|
Письменный отзыв
|
18
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». – 7 часов
«История пугачёвского бунта» (отрывки) на подступах к роману «Капитанская дочка».
|
Самостоятельное чтение романа
Выборочное чтение
Работа с учебником
|
Источник литературного произведения
|
Сообщения
Беседа по вопросам
|
|
|
19
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: 1-4гл. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым.
|
Чтение по ролям
главных эпизодов
|
. роман
Формирование характера героя
|
Беседа по вопросам учебника
|
|
|
20
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»:6-9гл.Падение Белогорской крепости. Гибель капитана. Гринёв и Пугачёв.
|
Работа с текстом
Выборочное чтение
|
Динамичность повествования
Сопоставительные характеристики
|
Диспут «Кто он – герой или преступник?»
|
Честность, преданность присяге и трусость, предательство
|
|
21
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»:10-12гл.Зеркальные сцены: военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге.
|
Чтение и анализ сцены «Военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге»
|
Зеркальна сцены в романе
|
Эвристическая беседа
|
Отношение к участи девушки-сироты
|
|
22
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»:13-14гл. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой.
|
Выборочное чтение
|
Композиция повести
Сюжетные элементы
Образ рассказчика
|
Эвристическая беседа
|
Нравственная красота русской девушки
|
|
23
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»:Жизненный путь Гринёва. Е.Пугачёв: герой или злодей?
|
Работа по всему тексту
|
Изменение характера героя под влиянием «благих потрясений»
|
Развёрнутый рассказ
|
Милосердие и правосудие
|
|
24
|
Урок развития речи
Подготовка к домашнему сочинению по роману
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
|
Темы по выбору
|
|
Создание собственного текста
|
Нравственные уроки романа
Русский бунт и судьба народа
|
Домашнее сочинение
|
25
|
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» 5час.
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» - романтическая поэма. Лермонтовский Кавказ
|
Чтение поэмы в классе
|
Романтическая поэма
Романтический герой
|
Словарная работа
(исповедь)
Анализ поэмы
|
Свобода и сила духа
|
Мини-сочинение
|
26
27
28
29
|
Композиция и художественные особенности поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Мцыри – романтический герой.
Образ монастыря и образ природы
Контрольная работа по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
|
Работа с текстом поэмы
|
Представление о романтизме
Композиция (развитие понятия)
Образ природы
|
Подробный анализ выборочных глав
Аналитическая работа
Обсуждение высказываний
|
Бунт против покоя, данных чужой волей
|
Чтение отрывков наизусть
Контрольная работа
|
30
|
Н.В.Гоголь комедия «Ревизор» - 6 часов
О замысле, написании и постановке «Ревизора».
|
Самостоятельное чтение
Работа со статьёй учебника
|
Афиша комедии
Замечания для актёров
Драма как род литературы
комедия
|
Обсуждение событий и характеров
|
Как принята общественностью и критикой
Ситуация ревизора
|
|
31
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор»: первое и второе действие:.Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн)
|
Выборочное чтение
Чтение по ролям
|
Драма(её особ.)
Комедия ремарка (развитие понятия)
интрига
|
Чтение и обсуждение
Характеристика Хлестакова
|
Обществен-
ные пороки:
«дурное в России»
|
|
32
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор»: третье действие. Семейство городничего.
|
Выразительное чтение
|
Драма
Комедия (развитие понятия)
Интрига монолог
диалог
|
Чтение и комментарий
|
«сквозь смех слышать грусть»
|
|
33
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор»: четвёртое действие. Разоблачение пороков чиновничества.
|
Выборочное чтение
Чтение по ролям
|
Драматический конфликт
Сатира и юмор
характер
|
Чтение и комментарий
Самостоятельный анализ пороков чиновников
|
Положение просвещения, почты, здравоохранения
|
|
34
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор»: действие пятое. Хлестаковщина как общественное явление.
|
Аналитическое чтение
Самостоятельное чтение
Чтение трактовок в учебнике
|
«хлестаковщина»
«немая сцена»
финал
характер
|
Чтение по ролям
Ответ на вопрос: В чём загадка характера Хлестакова?
беседа
|
Невежество
Алчность
Лицемерие
Мошенничество
|
|
35
|
Урок развития речи.
Смех – главный герой комедии.
|
Проверка понимания и усвоения текста
Драматического произведения
|
Повесть
(развитие понятия)
|
Самостоятельная письменная работа «О чём грустит Гоголь?»
|
Ничтожество Хлестакова
|
Анализ сочинений
Самост.чтение повести «Шинель»
|
36
|
2полугодие
Из литературы 19 века (продолжение)
И.С.Тургенев. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася»
|
Чтение повести
Чтение стихотв. «Роза», «Я шёл среди высоких гор»
|
Образ рассказчика
История семьи
|
Рассказ ученика
|
Любовь к Полине Виардо
Истинная любовь
|
|
30
|
И.С.Тургенев «Ася» История семьи Гагиных. Психологизм повести.
|
Выборочное и аналитическое чтение
Работа с учебником
|
Психологизм повести
Речевая характеристи-
ка героев
|
Эвристическая беседа
|
|
|
31-32
|
Н.Н. – главный герой повести.
Поиски Асей собственного пути
Стиль тургеневской прозы.
|
Работа с текстом
Выразительное чтение
|
Тургеневская проза
Образ русской девушки
|
|
Скромность
Обаятель
ность
решитель
ность
|
Проверочная работа пао вопросам
|
33
|
Урок развития речи
Мои впечатления о повести «Ася»
|
Проверка понимания и усвоения текста
|
Эссе
Истолкование
И восприятие
|
Мини-сочинение «Повесть «Ася» заставила меня задуматься о…»
|
|
Анализ сочинений
|