Светланы Василенко «Дурочка»




Скачать 117.01 Kb.
Название Светланы Василенко «Дурочка»
Дата публикации 04.10.2014
Размер 117.01 Kb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Литература > Книга
VI ГОРОДСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«РОССИЯ: НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ»
Символические реминисценции
в романе-житии Светланы Василенко «Дурочка»


Автор

обучающийся группы 110

профессионального училища №20

А. Пашинин
Научные руководители:

преподаватель
профессионального училища №20

Г.А. Гостар;

методист ПУ № 20 Матвеева Л.И.

г. Оленегорск

2003
ПЛАН


  1. ВВЕДЕНИЕ. Роман-житие С. Василенко «Дурочка» - произведение, способствующее спасению души русского человека через связь с предшествующей культурой.

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Реминисценции в романе и их символическое звучание:

  1. Особенности жанра; его созвучие русскому фольклору, древнерусской прозе, классической русской литературе.

  2. Идейно-художественное значение в произведении сказочного стиля, реминисценций из древнерусской и классической русской литературы. Христианские мотивы в романе.

  3. Художественное изображение исторического времени – эпохи 30-х и 60-х гг.; перекличка времен в произведении.

  1. ОБОБЩЕНИЕ. Роман С. Василенко «Дурочка» как воплощение идейно-художественных традиций русской литературы.


Больший из вас да будет вам слуга:
ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.


Новый Завет. От Матфея 23:11-12
I. ВВЕДЕНИЕ

Книга Светланы Василенко «Дурочка» опубликована в 2000г. В одном из интервью автор назвала себя представительницей «настоящей женской литературы, которая за последние десятилетия расширила границы прозы со всей свойственной женскому темпераменту эмоциональностью, прозорливостью и … жестокостью». И роман-житие «Дурочка», и повесть «Шамара», и рассказы написаны твердо, лаконично, но с присущей именно «зоркому полу» изобретательностью и особой пластикой.

О чем же роман-житие «Дурочка»?

…Немая «дурочка» родилась в маленьком военном городке в семье офицера, и родители, решив избавиться от «позора», положили ребенка в колыбель и пустили по реке навстречу сиротской судьбе. Однако колдовские воды отнесли колыбель вспять на тридцать лет, заставили пережить несколько вариантов судьбы.

Свою «Дурочку» С. Василенко обозначила как «роман-житие». Такая специфика жанра – закономерное, знаковое явление современной литературы – именно русской.

Сказка, легенда, притча, евангельские мотивы, символы современной жизни существуют в прозе Светланы Василенко на равных началах: прошлое как бы расшифровывает настоящее и растворяется в нем. Это создает, по словам писателя В.Маканина, «единственную, только этому автору принадлежавшую вселенную».

Роман-житие С.Василенко – это «сильный и яркий жест: при попытке спасти жизнь умирающему существу художник, бросившийся лечить свой народ от отчаяния, вынужден обращаться к его душе».1

Что касается приемов литературного внедрения эмоциональной идеи, то от подобного произведения требуются следующие качества:

лапидарность (точность и краткость) формы, что предполагает простоту текста и самоочевидность персонажей как строго определенных носителей добра и зла;

известная доля компилятивности (сюжеты, символы, ситуации, идеи должны быть, в какой-то степени, заимствованы автором и узнаваемы читателем);

яркость и доступность метафоры, переноса смысла.

Таким образом, роман-житие как жанр обладает чертами, характерными для всего предшествующего русского словесного искусства.

Особую роль в романе играют реминисценции, те есть обращение автора к тому, что уже было создано ранее в словесном искусстве. Образы-реминисценции в структуре текста проходят лейтмотивом на разных уровнях: идеи, проблематики, стиля, сюжета, системы образов. Нередко «образы-воспоминания» (реминисценции) имеют знаковое (символическое) значение, дают возможность «выразить многое через многозначность».

Символические реминисценции в романе «Дурочка» – предмет нашего исследования.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Особенности жанра; его созвучие русскому фольклору, древнерусской прозе, классической русской литературе

Главная задача автора романа-жития «Дурочка» – «реанимировать общественное самосознание и призвать его трудиться на позитивной ниве благоустройства разрушенной и поруганной жизни. А так как общенациональное пристрастие граждан России к сериалу надо понимать как нравственный голод по положительным эмоциям, то писателю надо заговорить притчами».2

Авторской задачей объясняется выбор жанра: житие, по традиции иллюстрирующее достижение духовности одним человеком, носит характер одухотворенного сериала, способного завоевать «массового читателя».

Есть еще одна сторона «жития» как жанра – это православная традиция напоминать о нравственном долге человека, отстаивать перед черным ликом бедствий собственную «душу живую», а в награду за усилия – обещать возможность чудесных избавлений и исцелений.

В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» поясняет значение слова житие: «Житие – жизнь в знамении века, срока или образа жизни, похождений, переворотов или событий жизни; жизнеописание, биография».

Светлана Василенко объявила войну российскому хаосу сразу – с титульного листа своего произведения: «Роман есть житие!». В литературоведческой расшифровке ее утверждение следует понимать так: любой «роман» (весь объем частной жизни во взаимодействии с обществом) должен быть «житием» – продуктивной и полноценной жизнью человека во взаимодействии с Богом и мирозданием. «Жизнь любого человека (роман) обязана завершиться духовным возрастанием (житием)».3
2. Идейно-художественное значение в произведении сказочного стиля, реминисценций из древнерусской и классической русской литературы. Христианские мотивы в романе

В романе «Дурочка» дано художественное (подчас наивно-философское) повествование о сложных периодах советской истории: коллективизации
(30-е годы) и времени «холодной войны» (60-е годы).

Особую роль в создании такого сюжета и других художественных средств повествования играет сказочный стиль. Волшебным образом воды реки вынесли героиню в метафизическое пространство: река времени словно потекла вспять (очевидна реминисценция из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»).

В каждый дом, в каждое село Ганна, героиня романа, входит словно в очередной фольклорный сюжет: читатель сразу узнает сказочные зачины («Забежала в незнакомый дом без стука. Вошла в первую комнату – никого. Вошла во вторую – никого. На столе увидела миски, в мисках – горячие щи. Хлеб нарезан. Протянула руку к хлебу…» – использован сюжет русской народной сказки «Три медведя»).

Повествование постоянно сопровождается знакомыми фольклорными образами. Так, сказочные кусты спасают Ганну от преследователей: «Поползла под терновник. Терновник листья свои спрятал – пропустил Ганну. Перед Рябым ощетинился – не пускал. Рябой наклонился, хотел Ганну схватить – шипы, будто ножи, в его глаза вонзились. Потухли угли. Зарычал Рябой, как раненый зверь. Закружился на месте, кровавыми глазами на Ганну слепо смотрел, окровавленными руками Ганну поймать пытался».

В ткань рассказа о коллективизации легко входят события сказок и легенд. Поп Василий находит клад Стеньки Разина и предлагает кузнецу выплавить язык колокола, «казненного» новой советской властью, но, когда подъехали к кургану второй раз, за серебром, «закрылся клад, в землю ушел». Монетка, припрятанная кузнецом в карман, превращается в черепок.

Детдомовцы на Пасху играют в крашеные яйца – «кто больше выбьет». Эта традиция «старины глубокой». Дети рассказывают страшилку-запрет «Красное пианино», которая заканчивается очень узнаваемо: «Мать перед смертью просит дочь не покупать красного пианино, не играть на красных клавишах, красную музыку», но дочь забывает слова матери и делает все вопреки наказу: «… открыла красную крышку, заиграла на красных клавишах, полилась красная, красная кровь… Отдай мое сердце, девочка!».

Использование красного цвета в романе символично: у памятника «клумба, красная, как кровь»; «кумачовая комната в детском доме»; «подушечка алого цвета в колыбели Ганны». Красный цвет – символ крови, жертв, агрессии новой власти.

Сказка и Евангелие равнозначно проступают сквозь ткань повествования, которое нарочито простодушно: оно построено так, чтобы читатель узнал фольклорные и библейские образы.

Кроме того, сквозь художественную ткань «романа-жития» просвечивают темы, мотивы, проблематика классической русской литературы.

Идея жертвенности проходит через все произведение, как и в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Кроткая» Сонечка Мармеладова приносит себя в жертву семье, Раскольникову, каторжникам. «Мармеладов обращаясь к Раскольникову:

- Тридцать копеек вынесла своими руками, последние, все что было… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела… Так не на земле, а там о людях тоскуют, плачут, а не укоряют!».

«Когда Соня приходила к Раскольникову, арестанты все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» - говорили эти грубые клейменные каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед… К ней даже ходили лечиться».

В романе С. Василенко больная девочка Ганна, являясь жертвой обстоятельств, судьбы, сначала преследуется людьми, а затем становится целительницей, даже для злейшего врага – Тракторины Петровны.

«От Ганны шел свет. Мальчишки замолчали, расступились. – Ганна – святая! Святая! – зашептали вокруг. К Ганне лечиться едут со всего света».

«Пропустите меня к ней немедленно! – говорили с носилок. Сжалась Ганна испуганно. На носилках Тракторина Петровна лежала, смотрела на Ганну: «Ганна, ты?! Вылечи меня… - приказала».

«Ганна приказала Тракторине Петровне взглядом: вставай! Как завороженная Тракторина Петровна встала, пошла… Так это ты – святая? – сказала Тракторина Петровна».

Как и у писателя-гуманиста Ф.М. Достоевского, дети в романе-житии олицетворяют Добро, а взрослые – Зло. И эти символы неизменны. Главной героине романа, Ганне, передана функция очищения читательского сознания. В связи с этим вспоминается образ героини романа Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова, презираемая «нормальными» обывателями, становится святой в глазах каторжников («Они смотрели ей вслед, кланялись, хвалили…»).

Обеим героиням суждено пережить страдание, очищение и возрождение. «Мытарство главной героини проходит сквозь чугунную идеологию, сеющую смерть и разорение».4

Татьяна Тайганова, один из первых критиков романа «Дурочка», считает, что для жития как жанра, описывающего путь к святости, героине явно недостаточно просто жить безгрешной жизнью. «Деяния есть преодоление себя. А преодолевший слабость собственную лучше справится со слабостями мира прочего, – это и есть смысл жития как жанра воспитующе-преобразующего».

Как и у Достоевского, носители Добра в произведении С. Василенко часто увечны и убоги, но именно такие герои несут в себе заряд русской духовности. Тетка Харыта, с увечными ногами, жалеет и голубит детдомовских ребят, крестит их, умирающих от холеры; совестит запившего батюшку Василия; снимает печать угрюмого молчания с целого села, где население воспринимается советскими властями как враг.

Так же, как в образе тетки Харыты, евангельские «черты» проступают и в других второстепенных персонажах романа-жития. Рыбаки, только что коротавшие ночь у костра за байками о хане Мамае, его дочери Тубе и о заговоренном золотом коне, вдруг преображаются в Христову артель и, идя на лов, окликают друг друга именами апостолов. Отец Василий, утихомиривая страшное «ледовое побоище» комсомольцев с верующей паствой, принимает мученическую смерть.

Но, разумеется, с христианскими образами, прежде всего, связана главная героиня романа-жития Ганна, которая с каждой страницей произведения все больше воспринимается читателями как святая.
3. Художественное изображение исторического времени – эпохи 30-х и 60-х гг.; перекличка времен в произведении

Историческое время в романе-житии «Дурочка» изображено в двух плоскостях –
30-е и 60-е гг. ХХ века.

Время коллективизации в художественном мире произведения чрезвычайно узнаваемо. Председатель в «полувоенном френче» произносит речь перед крестьянами, подвергнутыми репрессиям и сосланными в астраханские степи. «Сюда вас, в пески, сослали на перевоспитание, а вам здесь плохо? Глухими притворились? На север пошлю, кому здесь не нравится, там вам ухи-то прочистят: снежком ототрут! До кровушки. Слушайте, товарищи бывшие кулаки, что вам ваш председатель скажет!». Во всех несогласных с новой властью Тракторина Петровна видит врагов. Даже увечная девочка для нее – дочь врага народа: «Ты – обезьяна, ты мразь, ты животное…».

В повести Андрея Платонова «Котлован» девочка Настя на вопрос «Ты кто?» отвечает: «Я никто», чтобы не обнаружить свое «непролетарское происхождение». На смену личности пришли массы. Люди превращались в безликую толпу; в это время иметь свое мнение, не совпадающее с мнением представителей власти, было опасно. Рабочего Вощева («Котлован») выгнали с завода за то, что он стал «задумываться».

Роман Светланы Василенко написан в 1998 году, когда уже была осуществлена переоценка коллективизации, а замысел платоновского «Котлована» относится к осени 1929 года. Строительство «общепролетарского дома» стало основой сюжета платоновской повести-антиутопии. Андрей Платонов развенчивает мечту о всеобщем счастье в «хрустальных дворцах». Проект возведения «общепролетарского дома» осуществлен на уровне рытья котлована, котлован – это метафора могилы, смерти. Повесть полна безысходных метафор: герои спят в гробах, а в соседних селах идет коллективизация – обобществление имущества, уничтожение крестьянства. Какие-то массы крестьян маршируют по улицам деревни, а их дома пусты, там гуляет ветер. И в романе «Дурочка» организованы «марши»: Тракторина Петровна заставляет воспитанников детского дома маршировать с революционными песнями.

Писатель В. Тендряков в рассказе «Пара гнедых» называет эпоху 30-х годов «воспаленным временем». У современного читателя складывается впечатление, что это было время страшной, тяжело поддающейся лечению болезни русского общества.

Герои повести А. Платонова «Котлован» запасаются гробами, не дожидаясь Страшного суда. В повести слышны «героические песни насилия», и насилие является здесь орудием истории, преображения жизни. Урожай «преображенной жизни» – обилие гробов.

Тема насилия – одна из основных и в романе «Дурочка». Ганна преследуема работниками НКВД, затем бандитами; воспитанники детского дома «совершенствуют нравственность» с помощью физических наказаний; комсомольцы устраивают «побоище», чтобы воспрепятствовать крещению крестьян.

«Отечественная словесность склонилась к постижению первооснов бытия, к познанию нравственной природы русского человека».5

В чем же заключается нравственная природа русского человека? В том, что он не может жить без веры. В ХIХ веке это была вера в Бога, в веке ХХ – вера в справедливую власть. Символом веры в повести «Котлован» стал ребенок, девочка-сирота. Умирает Настя, символ веры строителей котлована, – и они теряют смысл жизни. Роман «Дурочка» написан не менее жестко: преследования, разорения, убийства…

Но если в повести Платонова, не напечатанной при жизни писателя, нет протестующих (люди смиренно ложатся в гробы и ждут смерти), то герои Василенко выражают немой протест. И появление в день Святой Пасхи не говорящей, но поющей девочки – это проявление надежды на возрождение народа.

Финал романа С. Василенко вселяет надежду на воскрешение души русского народа и является убедительным завершением жанра жития: после чудесного вознесения девочка Надя (Ганна) рождает в воздухе Солнце. «Солнце, как греющий питающий Миф детства России, несколько затянувшей свое беспомощное младенчество. Закатилось, исчезло и произошло рождение Нового Солнца – нового Мифа ХХI века, выплывающего из глубины человеческих недр на замену тому, который уже отработал свой срок, отслужил свою службу. Он не хуже и не лучше. Он другой. Он не имеет никакого отношения к навязываемым России западным моделям развития общества».6


  1. ОБОБЩЕНИЕ


Итак, роман Светланы Василенко «Дурочка» вызывает интерес как многогранное, яркое произведение современности. В нем, как в волшебной шкатулке, собраны драгоценные крупицы – традиции русской литературы.

Знаменательно то, что автор выбрал жанр жития, чтобы донести до современного читателя идею первых произведений русской литературы: путь к святости лежит через страдания, через жертвы.

Использование евангельских притч, образов – это обращение к душе русского человека, изначально верующего.

Применение автором сказочного стиля можно объяснить желанием привлечь к литературе массового читателя, заставить его вспомнить свои «корни». Этим объясняется простота, лаконичность языка произведения и содержания. Но через узнаваемые образы автор выводит читателя к символическим обобщениям.

БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Васильев В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. М.: Современник, 1990.

  2. Золотусский И.П. Крушение абстракции. М.: Современник, 1989.

  3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка

  4. Тайганова Т. Роман в рубище. О романе Светланы Василенко «Дурочка», «Дружба народов» №6, 2000.



СПИСОК СНОСОК


  1. Тайганова Т. Роман в рубище. О романе Светланы Василенко «Дурочка», «Дружба народов» №6, 2000.

  2. Тайганова Т. Роман в рубище. О романе Светланы Василенко «Дурочка», «Дружба народов» №6, 2000.

  3. Тайганова Т. Роман в рубище. О романе Светланы Василенко «Дурочка», «Дружба народов» №6, 2000.

  4. Тайганова Т. Роман в рубище. О романе Светланы Василенко «Дурочка», «Дружба народов» №6, 2000.

  5. Золотусский И.П. Крушение абстракции. М.: Современник, 1989.

  6. Золотусский И.П. Крушение абстракции. М.: Современник, 1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Светланы Василенко «Дурочка» icon Вожделенное отечество
Леониду Василенко, Павлу Меню, Владимиру Петракову, Владимиру Простову, Евгению Рашковскому и Борису Рубинчику за помощь в подготовке...
Светланы Василенко «Дурочка» icon «осенний бал литературных героев» Разработали и подготовили мероприятие
Кл руководители – Гузовец Татьяна Анатольевна, Лопатко Лидия Сергеевна, Масляева Галина Алексеевна, Василенко Наталья Сергеевна
Светланы Василенко «Дурочка» icon Светланы Басковой «за маркса »
«Нас учили презирать власть денег и теперь 20 лет мы не знаем как жить», Светлана Баскова
Светланы Василенко «Дурочка» icon Резюме Светланы Букиной
...
Светланы Василенко «Дурочка» icon Рабочая программа учителя начальных классов Захаренко Светланы Юрьевны...
Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану
Светланы Василенко «Дурочка» icon Курс Курсовая работа студентки: Ивановой Светланы Юрьевны по дисциплине:...
Это определенно нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми...
Светланы Василенко «Дурочка» icon Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…»
Познакомить с произведением Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», определить для себя, какова роль женщины на войне; обсудить...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции