Международное значение русского языка




Название Международное значение русского языка
страница 1/9
Дата публикации 04.10.2014
Размер 1 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тема: Международное значение русского языка.

Цель: Дать понятие о ведущей функции языка, которая и является при­чиной необходимости межнационального и международного языка, рассказать о международном значении языка, привить любовь к родному языку.

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природ­ное изобилие,

красоту и силу, чем ни единому ев­ропейскому языку не уступает.

М. В. Ломоносов

Ход урока.

I. Слово учителя.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

1. Коммуникативная функция языка.

Язык есть важнейшее средство передачи и хранения информации: основная часть информации, циркулирующей в обществе, существует именно в языковой форме. Важнейшей функцией языка является функция общения, цели говорящего и т. д. Например, если условия требуют более или менее отдалённого восприятия, то необходима письменная форма об­щения, требующая более последовательного, развёрнутого изложения, а беседа с глазу на глаз строится по особым законам диалога, рассчитанного на понимание только говорящих.

2. Язык как орудие мышления.

Ещё одна функция языка- функционирование языка как орудия мышления. Очевидно, что невозможно мыслить без слов, т. е. не молча, а в прямом смысле - без участия знакомых средств. Хотя внутренняя речь от­личается от речи озвученной своей свёрнутостью, сокращённостыо.

3. Эстетическая функция языка.

Но язык и наша речь способны не только оказывать влияние на по­ведение и мышление человека, они дают человеку возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благо­звучностью. Конечно, более всего такая эстетическая функция языка про­является в произведениях художественной литературы.

4. Ведущая роль коммуникативной функции языка.

Итак, язык выполняет несколько функций в современном мире. Но бесспорно, что главной функцией является общение. Человек мыслит, де­лает обобщения, выводит законы для явлений, существующих в мире, по­том излагает это. Для чего? Чтобы быть понятым, чтобы рассказать миру о своих открытиях, поделиться ими с людьми, т. е. общаться с ними.

Человечество накопило огромный запас знаний о мире, культурных традициях. И через язык мы можем общаться с людьми ушедших эпох - Пушкиным, Гомером, Шекспиром, Данте, Архимедом, Ньютоном, Дарвином, философами средневековья, Вольтером и др. Благодаря языку проис­ходит диалог культур, осуществляется общение между народами. И рус­скому языку в этом общении отводится не последняя роль.
РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА

О развитости языка, о его богатстве говорят ресурсы, которые заложены в языке и которые каждый из говорящих на этом языке может использовать для того, чтобы максимально достичь поставленной цели общения.

О богатстве языка говорит многое. И прежде всего это возможность выбрать наиболее удачную форму для выражения мысли или чувства. Та­кие возможности дают существующие в языке синонимические ресурсы. Это не только лексические синонимы, хотя мы и можем говорить о богатой синонимической «кладовой» русской лексики. (Подберите, например, си­нонимы к слову «удивительный» - изумительный, прекрасный, великолеп­ный, необычный, поразительный, феноменальный - получился целый ряд, что и позволяет наиболее точно выразить мысль говорящего или его эмо­ции.)

О богатстве языковых средств говорит также развитая система час­тей речи, широкие возможности словообразования.

О возможностях синтаксиса можно понять из синонимичности таких словосочетаний, как материнский платок- платок матери, московский гость - гость из Москвы. Мы можем использовать для передачи мысли деепричастный оборот {проводив до двери) или придаточное времени {ко­гда он проводил его до двери). Для выражения мысли мы можем воспользо­ваться сложносочинёнными, сложноподчинёнными или бессоюзными предложениями.

Вывод. Все приведённые примеры говорят о том, что русский язык даёт почти неограниченные возможности владеющему им передавать мысли, чувства, воздействовать на собеседника, делиться с ним своими взглядами, эмоциями.

П. Б е с е д а. Каким должен быть человек, чтобы реализовать возможности, предоставленные ему русским языком?

Этот человек должен быть широко образован, т. е. не только знать орфографию и пунктуацию, но и владеть всей системой языка. Только то­гда он получит возможность пользоваться многообразием, которое заложе­но в русском языке. В общем-то, он должен всю жизнь учиться языку - из книг, слушая речь других людей, совершенствуя свою устную и письмен­ную речь. Так, Пушкин никогда не переставал удивляться возможностям русского языка. Находясь в ссылке в Михайловском, он записывал говор псковских крестьян, восхищаясь меткостью и красочностью их слов и вы­ражений. О меткости русского языка писал Н. В. Гоголь.

III. Знакомство с тренировочными вариантами экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. (И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова, 2009 год)

IV. Работа с учебником.

Упражнение 1.

Домашнее задание: упражнение 2.

Тема: Комплексное повторение(анализ текста, орфограмма в корне, знаки препинания при прямой речи, цитировании, приложении, состав слова, фонетика).

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные в 5-8 классах.

Ход урока.

1. Запись под диктовку.

Василий Андреевич Жуковский — поэт, друг и наставник Пушкина. Он первый обратил внимание на незаурядный талант поэта-лицеиста. «Это надежда нашей словесности,— пишет он Вя­земскому — одному из ярких представителей созвездия поэтов то­го времени — в 1815 году.— Нам всем надобно соединиться, что­бы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас пе­рерастет».

Прочитав поэму «Руслан и Людмила», Жуковский, восхищен­ный творением молодого поэта, дарит ему свой портрет с надпи­сью: «Победителю ученику от побежденного учителя». «Ты име­ешь не дарование, а гений... Ты рожден быть великим поэтом»,— напишет позднее Жуковский Пушкину, выражая общее мнение.

Пушкин дорожил дружбой с Жуковским, называл его своим «гением-хранителем». В стихотворении «К портрету Жуковского» он предсказывает:

Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль...

(По И. Черновой.)

Вопросы к анализу текста.

1. Докажите, что это текст. Укажите средства связи предложений в нем.

2. Как вы понимаете выражение пленительная сла­дость стихов?

3. Найдите в тексте синоним слова учитель {настав­ник).

Подберите синонимы к словам незаурядный {способ­ный, талантливый, гениальный, выдающийся и пр.),

вос­хищенный {пораженный, удивленный и пр.), расположив их по мере усиления признака.

Как называется такое сред­ство выразительности? {Градация.)

К каким частям речи относятся синонимы каждого ряда? (К одной части речи.)

4. Объясните постановку знаков препинания в тексте. (Внимание учащихся обращается на знаки препинания при цитировании стихотворения: при соблюдении автор­ской строфы кавычки не ставятся.)

5. Выделите грамматические основы в предложениях последнего абзаца.

6. Найдите слова:

1) с орфограммой-согласной в корне и объясните выбор орфограммы;

2) с безударной гласной в корне, проверяемой ударени­ем (6—7 слов); подберите к ним проверочные и однокоренные слова; подберите 4—5 однокоренных слов к существи­тельному даль;

3) с чередующейся гласной в корне, укажите условия ее выбора; назовите корни, в которых происходит чередование е//и, а //о; подберите и запишите по 2—3 примера на каждый случай, объяснив графически выбор гласной; назовите другие виды орфограмм-гласных в корне; приведите примеры;

4) однокоренные к глаголу дарит (дарование); подбери­те еще 3—4 однокоренных слова различных частей речи;

5) с нулевым окончанием. На что оно указывает? (Например: дорожил — указывает на то, что глагол в прошедшем времени стоит в единственном числе, мужском роде.)

Без окончания (например: прочитав, позднее).

Можно ли определить лицо глаголов помочь, дорожил? Почему?

(Неопределенная форма и форма прошедшего времени не имеют личных окончаний.)

7. Назовите первую букву и первый звук слова его (бук­ва е, звук [j']1).

8. Разберите по составу слова соединиться, словесность. Запишите 2—3 примера слов с суффик­сом -ес-. {Чудеса, небесный, телесный и пр.)

Домашнее задание: упр 4, 5, 9.

Тема: Повторим орфографию! (правописание омонимичных частей речи).

Цель: повторить написание омонимичных частей речи.

Ход урока 1.

I. Работа с таблицами.

1. Различайте наречия, существительные, прилагатель­ные, местоимения!

Приемы-помощники.

1) Определите, есть ли зависимое слово.

(Наречие не имеет при себе зависимых слов, существи­тельное имеет при себе зависимое слово (другое существи­тельное или прилагательное).)

Наречие

виднелся (где?) вдали

нырнуть (куда?) вглубь

подумай (к о г д а?) сначала

сущ. чего?
виднелся (где?) в дали моря

какой?

виднелся (где?) в дали голубой чего?

нырнуть (куда?) в глубь реки

чего?

с начала зимы







По аналогии: Наречие

светит (к а к?) по-весеннему

тратить время (как?) впустую

потому (почему?) и не пришел

какому? прил.

по весеннему небу

какую? прил.

вошел в пустую комнату

какому? мест.

шли по тому мосту


2) Наречие всегда можно заменить другим наречием; существительное, прилагательное, местоимение — той же частью речи: впустую (зря), с начала зимы (с конца зи­мы).

3) Поставьте словосочетание в начальную форму. Если это существительное, то в начальной форме предлога не бу­дет: в дали голубойголубая даль.

Наречие

вначале подумай

сперва подумай

Имя существительное

в начале (чего?) урока

в (самом) начале урока

в конце урока

начало урока





Чтобы (союз) Союз всегда пишется слит­но. Я хочу, чтобы ты дал мне совет. Я зашел, чтобы обсудить с тобой эту проблему. 1) Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения.



Что бы (местоимение с частицей) Я спросил, что бы мне по­читать об этом. Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала.

1) Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения: Я спросил, что прочи­тать об этом. Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы.




2) Союз чтобы можно заменить синонимичными составными союзами: чтобы = для того чтобы чтобы. = с тем чтобы Какой сделать подарок, чтобы порадовать его?

Тоже, также (союзы) (тоже = также = и)

1) Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения. 2) Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предло­жения. Ср.: Я тоже это прочи­тал. Я также это прочи­тал. И я это прочитал.

2) Что можно напол­нить содержанием, заме­нить существительным: Что прочитать? Книгу, газету, журнал. Я не знаю, что бы ему подарить. Что? Книгу, мар­ки, кассету. То же (местоимение с частицей) Так же (наречие с час­тицей) 1) Же можно опустить без искажения смысла пред­ложения.

2) И местоимение, и на­речие отвечают на вопросы, являются членами предло­жения. 3) Местоимение то мо­жет быть либо определени­ем, либо дополнением, а наречие — обстоятельст­вом. 4) Наречие так обычно сопровождается сравни­тельным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как?каким образом? 5) Местоимение то мо­жет указывать на какой-либо предмет, о котором можно спросить что именно? Он требовал то же (что именно?), что и вы. 6) Местоимение то можно заменить другим ме­стоимением, в нем легко изменить род, число. Во всем городе не было людей, настроенных (как?) так (же) спокойно и в то (какое?) (же) время тор-




Зато (союз) Зато = но Встретиться не удавалось, (= но) зато письма писали часто.

Потому (союз) Оттого (союз)

(потому = оттого)

(связывают части сложного предложения)

Мне грустно, потому что весело тебе.

жественно, как эти двое (то самое время; в те вре­мена). Обратите внимание на правописание сочетаний: то же..., что; то же самое; одно и то же; точно так же, как...; все так же, как. За то (местоимение с предлогом) Не берись (за что?) за то, что тебе не по силам. За то (какое?) время, что я отсутствовал, здесь многое изменилось. (Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным: не бе­рись за трудное дело; за короткое время.) По тому (местоимение с предлогом) От того (местоимение с предлогом) Бы не должны судить доп.

меня по тому, что я де­лаю (по делам). Лодка оттолкнулась от опр. того берега (от другого бе­рега).


3. Различайте предлоги и омонимичные части речи.

Предлоги

В течение всего года он усердно занимался. Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени, отвечают на вопросы ког­да? как долго?

Имена существительные

В течении реки много поворотов. Рассуждаем так:

1) Начальная форма — течение (реки). 2) Вопросы: смысловой — где? падежный — в чем?




Ремонтировали дом в продолжение месяца (— в течение месяца).

В заключение (— под ко­нец) статьи были подведе­ны итоги, (в заключение = под ко­нец, в итоге)

Вследствие (= ввиду) за­сухи река обмелела, (вследствие, ввиду = из-за, по причине) Сочетания с предлогами вследствие, ввиду указыва­ют на причину, отвечают на вопросы почему? по какой причине?

Предлоги Несмотря (на)

Пошли в поход, несмот-эя на непогоду. (Можно заменить «во­преки чему-то», имеет зна-4ение уступки — «хотя бы­ла непогода».)

3) Можно вставить при­лагательное в (нижнем) течении реки. Следовательно, это имя существительное на -ие, в предложном падеже окон­чание -и. В продолжении (где? в чем? — пр. пад.) романа встретились старые герои. В продолжение (к у д а? во что? — вин. пад.) вве­дены новые герои. Декабристы находились в заключении в Петропав­ловской крепости (заключение — осужде­ние; в длительном заключе­нии). В следствие по делу о хищении вкралась ошибка. (Начальная форма — следствие (по делу) — сущ. на -ие; куда? во что? — вин. пад.; окончание -е). В следствии (сущ. на -ие; где? в чем? — пр. пад.; окончание -и) по делу выяс­нилось много новых фак­тов.

Деепричастия Не смотря

Шел, не смотря себе под ноги. (Обозначает добавочное к основному глаголу дейст­вие — «шел и не смотрел»; можно заменить деепричас­тием не глядя; относится к глаголу, отвечает на вопро­сы как? что делая?)


Запомните: предлоги благодаря, согласно, вопреки тре­буют постановки существительного в дательном падеже:

согласно (чему?) приказу

благодаря (чему?) обстоятельствам

вопреки (чему?) прогнозу

II. Тренировочные упражнения (по выбору учителя).

1. Запись с объяснением.

Он тоже человек талантливый; о нем можно сказать то же са­мое; все были заинтересованы в продолжении рассказа; вследст­вие сильного снегопада; перевести на счет школы; идти по преж­нему пути; думать по-прежнему; поговорить насчет экскурсии; в продолжении романа известного писателя; иметь в виду эти об­стоятельства; дорого, зато красиво; забежать за то дерево; не ви­деться в течение года; сначала все продумай; с начала лета; гово­рить одно и то же; впоследствии принять участие в следствии.

2. Материал для предупредительных диктантов.

1. 1) Предлоги в течение, в продолжение пишутся в два сло­ва и имеют на конце е. 2) В дали моря белеет парус. 3) От того, кто не мил, и подарок постыл. (Поел.) 4) Автобус задержался, от­того Митя и опоздал на лекцию. 5) Разговор отложили на конец недели. 6) Наконец тронулись в путь. 7) По прежнему пути воз­вращаться не хотелось. 8) Тебе не надоело говорить одно и то же?

9) Что бы ни случилось, надо, чтобы все оставались спокойны. 10) Это надо было сделать во что бы то ни стало. 11) В лесу по-прежнему было тихо. 12) К решению этого вопроса можно подой­ти по-разному. 13) Впоследствии он вспомнил об этом во время дальнего похода.

(Н. Ефимова.)

Домашнее задание: упр. 31, выучить теорию.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международное значение русского языка icon Рассказывать, так, право, сказки!
Билет 27. Значение басенного языка Крылова и языка комедии «Горе от ума» для развития русского литературного языка
Международное значение русского языка icon 2009 год провозглашен юнеско годом
Юнеско годом Николая Васильевича Гоголя. Так высоко международное сообщество оценивает значение творческого наследия великого русского...
Международное значение русского языка icon «история русского языка (история русского литературного языка)»
«История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое...
Международное значение русского языка icon Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Международное значение русского языка icon Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...
Международное значение русского языка icon Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...
Международное значение русского языка icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Международное значение русского языка icon Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка
Генетические связи современного русского языка. Происхождение современного русского литературного языка. Графика
Международное значение русского языка icon Викторина «Знатоки русского языка»(6 класс) Шахбанова Д. П. учитель...
Цель: повторение изученных тем, развитие словесно-логического мышления учащихся, умение действовать в условиях соревнования, работать...
Международное значение русского языка icon Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции