Скачать 1 Mb.
|
Тема: Международное значение русского языка. Цель: Дать понятие о ведущей функции языка, которая и является причиной необходимости межнационального и международного языка, рассказать о международном значении языка, привить любовь к родному языку. Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. М. В. Ломоносов Ход урока. I. Слово учителя. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА 1. Коммуникативная функция языка. Язык есть важнейшее средство передачи и хранения информации: основная часть информации, циркулирующей в обществе, существует именно в языковой форме. Важнейшей функцией языка является функция общения, цели говорящего и т. д. Например, если условия требуют более или менее отдалённого восприятия, то необходима письменная форма общения, требующая более последовательного, развёрнутого изложения, а беседа с глазу на глаз строится по особым законам диалога, рассчитанного на понимание только говорящих. 2. Язык как орудие мышления. Ещё одна функция языка- функционирование языка как орудия мышления. Очевидно, что невозможно мыслить без слов, т. е. не молча, а в прямом смысле - без участия знакомых средств. Хотя внутренняя речь отличается от речи озвученной своей свёрнутостью, сокращённостыо. 3. Эстетическая функция языка. Но язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека, они дают человеку возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью. Конечно, более всего такая эстетическая функция языка проявляется в произведениях художественной литературы. 4. Ведущая роль коммуникативной функции языка. Итак, язык выполняет несколько функций в современном мире. Но бесспорно, что главной функцией является общение. Человек мыслит, делает обобщения, выводит законы для явлений, существующих в мире, потом излагает это. Для чего? Чтобы быть понятым, чтобы рассказать миру о своих открытиях, поделиться ими с людьми, т. е. общаться с ними. Человечество накопило огромный запас знаний о мире, культурных традициях. И через язык мы можем общаться с людьми ушедших эпох - Пушкиным, Гомером, Шекспиром, Данте, Архимедом, Ньютоном, Дарвином, философами средневековья, Вольтером и др. Благодаря языку происходит диалог культур, осуществляется общение между народами. И русскому языку в этом общении отводится не последняя роль. РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА О развитости языка, о его богатстве говорят ресурсы, которые заложены в языке и которые каждый из говорящих на этом языке может использовать для того, чтобы максимально достичь поставленной цели общения. О богатстве языка говорит многое. И прежде всего это возможность выбрать наиболее удачную форму для выражения мысли или чувства. Такие возможности дают существующие в языке синонимические ресурсы. Это не только лексические синонимы, хотя мы и можем говорить о богатой синонимической «кладовой» русской лексики. (Подберите, например, синонимы к слову «удивительный» - изумительный, прекрасный, великолепный, необычный, поразительный, феноменальный - получился целый ряд, что и позволяет наиболее точно выразить мысль говорящего или его эмоции.) О богатстве языковых средств говорит также развитая система частей речи, широкие возможности словообразования. О возможностях синтаксиса можно понять из синонимичности таких словосочетаний, как материнский платок- платок матери, московский гость - гость из Москвы. Мы можем использовать для передачи мысли деепричастный оборот {проводив до двери) или придаточное времени {когда он проводил его до двери). Для выражения мысли мы можем воспользоваться сложносочинёнными, сложноподчинёнными или бессоюзными предложениями. Вывод. Все приведённые примеры говорят о том, что русский язык даёт почти неограниченные возможности владеющему им передавать мысли, чувства, воздействовать на собеседника, делиться с ним своими взглядами, эмоциями. П. Б е с е д а. Каким должен быть человек, чтобы реализовать возможности, предоставленные ему русским языком? Этот человек должен быть широко образован, т. е. не только знать орфографию и пунктуацию, но и владеть всей системой языка. Только тогда он получит возможность пользоваться многообразием, которое заложено в русском языке. В общем-то, он должен всю жизнь учиться языку - из книг, слушая речь других людей, совершенствуя свою устную и письменную речь. Так, Пушкин никогда не переставал удивляться возможностям русского языка. Находясь в ссылке в Михайловском, он записывал говор псковских крестьян, восхищаясь меткостью и красочностью их слов и выражений. О меткости русского языка писал Н. В. Гоголь. III. Знакомство с тренировочными вариантами экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. (И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова, 2009 год) IV. Работа с учебником. Упражнение 1. Домашнее задание: упражнение 2. Тема: Комплексное повторение(анализ текста, орфограмма в корне, знаки препинания при прямой речи, цитировании, приложении, состав слова, фонетика). Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные в 5-8 классах. Ход урока. 1. Запись под диктовку. Василий Андреевич Жуковский — поэт, друг и наставник Пушкина. Он первый обратил внимание на незаурядный талант поэта-лицеиста. «Это надежда нашей словесности,— пишет он Вяземскому — одному из ярких представителей созвездия поэтов того времени — в 1815 году.— Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Прочитав поэму «Руслан и Людмила», Жуковский, восхищенный творением молодого поэта, дарит ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». «Ты имеешь не дарование, а гений... Ты рожден быть великим поэтом»,— напишет позднее Жуковский Пушкину, выражая общее мнение. Пушкин дорожил дружбой с Жуковским, называл его своим «гением-хранителем». В стихотворении «К портрету Жуковского» он предсказывает: Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль... (По И. Черновой.) Вопросы к анализу текста. 1. Докажите, что это текст. Укажите средства связи предложений в нем. 2. Как вы понимаете выражение пленительная сладость стихов? 3. Найдите в тексте синоним слова учитель {наставник). Подберите синонимы к словам незаурядный {способный, талантливый, гениальный, выдающийся и пр.), восхищенный {пораженный, удивленный и пр.), расположив их по мере усиления признака. Как называется такое средство выразительности? {Градация.) К каким частям речи относятся синонимы каждого ряда? (К одной части речи.) 4. Объясните постановку знаков препинания в тексте. (Внимание учащихся обращается на знаки препинания при цитировании стихотворения: при соблюдении авторской строфы кавычки не ставятся.) 5. Выделите грамматические основы в предложениях последнего абзаца. 6. Найдите слова: 1) с орфограммой-согласной в корне и объясните выбор орфограммы; 2) с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (6—7 слов); подберите к ним проверочные и однокоренные слова; подберите 4—5 однокоренных слов к существительному даль; 3) с чередующейся гласной в корне, укажите условия ее выбора; назовите корни, в которых происходит чередование е//и, а //о; подберите и запишите по 2—3 примера на каждый случай, объяснив графически выбор гласной; назовите другие виды орфограмм-гласных в корне; приведите примеры; 4) однокоренные к глаголу дарит (дарование); подберите еще 3—4 однокоренных слова различных частей речи; 5) с нулевым окончанием. На что оно указывает? (Например: дорожил — указывает на то, что глагол в прошедшем времени стоит в единственном числе, мужском роде.) Без окончания (например: прочитав, позднее). Можно ли определить лицо глаголов помочь, дорожил? Почему? (Неопределенная форма и форма прошедшего времени не имеют личных окончаний.) 7. Назовите первую букву и первый звук слова его (буква е, звук [j']1). 8. Разберите по составу слова соединиться, словесность. Запишите 2—3 примера слов с суффиксом -ес-. {Чудеса, небесный, телесный и пр.) Домашнее задание: упр 4, 5, 9. Тема: Повторим орфографию! (правописание омонимичных частей речи). Цель: повторить написание омонимичных частей речи. Ход урока 1. I. Работа с таблицами. 1. Различайте наречия, существительные, прилагательные, местоимения! Приемы-помощники. 1) Определите, есть ли зависимое слово. (Наречие не имеет при себе зависимых слов, существительное имеет при себе зависимое слово (другое существительное или прилагательное).)
2) Наречие всегда можно заменить другим наречием; существительное, прилагательное, местоимение — той же частью речи: впустую (зря), с начала зимы (с конца зимы). 3) Поставьте словосочетание в начальную форму. Если это существительное, то в начальной форме предлога не будет: в дали голубой — голубая даль.
3. Различайте предлоги и омонимичные части речи.
Запомните: предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют постановки существительного в дательном падеже: согласно (чему?) приказу благодаря (чему?) обстоятельствам вопреки (чему?) прогнозу II. Тренировочные упражнения (по выбору учителя). 1. Запись с объяснением. Он тоже человек талантливый; о нем можно сказать то же самое; все были заинтересованы в продолжении рассказа; вследствие сильного снегопада; перевести на счет школы; идти по прежнему пути; думать по-прежнему; поговорить насчет экскурсии; в продолжении романа известного писателя; иметь в виду эти обстоятельства; дорого, зато красиво; забежать за то дерево; не видеться в течение года; сначала все продумай; с начала лета; говорить одно и то же; впоследствии принять участие в следствии. 2. Материал для предупредительных диктантов. 1. 1) Предлоги в течение, в продолжение пишутся в два слова и имеют на конце е. 2) В дали моря белеет парус. 3) От того, кто не мил, и подарок постыл. (Поел.) 4) Автобус задержался, оттого Митя и опоздал на лекцию. 5) Разговор отложили на конец недели. 6) Наконец тронулись в путь. 7) По прежнему пути возвращаться не хотелось. 8) Тебе не надоело говорить одно и то же? 9) Что бы ни случилось, надо, чтобы все оставались спокойны. 10) Это надо было сделать во что бы то ни стало. 11) В лесу по-прежнему было тихо. 12) К решению этого вопроса можно подойти по-разному. 13) Впоследствии он вспомнил об этом во время дальнего похода. (Н. Ефимова.) Домашнее задание: упр. 31, выучить теорию. |
Рассказывать, так, право, сказки! Билет 27. Значение басенного языка Крылова и языка комедии «Горе от ума» для развития русского литературного языка |
2009 год провозглашен юнеско годом Юнеско годом Николая Васильевича Гоголя. Так высоко международное сообщество оценивает значение творческого наследия великого русского... |
||
«история русского языка (история русского литературного языка)» «История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое... |
Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» |
||
Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом... |
Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания... Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов... |
||
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка Генетические связи современного русского языка. Происхождение современного русского литературного языка. Графика |
||
Викторина «Знатоки русского языка»(6 класс) Шахбанова Д. П. учитель... Цель: повторение изученных тем, развитие словесно-логического мышления учащихся, умение действовать в условиях соревнования, работать... |
Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка... Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |