Внеклассное мероприятие




Скачать 72.73 Kb.
Название Внеклассное мероприятие
Дата публикации 04.10.2014
Размер 72.73 Kb.
Тип Внеклассное мероприятие
literature-edu.ru > Литература > Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие

лингвистического кружка «Любители русского языка»

Интеллектуально — развлекательная игра

«Умники и умницы»
Родной язык в реке времени

Подготовила и провела Панкова Л. А.

учитель русского языка и литературы

МКОУ МПЛ №2 г. Кизляра

Тема игры: «Родной язык в реке времени»

Цели:

  1. расширять лингвистический кругозор и развивать языковое чутьё учащихся;

  2. воспитывать у детей любовь к русскому языку, показывая с помощью справочной литературы и словарей его неисчерпаемые богатства;

  3. формировать у школьников умения и навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой для получения знаний по теме игры;

  4. повышать общую эрудицию и культуру учеников, развивать интерес к научной деятельности.

Оформление: выставка лингвистических словарей, портреты учёных лингвистов, высказывания о русском языке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.
Сценарий игры

Звучит классическая музыка, участники и гости занимают места в зале.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и участники интеллектуально — развлекательной игры «Умники и умницы»!

Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Родной язык в реке времени». Мы всегда должны помнить, что язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно единое историческое живое целое. Мы должны осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширять свои познания в этой области, увидеть закономерности в развитии языка. Молодой человек, получающий среднее образование, должен владеть языком как средством общения, а для лучшего владения иметь некоторое представление о феномене языка, его месте в окружающей действительности.

Чтец: Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь ограды цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник — великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Русское слово живёт на страницах

Мир окрыляющих книг.

Русское слово — свободы зарница,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово —

Выучи русский язык!

Мир разобщённых безрадостно тесен,

Спаенных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

Саид Абдуллы
Ведущий: А теперь позвольте напомнить правила игры. Она состоит из трёх агонов.

  1. Отборочный — из числа теоретиков по количеству медалей необходимо выбрать трёх игроков.

  2. Выбор дорожек.

  3. Финальный.

Итак, начинаем игру!
Отборочный агон
1. Русский язык в своём развитии прошёл два основных этапа. Какие?

(дописьменный и исторический)

2. Благодаря каким двум событиям на Руси стало возможным появление письменности? (Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки в 863 г. и принятие христианства)

3. В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий? (Солунь)

4. Дошедшие до нас древнейшие памятники написаны не одной, а двумя азбуками, существовавшими в старославянской письменности. Назовите их. (Глаголица и кириллица)

5. Сколько букв насчитывала кирилловская азбука? (43)

6. Какой буквы не было в кириллице — земля, небо, слово, червь? (небо)

7. Кто провёл первую реформу азбуки? (Пётр Первый)

8. Когда была проведена вторая реформа и какие буквы в связи с этим исчезли из нашего языка? ( 1917-1918 гг., «ять», «ижица», «фита», «ер»)

9. С 1991 г. в нашей стране этот день объявлен официальным праздником славянской письменности и культуры. Назовите дату. (24 мая)

10. Какой формы числа не было в древнерусском языке — единственного, двойственного, тройственного, множественного? (Тройственного)

11. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке? (Местный)

12. В каком падеже употреблялись такие слова, как отче, старче...? (В звательном)

13. Какое числительное по своему происхождению является существительным со значением «рубаха» или «мешок»? (Сорок)

14. Какое числительное в древнерусском языке могло обозначаться словом полшеста? (550)

15. Какая буква в русском языке самая молодая и благодаря кому она появилась в нашем алфавите? (Буква ё появилась благодаря Карамзину)

16. Кого считают основоположником современного русского языка? (Пушкина А. С.)

17. Что такое архаизмы? (Устаревшие слова, имеющие синонимы в современном языке)

18. Что означали в прошлом слова: очи, ланиты, рамена, выя, чело, зеница, перст, десница, ошуя, чресла? (глаза, щёки, плечи, шея, лоб, зрачок, палец, правая рука, левая рука, бёдра)

19. Какой диалектной черты не существует в современном русском языке — чоканья, цоканья, уканья, аканья? (Уканья)

20. Какого учёного-филолога называли вторым Ломоносовым? (Буслаева)

21. Как называются слова-чужестранцы, появившиеся в русском языке?

(Заимствованные)

22. Что такое варваризмы? (Иноязычные слова, сохранившие свойства языка-источника)

23. Как называют речь, насыщенную варваризмами? (Макаронической)

24. Этот учёный отрицательно относился к заимствованным словам и считал, что литературный язык должен основываться на народном языке. По созданному им словарю можно изучать диалекты русского языка. Назовите этого учёного и его словарь. (В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

25. Словарь... Какое привычное слово! А как назывались на Руси словари в средние века? (Азбуковник, алфавит, лексикон)

26. Какой словарь считается самым древним из дошедших до наших дней? К какому виду словарей он относится? (Переводной словарь с еврейского языка на русский, с непонятного на понятное)

27. Этот писатель навечно вошёл в историю русской литературы благодаря одной своей очень поучительной комедии, но он также является автором первого в русском языке словаря синонимов, который назывался «Опыт российского сословника». Кто сей писатель и учёный? (Д. И. Фонвизин)

28. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. (Этимологический)

29. Благодаря этимологическому словарю мы узнаем удивительную историю о том, как потеряло свой корень одно всем известное слово. Кстати, это единственное слово в языке, в котором нет корня. Назовите это слово. (Вынуть)

30. Величайшая заслуга этого учёного — в создании однотомного толкового словаря, продолжающего традиции Ушакова. Сейчас этот «Словарь русского языка», впервые изданный в 1949 году, самый популярный среди толковых и в народе носит имя своего автора. Назовите это имя. (С. И. Ожегов)

31. Какой корень выделяют в слове обуть? (У)

32. Сколько родов у русских существительных? (4)

33. Как называются слова похожие по написанию и произношению, но разные по лексическому значению? (Паронимы)


  • Подведём итоги «Отборочного агона», определим трёх игроков, набравших наибольшее количество орденов за правильные ответы.

А перед следующим испытанием предлагаю сделать музыкальную паузу.
Второй агон «Розыгрыш дорожек»

Ведущий: Наверное, вы уже отметили для себя, что последние вопросы отборочного тура были связаны с разделом науки о языке, изучающим лексику. Называется он «Лексикология». Именно из этого слова, а точнее из букв, составляющих это слово, в течение одной минуты вы должны составить как можно больше других слов, обязательно нарицательных существительных в именительном падеже.

(Проводится подсчёт, и участники определяются с дорожками)
Третий агон «Финальный»

Ведущий: Тема нашего финального тура «Владимир Иванович Даль и его толковый словарь». Прошу обратить внимание: 2011 год является юбилейным в жизни этого великого любителя и ценителя русской речи. Исполняется 210 лет со дня его рождения.

В. И. Даль был очень талантливым и трудолюбивым человеком. В своей жизни он имел много профессий и занятий: был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Даль плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, строил мосты, написал для школьников учебники: «Ботаника» и «Зоология». Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию. Ещё в юности Даль поставил перед собой задачу собрать и записать все русские слова. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться и вдумываться в живое русское слово.

Работу по собиранию он начал ещё в юности и продолжил до самой смерти. Делом всей его жизни стал «Толковый словарь живого великорусского языка».

Более 50 лет без помощников, в одиночку, собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

Красная дорожка (ошибаться нельзя)


  1. Сколько слов включает в себя Толковый словарь Даля? Сколько слов из общего количества собрано и растолковано самим Далем? ( 200 000 слов; 80 000 собрано самим, остальные взяты из других словарей)

  2. Всем известно о дружбе Даля с Пушкиным. Каким словом, позаимствованным у Даля, великий поэт называл свой сюртук? (Выползина — сброшенная змеёй кожа)



Жёлтая дорожка (возможна одна ошибка)
1. С какого года Даль начал собирать и записывать слова живого народного русского языка? Каким было первое слово? ( В 1819 году он записал заинтересовавшее его слово «замолаживать». Оно и было первым.)

2. В состав словаря в качестве иллюстративного материала входят пословицы и поговорки. В 1862 году они вышли отдельным изданием. Сколько же пословиц, поговорок, прибауток, загадок русского народа собрал В. И. Даль? (30 000)

  1. Что написал Даль внизу на последней странице своего четырёхтомного словаря? (Конец)


Зелёная дорожка ( возможны две ошибки)


  1. Сколько лет работал В. И. Даль над своим словарём? ( 53 года)

  2. Каким способом расположил Даль слова в словаре? (Алфавитно-гнездовым)

  3. Значение какого слова Даль не только растолковал, но и проиллюстрировал рисунками? ( Шляпа)

  4. Сколько изданий «Толкового словаря...» вышло при жизни Даля? (Одно)



  • Подведение итогов игры. Награждение победителя.


Ведущий: На этом наша сегодняшняя встреча подходит к концу. И хочется ещё раз обратить ваше внимание на следующие слова: « Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык!» До свидания! До новых встреч и побед!



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие icon Внеклассное мероприятие «Тропинка к храму» (литература +английский...
Дагестанский кадетский корпус (кадетская школа-интернат) имени генерал-полковника Трошева Г. Н
Внеклассное мероприятие icon Внеклассное мероприятие. Литературный вечер, посвящённый 210-летию...
Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий вечера, посвящённого жизни и творчеству Ф. И. Тютчева
Внеклассное мероприятие icon Внеклассное мероприятие «Сохраним родной язык»
Сегодня мы проводим мероприятие посвященное дню родных языков. 21 февраля признанный день родного языка по стране. Дагестан богат...
Внеклассное мероприятие icon Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пусть душа останется чиста»
Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пусть душа останется чиста» (О жизни и творчестве Н. Рубцова)
Внеклассное мероприятие icon Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов. Тема: «Лингвистический брейн-ринг»

Внеклассное мероприятие icon Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов по творчеству А....

Внеклассное мероприятие icon Мероприятия
Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню пожилых людей, для бабушек и дедушек учащихся начальной школы
Внеклассное мероприятие icon Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пушкин солнце русской...
Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пушкин солнце русской поэзии, великий русский поэт»(5-9классы)
Внеклассное мероприятие icon Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная
На фоне отрывка из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осень» на экране стихотворные строчки
Внеклассное мероприятие icon Внеклассное мероприятие по литературе
Цели: прививать интерес к литературе и творчеству А. С. Пушкина, развивать творческие и артистические способности
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции