Скачать 72.73 Kb.
|
Внеклассное мероприятие лингвистического кружка «Любители русского языка» Интеллектуально — развлекательная игра «Умники и умницы» Родной язык в реке времени Подготовила и провела Панкова Л. А. учитель русского языка и литературы МКОУ МПЛ №2 г. Кизляра Тема игры: «Родной язык в реке времени» Цели:
Оформление: выставка лингвистических словарей, портреты учёных лингвистов, высказывания о русском языке. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон. Сценарий игры Звучит классическая музыка, участники и гости занимают места в зале. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и участники интеллектуально — развлекательной игры «Умники и умницы»! Тема нашего сегодняшнего мероприятия «Родной язык в реке времени». Мы всегда должны помнить, что язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно единое историческое живое целое. Мы должны осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширять свои познания в этой области, увидеть закономерности в развитии языка. Молодой человек, получающий среднее образование, должен владеть языком как средством общения, а для лучшего владения иметь некоторое представление о феномене языка, его месте в окружающей действительности. Чтец: Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь ограды цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре, Выучи русский язык! Он твой наставник — великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык! Русское слово живёт на страницах Мир окрыляющих книг. Русское слово — свободы зарница, Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово — Выучи русский язык! Мир разобщённых безрадостно тесен, Спаенных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен, Выучи русский язык! Саид Абдуллы Ведущий: А теперь позвольте напомнить правила игры. Она состоит из трёх агонов.
Итак, начинаем игру! Отборочный агон 1. Русский язык в своём развитии прошёл два основных этапа. Какие? (дописьменный и исторический) 2. Благодаря каким двум событиям на Руси стало возможным появление письменности? (Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки в 863 г. и принятие христианства) 3. В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий? (Солунь) 4. Дошедшие до нас древнейшие памятники написаны не одной, а двумя азбуками, существовавшими в старославянской письменности. Назовите их. (Глаголица и кириллица) 5. Сколько букв насчитывала кирилловская азбука? (43) 6. Какой буквы не было в кириллице — земля, небо, слово, червь? (небо) 7. Кто провёл первую реформу азбуки? (Пётр Первый) 8. Когда была проведена вторая реформа и какие буквы в связи с этим исчезли из нашего языка? ( 1917-1918 гг., «ять», «ижица», «фита», «ер») 9. С 1991 г. в нашей стране этот день объявлен официальным праздником славянской письменности и культуры. Назовите дату. (24 мая) 10. Какой формы числа не было в древнерусском языке — единственного, двойственного, тройственного, множественного? (Тройственного) 11. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке? (Местный) 12. В каком падеже употреблялись такие слова, как отче, старче...? (В звательном) 13. Какое числительное по своему происхождению является существительным со значением «рубаха» или «мешок»? (Сорок) 14. Какое числительное в древнерусском языке могло обозначаться словом полшеста? (550) 15. Какая буква в русском языке самая молодая и благодаря кому она появилась в нашем алфавите? (Буква ё появилась благодаря Карамзину) 16. Кого считают основоположником современного русского языка? (Пушкина А. С.) 17. Что такое архаизмы? (Устаревшие слова, имеющие синонимы в современном языке) 18. Что означали в прошлом слова: очи, ланиты, рамена, выя, чело, зеница, перст, десница, ошуя, чресла? (глаза, щёки, плечи, шея, лоб, зрачок, палец, правая рука, левая рука, бёдра) 19. Какой диалектной черты не существует в современном русском языке — чоканья, цоканья, уканья, аканья? (Уканья) 20. Какого учёного-филолога называли вторым Ломоносовым? (Буслаева) 21. Как называются слова-чужестранцы, появившиеся в русском языке? (Заимствованные) 22. Что такое варваризмы? (Иноязычные слова, сохранившие свойства языка-источника) 23. Как называют речь, насыщенную варваризмами? (Макаронической) 24. Этот учёный отрицательно относился к заимствованным словам и считал, что литературный язык должен основываться на народном языке. По созданному им словарю можно изучать диалекты русского языка. Назовите этого учёного и его словарь. (В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка») 25. Словарь... Какое привычное слово! А как назывались на Руси словари в средние века? (Азбуковник, алфавит, лексикон) 26. Какой словарь считается самым древним из дошедших до наших дней? К какому виду словарей он относится? (Переводной словарь с еврейского языка на русский, с непонятного на понятное) 27. Этот писатель навечно вошёл в историю русской литературы благодаря одной своей очень поучительной комедии, но он также является автором первого в русском языке словаря синонимов, который назывался «Опыт российского сословника». Кто сей писатель и учёный? (Д. И. Фонвизин) 28. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. (Этимологический) 29. Благодаря этимологическому словарю мы узнаем удивительную историю о том, как потеряло свой корень одно всем известное слово. Кстати, это единственное слово в языке, в котором нет корня. Назовите это слово. (Вынуть) 30. Величайшая заслуга этого учёного — в создании однотомного толкового словаря, продолжающего традиции Ушакова. Сейчас этот «Словарь русского языка», впервые изданный в 1949 году, самый популярный среди толковых и в народе носит имя своего автора. Назовите это имя. (С. И. Ожегов) 31. Какой корень выделяют в слове обуть? (У) 32. Сколько родов у русских существительных? (4) 33. Как называются слова похожие по написанию и произношению, но разные по лексическому значению? (Паронимы)
А перед следующим испытанием предлагаю сделать музыкальную паузу. Второй агон «Розыгрыш дорожек» Ведущий: Наверное, вы уже отметили для себя, что последние вопросы отборочного тура были связаны с разделом науки о языке, изучающим лексику. Называется он «Лексикология». Именно из этого слова, а точнее из букв, составляющих это слово, в течение одной минуты вы должны составить как можно больше других слов, обязательно нарицательных существительных в именительном падеже. (Проводится подсчёт, и участники определяются с дорожками) Третий агон «Финальный» Ведущий: Тема нашего финального тура «Владимир Иванович Даль и его толковый словарь». Прошу обратить внимание: 2011 год является юбилейным в жизни этого великого любителя и ценителя русской речи. Исполняется 210 лет со дня его рождения. В. И. Даль был очень талантливым и трудолюбивым человеком. В своей жизни он имел много профессий и занятий: был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Даль плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, строил мосты, написал для школьников учебники: «Ботаника» и «Зоология». Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию. Ещё в юности Даль поставил перед собой задачу собрать и записать все русские слова. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться и вдумываться в живое русское слово. Работу по собиранию он начал ещё в юности и продолжил до самой смерти. Делом всей его жизни стал «Толковый словарь живого великорусского языка». Более 50 лет без помощников, в одиночку, собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык. Красная дорожка (ошибаться нельзя)
Жёлтая дорожка (возможна одна ошибка) 1. С какого года Даль начал собирать и записывать слова живого народного русского языка? Каким было первое слово? ( В 1819 году он записал заинтересовавшее его слово «замолаживать». Оно и было первым.) 2. В состав словаря в качестве иллюстративного материала входят пословицы и поговорки. В 1862 году они вышли отдельным изданием. Сколько же пословиц, поговорок, прибауток, загадок русского народа собрал В. И. Даль? (30 000)
Зелёная дорожка ( возможны две ошибки)
Ведущий: На этом наша сегодняшняя встреча подходит к концу. И хочется ещё раз обратить ваше внимание на следующие слова: « Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык!» До свидания! До новых встреч и побед! |
Внеклассное мероприятие «Тропинка к храму» (литература +английский... Дагестанский кадетский корпус (кадетская школа-интернат) имени генерал-полковника Трошева Г. Н |
Внеклассное мероприятие. Литературный вечер, посвящённый 210-летию... Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий вечера, посвящённого жизни и творчеству Ф. И. Тютчева |
||
Внеклассное мероприятие «Сохраним родной язык» Сегодня мы проводим мероприятие посвященное дню родных языков. 21 февраля признанный день родного языка по стране. Дагестан богат... |
Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пусть душа останется чиста» Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пусть душа останется чиста» (О жизни и творчестве Н. Рубцова) |
||
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов. Тема: «Лингвистический брейн-ринг» |
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов по творчеству А.... |
||
Мероприятия Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню пожилых людей, для бабушек и дедушек учащихся начальной школы |
Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пушкин солнце русской... Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пушкин солнце русской поэзии, великий русский поэт»(5-9классы) |
||
Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная На фоне отрывка из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осень» на экране стихотворные строчки |
Внеклассное мероприятие по литературе Цели: прививать интерес к литературе и творчеству А. С. Пушкина, развивать творческие и артистические способности |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |