Сборник упражнений по практическому курсу русского языка




НазваниеСборник упражнений по практическому курсу русского языка
страница1/23
Дата публикации03.10.2014
Размер2.67 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.К.Хизрибекова


СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА


Для специальности

031200 – Педагогика и методика начального обучения
Часть I

МАХАЧКАЛА – 2005

Печатается по решению Учебно-методического совета Дагестанского государственного педагогического университета.

Хизрибекова А.К. Сборник упражнений по практическому курсу русского языка. Часть I. Учебное пособие для студентов 1 курса ФНК. – Махачкала: ДГПУ, 2005. – 192 с.

Рецензенты:

А.М.Айтберов – зав. кафедрой методики начального обучения ДГПУ, доктор педагогических наук, профессор;

К.Э.Джамалов – зав. кафедрой методики русского языка и литературы ДГУ, доктор педагогических наук, профессор.


© Хизрибекова А.К., 2005

Памяти родных – Алана и

Саният – посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ
Основная задача данного пособия состоит в формировании у дагестанских студентов таких необходимых качеств, как языковое чутьё, которое предусматривает навыки усвоения норм правильной устной и письменной речи, усовершенствование связной речи в грамматико-стилистическом отношении, а также развитие сознательного подхода к языковым явлениям.

Содержание учебника строго соответствует тематике программы по ПКРЯ для ФНК и представляет собой систематическое изложение каждого раздела русского языка (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация) в сопряжении с орфографией.

В пособии представлены различного рода упражнения, позволяющие не только укреплять орфографическую зоркость, но и обогащать словарный запас студентов, повышать уровень владения языком и таким образом в определенной степени осуществить теоретическую и практическую подготовку будущих учителей. В пособии предусмотрены также задания, требующие внимания истории слов и фразеологизмов русского языка, объяснению языковых явлений с использованием различных словарей (толкового, орфографического, этимологического и других).

Наличие в сборнике разных по качеству усвоения упражнений свидетельствует о том, что учитывались такие немаловажные факторы, как специфика факультета и уровень усвоения материала студентами, обучавшимися ранее в условиях национально-русского двуязычия.

При разработке материала для пособия автор опирался на опыт составления аналогичных пособий, на работу учителей и методистов, отраженную ими в различных публикациях. Для упражнений и разъяснения теоретических суждений использованы примеры из произведений классиков русской литературы и известных современных писателей.

Автор выражает благодарность докторам педагогических наук, профессорам А.М.Айтберову и К.Э.Джамалову и кандидатам филологических наук С.Х.Гасановой и С.С.Кислицкой, взявшим на себя труд почитать рукопись учебника и сделать ценные замечания.

Глубокая признательность заведующему кафедрой русского языка ФНК В.М.Загирову, много сделавшему для того, чтобы эта книга вышла в свет.

СОДЕРЖАНИЕ
Фонетика и орфография

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

2. Непроверяемые гласные в корне

3. Правописание гласных в корнях с чередующимися глас­ными Е/И -БЕР- // -БИР-, -ПЕР- // -ПИР-, -МЕР- // -МИР-, -СТЕЛ- // -СТИЛ-, БЛЕСТ- // -БЛИСТ-, -ДЕР- // -ДИР-, -ТЕР- // -ТИР-, -ЖЕГ- // -ЖИГ-, -ЧЕТ- // -ЧИТ-

4. Правописание гласных в корнях с чередующимися глас­ными О/А (-ЗАР- // -ЗОР-, -ГАР- // -ГОР-, -КАС- // -КОС(Н)-, -ПЛАВ- // -ПЛОВ-, -РАСТ-, -РАЩ- // -РОС-, -КЛАН- // -КЛОН-, -ТВАР- // -ТВОР-, -МАК- // -МОК- (-МОЧ-), -РАВН-// -РОВН-, -ЛАГ- // -ЛОЖ-, -СКАК- // -СКОЧ-)

5. Правописание О и Е после шипящих и Ц в различных морфемах. О и Е под ударением. О и Е в безударном положении

6. Правописание гласных Ы и И после приставок и предлогов

7. Правописание гласных Ы и И после Ц

8. Правописание А, У и И после шипящих и Ц

9. Правописание звонких согласных перед глухими и в кон­це слова. Правописание глухих согласных перед звонкими

10. Упражнения на правописание и произношение звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных в различных позициях. Особенности произношения шипящих

11. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных

12. Употребление Ь для обозначения грамматических форм

Ь на конце существительных после шипящих

Ь в кратких прилагательных с основой на шипящую

Ь в различных формах глагола

Ь в наречиях, частицах, числительных и в других частях речи с шипящими на конце

13. Правописание и произношение слов с разделительными Ъ и Ь

14. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв Е, Ё, Ю, Я

15. Полногласные и неполногласные сочетания в корнях

16. Непроизносимые согласные при стечении согласных (СТН, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТЛ…)

17. Правописание слов с двойными (удвоенными) согласными на стыке приставки и корня, корня и суффикса, в сложносокращенных словах, в иноязычных словах


3

12

14


17
24

28

29

32
34
36

38

41

41

43

45
48
49
50

51
53

56




18. Упражнения на произношение и правописание слов с двой­ными согласными и сочетанием согласных с применением ТСО

19. Употребление прописных букв

20. Прослушивание грампластинок. Составление диалогов и связных текстов по заданной теме

21. Практические упражнения на усвоение особенностей русской интонации с применением ТСО
Лексика и словоупотребление

22. Многозначность слов. Омонимы. Упражнения по выявлению переносных значений слов и использованию омонимов и их разновидностей

23. Упражнения с использованием различных синонимов и антонимов

24. Речевой этикет

25. Упражнения с использованием слов и выражений, характеризующих профессию учителя начальных классов

26. Упражнения по культуре речи и стилистике

27. Речевое общение. Диалог (монолог) на тему: «Город, в котором я живу»

28. Деловые бумаги, связанные с учебно-профессиональ­ной деятельностью (заявление, доверенность, протокол, объяснение, объявление, справка)

29. Стилистическое использование устойчивых сочетаний (фразеологизмов), крылатых слов, пословиц и поговорок

30. Упражнения с использованием различных лингвистических словарей
Морфемика и орфография

31. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Смыслоразли­чительная роль этих приставок

32. Правописание приставок на З (С): БЕЗ- / БЕС-, ИЗ- / ИС-, РАЗ- / РАС-, РОЗ- / РОС-, ВОЗ- / ВОС-, ЧРЕЗ- / ЧЕРЕС-

33. Правописание суффиксов имен существительных со значением лица -ЧИК, -ЩИК, -ЕЦ, -ИЦ(А), -ЛЬЩИК, -ТЕЛЬ, -АРЬ, -НИК и др.

34. Правописание суффиксов имен существительных со значением определенного признака или действия -ОТ(А), -ЕТ(А), -ОСТЬ, -ЕСТЬ, -ОТН(Я), -ИЗН(А), -ИНСТВ-(О), -ИН(А)



59

61
63
66

69
74

78
85

87
97

100
109
117


122
126

129


132


35. Правописание суффиксов имен существительных со значением эмоциональной оценки -УШК-(-ЮШК), -ЫШК- (-ИШК-), -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ОНОК-, -ЁНОК-, -ОНК-(А), -ЁНК-(А), -ЕК-, -ИК-, -ОК-, -К-, -ОЧК-, -ИЧК-, -ЕЧК-, -ЕЦ(О), -ИЦ- (Е, ), -ИЩ(А), -ИЩ(Е)

36. Правописание суффиксов имен прилагательных -АН-, -ЯН-, -ИН-, -Н-, -НН-, -ЕНН-, -ОНН-

37. Правописание суффиксов имен прилагательных -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИСТ-, -ЧАТ-, -ОВ-, -ЕВ-, -ИВ-, -ОВАТ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЕСК-, -ИЧЕСК-. Различение суф­фиксов -К- и -СК-

38. Правописание гласных в глагольных суффиксах (-ЫВА-, -ИВА-, -ВА-) и в глагольных приставках (ПО-, ВО-, ОБ-, ОТ-)

39. Правописание суффиксов действительных причастий (-ВШ-, -Ш-, -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-)

40. Правописание суффиксов страдательных причастий (-ЕМ-, -ИМ-, -АНН-, -ЯНН-, -ЕНН- , -Т-)

41. Правописание слоговых и смежных аббревиатур. Написание сложносокращенных слов типа МХАТ, БАМ

42. Международные словообразовательные элементы

43. Правописание сложных имен существительных. Правописание соединительных гласных. Слитное и дефисное написание сложных имен существительных

44. Написание сложных слов с первым компонентом ПОЛ-, ПОЛУ-

45. Правописание сложных имен прилагательных. Дефисное и раздельное написание сложных прилагательных
Морфология и орфография

46. Склонение существительных

47. Правописание падежных окончаний имен существи­тельных мужского и женского рода с основой, оканчивающейся на шипящий. Слова на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ

48. Правописание падежных окончаний имен существи­тельных в Т.п и Р.п. мн. ч.

49. Особенности в образовании и употреблении степеней сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов

50. Правописание Н и НН в именах прилагательных (полных и кратких), в страдательных причастиях (полных и кратких) и в наречиях на

133
139


140

145
147
148
149

151

153
157
156

161

162
164
165

169



51. Образование и употребление краткой формы прилагательных. Ударение в кратких формах имен прилагательных

52. Правописание падежных окончаний имен прилагатель­ных, порядковых имен числительных, местоимений-прилага­тельных

53. Склонение имен числительных

54. Правописание количественных, порядковых и дробных имен числительных

55. Склонение простых, сложных и составных количе­ствен­ных имен числительных

56. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений и местоименных наречий. Различение сочетаний НИКТО ИНОЙ; НИЧТО ИНОЕ и НЕ КТО ИНОЙ, КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК

57. Особенности склонения и употребления в речи местоимений различных разрядов
Использованная литература


171

176

178
180
183


186
187
191

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник упражнений по практическому курсу русского языка iconЕ. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы...
Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» : [для учащихся 5-х классов]...

Сборник упражнений по практическому курсу русского языка iconСборник Текстов и упражнений

Сборник упражнений по практическому курсу русского языка icon«история русского языка (история русского литературного языка)»
«История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое...

Сборник упражнений по практическому курсу русского языка iconИнформационно-библиографический отдел
Мир русского слова : сборник информационно-библиографических материалов / Краснодар краев универс науч б-ка им. А. С. Пушкина; информ...

Сборник упражнений по практическому курсу русского языка iconУроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»

Сборник упражнений по практическому курсу русского языка iconСтупеней
Сборник составили учителя русского языка, литературы Воинской общеобразовательной школы I-III ступеней Красноперекопского районного...

Сборник упражнений по практическому курсу русского языка iconСамоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...

Сборник упражнений по практическому курсу русского языка iconУчебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...

Сборник упражнений по практическому курсу русского языка iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

Сборник упражнений по практическому курсу русского языка iconМатериалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка
Генетические связи современного русского языка. Происхождение современного русского литературного языка. Графика

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции