4. Исследование творчества этих писателей




Скачать 290.93 Kb.
Название 4. Исследование творчества этих писателей
Дата публикации 03.10.2014
Размер 290.93 Kb.
Тип Исследование
literature-edu.ru > Литература > Исследование
Научно- исследовательская работа

« Лауреаты Нобелевской премии по литературе в России» .


Выполнила: ученица 10класса

МБОУ Кировская СОШ№5

Корнилова Елизавета,

Научный руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Очкурова Е.Г.

Кировская , 2013 г.

Оглавление.

Введение. 3-4

Глава I. Нобелевские премии и Нобелевские институты. 5-7

1.1. Завещание Альфреда Нобеля. 5

1.2. Церемония вручения премии. 6

1.3. Выборы Нобелевских лауреатов. 7

Глава II. Россияне – лауреаты. Нобелевские премии. 8-10

2.1. Номинанты в Нобелевской премии в России. 8

2.2. Выборы лауреатов в области литературы среди русских писателей. 9-10

Глава III. Россияне – лауреаты Нобелевской премии по литературе. 11-

3.1. Иван Бунин 12-13

3.2. Борис Пастернак 14-15

3.3. Михаил Шолохов 16-18

3.4. Александр Солженицын 19-21

3.5. Иосиф Бродский 22

Заключение 23

Список литературы 24

Введение.

Актуальность этой темы бесспорна. В мире немало почетных званий, наград и премий, но самой престижной является Нобелевская премия. И каждый гражданин нашей страны должен знать лауреатов этой премии, особенно по литературе. Именно по литературе, так как мы все – читатели.

Цель работы – проанализировать жизнь и творчество лауреатов Нобелевской премии по литературе нашей Родины с целью способствовать воспитанию гражданина страны, чувства социальной ответственности.

Проблема – изучение творчества писателей – россиян, удостоенных Нобелевской премии.

Задачами данного исследования являются:

1. Развитие патриотической личности, способной гордиться мировым признанием русской литературы.

2. Воспитание духовной культуры.

3. Повышение интереса к литературе, к русской культуре.

Объект исследования – биографии и творчество писателей – лауреатов Нобелевской премии.

Предмет исследования – произведения писателей.

Методы исследования:

1. Анкетирование учащихся и родителей.

2. Тестирование.

3. Конференции, посвященные лауреатам Нобелевской премии по литературе нашей Родины.

4. Исследование творчества этих писателей.

Гипотеза: Если мы, учащиеся, будем изучать и знать лауреатов Нобелевской премии и передавать свои знания, это будет способствовать повышению чувства патриотизма, включенности каждого в судьбу народа и государства.

Давно пал «железный занавес», отделяющий Россию от других стран. С утверждением демократии, информационной открытости, углублением культурных связей с зарубежными странами Россия стала частью мирового информационно- культурного пространства. При отсутствии каких – либо цензурных ограничений читателям открылся доступ к трудам зарубежных мыслителей и произведениям зарубежных писателей и ранее запретных русских писателей. И с огромным интересом мы каждый год следим за вручением Нобелевских премий, желая и надеясь увидеть в списке лауреатов россиян.

Нобелевские премии представляют собой уникальные награды и являются особо престижными. Часто задают вопрос, почему эти премии приковывают к себе намного больше внимания, чем любые другие награды 20 века. Одной из причин может быть тот факт, что они были введены своевременно и что они отмечали некоторые принципиальные исторические изменения в обществе. Альфред Нобель был подлинным интернационалистом, и с самого основания премий его имени интернациональный характер наград производил особое впечатление.

Строгие правила выбора лауреатов, которые начали применяться с момента учреждения премий, также сыграли свою роль в признании важности рассматриваемых наград. Как только в декабре заканчиваются выборы лауреатов текущего года, начинается подготовка к выборам лауреатов следующего года. Подобная круглогодичная деятельность, в которой участвует столько интеллектуалов из всех стран мира, ориентирует ученых, писателей и общественных деятелей на работу в интересах развития общества, которая предшествует присуждению премий за « вклад в общечеловеческий прогресс».

Глава I. Нобелевские премии и Нобелевские институты.

1. 1. Завещание Альфреда Нобеля.

Альфред Нобель скончался 10 декабря 1896 г. В своем знаменитом завещании, написанном в Париже 27 ноября 1895 г., он сформулировал:

«Все мое оставшееся реализуемое состояние распределяется следующим образом. Весь капитал должен быть внесен моими душеприказчиками на надежное хранение под поручительство и должен образовать фонд; назначение его – ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству. Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: одна часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие или изобретение в области физики; вторая часть – лицу, которое добьется наиболее важного усовершенствования или важное открытие в области химии; третья часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая часть – лицу, которое в области литературы создаст выдающееся произведение идеалистической направленности; и наконец, пятая часть- лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления содружества наций, в ликвидацию или снижение напряженности противостояния вооруженных сил, а также в организацию или содействие конгрессов миролюбивых сил.

Награды в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской академией наук; награды в области физиологии и медицины должны присуждаться Каролинским институтом в Стокгольме; награды в области литературы присуждаются (Шведской) академией в Стокгольме; наконец, премия мира присуждается комитетом из пяти членов, выбираемых норвежским парламентом. Это мое волеизъявление, и присуждение наград не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, равно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству».

В 1900 г. Нобелевский фонд был создан, и его статус был выработан специальным комитетом на основе условий, оговоренных в завещании.

В 1968 г. Шведский банк по случаю своего 300- летнего юбилея внес предложение о выделении премии в области экономики.

Указанная премия, которая была учреждена в память об Альфреде Нобеле, присуждается 10 декабря, вслед за презентацией других Нобелевских лауреатов. Официально именуемая как Премия по экономике памяти Альфреда Нобеля, впервые она была присвоена в 1969 г.
1.2. Церемония вручения премии.

Премии Нобеля вручаются в Концертном зале столицы Швеции- Стокгольме. Задание было построено в 1923году. Зал вмещает до двух тысяч гостей. Именно в этом зале получал премию И. А. Бунин, описавший церемонию вручения награды в очерке «Нобелевские дни»! Первые премии вручал король Оскар II.

Король Карл XYI Густав внес в торжественную церемонию существенные изменения. Теперь король с королевой Сильвией находятся с лауреатами на сцене. Памятный диплом в папке из тисненной кожи и золотая медаль в футляре красного дерева вручаются в центре белого круга, вытканного на синем ковре. На медалях с одной стороны отчеканены профиль Нобеля с датами его рождения и смерти, а на другой – аллегорические фигуры, символизирующие различные области знания. На медали, вручаемой лауреатам по литературе, изображена муза поэзии – Эрато, перед ней – фигура поэта, под ними надпись по – латыни:

«Шведская академия».

Именно Шведская академия выносит каждый год решение о награждении того или иного лауреата. Академия была основана 5 апреля 1786 года королем Густавом III.

Нобелевский фонд приглашает лауреатов и членов их семей в Стокгольм и Осло 10 декабря. В Стокгольме церемония чествования проходит в Концертном зале в присутствии около 1200 человек. Премии в области физики, химии, физиологии и медицины, литературы и экономики вручаются королем Швеции после краткого изложения достижений лауреата представителями присуждающих награды ассамблей. Празднование завершается организуемым Нобелевским фондом банкетом в зале городской ратуши.

В Осло церемония вручения Нобелевской премии мира проводится в университете, в зале ассамблей, в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи. Лауреат получает награду из рук председателя Норвежского нобелевского комитета. В соответствии с правилами церемонии награждения в Стокгольме и Осло лауреаты представляют собравшимся свои Нобелевские лекции, которые затем публикуются в специальном издании «Нобелевские лауреаты».

1.3. Выборы Нобелевских лауреатов.

Действующий порядок использования фонда Нобелевских премий, так же как и порядок выдвижения, отбора и утверждения кандидатов, очень сложен. Право выдвижения кандидатов принадлежит отдельным лицам, а не учреждениям; это позволяет избежать публичного обсуждения и процедуры голосования. Для подбора кандидатур на премию в области литературы представления направляются от специалистов в области литературы и языкознания – членов академий и обществ примерно такого же плана, как Шведская академия. Чтобы получить предложения относительно кандидатов на премию мира, устанавливаются контакты с предстателями таких наук, как философия, история, юриспруденция и политические науки, а также с активными общественными деятелями. Некоторые специалисты получают право индивидуально утверждать претендента; среди таких лиц – лауреаты Нобелевской премии прежних лет и члены Шведской королевской академии наук, Нобелевской ассамблеи Каролинского института и Шведской академии. Право предложения имен кандидатов является конфиденциальным.

С сентября или начала октября Нобелевские комитеты готовы к дальнейшей работе. В областях физики, химии и экономических наук они подтверждают свои донесения соответствующим «классам» Шведской королевской академии наук, каждый из которых насчитывает около 25 членов. Затем классы направляют свои рекомендации в академию для принятия окончательного решения. Процедура присуждения премии в области физиологии и медицины аналогична, за исключением того, что рекомендация Нобелевского комитета направляется непосредственно Нобелевской ассамблее (с 50 участниками) Каролинского института. При решении судьбы премии в области литературы 18 членов Шведской академии принимают решение на основе предложения Нобелевского комитета. Решение о присуждении премии мира осуществляется Норвежским нобелевским комитетом самостоятельно.

В октябре в различных ассамблеях проходят окончательные выборы. Лауреаты проходят окончательное утверждение и объявляются на весь мир в ходе пресс – конференции в Стокгольме, на которой присутствуют представители всех важнейших информационных агентств. Также кратко излагаются причины присуждения премии. На пресс – конференциях, как правило, присутствуют специалисты из различных областей науки и техники, которые могут дать более полные разъяснения относительно достижений лауреатов и значимости их вклада в общемировой прогресс.


Глава II. Россияне – лауреаты Нобелевской премии по литературе.

2.1. Номинанты Нобелевской премии в России.

Согласно официальному списку, Нобелевскими премиями награждены 17 россиян. По физике: Павел Черенков, Илья Франк, Игорь Тамм (1958), Лев Ландау (1962), Николай Басов, Александр Прохоров (1964), Петр Капица (1978), Жорес Алферов (2000), Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург (2003).

По медицине и физиологии: Иван Павлов (1904), Илья Мечников (1098).

Премия мира присуждалась: Андрею Сахарову (1975), Михаилу Горбачеву (1990).

По экономике ни советских, ни российских ученых не получал Нобелевскую премию.

По химии: Николай Семенов (1956).

По литературе: Иван Бунин (1933), Борис Пастернак (1958), Михаил Шолохов ( 1965), Александр Солженицын (1970), Иосиф Бродский (1987).


2.2. Выбор лауреатов в области литературы среди русских писателей.

Литературной премией Нобеля отмечены пять граждан России: И. А. Бунин (1933), Б. Л. Пастернак (1958), М. А. Шолохов (1965), А. И. Солженицын (1970), И. А. Бродский (1987).

Нобелевская премия и Россия. Как уже говорилось, шведская академия с самого начала своей деятельности по выявлению достойных лауреатов не благоволила русской литературе – она отвергала Толстого и не замечала Чехова. Только спустя треть века русский писатель стал лауреатом, но сразу же обнаружился особенный подход к делу: Иван Бунин, как и позднее нобелевские лауреаты Борис Пастернак, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, находились в состоянии очевидного острейшего конфликта с властью в своей стране (еще один лауреат, Шолохов, не состоял – по крайней мере, ко времени присуждения ему в 1965 году премии – в таком конфликте, но о «шолоховском вопросе» речь пойдет ниже).

Но в то же время едва ли сколько- нибудь правомерно полагать, что значительность писателя определяется остротой его конфликта с властью. Так, в зрелые свои годы Достоевский не был, в отличие от позднего Толстого, «диссидентом» (если воспользоваться нынешним термином), но это ни в коей мере не умаляет достоинства гениального писателя.

Однако Шведская академия избрала в России только вполне очевидных «диссидентов» и прошла мимо несомненно очень весомых (каждое по – своему) имен, не имевших такой репутации: Михаил Пришвин. Максим Горький, Владимир Маяковский, Алексей Толстой, Леонид Леонов, Александр Твардовский (которого, кстати, еще в 1940 – х годах исключительно высоко оценил лауреат Иван Бунин) и другие.

Обратимся теперь к «шолоховскому вопросу». Присуждая премию творцу «Тихого Дона», представляющего собой, вне всякого сомнения, одно из величайших явлений мировой литературы, Шведская академия единственный раз отказалась от своего «принципа» - ценить в России только «диссидентов». Для принятия этого решения: экспертам потребовалось 11 лет, ибо кандидатура Шолохова впервые рассматривалась ими (и была отвергнута) еще в 1954 году. Это «исключение» было именно из тех, которые подтверждают «правило», и, главное, оно дало сильный аргумент тем, кто отстаивает объективность шведских экспертов.

За последние 25 лет шведская академия не заметила в литературе России ничего достойного, кроме награжденного в 1987 году Иосифа Бродского, который к тому времени уже 16 лет жил в США и даже стал сочинять стихи на английском языке.

Абсурдность такой постановки вопроса со всей очевидностью обнаруживается в том, что с 1901 по 1933 год русские писатели не получили ни одной Нобелевской премии (позднее лауреаты все же были), и, значит, если опираться на «общепризнанный критерий достижений», русская литература находилась тогда в полнейшем упадке. А ведь в действительности то факт, что Толстой, Чехов, Пришвин, Иннокентий Анненский, Василий Розанов, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Есенин, Михаил Булгаков, Андре Платонов и другие их современники не были удостоены премий, должен тревожить вовсе не русских людей, а шведов, ибо их академия продемонстрировала тем самым свое убожество. И поистине смехотворны попытки судить о литературе той или иной страны по количеству полученных ее писателями премий, причем дело здесь отнюдь не только в русской литературе. Так, лауреатами стали всего семь писателей США (не считая трех недавних иммигрантов, пишущих на польском, идише, русском) и шесть писателей Швеции, что, конечно же, нелепо.

Глава III. Россияне – лауреаты Нобелевской премии по литературе.

Иван Бунин – Нобелевская премия по литературе (1933).

Удостоен премии «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». В своей речи при вручении премии Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю – эмигранту (эмигрировал во Францию в 1920 г.).

Борис Пастернак – лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Удостоен «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Был вынужден отказаться от премии под угрозой высылки из страны. Шведская академия признала отказ Пастернака вынужденным и в 1989 году вручила диплом и медаль сыну.

Михаил Шолохов – Нобелевская премия по литературе (1965).

Премия вручена «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». В своей речи во время церемонии награждения Шолохов сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев».

Александр Солженицын – лауреат Нобелевской премии по литературе (1970) «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

Советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после своей поездки он не сможет вернуться на родину, награду принял, однако на церемонии награждения не присутствовал.

Иосиф Бродский – лауреат Нобелевской премии по литературе (1987).

Премия присуждена «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». В 1972 году был вынужден эмигрировать из СССР, жил в США.

3.1. Иван Бунин.

Иван Бунин – нобелевский лауреат!

Каждое поколение читателей заново открывает для себя Бунина, - первого русского лауреата Нобелевской премии. Он возвращается к нам из своего далекого, добровольно- принудительного изгнания. Об этом изгнании широкому кругу читателей рассказал литературовед В. В. Лавров в книге «Катастрофа».

В эпиграф книги вынесены проникновенные слова Бунина о любви к родной земле: «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». Жизнь Бунина сложилась трудно. Он не принял революцию 1917 года и в феврале 1920 года покинул Россию навсегда.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора

Сказать прости родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом,

С своей уж ветхою котомкой.

(написано Буниным в 1922г.)

Попал в Париж. Этот город в последствии называли городом Бунина. Там он жил, встречался с друзьями, читал им свои повести, рассказы, иногда – стихи. Он очень любил Россию и писал только о ней.

« Я не сразу смог вернуться к творчеству, - позднее вспоминал Бунин. –

Всё оказалось не то и не так. Всё чужое, не своё. Все, что я писал в то время, наполнено грустью и горечью. Всё моё творчество за границей построено на русском материале. На чужбине я вспоминал Родину, её поля, деревни, природу. У меня был богатый запас наблюдений и воспоминаний о России. Я не мог писать о другом. Я не мог обрести свою вторую Родину здесь. Я пишу о смысле жизни, о любви, о будущем.»

Самое трудное для писателя в эмиграции – это остаться самим собой. Бывает так, что покинув Родину из – за необходимости идти на сомнительные компромиссы, он опять вынужден умерщвлять дух, чтобы выжить. К счастью, эта участь миновала Бунина. Несмотря ни на какие испытания, Бунин всегда оставался верен себе. В 1922 году жена Ивана Алексеевича – Вера Николаевна Муромцева записала в дневнике, что Ромен Роллан выставил кандидатуру Бунина на получение Нобелевской премии. С той поры Иван Алексеевич жил надеждами, что когда – нибудь он будет отмечен этой премией. 1933 год. Все газеты Парижа 10 ноября вышли с крупными заголовками: «Бунин – Нобелевский лауреат». Каждый русский в Париже, даже грузчик на заводе «Рено», сроду не читавший Бунина, восприняли это как личный праздник. Ибо самым лучшим, самым талантливым оказался соотечественник! В парижских кабачках и ресторанах в тот вечер были русские, которые порой на последние гроши пили за «своего». В день присуждения премии 9 ноября Иван Алексеевич Бунин в «синема» смотрел «веселую глупость» - «Бэби». Вдруг темноту зала прорезал узкий луч фонарика. Это разыскивали Бунина. Его вызвали по телефону из Стокгольма.

«И сразу обрывается вся моя прежняя жизнь. Домой я иду довольно быстро, но не испытывая ничего, кроме сожаления, что не удалось посмотреть фильм. Но нет. Не верить нельзя: весь дом светиться огнями. И сердце у меня сжимается какою – то грустью.. Какой – то перелом в моей жизни», - вспоминал И. А. Бунин.

Волнующие дни в Швеции. В концертном зале в присутствии короля, после доклада писателя, члена шведской академии Петра Гальстрема о творчестве Бунина, ему вручена папка с Нобелевским дипломом, медаль и чек на 715 тысяч французских франков. Возвратившись во Францию, Бунин чувствует себя богачом и, не жалея денег, раздает «пособия» эмигрантам, жертвует средства для поддержки различных обществ. Бунины не купили ни квартиры, ни виллы…

В отличие от М. Горького, А. И. Куприна, А. Н. Толстого, Иван Алексеевич не вернулся в Россию, несмотря на увещевания московских «гонцов». Не приезжал на Родину никогда, даже туристом.

… Бунин спит вечным сном в окружении тех, кто был близок ему своей судьбой. На кладбище Сент – Женевьев Иванов…Все они страстно любили Россию. И мечтали вернуться….


3.2. Борис. Пастернак.

Родился в 1890 году в Москве в семье академика живописи Л. О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важным для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией.

В печати Пастернак впервые выступил в альманахе «Лирика» 1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов «Близнец в тучах»(1914) и «Поверх барьеров» (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через 12 лет новый сборник – Поверх барьеров. Стихи разных лет.» (1929) – своего рода расчет с прошлым. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. – время создания книги «Сестра моя – жизнь» (вышла из печати в 1922г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке «Мусагет» прочитал доклад «Символизм и бессмертие», где уже проступала программа нового, постсимволистского сознания.

Проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На 1 съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как «отжившей агитке».

Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на «литературный трон». В книге 1932 года вышла лирика Пастернака «Второе рождение».

Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: «Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», в дальнейшем – «Смерть сапера», «Победитель» и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.

Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего замысла – романа «Доктор Живаго» (предварительное название – «Мальчики и девочки»). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, «Фауста» Гете, грузинских лириков.

Бориса Леонидовича Пастернака сравнивали с рекой, которая вдруг изменила свое русло и потекла в других берегах, но в том же направлении. Он начал жизнь как композитор, и окружающие долгое время были уверены, что его будущее определено замечательным музыкальным дарованием.

О роли музыки в своей жизни Пастернак писал: «Больше всего я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина». С ним семья дружила как и с Рахманиновым. В квартире Пастернаков устраивались небольшие домашние концерты. Друзья Пастернака рассказывали, что когда Борис Леонидович особенно одухотворенно импровизировал, он заливался слезами и исторгал их у слушателей.

С 1945 года в течение 10 лет создавался роман «Доктор Живаго». Впервые в России «Доктор Живаго» был опубликован только в 1988 году в журнале «Новый мир». Это произведение – о незащищенности творческой личности в переломные моменты истории. Пастернак считал написание романа «исполнением своего долга» перед соотечественниками, загубленными жестокой жизнью, он радовался, что на страницах «Доктора Живаго» ему посчастливилось высказаться полностью».

Публикация романа за рубежом стала поводом для исключения Пастернака из Союза писателей.

В 1958 году Б. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Пастернак был вынужден отказаться от премии из – за начавшейся травли.

В Шведскую академию наук по случаю присуждения Нобелевской премии он лишь послал телеграмму, где были такие слова: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен». Ему предлагали покинуть страну, но поэт отвечал. Что не мыслит себя без России, вне Родины.

Весной 1960 года Пастернак заболел раком легких. Слабеющий день ото дня поэт все же продолжал писать давно задуманную пьесу – «Слепая красавица».

30 мая 1960 года жизнь Бориса Леонидовича Пастернака оборвалась. Похоронен в поселке Переделкино Московской области.

3.3. Михаил Александрович Шолохов.

Шолохов Михаил Александрович (11(24).05.1905 – 21.02.1984) – советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они сражались за родину», лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, акдемик, дважды герой социалистического труда.

Родился 11(24) мая 1905 года на хуторе Кружилин.

Автобиография Шолохова занимает полторы страницы: «родился в семье служащего торгового предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве года два – три» и т.д.

В разгар Гражданской войны стал очевидцем трагических событий на Дону: на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными, велась борьба казаков за независимость, окончившаяся Верхнедонским восстанием.

К началу 1920- х имел за плечами опыт продкомиссара, сочинителя агитпьес и работника ревкома – с таким багажом он появился в Москве. Там примкнул к литературному объединению «Молодая гвардия», существовавшему под эгидой РАППа, в 1923 дебютировал с фельетоном в газете «Юношеская правда». В ином ключе были написаны «Донские рассказы» Шолохова (1926) – произведения о столкновении белоказаков с красными, о братоубийственной борьбе на Дону.

В 1926 вернулся на Дон, в станицу Каргинскую, а затем переселился в Вёшки. К этому времени работал над романом Донщина о походе генерала Корнилова на Петроград. Донщина легла в основу первых двух книг «Тихого Дона», опубликованных в журнале «Октябрь» с января по декабрь 1928 года.

Тихий Дон пользовался оглушительным успехом у современников. Луначарский сравнил Шолохова с Львом Толстым, а «Тихий Дон» с «Войной и миром». Александр Серафимович признал молодого автора «во сто раз талантливее» себя и предрек ему скорую мировую славу.

Вся Россия зачитывалась историей Григория и Аксиньи. Госиздат выпустил «Тихий Дон» в популярной серии «Дешевая библиотека Госиздата».

В 1930 режиссерами Правовым и Рождественской по роману был поставлен фильм, упрочивший шолоховскую славу.

Судьба Григория отражала не только его исключительность, но и всенародную трагедию «похитнувшейся жизни», крушение веками устоявшегося миропорядка. Герои романа – Кошевые, Мелеховы, Коршуновы, Астаховы – казаки, особое военно- земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, - подлинная область художественного исследования автора. К концу романа почти все герои Шолохова погибают, «Тихий Дон» исчезает с лица земли.

В печати была приостановлена третья книга «Тихого Дона», посвященная Вешенскому восстанию против расказачивания и созданию своеобразной республики на левом берегу Дона. Правда о кровавой эпопее расказачивания, о действиях на Дону Троцкого была в романе безжалостной. Причиной восстания послужили перегибы по отношению к казакам – середнякам и бессудные расстрелы в станицах. Казаки восстали в тылу у красных, что привело к поражению на Южфронте и началу наступления Деникина. Теперь Шолохов обвинял уже в «белогвардейщине».

В начале 1930 – х он оказался в районе «сплошной коллективизации», на его глазах погибала деревня, в запустение приходила когда – то богатейшая область. «Вы бы поглядели, что происходит у нас и в соседнем Нижнее – Волжском крае, - писал Шолохов редактору издательства «Московский рабочий» Е. Левицкой. – Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает. Народ звереет, настроение подавленное..». Письма Шолохова к Левицкой рисуют страшную картину коллективизации на Дону, не напоминающую колхозную идиллию Поднятой целины. Следующим адресатом Шолохова стал Сталин. Письма Шолохова к Сталину изобиловали ужасами голодомора, описанием пыток, избиений и надругательств, с помощью которых изымали хлеб. Теперь творческая активность Шолохова проявлялась главным образом в жанре напряженного диалога с вождем. Сталин благосклонно отнесся к письмам – ответил Шолохову письмом, телеграммами, прислал голодающим эшелон с зерном.

Наряду с отчаянными протестами против коллективизации создает роман «Поднятая целина» (первая книга – 1932, вторая – 1960): «Пишу новый роман о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в 1930 и как они живут в колхозах». Это роман в поддержку политики коллективизации на селе. Организатор и председатель колхоза на Дону в «Поднятой целине» - моряк Давыдов, приехавший обучать казаков земледелию. Многие сцены романа не лишены двусмысленности: в них беспощадно изображалась борьба «на хлебном фронте», участь крестьянства.

В конце 1930- х над Шолоховым нависла угроза ареста. К этому моменту он уже неоднократно бывал на приеме у Сталина, списывал ужасы голодомора на «непродуманную работу» на местах (статья «Результат непродуманной работы», январь 1933, «Правда»).

В 1939 в творческой судьбе Шолохова совершается перелом: избежав ареста, к началу войны он прочно занимает положение одного из первых писателей советской страны. Отправившись на фронт корреспондентом «Красной звезды» и «Правды», попадает в авиакатастрофу и чудом остается в живых. На его глазах осколком снаряда была убита мать, разрушен дом в Вешках. 23 июня 1942 – в годовщину вторжения фашистской Германии в СССР, Шолохов опубликовал в «Правде» статью «Наука ненависти», в которой призвал «носить ненависть на кончиках штыков». Главной движущей силой в борьбе с захватчиком он считал беспощадную ненависть к «осатаневшим фашистским выродкам».

С трудом давался Шолохову его новый роман «Они сражались за родину», первые главы которого появились в «Правде» в 1943. Он был посвящен суровой окопной жизни, солдатам разбитого полка, сражающегося на Дону. К роману «Они сражались за родину» пытался вернуться в 1950 – 1960 –е годы, но книга так и осталась неоконченной. В 1975 С. Бондарчук снял по неоконченному роману фильм с участием звезд советского кино: Шукшина, В. Тихонова, Г. Буркова, Ю. Никулина, Н. Мордюковой.

Рассказ «Судьба человека» был опубликован в «Правде» в новогодних номерах 1957. В нем автор касался полузапретной темы – судьбы военнопленных, которые из немецких лагерей отправлялись в лагеря «родные». Андрей Соколов изображен в рассказе человеком, сохраняющим в плену «русское достоинство и гордость». Вернувшись домой, герой рассказа усыновляет мальчика – сироту войны.

В 1965 Шолохов был удостоен Нобелевской премии «за художественную силу и цельность эпоса о русском казачестве в переломное для России время. «Тихий Дон» был причислен к классике 20 в., продолжающей гуманистические традиции великой русской литературы.

Умер Шолохов 21 февраля 1984 в станице Вешенской.

3.4. Солженицын Александр Исаевич.

Солженицын родился через несколько месяцев после смерти отца. В 1924 семья переезжает в Ростов – на – Дону; там в 1936 Солженицын поступает на физико- математический факультет университета (окончил в 1941). Тяга к умственной самостоятельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому семьи, в которой хранили память о прежней, непохожей на советскую, жизни, рано подвели Солженицына к замыслу большой книги (по образцу «Войны и мира» Л. Н. Толстого) о первой мировой войне и революции, одним из героев которой мыслился отец писателя. Литературные планы (при характерном для эпохи сознании, что всему должно учиться) обусловили поступление Солженицына на заочное отделение Московского института философии, литературы. Истории. В октябре 1941 Солженицын был мобилизован; по окончании офицерской школы (конец 1942) – на фронте; награжден орденами Отечественной войны 2 – й степени и Красной звезды. Последние фронтовые впечатления – выход из окружения в Восточной Пруссии (январь 1945) – отразились в написанных в лагере поэме «Прусские ночи» и пьесе «Пир победителей» (обе 1951), а позднее были использованы в «Августе Четырнадцатого» при описании «самсоновской катастрофы» - гибели армии А. В. Самсонова, в рядах которой находился отец писателя. 9 февраля 1945 Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н. Виткевичу; содержался в Лубянской и бутырской тюрьмах (Москва); 27 июля осужден на 8 лет исправительных лагерей (по ст. 58, п. 10 и 11). Впечатления от лагеря в Новом Иерусалиме, затем от работы заключенных в Москве (строительство дома у Калужской заставы) легли в основу пьесы «Республика труда» (первоначальное название «Олень и шалашовка», 1954). В июне 1947 переведен в Марфинскую «шарашку», позднее описанную в романе «В круге первом». С 1950 в Экибастузском лагере (опыт «общих работ» воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952). С февраля 1953 Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок – Терек (Джамбульской области, Казахстан). Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге – будущий «Раковой корпус». В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героине будущего рассказа «Матренин двор». С 1957 Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом «В круге первом», созревает замысел «Архипелага ГУЛАГ».

В 1959 за три недели написан рассказ «Щ- 854 (Один день одного зэка)», который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Л. З. Копелева передан в журнал «Новый мир», где, благодаря усилиям А. С. Берзер, с ним знакомится А. Т. Твардовский. Непосредственно у Н. С. Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название «Один день Ивана Денисовича» («Новый мир», 1962, №11).

В мае 1967 Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над «Архипелагом…» (закончена в 1968) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом (в 1968 «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликованы за границей). В ноябре 1969 Солженицын исключен из Союза писателей

Присуждение Нобелевской премии по литературе (1970) и издание редакции «Августа Четырнадцатого» (1971) возбуждает новую волну преследований и клеветы. В сентябре 1973 КГБ захватывает тайник с рукописью «Архипелага.. «, после чего Солженицын дает сигнал о его публикации в «ИМКА – Пресс» (Париж); первый том выходит в свет в конце декабря. 12-13 февраля 1974 Солженицын арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ.

Публикация трехтомного художественно- документального исследования «Архипелаг ГКЛАГ» произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем «Один день..». Книга не только представляла подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве «колючей проволоки». Наряду с «Августом Четырнадцатого», главами «Красного колеса» о «вожде мирового пролетариата», объединенными книгой «Ленин в Цюрихе» (1975), «очерками литературной жизни» в СССР «Бодался теленок с дубом» (1975) и публицистикой (в дни ареста в самиздат пошло воззвание «Жить не по лжи!»; вскоре стали известны «Письмо вождям Советского Союза», отправленное в ЦК КПСС в сентябре 1973, и развивающие веховскую традицию (см. Вехи) статьи сборника «Из – под глыб», 1974) . «Архипелаг..» заставил осознать религиозную проблематику всего творчества Солженицына, выявил его стержень – поиск свидетельств о человеке, о его свободе, грехе, возможности возрождения, наконец, показал, что делом Солженицына является борьба за человеческую личность, Россию, свободу, жизнь на Земле, которым угрожает отрицающая Бога и человека, обреченная система лжи и насилия.

Недолго прожив в Цюрихе, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975) и совершив поездку в США (апрель 1976; речи перед профсоюзными деятелями в Вашингтоне и Нью – Йорке и на приеме в Сенате), Солженицын с семьей (жена Н. Д. Солженицына, ее мать Е. Ф. Светлова, трое сыновей писателя и сын жены от первого от первого брака) в октябре 1976 переселяются в усадьбу близ города Кавендиш (штат Вермонт).

Основной работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо. Повествованье в отмеренных сроках». В «Красном колесе» исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей «вымышленных» (как правило, имеющих прототипов).

С 1990 проза Солженицына широко печатается на Родине. 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство; 18 сентября «Комсомольская правда» и «Литературная газета» публикуют статью «Как нам обустроить Россию?», где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из – под коммунистического гнета.

В 1990 году Солженицыну вернули российское гражданство. 27 мая 1994 года Солженицын возвращается в Россию. Он писал, выступал, говорил – вновь об одном: о том, как нам обустроить Россию. Но те, кто спешил засвидетельствовать ему свое почтение, не хотели слышать его слов. Какое обустройство, какое самоуправление, если надо рвать на части, пилить, делить то, что плохо лежало, набивать карманы и банковские счета, не забывая при этом развлекать народ – чтобы поменьше замечали, как грабят страну…

Солженицын болел давно и тяжело, но до последнего работал – по 7 – 8 часов в день. Делал последние редакции своих романов, статей, рассказов для 30 – томного собрания сочинений.

Солженицын хорошо знал Россию и нас, русский народ. «Россия избрала самый искривленный и самый тяжелый путь расставания с коммунизмом», - его оценка о путях развития страны. И мы должны признать, что эта «кривизна» еще не сброшена. И сколько должно пройти еще со дня смерти Александра Солженицына, чтобы это наследие из живой боли превратилось в страницу бесстрастной истории, не знает, пожалуй, никто. Ясно одно: для приближения этих дней Солженицын сделал больше, чем кто бы то ни было в России.

Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года в своем доме в Троице – Лыкове. Президент Медведев прервал свой отпуск, чтобы присутствовать на похоронах. Прах Солженицына был придан земле в некрополе Донского монастыря.
3.5. Иосиф Бродский.

Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Стихи начал писать с 16 лет. Именно 1957 годом датировано одно из его знаменитых стихотворений: «Прощай, позабудь, не обессудь…». Анна Ахматова предсказала ему славную судьбу и тяжелую жизнь. В 1964 году заботами бдительной ленинградской общественности против поэта было возбуждено уголовное дело по обвинению в тунеядстве. Его арестовали, судили и приговорили к пятилетней ссылке в Архангельскую область. В 1965 году Бродскому все – таки разрешают вернуться в Ленинград. В 1966 и 1967 годах в Ленинграде опубликованы 4 его поэмы, однако большинство поэтических произведений И. Бродского передавались на Запад, где вышли «Стихотворения и поэмы» (1965), «Остановка в пустыне» (1970).

В 1972 году ему приходится эмигрировать. После Вены и Лондона он переезжает в США. Пишет стихи, прозу, причем на двух языках, преподает в университете. Переводит на русский язык английских поэтов – метафизиков и польского поэта – эмигранта Чеслава Милоша. Становиться одной из центральных фигур сразу в двух культурах – российской и американской. Его интонации оказались заразительными для подавляющего большинства современных русских поэтов, а сборник эссе « Меньше чем единица» был в 1986 году признан лучшей литературно – критической книгой в США.

И. Бродскому присуждается звание профессора в Мичиганском университете, а также в колледже им. Смита, Королевском колледже, Колумбийском университете в Нью – Йорке и Кембриджском университете. В 1978 г. он становится также профессором литературы и почетным доктором Йельского университета. С 1979 г. И. Бродский – член Американской академии искусств и литературы.

Поэзия И. Бродского отличается исключительным мастерством, философской глубиной, яркой иронией и метким остроумием. В духе романтического сарказма он противопоставляет одинокого человека враждебности мира в поэтических сборниках «Остановка в пустыне» (1970), «Часть речи»(1977), «Урания»(1987). Вышли книги «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии»(1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Заметки папоротника»(1990), «На околицах Атлантиды»(1992).

В 1987 г. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». В 1992 – м ему присвоено звание поэт – лауреат США.

И. Бродский умер в США 28 января 1996 г., завещал похоронить его в Венеции.

Заключение.

Искусство вообще и литература в частности является достоянием человечества. Выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не основании их политических программ, на земле было бы меньше горя.

Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. Хотя бы уже по одному тому, что насущным хлебом литературы является именно противоядием от каких бы то ни было – известных и будущих - попыток тотального , массового подхода к решению проблем человеческого существования. Как система нравственного, по крайней мере, страхования, она куда более эффективна, нежели та или иная система верований или философская доктрина.

Потому что не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не цензурные ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация, она платит за это своей историей.

Основной целью моей работы было рассмотреть и попытаться осмыслить: как отображается жизнь России в творчестве русских литераторов – лауреатов Нобелевской премии. В чем же заключается значение этих писателей для русской и мировой литератур? Они показали трагедию 20 столетия через призму человеческих душ, воспроизвели окружающий мир, позволили читателю увидеть, почувствовать его. Работа Нобелевских комитетов идет круглогодично, в ней участвуют интеллектуалы из всех стран мира. Это ориентирует ученых, писателей и общественных деятелей на работу в интересах развития общества, которая предшествует присуждению премий за «вклад в общечеловеческий прогресс». И я уверена, что русские писатели будут активно продолжать этот список Нобелевских лауреатов, ведь великая страна рождает великие таланты.

Список литературы.

1. Альфонсов В. «Поэзия Бориса Пастернака». Л., 1990

2. Архангельский А. «И только в том победа». Дружба народов. 1987, №4

3. Баевский В. С. Лирик: Основы поэтической системы. Смоленск, 1993

4. Бахнов Л. В. «С разных точек зрения» М.,1991

5. Борисов В. М. «Творческая мастерская Бунина» Новый мир. 1986 №6

6. Вильмонт Н. Н. «Воспоминания и мысли». М., «Советский писатель», 1989

7. Исупов К. Г. «Русская эстетика истории» Спб., 1992

8. Кожинов В. «Судьба России», М., 1997

9. Кушнер А. «И чем случайней, тем вернее». Аврора, 1990 №2

10.Лакшин В. «Иван Денисович, его друзья и недруги». Новый мир, 1964 №4

11. Лосский Н. О. «Бог и мировое зло». М., 1994

12. Маргвешвилли Т. С. «С бурей и ветром в лад». Единство. 1972, №5

13. Метченко А. «Мудрость художника» М., «Современник» ,1980

14. Михайлов О. «Строгий талант: Иван Бунин.» М., «Современник», 1976

15. Мусский С. А. «100 великих нобелевских лауреатов» М. , «Вече», 2008

16. Озеров Л. «Припомнить жизнь» Советская музыка. 1990, №2

17. Шикман А. Л. «Деятели отечественной истории». Биографический справочник. М., 1997

18. Широкова Л. Н. «Проблема нравственного выбора в рассказах А. И. Солженицына». «Литература в школе», 2008,№2

19. Сайт http://www/repetitor.ru

20. Чалмаев В. «Александр Солженицын. Жизнь и творчество». М., 1994

21. Энциклопедический дневник «Лауреаты Нобелевской премии 1901 – 2001». Киев, 2001

22. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 1998.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4. Исследование творчества этих писателей icon Урока,68 часов Тема Дата
Произведения русских писателей 19 века. А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину.»
4. Исследование творчества этих писателей icon Тема Тема урока
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской...
4. Исследование творчества этих писателей icon Секция русской литературы
Данная работа представляет собой литературоведческое исследование творчества Иосифа Бродского с позиции определения лирического героя...
4. Исследование творчества этих писателей icon Сегодняшней конференции «Наука. Творчество. Исследование», проведём...
...
4. Исследование творчества этих писателей icon Стное народное творчество всех народов во все вре­мена являлось основой...
И сибирские писатели — не иваны, не помнящие родства, в их произведениях — красота и мудрость народной мысли, народного языка
4. Исследование творчества этих писателей icon Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические
Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреч и древнерим искусство явилось образцом для творчества художников, поэтов, писателей, скульпторов,...
4. Исследование творчества этих писателей icon Исследование творчества Иосифа Бродского с позиции определения лирического...
Актуальность исследования обусловлена тем, что неразработанность данной проблематики не позволяет более глубоко и объективно осмыслить...
4. Исследование творчества этих писателей icon 1. Психологические основы творчества
Творчество в общем смысле процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог...
4. Исследование творчества этих писателей icon Исследование дифракции света Эффект саморепродукции Рассеяние лазерного...
Исследование объемной активности проб строительных материалов, используемых при строительстве жилья в г. Ейске
4. Исследование творчества этих писателей icon Специализированные микросхемы для электронных балластов
Ис этих фирм для управления электронными балластами люминесцентных ламп, выполненными на базе полумостового инвертора на моп-транзисторах....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции