Скачать 214.96 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.04 Введение в филологию. Основы науки о литературе Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Русский язык и литература, Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная, 4 года Н. Новгород 2012 Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской литературы, протокол № ___ от «___» ______________ 20___г. Разработчик: канд. филол. н., доцент Т.П.Комышкова СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой русской литературы _________________/В.Т.Захарова/ «____»_______________20__г. СОГЛАСОВАНО Зав. выпускающей кафедрой всемирной литературы _________________/Н.М.Ильченко/ «____»_______________20__г. СОГЛАСОВАНО Зав. библиотекой _________________/ Т.А.Ефимова / «____»_______________20__г. Пояснительная записка Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории литературы как науки. Задачи дисциплины:
Цикл, к которому относится дисциплина: федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин. Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Античная литература», «Практикум по современной литературе». Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «История русской литературы», «Детская литература», «История зарубежной литературы», «История русской литературной критики», «Поэтика». Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения данной дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть навыками:
Материал курса делится на два блока – теоретический (34 часа) и практический (34 часа). Промежуточной формой работы является контрольная работа, итоговой – экзамен. Содержание дисциплины Теоретический курс
Предмет теории литературы. Теория литературы и другие литературоведческие науки. Цель и структура дисциплины. Специфика теории литературы как науки.
Проблема сущности искусства. Проблема определения образа. Классификация видов искусства. Специфика литературы в ряду других искусств. Предмет и содержание искусства. Понятие темы. Художественное произведение и литературный процесс. Первоначальное представление о структуре литературного произведения. Понятие интертекстуальности. 3. Проблема художественного образа. Происхождение художественного образа, его свойства и структура. Предметная, смысловая, структурная классификация образов (по М.Эпштейну). Архетип, топос, мотив. Слово в художественном тексте. Поэтическая семантика: смысловая и эстетическая функция тропов 4. Литературное произведение как системно-целостное единство. Понятие художественности. Модусы художественности. Героический, сатирический, трагический комический модусы. Содержание и способы формирования. Специфика сентиментального мировосприятия. Идиллический, элегический, драматический и иронический модусы: способы формирования, основные топосы. 5. Содержание и форма художественной литературы. Проблема содержания и формы в литературоведении и философии. Предмет и содержание искусства. 6. Тема и идея художественного произведения. Определение понятия тема. Тема внешняя и внутренняя. Структура тематики. Архетипы и вечные образы. Культурно-исторический аспект тематики. Искусство как самопознание автора. 7. Автор и герой литературного произведения Определение понятия автор. Средства выражения авторской позиции. Категория автора на разных стадиях искусства. Представление о соотношении автора и героя в работах М.М.Бахтина. Субъективное (внутреннее) и объективное (внешнее) в структуре художественного произведения. Самоотчет исповедь; автобиография, биография; лирический герой. Лирический субъект, структура лирического субъекта (по Б.Корману). Характер, тип, сверхтип. Герой и персонаж. Характерное, индивидуальное, типическое в герое (персонаже). 8.Способы характеристики литературного героя (персонажа). Литературный персонаж в тексте. Признаки и свойства персонажа. Диалог и монолог. 9. Пространство и время художественного произведения. Категория пространства в художественном произведении. Характеристики пространства. Категория времени художественного произведения, способы проявления времени в тексте. Взаимосвязь пространства и времени, хронотоп. Пейзаж. Классификация пейзажей (по М.Эпштейну). 10. Понятие о сюжете и фабуле. Определение понятия сюжет в литературоведении 20 века. Обоснование термина фабула. Представление о сюжете и фабуле в статье Б.Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя» Методологическое значение статьи Ю.Лотмана «Сюжетное пространство русского романа» 11. Сюжет, композиция, конфликт. Типы сюжетов в истории литературы. Определение понятия композиция. Уровни композиции. Конфликт как движущая сила сюжета. Соотношение композиции, структуры и конфликта. Локальные и субстанциональные конфликты. 12. Понятие о литературном роде. Родо-видовая специфика текста. Определение понятия род. Эпос. Лирика. Драма. Соотношение субъективного и объективного в структуре родообразующих элементов. 13. Понятие о литературном виде. Определение термина вид. Структурообразующие элементы поэзии и прозы. 14. Жанровое деление литературы. Понятие о литературном жанре. Жанровые системы. Определение понятия жанр. Жанрообразующие черты. Принципы выделения жанров. Жанры в лирике. Жанры в драматургии. Система эпических жанров. 15. Понятие о литературном процессе. Категории литературного процесса (точки зрения ДЛихачева, М. Бахтина, Г.Поспелова). Понятие о типах художественного сознания и направлениях в литературе. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Литература 7.1. Основная литература:
7.2. Дополнительная литература:
7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: www.litkniga.ru www.infoliolib/info/philol./bahtin./4_2html philologos.narod.ru/lotman/apt/ philologos.narod.ru/classics/belinsky1.htm Грамота.ру. Справочно-информативный портал Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Контрольные вопросы к экзамену
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ» ЦЕЛЬ: проверить «остаточные знания» студентов 1 курса очной формы обучения по дисциплине «Теория литературы», изучаемой в 1 семестре. Краткое описание заданий. Задания отражают материал «стержневых» проблем курса «Специфика искусства и художественного образа», «Специфика языка художественной литературы», «Автор и герой в художественном тексте», «Соотношение содержания и формы художественного текста». Работа составлена в 2 вариантах, каждый вариант работы состоит 3 разноуровневых блоков заданий, отражающих основные разделы курса. В ходе выполнения заданий студенты должны уметь
Время выполнения заданий – 40 мин. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК. Оценка «2» – выполнено менее 50 % работы, допущены грубые ошибки в выполнении заданий. Оценка «3» - верно выполнены все задания первого уровня; задания второго уровня содержат не менее 50% правильно определенного материала, допущены ошибки в выполнении заданий третьего уровня. Оценка «4» - верно выполнены все задания первого уровня; задания второго уровня содержат не менее 90% правильно определенного материала и ряд неточностей в объяснении механизмов определения в заданиях второго уровня; допущены логические ошибки в объяснении решения заданий третьего уровня. Оценка «5» – верно выполнены все задания первого уровня; задания второго уровня содержат более 90% правильно определенного материала, допускаются отдельные погрешности; приведены корректные и полные рассуждения при выполнении заданий третьего уровня. 1 вариант 1 уровень (узнавание, представление)
2 уровень (репродуктивное воспроизведение)
Персефона, зерном загубленная, Губ упорствующих багрец. И ресницы твои зазубринами, И звезды золотой венец. (М.Цветаева) 3 уровень (продуктивное воспроизведение)
2 вариант 1 уровень (узнавание, представление)
2 уровень (репродуктивное воспроизведение)
ВодаБлаговолила Литься. Она БлисталаТак чиста, Что не напиться, Не умыться. И это было неспроста. (Л.Мартынов) 3 уровень (продуктивное воспроизведение)
К билету № 3 Найдите превышение языковой нормы повтора фонем, определите архисему повтора: Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. К. Паустовский К билету №4 Определите размер стихотворных отрывков: : На темно-голубом эфире Златая плавала луна; В серебряной своей порфире Блистаючи с высот, она Сквозь окна дом мой освещала И палевым своим лучом Златые окна рисовала На лаковом полу моем. Г.Державин У людей-то в дому – чистота, лепота, А у нас-то в дому – теснота, духота. А у людей-то для щей – с солонинкою чан. А у нас-то в дому – таракан, таракан! Н.Некрасов К билету № 5 Охарактеризуйте употребленные автором виды рифм и способ рифмовки: Каяться мнишь, схиму принять, лбом да о паперть. После глядишь, спереди гладь, белая скатерть. Бога узрел! Сзади одна мелкая сошка. В этом, пострел, благость видна. Так и спасешься. И.Бродский К билету № 6 Охарактеризуйте использованные автором тропы: Дивно устроен свет наш… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. Н.Гоголь К билету №8 Определите принадлежность отрывков к стихотворным системам: Уме недозрелый, плод недолгой науки, Покойся, не понуждай к труду мои руки. А.Кантемир Недорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова. А.Пушкин Прошедшего возвышенный корабль, о время зацепившийся и севший на мель. В.Маяковский К билету №10 Дайте характеристику различным типам пейзажа: Потапов прошел через город, к реке. Над ней висело сизое небо. Между небом и землей наискось летел редкий снежок. По унавоженной дороге ходили галки. Темнело. Ветер дул с того берега, из лесов, выдувал из глаз слезы. К.Паустовский Океан совершенно осатанел. Горы тумана неслись, качаясь на вершинах исполинских валов. Пена взлетала над скалами Рокхилл, будто там непрерывно рвались тяж6елые мины. Хмурое небо перемешалось с водой. Сквозь дикую разноголосицу бури долетали частые тяжелые удары: это океан врывался в подводные пещеры и с ликующим грохотом выбивал оттуда застоявшийся воздух. К. Паустовский К билету № 1 Охарактеризуйте пространственные образы: Извозчик замолчал. Кузьмин закурил, откинулся в глубь пролетки. По поднятому верху барабанил дождь. Далеко лаяли собаки. Пахло укропом, мокрыми заборами, речной сыростью. «Час ночи, не меньше», - подумал Кузьмин. Тотчас где-то на колокольне надтреснутый колокол действительно пробил один удар. «Остаться бы здесь на весь отпуск, - подумал Кузьмин. – От одного воздуха все пройдет, все неприятности после ранения. Снять комнату в домишке с окнами в сад, В такую ночь открыть настежь окна, лечь, укрыться и слушать, как дождь стучит по лопухам». К.Паустовский К билету № 2 Проанализируйте различные типы соотношения авторского и сюжетного времени: Ах, как давно я не был там, сказал я себе. С девятнадцати лет. Жил когда-то в России, чувствовал ее своей, имел полную свободу разъезжать куда угодно, и не велик был труд проехать каких-нибудь триста верст. А все не ехал, все откладывал. И шли и проходили годы, десятилетия. Но вот уже нельзя больше откладывать: или теперь, или никогда. Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня. И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи. Мост был такой знакомый, прежний, точно я видел его вчера: грубо-древний, горбатый, и как будто даже не каменный, и какой-то окаменевший от времени до вечной нерушимости, - гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река не была судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили… И.Бунин К билету №11 Найдите слова, не входящие в активный запас литературного языка. Объясните их функции в тексте: Блажен в златом кругу вельмож Пиит, внимаемый царями. Владея смехом и слезами, Приправя горькой правдой ложь, Он вкус притупленный щекотит И к славе спесь бояр охотит. Он украшает их пиры И внемлет умные хвалы. Меж тем, за тяжкими дверями, Теснясь у черного крыльца, Народ, гоняемый слугами, Поодаль слушает певца. А.Пушкин К билету №9 Сравните образное и смысловое наполнение одинаковых для двух тексов слов: Твои глаза – сапфира два, Два дорогих сапфира. И счастлив тот, кто обретет Два этих синих мира. Г.Гейне (пер. С.Маршака) Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач. Ее глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач. Н.Заболоцкий К билету № 12 Объясните механизм формирования поэтической парадигмы: Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает мадонну Рафаэля. Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери. А.Пушкин К билету №18 Найдите в тексе использованные поэтом тропы; проанализируйте их: Небо и звезды Чисто вечернее небо, Ясны далекие звезды, Ясны, как счастье ребенка; О! для чего мне нельзя и подумать: Звезды, вы ясны, как счастье мое! Чем ты несчастлив, Скажут мне люди? – Тем я несчастлив, Добрые люди, что звезды и небо – Звезды и небо! – а я человек!.. Люди друг к другу Зависть питают; Я же, напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы желал М.Лермонтов К билету № 15 Определите тип строфы. Проанализируйте соотношение содержания и формы: Вяжу одною цепью два катрена Две пары строк в две рифмы облекаю, Вторую пару первой обрамляю Чтобы двойная прозвучала смена. В двойном трехстишье, вырвавшись из плена, Уже свободней рифмы расставляю, Но подвиги, любовь ли прославляю – Число и строй блюду я неизменно. Кто мой отверг строфический закон, Кто счел его бессмысленной игрою Тот не войдет в число венчанной касты. Но тем, кто волшебством моим пленен, Я в тесной форме ширь и глубь открою и в симметрии сглажу все контрасты. А.Шлегель К билету №13 Найдите использованные поэтом фигуры поэтического синтаксиса: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. – Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит. Увы! – он счастия не ищет И не от счастия бежит! – Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой: – А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! М.Лермонтов К билету № 19 Определите стихотворный размер: Летают Валкирии, поют смычки – Громоздкая опера к концу идет С тяжелыми шубами гайдуки На мраморных лестницах ждут господ. Уж занавес наглухо упасть готов, Ещё рукоплещет в райке глупец, Извозчики пляшут вокруг костров… «Карету такого-то!» – Разъезд. Конец. О.Мандельштам. К билету №16 Определите формы психологизма в тексте: Всем было весело, только Соне тяжело и тоскливо на душе. Острый нос ее покраснел от выпитой водки, в голове шумело, сердце больно билось ои обиды, от того, что ее никто не замечает, что всем весело, все в этот вечер влюблены друг в друга, и только в нее никто не влюблен и никто не приглашает танцевать. У Сони задрожал подбородок. Она закусила губу, но и это не помогло. Тогда она сошла с крыльца, еле смогла дойти до березы, нежно белеющей в темноте, привалилась к ней плечом и зарыдала. Ей было стыдно рыданий, она боялась, что услышат, и, чтобы не услышали, зажала в зубы душистый платок. Но ее никто не слышал. «Ну, довольно! – говорила себе Соня, крепко закрывая глаза. – Ну, хватит же! Больше не надо! Нужно идти!» И она хотела идти, откачиваясь от березы, а ноги не держали ее, и идти она не могла. Ю.Казаков |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Рабочая программа дисциплины Введение в языкознание Направление подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... ... |
Рабочая программа учебной дисциплины введение в математику уровень... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа дисциплины статистичекая обработка зоологического... Целями освоения дисциплины «Статистическая обработка зоологического материала» являются |
Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология» Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии |
||
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы черчения и начертательной геометрии» Цель дисциплины «Основы черчения и начертательной геометрии» формирование систематизированных знаний и компетенций в области графических... |
Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации... Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |