Пояснительная записка
Изучение литературного чтения в 1 классе - по 4 ч в неделю, рассчитан на 40 ч.
Курс «Литературное чтение» способен дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение и речь, способность выразить себя в слове – в целом повысить общую культуру человека.
Стратегическая цель курса – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру, живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).
Текущая цель – осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно – эстетического опыта младшего школьника.
Задачи курса:
- овладение речевой письменной коммуникативной культурой, через умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста, через формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения, потребности читать произведения разных видов литературы);
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведения;
- воспитание интереса к чтению и книге, эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе, через понимание художественного произведения как особого вида искусства.
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
Работа по курсу «Литературное чтение» обеспечивается УМК:
1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл..- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Свиридова В.Ю. Учись читать: Пособие по чтению.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
3. Хрестоматия по литературному чтению для 1 кл./ Автор составитель В.Ю. Свиридова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
4. Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 1 кл..- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Календарно-тематическое планирование (40 ч.)
Тема раздела
|
№ урока
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Тип урока
|
Форма контроля
|
Дата
|
План
|
Факт
|
Раздел 1. Границы страны Литературы
(8 часов)
|
1
|
Книга в нашей жизни (по стихотворениям Сережи Морозова, С. Маршака)
|
1
|
Урок открытия новых знаний
|
Текущий
|
|
|
2
|
Герои, созданные фантазией и воображением писателя (по рассказу Д. Биссета «Под ковром»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
3
|
Особенности поэтического текста (по стихотворениям Д. Хармса «Я проснусь…», К. Чуковского «Да здравствует мыло душистое…»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
4
|
Чтение и литература. Лента времени
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
5
|
Научный и художественный тексты: математическая задача и задача Г. Остера
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
6
|
Автор, герой, персонаж (по стихотворениям Б. Заходера «Пошел Сережа в первый класс…», «Я, на все махнув рукой…»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
7
|
Секреты загадок
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
8
|
Литературный герой, его имя, характер (К. Чуковский «Барабек», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Долина рассказов: тайна за тайной
(6 часов)
|
9
|
Главный герой и персонажи в рассказе Льва Толстого «Косточка»
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
10
|
Сюжет произведения. (Рассказы Григория Остера «Середина Сосиски», «Хорошо спрятанная котлета»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
11
|
Художественное и научное описание (по рассказу Н. Сладкова
«Свиристели» и статье из энциклопедического словаря)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
12
|
Автор и его герой (по рассказу Е. Чарушина «Томка»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
13
|
Средства выражения авторского отношения к герою (по стихотворениям Н. Ламма «Червяк», Н. Рубцова «Воробей»
и рассказу М. Горького «Воробьишко»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
14
|
Разгадываем тайну названия рассказа Ю. Коваля «Воробьиное озеро»
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
|
Раздел 3. Сады поэзии: из чего растут стихи
(9 часов)
|
15
|
Поэтическая тайна: шуточная (в стихотворении И. Пивоваровой
«Тайна») и взрослая (в стихотворении Л. Друскина «Беру я вещи в руки осторожно…»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
16
|
Поэтическая чуткость (по рассказу В. Драгунского «Друг детства»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
17
|
Твоя игрушка - живая (по стихотворениям А. Барто)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
18
|
Мир глазами поэтов: Н. Орловой (стихотворение «Дерево-жираф»)
и Л. Друскина (стихотворение «Там ива, опираясь на костыль…»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
19
|
Сказки Дж. Родари
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
20
|
Поэзия в загадках
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
21
|
Поэтическое слово об осени (по стихотворениям А. Пушкина «Осень» (отрывок), К. Бальмонта «Осень», хокку Сико)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
22
|
Прием сравнения в загадках
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
23
|
Характер литературного героя (по фрагментам повести В. Пановой «Сережа»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
|
Раздел 4. Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов)
|
24
|
Законы сказок
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
25-26
|
Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)
|
2
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
27
|
Сказочная область на карте Литературы. Повести Э. Успенского
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
28
|
Поэтические приемы в стихотворениях И. Бунина, В. Берестова и в скороговорках
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
29
|
Законы волшебной сказки
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
30
|
Народные и авторские сказки («Красная Шапочка» в пересказе Ш. Перро, «Бременские музыканты» в пересказе бр. Гримм, «Три поросенка» в пересказе С. Михалкова)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
31
|
Эмоциональный тон произведения (по стихотворению С. Михалкова «Прививка»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
|
Раздел 5. Открытия в литературе и фантазии в науке
(9 часов)
|
32
|
Характер героя в поэзии и в фольклоре (по стихотворениям В. Берестова «Заяц-барабанщик» и Н. Ламма «Заячья любовь»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
33
|
Автор – герой – читатель (по рассказу Е. Чарушина «Волчишко»)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
34
|
Разные жанры литературы (по произведениям К.Ушинского)
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
35
|
Поэзия в рассказе М. Пришвина «Золотой луг»
|
1
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
36-38
|
Мир глазами поэта и ученого (по стихотворениям А. Пушкина «Цветок», А. Толстого «Колокольчики мои…», С. Пшеничных «Прощание», «Рассветает», «И летом, и зимою», В. Берестова «Репей», «Весенняя сказка», Н. Ламма «Зеленый репейник», рассказам К. Ушинского «Утренние лучи», Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?»)
|
3
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
39-40
|
Ложь и фантазия (по рассказам Л. Толстого, В. Драгунского, Н.Носова, стихотворению Р. Сефа)
|
2
|
Комбинированный урок
|
Текущий
|
|
|
Содержание программы по литературному чтению.
1 класс
|
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Аудирование (слушание)
|
Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений.
|
Слушание фольклорных произведений: основная
сюжетная линия.
Характеристика героя сказки (положительный или
отрицательный). Описание героя. Слушание
поэтических произведений: эмоциональное состояние
слушателя.
Слушание прозаических произведений: основной
сюжет, главные герои. Жанры художественных
произведений. Восприятие учебного текста: цель,
осмысление системы заданий.
Восприятие научно популярного текста: основное
содержание (информация).
|
Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.
|
Чтение
|
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации
|
Чтение вслух. Чтение вслух слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение текстов разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение). Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений. Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений
|
Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.
|
Работа с разными видами текста
|
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Виды текста: художественные, учебные, научные. Практическое сравнение различных видов текста.
|
Текст. Текст и набор предложений. Художественный текст. Научный текст. Учебный текст. Отличие художественного текста от научного, фолклорного текста от литературного, стихотворного текста от прозаического. Заголовок в тексте. Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Подбор заголовка текста учащимися класса. Тема текста. Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Главная мысль текста. Обсуждение главной мысли произведения коллективно: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Рассказ но
|
Сравнивать тексты (учебный, художественный, научный): определять жанр. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять смысл заглавия произведения. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста, озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст.
|
Круг детского чтения.
|
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв. (например, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Толстой, К.Бальмонт, К.Ушинский, И.Бунин, М.Горький), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
|
Произведения устного народного творчества. Малые формы устного народного творчества: песенки, потешки, побасенки, скороговорки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки. Классики детской литературы. Классики русской литературы XIX—XX вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказ, сказка, стихотворение. Детские журналы: о природе, художественно развлекательные, художественно публицистические. Темы детского чтения. Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных, Родине, приключения, фантастика.
|
|
Литературоведческая пропедевтика
|
Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись, повтор.
|
Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, потешка, побасенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя.
|
Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры
художественных произведений.
Ориентироваться в литературоведческих понятиях
и терминах (в рамках изученного).
Наблюдать: выделять особенности разных жанров
художественных произведений.
Наблюдать: находить в тексте сравнения, повтор,
звукопись.
|
|