Учебная литература




Скачать 120.59 Kb.
Название Учебная литература
Дата публикации 03.10.2014
Размер 120.59 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Пояснительная записка
Изучение литературного чтения в 1 классе - по 4 ч в неделю, рассчитан на 40 ч.

Курс «Литературное чтение» способен дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение и речь, способность выразить себя в слове – в целом повысить общую культуру человека.

Стратегическая цель курса – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру, живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Текущая цель – осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно – эстетического опыта младшего школьника.

Задачи курса:

- овладение речевой письменной коммуникативной культурой, через умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;

- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста, через формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения, потребности читать произведения разных видов литературы);

- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведения;

- воспитание интереса к чтению и книге, эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе, через понимание художественного произведения как особого вида искусства.
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
Работа по курсу «Литературное чтение» обеспечивается УМК:

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл..- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Свиридова В.Ю. Учись читать: Пособие по чтению.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

3. Хрестоматия по литературному чтению для 1 кл./ Автор составитель В.Ю. Свиридова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

4. Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 1 кл..- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».


Календарно-тематическое планирование (40 ч.)

Тема раздела

урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Форма контроля

Дата

План

Факт

Раздел 1. Границы страны Литературы

(8 часов)

1

Книга в нашей жизни (по стихотворениям Сережи Морозова, С. Маршака)

1

Урок открытия новых знаний

Текущий







2

Герои, созданные фантазией и воображением писателя (по рассказу Д. Биссета «Под ковром»)

1

Комбинированный урок

Текущий







3

Особенности поэтического текста (по стихотворениям Д. Хармса «Я проснусь…», К. Чуковского «Да здравствует мыло душистое…»)



1

Комбинированный урок

Текущий







4

Чтение и литература. Лента времени

1

Комбинированный урок

Текущий







5

Научный и художественный тексты: математическая задача и задача Г. Остера

1

Комбинированный урок

Текущий







6

Автор, герой, персонаж (по стихотворениям Б. Заходера «Пошел Сережа в первый класс…», «Я, на все махнув рукой…»)

1

Комбинированный урок

Текущий







7

Секреты загадок


1

Комбинированный урок

Текущий







8

Литературный герой, его имя, характер (К. Чуковский «Барабек», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»)

1

Комбинированный урок

Текущий































Раздел 2. Долина рассказов: тайна за тайной

(6 часов)

9

Главный герой и персонажи в рассказе Льва Толстого «Косточка»

1

Комбинированный урок

Текущий







10

Сюжет произведения. (Рассказы Григория Остера «Середина Сосиски», «Хорошо спрятанная котлета»)

1

Комбинированный урок

Текущий







11

Художественное и научное описание (по рассказу Н. Сладкова

«Свиристели» и статье из энциклопедического словаря)

1

Комбинированный урок

Текущий







12

Автор и его герой (по рассказу Е. Чарушина «Томка»)

1

Комбинированный урок

Текущий







13

Средства выражения авторского отношения к герою (по стихотворениям Н. Ламма «Червяк», Н. Рубцова «Воробей»

и рассказу М. Горького «Воробьишко»)

1

Комбинированный урок

Текущий







14

Разгадываем тайну названия рассказа Ю. Коваля «Воробьиное озеро»

1

Комбинированный урок

Текущий










Раздел 3. Сады поэзии: из чего растут стихи

(9 часов)

15

Поэтическая тайна: шуточная (в стихотворении И. Пивоваровой

«Тайна») и взрослая (в стихотворении Л. Друскина «Беру я вещи в руки осторожно…»)

1

Комбинированный урок

Текущий







16

Поэтическая чуткость (по рассказу В. Драгунского «Друг детства»)

1

Комбинированный урок

Текущий







17

Твоя игрушка - живая (по стихотворениям А. Барто)

1

Комбинированный урок

Текущий







18

Мир глазами поэтов: Н. Орловой (стихотворение «Дерево-жираф»)

и Л. Друскина (стихотворение «Там ива, опираясь на костыль…»)

1

Комбинированный урок

Текущий







19

Сказки Дж. Родари

1

Комбинированный урок

Текущий







20

Поэзия в загадках

1

Комбинированный урок

Текущий







21

Поэтическое слово об осени (по стихотворениям А. Пушкина «Осень» (отрывок), К. Бальмонта «Осень», хокку Сико)

1

Комбинированный урок

Текущий







22

Прием сравнения в загадках

1

Комбинированный урок

Текущий







23

Характер литературного героя (по фрагментам повести В. Пановой «Сережа»)

1

Комбинированный урок

Текущий










Раздел 4. Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов)

24

Законы сказок

1

Комбинированный урок

Текущий







25-26

Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)

2

Комбинированный урок

Текущий







27

Сказочная область на карте Литературы. Повести Э. Успенского

1

Комбинированный урок

Текущий







28

Поэтические приемы в стихотворениях И. Бунина, В. Берестова и в скороговорках

1

Комбинированный урок

Текущий







29

Законы волшебной сказки

1

Комбинированный урок

Текущий







30

Народные и авторские сказки («Красная Шапочка» в пересказе Ш. Перро, «Бременские музыканты» в пересказе бр. Гримм, «Три поросенка» в пересказе С. Михалкова)

1

Комбинированный урок

Текущий







31

Эмоциональный тон произведения (по стихотворению С. Михалкова «Прививка»)

1

Комбинированный урок

Текущий










Раздел 5. Открытия в литературе и фантазии в науке

(9 часов)

32

Характер героя в поэзии и в фольклоре (по стихотворениям В. Берестова «Заяц-барабанщик» и Н. Ламма «Заячья любовь»)

1

Комбинированный урок

Текущий







33

Автор – герой – читатель (по рассказу Е. Чарушина «Волчишко»)

1

Комбинированный урок

Текущий







34

Разные жанры литературы (по произведениям К.Ушинского)

1

Комбинированный урок

Текущий







35

Поэзия в рассказе М. Пришвина «Золотой луг»

1

Комбинированный урок

Текущий







36-38

Мир глазами поэта и ученого (по стихотворениям А. Пушкина «Цветок», А. Толстого «Колокольчики мои…», С. Пшеничных «Прощание», «Рассветает», «И летом, и зимою», В. Берестова «Репей», «Весенняя сказка», Н. Ламма «Зеленый репейник», рассказам К. Ушинского «Утренние лучи», Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?»)

3

Комбинированный урок

Текущий







39-40

Ложь и фантазия (по рассказам Л. Толстого, В. Драгунского, Н.Носова, стихотворению Р. Сефа)

2

Комбинированный урок

Текущий









Содержание программы по литературному чтению.

1 класс

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Аудирование (слушание)

Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений.

Слушание фольклорных произведений: основная

сюжетная линия.

Характеристика героя сказки (положительный или

отрицательный). Описание героя. Слушание

поэтических произведений: эмоциональное состояние

слушателя.

Слушание прозаических произведений: основной

сюжет, главные герои. Жанры художественных

произведений. Восприятие учебного текста: цель,

осмысление системы заданий.

Восприятие научно популярного текста: основное

содержание (информация).

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.



Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации

Чтение вслух. Чтение вслух слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение текстов разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение). Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений. Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений


Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Работа с разными видами текста

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Виды текста: художественные, учебные, научные. Практическое сравнение различных видов текста.

Текст. Текст и набор предложений. Художественный текст. Научный текст. Учебный текст. Отличие художественного текста от научного, фолклорного текста от литературного, стихотворного текста от прозаического. Заголовок в тексте. Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Подбор заголовка текста учащимися класса. Тема текста. Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Главная мысль текста. Обсуждение главной мысли произведения коллективно: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Рассказ но

Сравнивать тексты (учебный, художественный, научный): определять жанр. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять смысл заглавия произведения. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста, озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст.

Круг детского чтения.

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв. (например, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Толстой, К.Бальмонт, К.Ушинский, И.Бунин, М.Горький), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.


Произведения устного народного творчества. Малые формы устного народного творчества: песенки, потешки, побасенки, скороговорки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки. Классики детской литературы. Классики русской литературы XIX—XX вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказ, сказка, стихотворение. Детские журналы: о природе, художественно развлекательные, художественно публицистические. Темы детского чтения. Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных, Родине, приключения, фантастика.




Литературоведческая пропедевтика

Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись, повтор.

Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, потешка, побасенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя.

Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры

художественных произведений.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях

и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных жанров

художественных произведений.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, повтор,

звукопись.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная литература icon Учебная литература
«Азбука. 1кл.», Нечаева Н. В., Белорусец К. С., Учебная литература»: Изд дом «Фёдоров»,2012г
Учебная литература icon Рабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Учебная литература icon Рабочая учебная программа Литература 5 9, 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Учебная литература icon Рабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Учебная литература icon Литература по русскому языку для 7-9 классов Учебная литература
Электронное пособие” Шкатулка”, сборник текстов для иностранцев, изучающих русский язык
Учебная литература icon Семинар-практикум для родителей
Демонстрационный материал: Игрушки-самоделки на повышение мотивации к занятиям, развивающие игры на развитие мелкой моторики, литература...
Учебная литература icon Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...
Учебная литература icon Рабочая учебная программа литература
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Учебная литература icon Учебник Автор учебника
Учебная литература для реализации общеобразовательных программ в мобу сош с. Первомайское на 2013-2014 учебный год
Учебная литература icon Учебная литература
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с. Верхнеяркеево муниципального района...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции