Скачать 58.14 Kb.
|
Женщины в трагической судьбе Григория Мелехова Урок для учащихся 11 класса Курова Т. П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 с. Александров-Гай Саратовской области Цели урока: образовательная: проследить судьбы шолоховских героинь; определить место женских образов в сюжетно-композиционной структуре романа, в судьбе главного героя – Григория Мелехова; развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся: умение анализировать, обобщать, делать выводы. воспитательная: показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, любовь, семья, дети. Оборудование: 1.Презентация. 2.Иллюстрации О. Верейского к роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». 3.Кадры из к/ф С. Герасимова «Тихий Дон». 4.Портрет М. А. Шолохова. Ход урока 1.Вступительное слово учителя. - Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания стихотворения Эдуарда Асадова «Любовь, Измена и Колдун». Чтение стихотворения. - О чем же пойдет разговор сегодня на уроке? (Ответы учащихся) - Да, о женщине, родившейся из любви и измены, радости и горя, верности и злости, доброты и дурмана, чистой правды и подлого обмана, мы поведем наш разговор. На прошлом уроке мы говорили о трагической судьбе Григория Мелехова, который ни на стороне красных, ни на стороне белых не нашел общей правды, но его трагедия носит еще и личный характер: он любил двух женщин. Скажите, кто из героинь оставил след в душе и сердце главного героя? - Итак, тема сегодняшнего урока – «Женщины в трагической судьбе Григория Мелехова». Мы поговорим об Аксинье и Наталье, проследим их судьбы, определим место в сюжетно-композиционной структуре романа, в судьбе главного героя – Григория Мелехова, а также ответим на вопрос, какие вечные ценности жизни утверждаются Шолоховым в романе. 2.Сообщение об Аксинье, сопровождаемое презентацией (индивидуальное задание). - О каких женщинах говорит Митя Карамазов – герой романа Достоевского: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»? - Какая же она, Аксинья, в начале романа? Прослушаем сообщение. 3.Анализ образа Аксиньи. - Почему связь Аксиньи и Григория вызывает злорадство у казаков и женщин, ведь в хуторе были привычными связи казаков с жалмерками? Зачитайте отрывок и ответьте на поставленный вопрос.(Ч. I, гл. 12) -Итак, жителей хутора раздражало то, что связь свою Григорий и Аксинья не прятали, а также было понятно, что здесь не просто связь, а что-то гораздо большее. А все непривычное вызывало отрицательное отношение у казаков. Аксинья разрушает семью Григория и Натальи. Понятие развод даже не существовало в казачьем словаре. Семья благословлялась Богом! А Аксинья вмешалась в нерасторжимое. Этого ей простить не могли. - Какими словами Шолохов выражает свое отношение к этой любви? («Не лазоревым алым цветком …», ч. I, гл. 10) - Счастье Аксиньи с Григорием было недолгим. Что их разлучило? Как сложилась судьба Аксиньи после ухода Григория? - Таким образом, Аксинья прожила жизнь без семьи, без детей. Григорий – единственное, что у нее есть; Аксинья – образец самопожертвования в любви. - Как изменилась Аксинья в конце романа? - Итак, Аксинья теперь живет молитвой за Григория, почти узнала счастье материнства, когда после смерти Натальи и Ильиничны обнимала «прижавшихся к ней с обеих сторон притихших детишек родного ей человека», когда после ухода Григория взяла их к себе. Но когда Аксинья по зову Григория покидает детей, потому что ее жизнь без Григория немыслима, так же как и его без Аксиньи, она погибает. Противопоставляется ей Наталья. 3.Сообщение о Наталье с презентацией (индивидуальное задание). - Прежде чем начать разговор о Наталье, обратимся к словам народной песни: Судьба моя, разнесчастная судьба, На что, судьба, на свет меня создала, Никакой же радости мне не дала, Больше печали, горя придала. - Кажется, именно из уст Натальи должна прозвучать эта песня, когда мы знакомимся с героиней в начале ее семейной жизни. Сообщение ученика 5.Анализ образа Натальи. - Почему Наталья возвращается в дом Мелеховых? В доме Мелеховых Наталья обретает союзников в борьбе за свою семью в лице свекра, Ильиничны, Дуняшки и даже Петра, у которого совсем другая жена. - Чем было для Натальи пребывание в доме Мелеховых? Рождение дружбы с Дуняшей, которая делится с ней своими секретами, с Ильиничной, у которой учится мудрости и которая всегда на стороне любимой снохи, ожидание встречи с мужем, молитвы за него. Среди этих ожиданий возникает сцена в Ягодном, диалог с Аксиньей. (Чтение эпизода, ч.III, гл.19) - Как изображены соперницы? (Ответы учащихся.) - Посмотрите на иллюстрацию О. Верейского и кадр из фильма Герасимова, которые изображают эту сцену. Что удалось передать художнику и режиссеру? - А каковы последствия этого разговора, где Аксинья спекулирует ребенком? (Умирает дочка Аксиньи и Григория, связь с Листницким, разрыв с Григорием.) - И еще раз придет Наталья к Аксинье? Когда? Чем отличается эта сцена от первой? (Ч. VII, гл.16) Если в первую встречу Наталья жалкая, просящая, то обретя семью, приходит уже не за милостью, а чтобы отстоять свои права, просящей становится Аксинья. - Чем была вознаграждена Наталья за чистоту, верность, преданность, стремление сохранить семью? (Ответы учащихся.) Награда - двое чудесных детей. В этих детях Григорий уже с ней. Через детей Наталья вошла в душу Григория. В мире идет война, кругом страдания, а Шолохов рисует удивительную сцену – молчаливый диалог Григория и Натальи. (Ч. VII, гл. 8). Прокомментируйте эту сцену. - Таким образом, эта сцена – сцена прощания, хотя о прощании не сказано ни слова. Эту сцену можно назвать кульминацией в отношениях Григория и Натальи. Наталья побеждает разлучницу талантом верности, терпения. - Если путь Аксиньи – это путь самопожертвования в любви, то что представляет собой путь Натальи? Путь Натальи – путь к созданию семейного гнезда, дома, и в этом ее сила. - Когда и почему погибает Наталья? (Ответы учащихся) Таким образом, Наталья «полагалась на совесть» Григория, а он ее надежд не оправдал. Решив убить еще не рожденного ребенка, она тем самым изменяет себе: разрушает свою семью, свое гнездо. - Раскаялась ли Наталья перед смертью? Прочитайте ее диалог с Мишаткой (ч.VII, гл. 17). Может, ее послание мужу через Мишатку говорит о ее раскаянии и прощении Григорию? - Подводя итог, скажите, воплощением чего являются Аксинья и Наталья? Ответы учащихся - Но есть в судьбе Григория еще одна женщина, которая также играет важную роль в жизни главного героя, это его мать. Какую роль играет Ильинична? (Ч.VIII, гл. 1-3, эпизод «В ожидании сына») Образом Ильиничны Шолохов показал силу материнской любви. А как объяснить то, что она смирилась с Аксиньей, которая явилась причиной смерти Натальи? С Мишкой Кошевым, который убил ее сына? Что это: предательство по отношению к близким, родным людям или что-то другое? (Ответы учащихся) Этим примирением Шолохов показал, насколько же велико желание Ильиничны, чтобы все в доме было мирно. Для нее главное, чтобы дети не остались сиротами, и это важное условие для новой жизни, поэтому она примиряется с теми, кто виновен в гибели ее близких. 6.Итог урока. - Итак, какой же должна быть женщина? Воплощением порочной красоты, самопожертвования в любви, как Аксинья? Гулящей, живущей в свое удовольствие, как Дарья? Чистой, преданной семье, дому, детям, верной мужу, как Наталья? Воплощением материнской любви и всепрощения ради мира в семье, как Ильинична? С какой бы из них был по-настоящему счастлив Григорий? (Ответы учащихся) 7.Домашнее задание: составить план к сочинению «Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Литература 1.Бирюков Ю. Художественные открытия М. Шолохова. – М., 1976. 2.Душкина О.Ю.- Семья как хранилище нравственности. По роману М. Шолохова «Тихий Дон». – Литература в школе, № 3, 2001г. 3.Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. для учащихся 11 кл. сред. шк. В 2 ч. / Л.А. Смирнова, А.М. Турков, А.М. Марченко и др.; сост. Е.П. Пронина; под ред. Ф. Ф. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1994. 4.Хаврук И. И. – Раскрытие характеров Аксиньи и Натальи в «Тихом Доне» Михаила Шолохова. – Литература в школе, № 6, 2003 г. 5.Чалмаев В.А. – Спасение семейного гнезда – идея жизни Натальи Мелеховой. – Литература в школе, № 9, 2004 г. |
Урок-беседа Григория Мелехова с судьбой русского общества, доказать неизбежность трагедии жизни главного героя |
План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема Цель: дать представление о личности А. С. Грибоедова и его трагической судьбе; проследить историю создания комедии «Горе от ума» |
||
20080520 «Здоровье надо созидать». Стенограмма стр Так получилось, что к нам приехал очень дорогой для нас гость Евгений Васильевич Токарев – адвокат Григория Петровича Грабового,... |
Урок литературы по проектной методике 7 класс. Тема: Н. А. Некрасов.... Тема: Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины |
||
Тайная книга женщины Соединяясь, два жизненных начала — мужское и женское — рождают любовь. Взаимопроникновение, слияние, как естественное проявление... |
Сергей Борисович Бузиновский Ольга Ивановна Бузиновская ро (о загадочной судьбе Роберта Бартини) «Ольга и Сергей Бузиновские. Ро (о загадочной судьбе Роберта Бартини)»: Оранта; Барнаул; 1994 |
||
Шон Бурн Гендерная психология «Почему должно измениться распределение семейных обязанностей?», «Кто и в чем способней: женщины или мужчины?», «Каковы ограничения,... |
Св. Григория Богослова б лажен, кто ведет пустынную жизнь, не смешивается Я с большим вниманием и все возрастающим интересом прочел книгу о. Иеромонаха Илариона (Алфеева) о святом Григории Богослове |
||
1. Прогноз Григория Грабового по ситуации с президентом РФ б. Н.... Приложение (C). Опубликованные прогнозы о политических, экономических и социальных событиях с полным подтверждением |
План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь... Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |