Необходимое оборудование, программное обеспечение




Скачать 48.37 Kb.
НазваниеНеобходимое оборудование, программное обеспечение
Дата публикации03.10.2014
Размер48.37 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Заявка на участие во II открытой региональной научно-практической конференции «Повышение качества образования –важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности школьников»




Ф.И.О. автора доклада

Школа/район

Язык защиты проекта

секция

Тема доклада

Необходимое оборудование, программное обеспечение

1.

Ратке Наталья Анатольевна

Боровская средняя школа им.А.Чутаева, Мендыкаринского района

русский

Русский язык и литература

Метод «Шесть шляп мышления» как средство активизации познавательной активности обучающихся на уроках литературы

Интерактивная доска


МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» КАК СРЕДСВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Ратке Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы

средней школы им.А.Чутаева с.Боровское,

Мендыкаринского района,

специалист высшего уровня квалификации

высшей категории
Ни для кого не секрет, что современных школьников очень сложно чем-то удивить, заинтересовать. Большой проблемой является то, что дети не читают объемных произведений. Очень сложно в таких условиях организовать продуктивную работу класса над образами героев произведений, так как многие учащиеся не знакомы с текстом или знакомы с ним лишь поверхностно. На мой взгляд, самым полезным и эффективным в этом случае является организация работы с конкретным текстом, в котором представлены самые важные для раскрытия образа героя данные, приводится цитатная характеристика.

На своих уроках я использую разнообразные методы активного обучения учащихся. Продуктивными приемами являются следующие: «Рукописный журнал», «Газета», «Морфологическая таблица», создание «Карты времени» и другие, но излюбленным приемом является «Шесть шляп мышления», с помощью которого учащимся гораздо проще высказать свои мнения, предположения. Тем более, что большинство подростков иногда стесняются высказывать свои мысли.

Автором метода является Эдвард де Боно. «Шесть шляп мышления» – это своеобразная техника мозгового штурма, с помощью которой можно рассматривать вопрос с разных точек зрения. Когда ученик или группа «примеряют» шляпу, они начинают мыслить в определенном русле, как бы говорить от лица шляпы. Это снимает напряжение, раскрепощает учащихся, дает им некую свободу. Идеально, когда ученики знают суть вопроса, отлично владеют текстом, тогда работа идет очень качественно и интересно.

В случае, когда не все ученики глубоко знают текст, я предлагаю им подготовленный мною содержательный текст по рассматриваемому вопросу, например: «Странный человек Печорин» в 9 классе по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Предварительно на уроках мы работаем по роману, используем иллюстрации, видеофрагменты из фильмов по произведению, что тоже значительно расширяет их понимание образа Печорина в данном случае. Группы получают абсолютно одинаковые материалы для работы.

Кроме того, каждая группа получает символическую шляпу определенного цвета, а следовательно, роль, направление мышления.

«Белая шляпа» – это группа, которая готовит достаточно сухую и точную информацию, представленную в виде схемы, таблицы, кластера. Задача ребят - выбрать самое главное, полезное, что нужно знать о герое (Кто он? Чем занимается? Как выглядит? Как ведет себя с людьми? Что с ним происходит?). Они оперируют только фактами, приводят только точные данные и цитаты.

«Красная шляпа» – группа, которая старается очень эмоционально преподнести информацию о ярких событиях героя, о его хороших или скверных поступках. Ребятам нужно быть яркими, непредсказуемыми. Чаще всего это у них получается. Результат их работы – привлекательное мнение, лучшие цитаты о герое, озвученные как можно более эмоционально.

Самая сложная роль – роль «Черной шляпы», так как учащимся приходится быть пессимистами. Они должны аргументировано доказывать, что герой произведения (Печорин) – самый плохой человек на земле, никакой он не герой времени, не способен на хорошие, искренние поступки.

«Желтая шляпа» – это позитив, ребята старательно находят малейшие светлые стороны в характере, поступках героя, говорят о его искренней любви к княгине Вере, о его мыслях, в которых герой размышляет о своем противоречивом внутреннем мире.

«Зеленая шляпа» – самая любимая моими учениками, так как это самая творческая группа, создающая всегда что-то интересное. Они преподносят самые неожиданные идеи, высказывают предположения, чаще всего в оригинальной форме. Работая на данном уроке, ребята написали частушки о Печорине и исполнили их. На других уроках группа «Зеленой шляпы» (учащиеся всегда разные) разыграла целый спектакль из небольших действий по рассказам Чехова, на уроке по «Слову о полку Игореве» дети создали современное музыкальное произведение - рэп, очень часто составляют синквейны, карты развития личности героя (например, Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»).

Еще одна важная роль на подобном уроке – роль «Синей шляпы». Участники группы являются как бы дирижерами, организаторами работы всех групп. Во время мозгового штурма групп, представители «Синей шляпы» передвигаются по кабинету, подсказывают, если есть необходимость, корректируют деятельность одноклассников, наблюдают за тем, как идет работа, кто проявляет наибольшую активность. После того, как каждая группа представит свою работу, «Синяя шляпа» анализирует ход работы, отмечает положительные моменты, дает рекомендации, пожелания.

По мнению Эдварда де Боно, любая проблема вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать разнообразные варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Поиск решения становится более очевидным, если его упорядочить, придать ему направление. После того, как все «шляпы» выступят, совместно оформляются выводы, и класс приходит к общему мнению по теме урока.

Прием может быть использован по-разному, в зависимости от цели урока, от той проблемы, которую предстоит исследовать. Можно, надевая мысленно шляпы разного цвета, находить разные решения вопроса, рассматривать его с разных позиций. В результате использования приема «Шесть шляп мышления» моим учащимся удалось по-новому взглянуть на сам процесс обучения, получить возможность быть на уроке русской литературы активными участниками.

Список использованной литературы:

  1. Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно [электронный ресурс] URL: http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html

  2. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. Мн.: Питер, 2001, -245 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Необходимое оборудование, программное обеспечение iconАрсений Потапов Викас, Aуровиль
Сборка персональных компьютеров, техническая поддержка, оборудование/программное обеспечение

Необходимое оборудование, программное обеспечение iconПрограмма «Актуальные проблемы перевода (иберо-романистика)» Квалификация (степень)
Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное...

Необходимое оборудование, программное обеспечение icon«Математическое и программное обеспечение планирования и управления...
Специальность 010503 “Математическое обеспечение и администрирование информационных систем”

Необходимое оборудование, программное обеспечение iconКонспект лекций для студентов пятого курса специальности 220400 Программное...
Данный конспект лекций составлен для студентов четвёртого курса специальности “Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных...

Необходимое оборудование, программное обеспечение iconОбразовательная программа государственного бюджетного образовательного...
Учебный план, пояснительная записка к нему, программное и учебно-методическое обеспечение учебного плана

Необходимое оборудование, программное обеспечение iconМетодические указания к дипломному проектированию для студентов специальности...
...

Необходимое оборудование, программное обеспечение iconМосковский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Факультет...
Изложение проиллюстрировано большим количеством программных примеров. Пособие рекомендуется для студентов, аспирантов и преподавателей...

Необходимое оборудование, программное обеспечение iconРабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными...
Для профиля "Программное обеспечение и администрирование информационно-вычислительных систем и сетей"

Необходимое оборудование, программное обеспечение iconРабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными...
Для профиля "Программное обеспечение и администрирование информационно-вычислительных систем и сетей"

Необходимое оборудование, программное обеспечение iconРабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными...
Для профиля "Программное обеспечение и администрирование информационно-вычислительных систем и сетей"

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции