Скачать 1.26 Mb.
|
Не хватает № 2, 4 (кратко), 24, 27, 39, 41, 45, 51, 52, 55, 66, 67, 68 Билет №1 Значение слова «образ». Образ как эстетическая категория. Образы фактографические и иллюстративные. Образ есть продукт деятельности познавательных механизмов человека(органов чувств, мозга). Он является результатом воздействия объекта на органы чувств. По Спиркину: целостный образ есть восприятие. Понятие – форма мышления, в которой отражаются наиболее существенные отношения предметов в их развитии. Понятия объективны по своему содержанию и универсальны по форме. Как и понятие, художественный образ выполняет познавательную функцию, но содержащееся в нем знание субъективно, окрашено авторской позицией. Человек познает мир благодаря чувственному познанию и логике. Восприятие – это отражение предметов и явлений, воздействующих на органы чувств. При восприятии очень важен прошлый опыт («осознанное восприятие» - Лейбниц). Представление (образ) – это отражение в сознании предметов в их целостности; они в данный момент не воздействуют на наши чувства (определение Чернец). Представление крайне неустойчиво; оно различается по степени яркости и способно исчезнуть+ напрямую зависит от установки личности (исходя из прошлого опыта). В философии образ – любое отображение мира в сознании человека (понятийное и чувственное) В психологии образ – синоним представления, т.е. мысленное созерцание предмета в его целостности В эстетике образ – воспроизведение целостности предмета в опред. системе знаков Образы воспроизводят жизнь в ее отдельных явлениях, в взаимопроникновении индивидуальных и общих черт. Иллюстративные образы лишены эмоциональной выразительности, для изображения выбираются типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей. Фактографические образы изображают явления ради их неповторимой индивидуальности. (к БИЛЕТУ 2) Художественный образ (ХО) – разновидность образа вообще; это рез-тат освоения человеком окружающей действительности. Это - категория эстетики, которая характеризует результат осмысления автором какого-либо явления, процесса того или иного искусства. Особенности ХО: 1)имеет типическое значение (т.е.несет в себе обобщение) а) репрезентативный характер – выделяются какие-то черты реального предмета б) символический (хар-но для лирики) 2)он экспрессивен, т.е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету (здесь эмоциональной оценкой для автора служит та или иная эстетическая категория – героизация, романтизация, драматизация пр.) 3) он самодостаточен, т.е. он есть форма выражения содержания в искусстве Образ может быть фактографическим, т.е.детально воспроизводящим предмет(фотопортрет) и иллюстративным, т.е основанном на вымысле. Их ценность состоит не в претварении жизненного материала; они показывают явления такими, какими они были в действительности. Виды образа: 1)образ-персонаж (живописный портрет +рассуждение персонажа) 2)образ-представление (персонажем здесь выступает не только человек, но и жив-е, предмет, ветер и пр.) 3)голос (первичный субъект речи) Билет 3. Античные теории искусства как подражания (Платон, Аристотель) Теория подражания (мимесиса) возникла в античности как первый образец рассмотрения художественного творчества с познавательной точки зрения. Она была разработана Платоном и Аристотелем. Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Поэзия, например, может подражать истине и благу. Однако обычно искусства ограничиваются подражанием предметам или явлениям материального мира, и в этом Платон усматривал их ограниченность и несовершенство, ибо сами предметы видимого мира он понимал лишь как слабые «тени» (или подражания) мира идей. Собственно эстетическая концепция мимесиса принадлежит Аристотелю. Цель мимесиса в искусстве, по Аристотелю, – приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания предмета. Аристотель в «Поэтике» писал о подражании как о сущности и цели поэзии. По Аристотелю люди тем «отличаются от остальных живых существ, что склонное всех к подражанию»; первые познания приобретаются путем подражания, результаты которого «всем доставляют удовольствие». Аристотель одним из первых разделил поэзию на роды, исходя из их миметической сущности искусства: так, эпическая, лирическая и драматическая поэзия различаются в средстве, предмете и способе подражания («тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают»). Подражать можно, «рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер» (=> эпическая поэзия), или вести рассказ от своего же лица, не заменяя себя другим (лирическая поэзия), или же представляя всех изображаемых лиц, как действующих и деятельных (драматическая поэзия). Теория подражания уязвима ив том, что предполагает полную зависимость создателя произведения от познаваемого предмета: автор мыслится как нейтрально-пассивный. Билет 4 (КРАТКО). Антропоцентризам иск-ва, несовпадение предметов изобр-я и познания. Специфика пейзажа, изобр-я вещей, животных в лит-ре. О видах худ. образа. Обобщенно-преувеличенные представления первобытных людей отличались той или иной фантастичностью. ]характерной чертой был антропоморфизм. Люди осознавали жизнь природы по сходству со своей. Отсюда образы на основе олицетворения, наделения человеческими способностями и гиберболы. Антропоцентризм иск-ва, т.к. предмет познания – прежде всего чел.-к несовп-е м\ду предметом изобр-я и познания: даже если речь, например, идет о пейзаже, он связан с чел. состоянием. Вторичная условность – персонажами могут быть вещи, животные; но подразумевается все равно чел-к. Виды: 1) образ-персонаж (не только чел-к) (рассуждение) 2) образ-представление (чел-к, приравненный к вещи, портрет) (описание) 3) голос (первичный субъект речи). Билет 5. Эстетическая природа искусства и его связь с другими формами общественного сознания. Эстетизм. Эстетика (изначально) – наука о прекрасном; в современном понимании – наука, изучающая сферу ценностного отношения человека к миру и его художественную деятельность. «Эстетическое» в переводе с греч. - чувственно воспринимаемое. Эстетическая деятельность – это созерцание единичных предметов, которые постигаются как нечто завершенное и целостное; при этом эстетическое чувство не связано с категорией пользы и предполагает наличие эстетической дистанции. Эстетическое имеет два аспекта: предметный и эмоциональный. В сферу эстетического входят и особого рода переживания и их объективные предпосылки, определенные свойства предметов. В середине XVIII в. эстетическое стало объектом специальной научно-философской дисциплины – эстетики. Ее основатель, немецкий философ А. Баумгартен, автор двухтомного трактата на латыни «Эстетика» (1750, 1758), охарактеризовал эстетику как учение о совершенстве чувственного познания, противостоящего логическому. Предмет эстетики – чувственно воспринимаемые образы, а не абстракции; основное понятие – прекрасное. Сфера прекрасного – чувственная видимость. Высшая форма эстетического – художественное. НО: эстетическое шире художественного, так как включает и внехудожественную реальность. В эстетике явления оцениваются в эстетических категориях: аполлоническое и диониссийское, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Эстетическое не может быть отождествлено с гедонистическим (наука о наслаждении), логическим, этическим. Эстетика выделяется в ряду форм общественного сознания: Политики, этики, религии, науки, права. Эстетизм – абсолютизация эстетического, возвышение эстетических ценностей над всеми другими, зачастую при исключении этического. Соотношение эстетического и этического – изменчивая категория. Немецкая эстетика: только в эстетическом состоянии человеческая природа проявляется в чистоте и непосредственности. Шеллинг: «добро, которое не есть красота, не есть также и абсолютное добро». Начало XX века: разрыв с этическим в пользу эстетики. Ницше: «существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен». Преодоление эстетизма: С.Н. Булгаков придавал огромное значение эстетическим эмоциям («благодаря красоте у человека вырастают крылья, он чувствует себя не комком материи или двуногой обезьяной, но бесконечным духом, питающимся абсолютным и божественным»), но выступал против культа эстетического и игнорирование иных ценностей: «Эстетические восприятия пассивны: они не требуют подвига, напряжения воли, они даются даром, а то, что дается даром, способно «развращать». Бахтин: «эстетическое видение» оправданно и насущно, поскольку не претендует быть «философским видением единого и единственного рая». Билет №6 И.Кант о «суждении вкуса» и об искусстве. Работа И.Канта «Критика эстетической способности суждения» Суждение вкуса – не познавательное, а эстетическое суждение (только субъективно). Чувство – это то, что всегда должно оставаться субъективным, и оно не может составить представление о предмете (оно основано на понятиях, которые не являются целью). Прекрасное должно зависеть от рефлексии о предмете, а приятное полностью основано на ощущении. Прекрасное нравится непосредственно, а доброе рассматривается разумом(доброе – это способность желания, определенная разумом). Прекрасное и доброе связаны с интересом к своему предмету. Они обозначают различные отношения представления к чувству удовольствия и неудовольствия, т. е. прекрасное – то, что просто нравится, а доброе – то, в чем видят объективную ценность. Во всех видах изобразительного искусства основой для склонности вкуса является не то, что радует в ощущении, а то, что нравится только своей формой. Суждение является эстетическим потому, что оно основывается не на понятии, а на внутреннем чувстве. Только из наличия общего вкуса может быть выведено суждение вкуса. По поводу искусства: пение человека надоедает больше, чем пение птиц, т.к. последнее нельзя свести к каким-либо правилам, в отличие от первого, которое надоедает. Вывод: искусство человека ограничено правильностью изображения и исчерпаемо, в отличие от природы, которая неправильна. Правильность должна выражать единство созерцания. Гений дает искусству правила; он – творящая природа, является оригинальным, невоспроизводимым Билет № 7. Свойства слова-знака (по Соссюру). Три измерения семиозиса (по У. Моррису). Знаковые системы («коды») в художественной литературе. Семиотика – наука о знаках и знаковых системах. По Соссюру, язык – система знаков, знак – двусторонняя единица, единство означающего и означаемого, связанных условной связью. Он подчеркивает следующие свойства:
Моррис – 3 группы знаков:
С точки зрения семиотики, художественный образ может быть определен как иконический знак. Три измерения семиотики по Моррису:
По Лотману, искусство – и моделирующее, и семиотическое. Искусство как семиотическая система. Моделирующая: худ. Пр-е и действительность. Знаковая: худ. Пр-е и читатель Познавательная функция Коммуникативная функция «Истина и ложь в искусстве» «Понятность-непонятность» Знаковые системы: знак обретает значимость в сиcтеме à для адекватной интерпретации необходимо понимать всю знаковую систему (пример – средневековая литература, в частности древнерусская). Можно рассказать о проблеме интерпретации: перевод из одной кодовой системы в другую. Билет 8. Литература в ряду искусств. Г.Э.Лессинг о границах живописи и поэзии. * Готхольд Эфраим Лессинг (1729 -1781 гг.) – 2 главных труда: > “Лаокоон, или о границах живописи и поэзии” (1766) > “Гамбургская драматургия” Также Лессинг известен не только как теоретик, но и как драматург и баснописец (писал басни в прозе) * * * Говоря о границах живописи и поэзии, Л. Учитывал следующие положения:
- > точно так же поэзия, где всё даётся лишь в последовательном развитии, может уловить только одно какое-либо свойство тела и потому должна выбирать свойства, которое будет больше всего соответствовать необходимому в данной ситуации чувственному представлению о теле.
-> живописец создаёт цельный образ – изображение тела - на каком-либо взятом этапе/ моменте времени: “… Корабль для него <�Гомера> - или чёрный корабль, или – самое большое – хорошо оснащённый чёрный корабль. В дальнейшее описание корабля Гомер не входит. Напротив, самое плавание, отплытие, причаливание корабля составляют у него предмет подробного изображения – такого, из которого живописец должен был бы сделать пять, шесть или более отдельных картин, если бы захотел перенести не своё полотно это изображение
+ в дополнении к билету 38 (к слову о приёме описания): « …Все остальные случаи описания материальных предметов (если только не употреблён <�…> приём Гомера, при помощи которого сосуществующее превращается в последовательно образующееся), по мнению лучших знатоков всех времён, являются пустой забавой, для чего совсем не нужно таланта или требуется талант очень незначительный. « Когда плохой поэт, - говорит Гораций, - не в силах ничего сделать, он начинает описывать рощи, жертвенник, ручей…» * Л.В.Чернец на лекции по этой теме дала сравнение ещё и с музыкой: > Музыкальное и литературное произведение – > восприятие проходит в процессе. > Живопись – > происходит сразу целостное восприятие предмета Билет 9. Деление литературы на роды в истории эстетики (античная традиция, немецкая классическая эстетика). Литературные роды: эпос, драма и лирика. Античная традиция: Платон «Государство»: поэт может 1) «впрямую говорить от своего лица, что имеет место преимущественно в дифирамбах» (лирика), может 2) строить произведение в виде «обмена речами» героев (драма), 3) соединять свои слова со словами чужими, принадлежащими действующим лицам (эпос). + разграничение диегесиса (рассказ о происшествии) и мимесиса (подражание). Аристотель «Поэтика»: подражать можно, «рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер» (эпическая поэзия), или вести рассказ от своего же лица, не заменяя себя другим (лирическая поэзия), или же представляя всех изображаемых лиц, как действующих и деятельных (драматическая поэзия). Немецкая традиция: Шеллинг: лирика – «бесконечность», эпос – «чистая необходимость», драма – «борьба свободы и необходимости». Гегель «Эстетика»: лирика – субъективна, эпос – объективен, драма – соединяет эти 2 начала. Отечественная традиция: Белинский «Разделение поэзии на роды и виды, 1841»: адаптация гегельянской теории. XX век: Бюлер: эпос – сообщение о предмете речи, лирика – экспрессия (выражение эмоций), драма – апелляция (обращение к кому-либо). Штайгер: введение понятий эпическое, лирическое, драматическое как явлений стиля, возможная и необходимая их сочетаемость в одном произведении, а не разграничение. Внеродовые формы: поток сознания, сатира, эссе, роман, сценарий. Билет № 10. Белинский о родах литературы и их взаимодействии. О родах поэзии пишет Платон в «Государстве»: поэт может впрямую говорить от своего лица (лирика), может быть обмен речами героев без слов поэта (драма), может свои слова соединять со словами действующих лиц (эпос). Сходно в «Поэтике» Аристотеля: как три способа подражания. С 19 века – не как словесно-художественные формы, а как умопостигаемые сущности, фиксируемых философскими категориями, то есть род = типу художественного содержания. Шеллинг: лирика – бесконечный дух свободы, эпос – чистая необходимость, драма – синтез – борьбы свободы и необходимости. Гегель (вслед за Жан Полем): эпос – объективен, лирика – субъективна, драма – 2 этих начала. Белинский статья «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) в «Отечественных записках» – совпадает с гегелевской концепцией, но обращается не к Гомеру, а к современной ему литературе (Пушкин, Гоголь и др.). В начале – схема Гегеля, в конце - смешения, нарушение схемы. (Но Гегель не очень высоко ценил лирику, так как ему было важнее объективное, разумное, субстанциональное, для Белинского поэзия – высший род искусства – ей подвластно всё). Поэзия осуществляет смысл идеи, все внутренне глубоко уходит во внешнее.
20 век – синтез литературных родов: РОМАН! Лиро-эпические поэмы, пьесы с эпическими элементами, лирическая драма («Балаганчик» Блока). Не путать!!! Эпичность – величественно-спокойное созерцание жизни, широта взгляда на мир и его приятие в целостности («Война и мир» ЛНТ, «На поле Куликовом» Блока – необязательно в эпосе). Драматизм – напряженное переживание противоречий, тревога (Цветаева – «Тоска по родине», «Анна Каренина ЛНТ»). Лиризм – возвышенная эмоциональности, выраженная в речи автора («Дворянское гнездо» Тургенева, «Вишневый сад» Чехова, рассказы Бунина). Разграничение ввел Штайгер (работа «Основные понятия поэтики») – эпическое, лирическое и драматическое как явления стиля, в любом лит. произведении, независимо от рода, все три начала. 1930-ые – Карл Бюлер – три аспекта речевого акта: репрезентативный (доминирует в эпосе, хотя в нем сильно и апеллятивное начало), апеллятивный (доминирует в драме), экспрессивный (доминирует в лирике). Деление на роды ≠ делению на поэзию и прозу (эпос на ранних стадиях был стихотворным, эпические произведения могут писаться стихами – «Евгений Онегин», в драме могут быть и стихи, и прозы - Шекспир). Ещё можно рассказать про Веселовского (отдельный билет) . 20 век – попытка выделения 4-ого рода: роман (Днепров), сатира (Эльсберг, Борев), сценарий (теоретики кино). Вернее говорить о том, что существуют внеродовые формы – очерки, литература «потока сознания» (Пруст, Белый, Джойс), эссеистика (по Эпштейну, человек как носитель мнений, а не знаний) |
Тематическое планирование уроков литературы с элементами антикоррупционного... Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей |
Образ-тип (по материалам 21 Сио краснодар 2013) Ключевая тема для обучения каждого обучающегося в перспективе: любой ученик несёт свой образ-тип и под ракурсом образ-типа воспринимает... |
||
Образ ветра в фольклоре, произведениях классической и региональной литературы И в фольклоре, и в художественных произведениях русской, зарубежной и региональной литературы достаточно частотен и неоднозначен... |
Пояснительная записка Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая... Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая личность слова, которые часто произносятся сегодня в нашем обществе. Мы неоднократно... |
||
И образ Аполлона в русской литературе Категория прекрасное в эстетике и литературоведении: формула прекрасного, различные эстетические подходы; прекрасное в природе, обществе,... |
Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования? Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образов русской литературы? |
||
Г. Котельнич Религия британцев это спорт Кроме этого, я призываю других вести здоровый образ жизни. Принимаю активное участие в агитбригаде за здоровый образ жизни. Мною... |
Исследовательская работа на тему: «Образ Наполеона в художественном мире Пушкина» В моей работе анализируется роль, которую играет образ Наполеона в художественном мире Пушкина |
||
Сопоставьте две картины Петербурга пушкинскую и некрасовскую. Какие... Каков ракурс изображения Петербурга и эмоциональный колорит поэтической картины в каждом отрывке? Какими художественными средствами... |
Женские образы в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Исследовательская работа (образ няни) А сколько там всего! Какая насыщенность сообщениями, чувствами, психологией, характерами… я думаю, у среднего (считающегося хорошим)... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |