Оглавление




Скачать 281.95 Kb.
Название Оглавление
страница 1/3
Дата публикации 03.10.2014
Размер 281.95 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3

PУССКИЕ ТРАДИЦИИ,


обычаи и обряды
Составил: В.Иванов


Тарту 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 3

  1. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ........................................ 4

  1. Церковные традиции ..................................................................... 4

1.1.1. Пасха ............................................................................. 6

1.1.2. Семик и Троица ............................................................ 8

1.1.3. День апостолов Петра и Павла ................................... 10

1.1.4. День пророка Ильи ...................................................... 10

1.1.5. Преображение Господня ............................................. 10

1.1.6. Успение Пресвятой Богородицы ............................... 11

1.1.7. Рождество ..................................................................... 11

  1. Народные традиции................................................................. 12

1.2.1. Масленица ...................................................................12

1.2.2. Иван Купала................................................................. 13

1.2.3. Страда........................................................................... 14

1.2.4. Святки........................................................................... 17

1.3. Обычаи и обряды .........................................................................19

1.3.1. Хлебосольство ........................................................... 19

1.3.2. Чаепитие .....................................................................20

1.3.3. Русская баня ............................................................... 21

1.3.4. Русская свадьба .......................................................... 21

1.3.5. Русская икона............................................................. 23

1.3.6. Гуляния ...................................................................... 24

1.3.7 Посиделки................................................................... 24

1.3.8. Игры............................................................................. 24

1.3.9. Девичьи гадания........................................................... 25
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ..........................................…….27
Введение

Деление годового цикла на будни и праздники – универсальная черта культуры любого народа. В противоположность будням, простым рабочим дням, праздники – это свободные от работы дни, посвященные отдыху. Однако устанавливаются праздники не только для отдыха после работы, но и как специальные дни торжества в честь или в память какого-либо события.
Система календарных праздников у наших предков сложилась в результате наблюдений над природными циклами: праздники оформлялись вокруг четырёх моментов года.
В настоящее время этот календарь старшим поколением полузабыт, а молодым людям почти неизвестен. Новые поколения все более утрачивали связь с прошлым, с жизнью своих предков. Робкой попыткой восстановления этой связи и станет цикл очерков, в которых речь пойдет о главных русских старинных праздниках.

Без знания содержания основных дат традиционного календаря,их названий,ритуалов,переживаний,которые вызывали в эти дни в людях,многое при восприятии культурных ценностей остаётся непонятным.Эта работа оглавляет самый главный список тех праздников,которые русскому народу были и есть самые главные и о которых необходимо знать и в наше новое столетие.



РУССКИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ

  1. Церковные традиции



Каждый из нас знает, что церковь отмечает множество праздников или дат,связанных с воспоминанием об особых событиях или лицах.Но оказывается,что буквально на каждое число каждого месяца,каждый день года установлены особые песнопения,молитвы и обряды,которые вводят свои особенности в неизменный ход ежедневной службы.Эти особенности изменяются с каждым днём,и от этого образуется круг годового богослужения.

Но человеку,не связанному тесно с церковью и видящему своё предназнчение в другом,вероятно,достаточно знать лишь основные даты,чтимые церковью.

Итак, во главе всех праздников стоит Пасха,наиболее почитаемый общехристианский праздник.Затем идут так называемые двенадесятые праздники-

12 главных празднеств.Из них три переходящих,выпадающих каждый год на разные числа в зависимости от того,когда отмечается Пасха (она не имеет твёрдой даты) – Вознесение Господне,День святой Троицы (Пятидесятница) и Вход Господень в Ирусалим (Вербное воскресенье).Девять из двенадцати праздников – непереходящие,имеющие постоянный день в церковном календаре – это Крещение Господне,или Богоявление (19\ 6 января,первая дата по новому,вторая по старому стилю),Сретение Господне (15\2 февраля),Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля\25 марта),Преображение Господне ( 19\ 6 августа),Успение Пресвятой Богородицы ( 28 \15 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (21\ 8сентября),Введение во Храм Богородицы ( 4 декабря\21 ноября ),Воздвижение Креста Господня (27\14 сентября) и Рождество Христово (7 января\25 декабря).

За двунадесятыми праздниками следуют по своему значению пять праздников,именуемых великими,- Обрезание Господне,или Новый год (14\1 января),Рождество Святого Иоанна Предтечи (7июля\24июня),Первоверховных апостолов Петра и Павла (12июля\29июня),Усекновение главы Иоанна Предтечи,

(11 сентября\29 августа), Покров Пресвятой Богородицы (14\1 октября).

Повсеместно отмечаются престольные праздники,посвящённые Господу Иисусу Христу,Пресвятой Богородице,святым подвижникам,чудотворным иконам,событиям Священной истории,в честь которых освящён данный храм или его престол.Престольными празднествами для тех или иных храмов может быть и Рождество Христово,и Благовещение,и успение Богородицы.

Кроме того,есть праздники,которые не относятся ни к двунадесятым, ни к великим,но тем не менее широко празновались на Руси.Напротив,некоторые праздники,считающиеся значительными в церковном календаре,прльзуются меньшим почитанием.Такие православные праздники,как Николин иИльин день,Спасы,праздники в честь Владимирской иконы Божией Матери,Казанской иконы Божией Матери почитаются повсеместно сильнее,чем, например,Обрезание Господне.

Несколько слов о постных днях в годовом круге.Всего в Православном календаре около 200 постных дней.Каждый верующий должен поститься по средам и пятницам в течение всего года,в Крещенский сочельник (18\5января ),в день Усекновения главы Иоанна Крестителя (11 сентября\29 августа), в праздник Воздвижения Креста Господня (27\14 сентября )

Помимо этого существует четыре многодневных поста – ВЕЛИКИЙ,ПЕТРОВ,УСПЕНСКИЙ и РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.

1.1.1. Пасха

Пасхальный гимн

Игорь Северянин
Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Сон смерти – глуше,чем спит скала.....

Поют победу в огне экспрессий,

Поют бессмертия колокола.
Светло целуйте уста друг другу,

Последний нищий - сегодня крез...

Дорогу сердцу к святому югу!-

Христос Воскрес! Христос Воскрес!
В русской православной традиции самым торжественным и самым любимым в народе праздником была Пасха. Этот праздник праздников, как его называли, был установлен церковью в память о смерти и воскресении Иисуса Христа и символизировал победу жизни над смертью. Пасха относится к числу так называемых подвижных праздников и отмечается в одно из воскресений в промежутке между 22 марта и 25 апреля. Ежегодное время ее празднования узнается по специальным таблицам – пасхалиям.
Пасхе предшествует семинедельный Великий пост, во время которого запрещалось есть скоромную пищу (мясо, молоко, яйца). Последняя неделя Великого поста была посвящена воспоминанию о страданиях и мученической кончине Иисуса Христа. День Пасхи называют Светлым Воскресением, а следующую за ним неделю – Святой (3:28).
Праздник начинается с пасхальной заутрени, проспать которою считается большим грехом. Нарядно одетые люди торжественно и степенно идут в церковь, держа в руках узелки с едой, приготовленные для освящения, и фонарики из бумаги, в которых стоят зажженные свечи (3:28-29).
Обрядовая еда играет в пасхальном ритуале особую роль. Разговенье следует по возвращении с пасхальной заутрени, и разговляются обычно только освященной едой. Среди многочисленных пасхальных блюд обязательными считаются сырная пасха, куличи и жареный поросенок. Центральное место в пасхальном ритуале занимают крашеные яйца, главным образом, красные, с которыми связывалось много легенд и истоки культа которых лежат в древнейшем мифе о мировом яйце, из которого было создано все живое (3:29).
В течение Светлого Воскресенья люди, встречаясь, приветствуют друг друга возгласом: «Христос воскрес!» и, услышав в ответ: «Воистину воскрес!», целуются в губы, после чего следует взаимное одаривание яйцами. Так поступают не только близкие, но и незнакомые люди.
Общий радостный эмоциональный настрой во время праздника, наступившего после исполненной тяжелыми переживаниями Страстной недели, поддерживался обычно праздничным убранством домов и улиц. В городах в этот день вывешивались флаги и зажигались плошки. Всю Святую неделю, начиная с пасхальной заутрени, со всех церковных колоколен раздается торжественный звон. В эти дни звонить в колокола может любой, кто только пожелает.
Возникающая вследствие этого неупорядоченность пасхального звона еще более усиливает радостное настроение участников праздника. В народе существовало убеждение, что на Пасху не только люди, но и природа справляет торжество, принимает участие в радости человечества. В памяти пожилых людей этот день навсегда сохранился как теплый, ясный и солнечный. Есть поверье, что в Светлое Христово Воскресенье солнце играет на небе при восходе. Чтобы встретить этот торжественный и радостный восход, мужчины поднимаются на колокольни, а женщины и дети на пригорки. Увидев играющее на чистом небе солнце, люди ждут хорошего лета, обильного урожая и счастливых свадеб (3:29).

Раскрашенное яйцо- один из атрибутов пасхи,унаследованный ещё от язычества.Курица считалась божественной и жертвенной птицей,она разнообразно представлена в русской нородной вышивке.Очень почиталось и яйцо.Наши предки считали яйцо чудодейственным.волшебным.Его красили кровью,чтобы сделать более»угодным духам».Для увеличения урожая окрашенные таким образом яйца катали по земле.Раскрашенное яйцо символизировало весну,солнце, пробуждение природы.
Пасха, как впрочем, и некотоые другие паздники, считается поминальным днем: непременной частью ее ритуала является посещение родительских могил, на которые кладут крашеные яички и другую освященную еду.

Праздник Пасхи, переживаемый как день духовного обновления, совпадает по времени с весенним обновлением природы, что, по-видимому, и определило доминирующий комплекс испытываемых в этот день чувств-торжества, радости, ликования и всеобщего братства.(3:27)


  1. Семик и Троица


Семь недель после Пасхи длится праздничный пасхальный цикл, в течение которого не соблюдаются посты, а благослужение в церкви близко к пасхальному.Завершается этот период Троицыным днем, который отмечается в воскресенье на пятидесятый день после Пасхи, от чего называется еще Пятидесятницей. Установленный в честь и память Святой Троицы, этот день особенно торжественно и радостно праздновался в России, где почитание Троицы проявилось и в строительстве большого числа троичных храмов, не характерных для Европы, и в особом поклонении иконе, на которй изображались три мирно и бессловесно беседующих ангела, представляющие собой зримое воплощение трех ипостасей Бога. Богословское понятие Троицы почти не поддается обьяснению и с трудом воспринимается нерелигиозным сознанием. Термин «Троица» выражает специфически христианское понятие о Боге, единая сущность которого реализуется в трех лицах. Бог-отец выступает как творец бытия, Бог-сын одухотворяет это созданное бытие, Святой дух придает ему животворящую силу.
Троице Живоначальной, как она называлась на Руси, то есть началу, истоку и роднику жизни, и посвящался последний весенний – одновременно – первый летний праздник (4:25).
При распространении христианства праздник Пятидесятницы, или Троицы, был в особенности легко усвоен народом, так как он совпал по времени с дохристианским языческим праздником, который отмечался в конце мая. Седьмая неделя после Пасхи, завершающаяся Троицей, стала называться зеленой, троицкой или семицкой. Центральным днем этой недели был Семик, приходившийся на четверг. К концу мая обычно кончались посевные работы и лето вступало в свои права. Поэтому обрядность троицкой недели была направлена на обеспечение урожайности хлебов и трав, плодородия скота и людей. Но если в течение зимних и ранневесенних праздников человек стремился магическими действиями придать земле как можно большую плодородную силу, то теперь он старался сам обеспечить себя жизненной силой, вступив в контакт с расцветшей прирдой. Семик, сейчас почти забытый, праздновался в России повсеместно и широко. Праздник проводился в лесах и рощах, на берегах рек, озёр, прудов. Молодежь заранее выбирала в лесу березку, главную героиню семицкого действа, «завивала» её и с песнями водила вокруг неё хороводы (4:25).
«Завивание» березки состояло в завязывании ее веток таким образом, что получались венки. Иногда нижние ветки березы заплетали в косы с травами. Этим, как обьясняют ученые-этнографы, люди стремились передать земле и травам ту животворную силу, которая, как пологали, содержится в березе, распускающейся весной ранее других деревьев. Поэтому на троичную неделю свежими зелеными березками украшали дома, а пол посыпали травой. В лесу около семичной березы девушки «кумились», то есть целовались через веники и обменивались крестиками, что означало вступление в духовное родство друг с другом. В конце недели, чаще всего на Троицу, семичную березку срубали и, обрядив ее летами, платочками, яркими тряпочками, с песнями несли в деревню и обходили с ней все дворы, после чего она или сжигалась, или бросалась в воду. (4:25-27).
Обязательным ритуальным блюдом на троицкой неделе была яичница, которую съедали в лесу во время хороводных игр. Посещая в эти дни могилы родных, выливали на них сырые яйца. Иногда к этому времени пекли из теста заплетенные в косы караваи-косули (4:27)..
Троицкая неделя в некоторых местах называлась русальной, так как считалось, что русалки, которые обычно живут в водоемах, в эти дни выходят из воды, бродят по лесам, водят хороводы и завлекают молодых людей. По народным поверьям, в русалок превращаются девушки, умершие насильственной смертью, главным образом – утопленницы. Русалочьи поверья приурочиваются не только к Семику, но и к Купале (4:27).
1.1.3. День апостолов Петра и Павла
Следующим после Купалы праздником, отмечаемым народом, был день апостолов Петра и Павла, который приходится на 29 июня (12 июля). Поскольку апостол Петр покровительствовал рыболовам, этот день считался днем рыболовов. В 19 веке с 29 июня была разрешена охота, поэтому и охотники считали его своим днем. На петровку был распростнанен обычай ходить вечером в поле, так как, согласно поверьям, в этот день, как и на Пасху, солнце играет, переливаясь разными цветами. В Петров день летняя страда – косари впервые выходили на покос трав (5:22).
1.1.4. День пророка Ильи
День пророка Ильи приходится на 20 июля (2 августа). Пророк Илья, жизнь и деяния которого описываются в библейской книге Царств, в славлянской традиции превратился в грозное божество, которое повелевает силами природы: он может вызвать гром, дождь, пожар, разрушение... В народе представление, что когда Илья-пророк разъезжает по небу на своей колеснице, гремт гром. От Ильи, его расположения или нерасположения к людям, зависел созревющий урожай, поэтому в этот день ему приносились «жертвы» (5:22-23).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление icon Филип Тосио Судо дзэн-секс оглавление филип Тосио Судо 1 дзэн-секс 1 оглавление 1
В жизни существует множество путей к достижению истинной мудрости. Дзэн — один из них. Секс — другой. Это точка, в которой эти два...
Оглавление icon Оглавление

Оглавление icon Оглавление

Оглавление icon Оглавление

Оглавление icon Монография по апитерапии оглавление

Оглавление icon Оглавление
Техническая документация на прототип интернет-системы дистанционной подготовки экспертов
Оглавление icon Оглавление
Б52 Управление денежными потоками. — Спб.: Питер, 2004.—240 с: ил. Isbn 5-314-00091-1
Оглавление icon Оглавление
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (xviii-начало XIX века)
Оглавление icon Изложение политики в области качества
Приложение 16-A: Оглавление Руководства по качеству в соответствии с исо 15189: 2003 (информационный материал)
Оглавление icon Асмус Валентин Фердинандович Оглавление Предисловие [3]
Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием [273]
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции