Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка
страница1/5
Дата публикации02.10.2014
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе




Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального образования и авторской программы В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» система Л.В.Занкова.(Сборник программ начального общего образования.Самара: Издательство «Учебная литература» « Издательский дом «Федоров»2011г)
Место учебного предмета в решении общих целей и задач.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
УМК представлен пособиями:

1.В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

2.Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012г.

3.Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 2 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».,2012г
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

На предмет «Литературное чтение» для 2 класса учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю; 34 учебные недели).

Общая характеристика учебного предмета
Главная цель литературного чтения - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Поясним, как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач.

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к школе;

- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

- умение выделять поступок как проявление характера героя;

- эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

- чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

- понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

- умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;

- общее представление о мире некоторых профессий

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;

- интереса к слову, родному языку;

- первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту;

- умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению;

- начальных представлений о культурных традициях своего народа;

- чувства ответственности за мир животных;

- понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

- выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

- корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- сравнивать художественный и научно-популярный текст;

- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

- ориентироваться в содержании учебника;

- пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

- осознавать роль названия произведения;

- понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

- видеть отличия народного и авторского текста;

- подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;

- подбирать слова-определения для характеристики героев;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

- уважать мнение собеседников;

- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;

- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Обучающийся получит возможность научиться:

корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

- понимать контекстную речь взрослых;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

- читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребенка темпе;

- читать наизусть стихотворения разных авторов;

- читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

- эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;

- называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора;

- выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

- строить высказывание по образцу; рассказывать о событиях произведения от первого и третьего лица;

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

- отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

- находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

- понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя);

- оценивать литературного героя произведения по его поступкам;

- составлять описание природы, предметов.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

- ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;

- выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги грамотно использовать понятия: «сюжет», «герои», «персонажи», «образ», «эпизод», «репродукция», «эпиграф» и др.;

- находить разделы «Твой год», «Проверь себя»; ориентироваться в заданиях учебника по значкам;

- пользоваться словарем учебника и справочной литературой, выполняя задания «Прочитай дополнительно»;

- дополнительно знакомиться с произведениями в хрестоматии;

- представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

- различать диалогический и монологический характер произведения;

- различать особенности построения малых фольклорных жанров (колыбельной, пословицы, загадки, считалки, скороговорки и др.);

- узнавать особенности народной сказки;

- понимать особенности жанра рассказа;

- различать жанры авторской прозы: рассказ, сказку, сказочную повесть;

- пересказывать сюжет, находить элементы сюжета;

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:

- воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

- выразительно читать по ролям, передавая основное настроение произведения;

- придумывать точную рифму;

- сочинять устное рассуждение на свободную тему;

- подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению;

- озаглавливать произведение и его части.


Календарно-тематическое планирование


№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Форма проведения урока

Формы контроля

на раздел

на тему

План

Факт










Глава 1. Вступление или Детективное начало…

10
















1

1.1 Знакомство с учебником

Характер литературного героя.

В. Драгунский «Что я люблю».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

2

1.2 Литературный герой и его характер. И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной…».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

3

1.3Характер литературного героя.





1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

4

1.4 Прием контраста в литературе.

Б. Заходер «О границах поэтического творчества




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

5

1.5 Контраст в литературе. К. Ушинский «Четыре желания», А. Усачев «Первое сентября».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

6

1.6 Чтение наизусть.Яркие поэтические образы в стихотворении Д. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…».





1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

7

1.7 Сравнение научного и художественного текста. М. Пришвин «Осеннее утро …».





1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

8

1.8 Образ ночи в поэзии, живописе и музыке. А. Пушкин «Тиха украинская ночь.




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

9

1.9 Виды искусства.

Репродукция А. Куинджи «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Л.ван Бетховена.




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

10

1.10 Контрольная работа по разделу «Вступление или Детективное начало»




1







Урок развивающего контроля

Текущий




Глава 2. Завязка, тайны искусства…

14
















11

2.1 Звучащие образы в стихотворении И. Пивоваровой «Картина» и на полотне А. Васнецова «Осенние листья».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

12

2.2 Р.к. Поэты об осени. Песни осени. Д. Кедрин «Осенняя песня».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

13

2.3 Чтение наизусть. Песни осени. О. Дриз «Кончилось лето».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

14

2.4 Олицетворение как поэтический прием.

М. Лермонтов «Утёс»,

Ф. Тютчев «Что ты клонишь над водами…».





1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

15

2.5 Образ осени в стихотворении С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и на полотне И. Левитана «Золотая осень».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

16

2.6 Картины мира, созданные писателями и поэтами.

«Заря-заряница…»,

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»,.




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

17

2.7 Чтение наизусть. Чудесный дар – видеть красоту мира.

С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота»





1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

18

2.8 Чудесный дар – видеть красоту мира. Оницура (хокку), С. Козлов «Красота».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

19

2.9 Нанайская народная сказка «Айога».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

20

2.10 Как смотрят на мир поэт и ученый по стихотворениям И. Пивоваровой «Как я считал» , рассказам Г. Корниловой «Про бабочку», «Кто такой Бумчик».





1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

21

2.11 Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова «Вертолет».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

22

2.12 Н. Орлова «Самолет», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

23

2.13 Р.к. Образ осени в произведениях писателей. Поэт и ученый. Е. Серова «Лесной аэродром».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

24

2.14 Контрольная работа по разделу «Завязка, тайны искусства»




1







Урок развивающего контроля

Текущий




Глава 3. Погоня за секретами литературы…

16
















25

3.1 Мир литературы – мир образов. Тие, Басе хокку

Э. Нийт «Каменный замок…» .




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

26

3.2 Ироническое отношение автора к герою.К. Чуковский «Федотка»,






1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

27

3.3 Портрет литературного героя.

С. Михалков «Про мимозу».





1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

28

3.4 Характер героя, его портрет, поступок.




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

29

3.5 Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок».,





1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

30

3.6 Характер героя, его портрет, поступок. Л. Толстой «Лев и собачка».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

31

3.7 Черты сказки и загадки в стихотворении.

П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане…»,





1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

32

3.8 Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий

33

3.9 Фантазия и реальность в произведении Н. Носова «Фантазеры».




1







Урок общеметодологической направленности

Текущий
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению в 4 классе
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению для базового уровня изучения...
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по литературному...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе программы курса «Литературное чтение», автор Ефросинина Л. А., 2010...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка iconРабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и ориентирована...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции