Рабочая программа учебного предмета «литература»




Скачать 198.5 Kb.
Название Рабочая программа учебного предмета «литература»
Дата публикации 02.10.2014
Размер 198.5 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательнаяшкола №5 им. К.И.Пушновой с углубленным изучением отдельных предметов» г. Брянска


«Рассмотрено»

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол № ___

от «__»______________20___г.

Руководитель МО_________

_____________/ Л.С. Юрьева/

«Согласовано»


заместитель директора по УР
____________/И.С.Коростина/
     «___»____________20____г.

«Утверждаю»


приказ № ___
от «__»__________20___г.
директор
/_________/М.А.Кадубин/


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА»

для 5 класса

на 2011 - 2012 учебный год





Составитель:

Жукова Алена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории








Составлено на основе:

Программы общеобразовательных

учреждений. Литература. 5 –11 классы. Под ред.

В. Я. Коровиной. – М.: «Просвещение», 2008.

Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв,

В. И. Коровин, И. П. Збарский, В. П. Полухина




г. Брянск

2011 г.
Рабочая программа

учебного курса «Литература» в 5 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса литературы 5 класса составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учреждений по литературе (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. П. Збарский, В. П. Полухина). Базовый учебник: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. – М.: «Просвещение», 2010.

При разработке рабочей учебной программы по русскому языку для 5 класса учитель руководствовался:

- Федеральным Базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312;

- изменениями в Федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241;

- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ от 05.03.2004. № 1089;

- региональным учебным планом общеобразовательных учреждений Брянской области, утвержденным приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 22.03.2010. № 435.

Программа раскрывает содержание федерального компонента Госстандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка.

Количество часов по учебному плану - 68 учебных часов

из них на развитие речи – 4 (домашних сочинений – 1; классных -3 ) ;

контрольных работ - 1.

Общее количество часов в неделю - 2 часа.

Курс литературы в 5 классе состоит из следующих разделов: «Введение», «Устное народное творчество. Русские народные сказки», «Из древнерусской литературы», «Из литературы XVIII века», «Из литературы XIX века», «Из литературы XX века», «Из зарубежной литературы».
Структура учебно-тематического плана

Содержание программы

Количество часов, в т.ч. Р.Р.

Введение

1

Устное народное творчество

8+1

Древнерусская литература

1

Из литературы XVIII века

1

Ломоносов М. В.

1

Из литературы XIX века




Басни. Крылов И. А.

4

Жуковский В.А.

3

Пушкин А.С.

3+1

Погорельский А.

1

Гаршин В.М.

1

Лермонтов М.Ю.

2

Гоголь Н.В.

2

Некрасов Н.А.

2

Тургенев И.С.

3+1 (к/р)

Фет А.А.

1

Толстой Л.Н.

2

Чехов А.П.

1

Поэты XIX века о Родине и родной природе

2

Из литературы XX века




Бунин И.А.

1

Короленко В.Г.

3

Есенин С.А.

1

Бажов П.П.

2

Паустовский К.Г.

3

Маршак С.Я.

2

Платонов А.П.

1

Астафьев В.П.

2+1

Писатели и поэты XX века о Родине

2

Чёрный С.

1

Стихотворения поэтов о Великой Отечественной войне

1

Зарубежная литература

7+1

Итоговый урок

1




Практическая часть программы

Количество часов

Развитие речи

4

Сочинения классные

3

Сочинения домашние

1

Контрольные работы

1

В государственной программе по литературе нет распределения часов на изучение той или иной темы. Свобода выбора предоставлена учителю. Поэтому в таблице отражено только количество часов, запланированных по данной теме учителем.
Содержание основных разделов курса

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина…», «Задрожали листы, облетая…».

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной».

А.Н. Плещеев. «Весна».

И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне».

А.Н. Майков. «Ласточки».

И.З. Суриков. «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д.Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон Аминадо. «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

В результате изучения литературы ученик 5 класса должен

знать:

-содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

-наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

-основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

-историко-культурный контекст изучаемых произведений;

-основные теоретико-литературные понятия, предлагаемые программой;

уметь

-правильно, бегло и выразительно читать вслух художественный и учебный текст, в том числе и читать наизусть;

-работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

-давать развёрнутый ответ на вопрос;

-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-сопоставлять литературные произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать изложения, небольшие отзывы о прочитанных произведениях, сочинения;

-пользоваться словарями и справочниками различных типов.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Нормативная база:

1. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4. Примерная программа основного общего образования по литературе - http://mon.gov.ru/pro/fgos

5. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

6. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 –11 классы. Под ред. В. Я. Коровиной. – М.: «Просвещение», 2008.

Методическая литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996.

  2. Золотарёва И. В., Егорова Н. В. Универсальные разработки по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2005.

  3. Литература. 5 класс: Поурочные планы/Авт.-сост. И. В. Карасёва. – Волгоград: Учитель, 2003.

  4. Литература. 5-9 классы: активные формы обучения/Авт.-сост. Л. И. Тареева и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М. И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.


Дидактические материалы:

  1. Липина Е. Ю. Литература. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 2011.

  2. Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

  3. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. Материалы по лит.: 5 кл. /Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение, 1998.


Интернет-ресурсы

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 

5. http://peressa2009.narod2.ru/. Персональный сайт Перовой И. Н., учителя русского языка и литературы МОУ "СОШ №13 с УИОП" г. Электросталь Московской области.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «литература» icon Учебного предмета Литература 2013г рабочая программа учебного предмета...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Рабочая программа учебного предмета «литература» icon Рабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «литература» icon Рабочая программа учебного предмета «Литература»
С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...
Рабочая программа учебного предмета «литература» icon Рабочая программа учебного предмета «литература»
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной
Рабочая программа учебного предмета «литература» icon Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами
Рабочая программа учебного предмета «литература» icon Рабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «литература» icon Рабочая программа учебного предмета «Литература»
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош
Рабочая программа учебного предмета «литература» icon Рабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Рабочая программа учебного предмета «литература» icon Рабочая программа учебного предмета «Литература» (7-ой класс)
Примерной программы по литературе основного общего образования. Литература: 5-9кл. Настоящая программа составлена в соответствии...
Рабочая программа учебного предмета «литература» icon Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе...
Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 8 класс» составлена на основе Сборника «Культура общения 5-11 классы. Программа....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции