Скачать 59.64 Kb.
|
Всероссийский Фестиваль «Русский язык - общенациональное достояние народов Российской Федерации» Номинация «Педагогическая мастерская» Проект урока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе» Составитель: преподаватель русского языка и литературы Новозимницкой основной общеобразовательной школы Старокулаткинского района Ульяновской области Мамадалеева Галия Ряхимжановна 2012 Тема: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе.» Цели: Образовательная: 1.Закрепить навыки грамматического анализа и употребления глаголов в связной речи. Развивающая: 2.Развивать творческие способности учащихся, навыки работы со связным текстом. Воспитательная: 3.Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности. Методические приемы: лингвистический разбор, работа в группах, словарно-орфографическая работа, беседа по вопросам. План урока.
1.Слово учителя. 2.Фронтальный опрос. 3.Работа над связной речью. 4.Занимательная игра «Подскажи словечко» 5.Письмо по памяти. 6.Физминутка с использованием глаголов. 7.Работа по вариантам. 8.Словарно-орфографическая работа. 4.Подведение итогов урока .Вывод. 5.Объяснение домашнего задания. Ход урока. I.Организационный момент. Учитель: Добрый день, добрый час, Как я рада видеть вас. Тихо, ровненько встаем, Мы урок сейчас начнем. II.Сообщение темы и целей урока. Учитель: Основная цель нашего урока -обобщить и систематизировать изученное о глаголе как части речи, проведем на уроке словарно-орфографическую работу, письмо по памяти, будем работать над развитием связной речи продолжим формирование навыков самостоятельной работы, работы в группах. III.Повторение изученного материала. 1.Слово учителя. На доске записано предложение: «Когда поэзия есть живой глагол действительности, - она великая вещь на земле» (В.Белинский) Учитель: -Как вы думаете, в каком значении Белинский употребил слово глагол? -Да, в значении речь, слово. В таком же значении употребил это слово и А.С.Пушкин, когда писал: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнилось волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Теперь это слово в таком значении употребляется редко. Русский язык очень богат глаголами. Они дают нам возможность выразить любой оттенок действия и состояния. Пушкин часто широко использовал в своем творчестве глаголы. Подготовленный ученик читает наизусть следующие строчки: Сын на ножки поднялся, В дно головой уперся, Поднатужился немножко: «Как бы здесь на дверь окошко Нам проделать?» -молвил он, Вышиб дно и вышел вон. -Что придают все эти глаголы? (Силу, энергию, стремительность). Человеческий гений создал большое количество глаголов, обозначающих речь, мысль, чувства. 2.Фронтальный опрос. -Ребята, что такое глагол? (Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?) -Чем отличается неопределенная форма глагола от других форм? (В неопределенной форме глагол не имеет никаких грамматических и морфологических категорий) -Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида? (Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?) -Назовите глагольные времена. (Прошедшее время, настоящее время, будущее время) -Назовите спряжения глагола. (Первое спряжение, второе спряжение) Расскажите о порядке морфологического разбора глагола. (1.Часть речи. Общее значение. 2.Морфологические признаки:начальная форма(неопределенная форма), вид, спряжение, число, время, лицо, время, лицо, род(если можно определить). 3.Синтаксическая роль). -Какаие орфограммы вы изучили в разделе “Глагол”? (Правописание не с глаголами,буквы е –и в корнях с чередованием, правописание ться-тся в глаголах и др.) 3.Работа над связной речью. Слайд №1 Была хлолдная зимняя ночь.Вся семья лесника(спала, поспала).Старший сын Миша (слыхал, услыхал) стук в дверь.Он (будил, разбудил) отца.Кто-то требовал (окрыть, открывать) дверь. Лесник (открывал,открыл) дверь. В избу (врывались, ворвались) вооруженные люди.Они (требовали, потребовали), чтобы он (показал, показывал) им дорогу в деревню. Миша без шубы тихонько (выходил, вышел) из дома и (бежал, побежал) к заставе.Он (рассказывал, рассказал) солдатам, что случилось.Начальник с отрядом бойцов(шел, пошел) на розыски.Шпионы были пойманы. Задание: Озаглавьте текст, перескажите его содержание.Перепешите, раскрывая скобки. 4.Занимательная игра “Подскажи словечко” Летели птицы стаями и в вышине ...(растаяли) Посерели небеса, и заплакала ...(роса) Вышло солнце из-за леса, поредел туман ...(белесый) 5.Письмо по памяти. Слайд №2 Ничего не покупаю, Ничего не продаю. Лишь улыбки собираю И прохожим раздаю! Не от этих ли улыбок Раскрываются цветы, Оживают струны скрипок, Тают медленные льды. (Л.Татьяничева) Ребата в конце проводят взаимопроверку тетрадей. 6.Физминутка с использованием глаголов. Мы топаем ногами.Топ. топ, топ. Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. Качаем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки разведем И побежим кругом. 7.Работа по вариантам. Вариант 1. Сделать морфологический разбор глагола в предложении:Вова придет к нам на следующей неделе. Вариант 2. Сделать морфологический разбор глагола в предложении:Сегодня мы идем в лес. 8.Словарно-орфографическая работа. Вых...дим, реш...ем, не об...дит, ост...вляешь, в...дим. Разноуровневое задание. Базовый уровень:переписать слова в тетрадь,вставляя пропущенные буквы. Повышенный уровень:переписать слова, образуя словосочетания,вставить пропущенные буквы. Общее задание:определите спряжение глаголов. IV. Подведение итогов урока. Вывод. -Над чем сегодня работали на уроке? (Над повторением морфологических и грамматических форм глагола) -Глагол –большой “богатей” среди других частей речи:имеет лицо, время,спряжение,вид. Ни у одной части речи нет стольких форм. Русский язык очень богат глаголами, наша основная задача в будущем- научиться умело ими владеть. Молодцы, ребята, сегодня вы были очень активными на уроке. Выставление оценок. V.Объяснение домашнего задания. Упр.711(по учебнику Т.А.Ладыженской) Задание:спишите, вставляя пропущенные буквы, составьте схему предложения второго отрывка, сделайте фонетический разбор слова улыбка. |
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
Урока Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения |
||
Разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа |
Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» |
||
Урока: обобщение и систематизация знаний Цели: обобщить знания учащихся по основным вопросам синтаксиса; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста |
Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний" |
||
Урок по теме «А. С. Пушкин» Цели и задачи: развитие способности воспринимать и понимать глубинный смысл поэзии, стимулирование творческой деятельности учащихся;... |
Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество.... |
||
Рассказу И. С. Тургенева «Муму» в 5 «г» классе Цели и задачи: закрепление и обобщение изученного материала; проверка творческих возможностей каждого ученика; развитие у уч-ся мотивации... |
Урок в 10 классе Тема: Повторение и закрепление изученного материала... Продолжить освоение употребления лексики (синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и т д.) в речи |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |