Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гильчинская основная общеобразовательная школа
Принята Утверждаю.
на заседании Директор школы:
методического совета __________ Н.П.Ляшенко
Протокол № _________ Приказ № _______ от «______»_________________ 2012г.
от «_____»________________ 2012г.
Председатель МС:
_________ Кириченко О.П.
Рабочая программа
по литературе
для 5 класса
2012-2013 учебный год
Составлена Кириченко О.П., учителем русского языка и литературы 1 кв.категории
с.Гильчин, 2012г.
Рабочая программа по литературе
для 5 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе
Учебники
|
Учебные пособия
|
Методические пособия
|
Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
|
Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение, 2008.
|
Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
|
Количество часов в 5 классе
В год – 105 часов, из них на развитие речи - 5 часов
Внеклассных чтений – 13 часов
В неделю – 3 часа
Плановых контрольных работ
Классное сочинение
|
3
|
Домашнее сочинение
|
2
|
Контрольная работа за курс литературы 5 класса
|
1
|
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-тематический план (5 класс).
Содержание
|
Кол-во часов (всего)
|
В том числе развитие речи
|
Внеклассное чтение
|
Контроль знаний
|
Введение.
|
2
|
|
1
|
|
Мифы.
|
11
|
|
2
|
|
Устное народное творчество.
|
13
|
1
|
2
|
|
Сказочные события и герои в литературе.
|
21
|
1
|
1
|
|
Басни.
|
6
|
1
|
1
|
|
Человек перед лицом жизненных испытаний.
|
28
|
2
|
|
|
Поэзия природы.
|
10
|
|
1
|
|
«Идет война народная. Священная война!...»
|
6
|
|
4
|
|
Рассказы о твоих сверстниках
|
4
|
|
|
|
Повторение изученного в 5 классе
|
4
|
|
1
|
1
|
Итого
|
105
|
5
|
13
|
1
|
|