Скачать 140.5 Kb.
|
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Задачи урока: Формирование знаний способов и приёмов сжатия текста. Формирование навыков работы с текстом. Оборудование: памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал. Ход урока Эпиграф: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…» С.Ожегов I. Организационный момент урока. II. Цели и задачи урока. - Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста. III. Актуализация знаний. Слово учителя. При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст. 1. При сжатии любого текста обычно - опускаются диалоги, - пространные описания природы, - описания чувств, настроений. 2. При этом сохраняются - ключевые слова и обороты речи, - наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста. 3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное. 4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста: - уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; - определение стиля исходного текста; - определение типа речи; - анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части); - выполнение чернового варианта; - проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств. Способы сжатия текста: (РАБОТА С ПАМЯТКОЙ «Способы сокращения текста» и с тренировочными упражнениями) 1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; 2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений; При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. - исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, - исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов, - исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций, - исключение одного или нескольких предложений.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.
К приемам сжатого изложения относятся: 1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; З) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые; 5) перевод прямой речи в косвенную; 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. IV. Практическая работа на уроке. Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы.
V. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.
VI. Анализ текста. - Познакомимся с текстом, проанализируем его. Текст. Географические названия. (1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли. (2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места. (3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников. (7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста. 1. О чём говорится в этом тексте? а) о страхе древних людей перед богами; б) о переселении древних людей; в) о названии рек; г) о завоевательных войнах древности. 2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов? а) почти невозможно установить их происхождение; б) они почти никогда не менялись; в) многие из них по значению связаны со сменой времён года; г) в них отражена история древних междоусобиц. 3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)? а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр; б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий; в) названия рек невозможно перевести на другой язык; г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён. 4. Найдите опорные слова в каждой части текста и, используя их, составьте план текста. Закончите план этого текста. 1) Названия рек - _______________________________ . 2) Древние люди боролись за _____________________ . 3) Пришельцы почему-то никогда _________________ . 4) Два предположения о том, почему _______________ Примерный вариант выполнения задания №4. 1) Названия рек - старейшины в мире географических названий. 2) Древние люди боролись за удобные для жизни места. 3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков. 4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы. 5.Дополните этот фрагмент примерами из текста. 5.Дополните этот фрагмент примерами из текста. Автор использует информативную насыщенность, применяя слова высокого стиля («____________» из предложения №6). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы. Примерный вариант выполнения задания №5. Автор использует информативную насыщенность, применяя слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы. VII. Работа по написанию сжатого изложения.
1.(Запишите главную часть первого предложения.) ________________ ___________________ _______________________ 2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ . 3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ . 4.Мы не знаем, почему ________ .5.Может быть, они __________ _____________ _____________ . 6.Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________ Имена рек – старейшины в мире географических названий. Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками. Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек. Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне, переходя от поколения к поколению. XI. Итоги урока. - Чему был посвящен наш урок? - Какие приёмы сжатия текста рассматривали? XII. Домашнее задание. Повторить теоретический материал урока. Алгоритм написания сжатого изложения Изложение читают два раза. УЧТИТЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАТЬ ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК КАЖДОЙ МИКРОТЕМЫ (МИКРОТЕМЫ КАЖДОГО АБЗАЦА), ТАК И ВСЕГО ТЕКСТА В ЦЕЛОМ. ПИШИТЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ. Как писать? Вы можете использовать два варианта «конспектирования» текста. При 1 и 2 прочтении I
II. Обозначьте микротемы каждого абзаца (коротко). III. Соблюдая абзацное членение текста, используйте приемы исключения, обобщения, упрощения для «сжатия» записанного текста. IV. Формулируйте грамотное высказывание. Обязательно продумав перед этим синтаксическую структуру ваших предложений (обратите внимание на уместное и грамотное употребление однородных членов, сочинительных и подчинительных союзов в ПП, ССП, СПП в вашем сжатом изложении) Из чего строить высказывание (текст вашего сжатого изложения)?
V. Проверьте количество абзацев, полностью ли раскрыты микротемы каждого абзаца? За ошибку будут считаться случаи, когда вы «добавили» в текст свою микротему или, наоборот, не раскрыли микротему в каком — либо абзаце, или объединили по ошибке два абзаца в один. VI. Сосчитайте количество слов. В сумме в вашем изложении (часть 1) и в вашем сочинении — рассуждении (часть 3) должно быть 140 слов Вы можете сжать изложение до 60 слов (вместо 70), но тогда сочинение должно содержать соответственно тоже 80 слов. Либо сжать изложение до 70 слов (норма), тогда объём сочинения должен быть не менее 70 слов. Пожалуйста, пользуйтесь орфографическим словарём, для проверки вашего изложения на наличие орфографических ошибок! Будьте внимательны, не спешите! Удачи Вам! Источники материалов, литература: 1. Борисенко Н.А. как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе // русский язык, № 8/2007. 2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. как учить работать с книгой. М., 1995. 3. Евграфова С.М. секреты изложения // русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001. 4. Соболева О.В. понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? // русский язык, № 23/2007. 5. Хаустова Д.А. разные типы изложений // русский язык, № 3/2006. 6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: кНорус, 2007. 7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. как учить работать с книгой. М., 1995. с. 145–200. 8. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // русский язык в школе. 2006. № 6. с. 3–10. 9. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. понимание текста на уроках русского языка и литературы // русский язык. 2007. № 23. с. 23–28. 10. Евграфова Е.М. понимание и воображение // русский язык, № 5/2003. с. 14. 11. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 199 12. Наталья Анатольевна Борисенко, Андрей Георгиевич Нарушевич, Надежда Ароновна Шапиро Материалы курса «подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9 - 11-х классах»: лекции 1–4. – М.: педагогический университет «первое сентября», 2008. – 76 с. 13. http://festival.1september.ru/articles/578272/ 14. http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/burtceva_e._v._98_102_4_106_2011.pdf Е. В. Бурцева РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ 15. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Uspen_ImDom/03.php Успенский Л. Имя дома твоего. Очерки по топонимике 16. http://www.philology.ru/linguistics2/ozhegov-74c.htm Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1974. - С. 285-291 |
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
Доклад Тема: «Дифференцированное обучение как средство воспитания... Дифференцированное обучение на уроках русского языка актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение... |
||
Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» |
Тезисы научно-исследовательской работы по теме: «Вклад Пушкина в... Научный Афанасьева В. Н. учительница русского языка и литературы бсош №1 |
||
Урока русского языка в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе» Формировать у учащихся бережное отношение к русскому языку как к богатейшей культурной и духовной ценности |
Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество.... |
||
Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района |
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» Задание для учащихся, прочитайте фактический материал по истории, назовите главную мысль текста? |
||
Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и... Цели. Углубление знаний учащихся о творчестве Лермонтова. Совершенствование навыков анализа лирического произведения. Развитие умения... |
«история русского языка (история русского литературного языка)» «История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |