Скачать 0.97 Mb.
|
Пояснительная записка. 1.Об учебной программе. Рабочая программа по литературе для 10 классе (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2008г. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. 2.О количестве учебных часов. Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования и учебным планом МКОУ «СОШ им. П.П.Грицая ст. Солдатской» рассчитана на 175 часов (из расчёта 5 часов в неделю), из них 24 часа отведено на уроки развития речи, 5 часов на контрольные работы. В рабочей программе отведено 23 часа на проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения, но и формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся. 3.Об используемом учебно – методическом комплекте. Используется следующий учебно-методический комплект: Учебник: Ю.В. Лебедев. Русская литература XX века. 10 класс (базовый и профильный уровни). Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2001 г.
4.Цели и задачи, основные принципы. Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в более глубоком изучении классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой» Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсах 10 и 11 классов. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования (школа — вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области. Цели литературного образования в средней (полной) школе на профильном уровне определены образовательным стандартом:
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
В 10 классе представлена литература XІX века. Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом лирики и прозы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, драматических произведений А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других произведений русских классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы делает представление об историко-литературном процессе более объемным и содержательным. Монографическое изучение творчества великих классиков XІX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем, проблем и др. Особое внимание уделяется проблемам теории литературы (особенностям рода и жанра, их многообразию и развитию). В программу включен перечень необходимых видов работ по совершенствованию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Уроки внеклассного чтения имеют целью расширение круга чтения учеников и формирование читательской самостоятельности. Особую роль в процессе обучения учащихся играют межпредметные связи, обращение к другим видам искусства и ИКТ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. 5. Планируемый результат. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса.
6. Система контроля оценивания. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Промежуточный контроль:
Итоговый:
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ I .ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» не ставится. Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются: соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность и логичность изложения; правильное композиционное оформление работы. Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании. Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку) При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений. Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Содержание тем учебного курса Введение Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Литература первой половины XIX века Обзор русской литературы первой половины XIX века Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы. Русский романтизм и реализм в сопоставлении с романтизмом и реализмом в родной литературе. Влияние русской литературы первой половины XIX в. на развитие литератур народов России. А. С. Пушкин Жизнь и творчество. Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Поэт», «Поэт и толпа», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны…» (возможен выбор пяти других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Трагедия «Борис Годунов» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении). Темы человеческой судьбы, власти и народа, греха и возмездия в трагедии. Борис Годунов в системе образов. Жанровое своеобразие и проблема художественного метода. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Петербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Ф. М. Достоевский. «Речь о Пушкине». Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры, для литературы и культуры народов России. М. Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи – значенье…», «Журналист, читатель и писатель» (возможен выбор пяти других стихотворений). Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Обусловленность характера лермонтовского творчества особенностями эпохи и личностью поэта. Поэма «Демон» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении). «Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы, ее философское звучание. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Н. В. Гоголь Жизнь и творчество. Повесть «Невский проспект» (только для школ с русским (родным) языком обучения) (возможен выбор другой петербургской повести). Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести «Невский проспект». Особенности поэтики Гоголя. В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя». Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в. Литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века Россия во второй половине XIX в. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. «Натуральная школа». Русская журналистика второй половины XIX в. «Эстетическая» (В. П. Боткин, А. В. Дружинин), «реальная» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев), «органическая» (А. А. Григорьев) критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Формирование национального театра. Сатира в литературе второй половины XIX в. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX в. Развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание. Роль русской классической литературы в становлении и развитии литератур народов России. А. Н. Островский Жизнь и творчество. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. «Гроза» в русской критике: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы. Влияние творчества Островского на развитие драматургии в родной литературе. Сочинение по произведениям А. Н. Островского. Ф. И. Тютчев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…», «Певучесть есть в морских волнах…», «От жизни той, что бушевала здесь…» (возможен выбор пяти других стихотворений). Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема «невыразимого». Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Особенности «денисьевского цикла». Художественное своеобразие поэзии Тютчева. А. А. Фет Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «На заре ты ее не буди…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…», «На стоге сена ночью южной…» (возможен выбор пяти других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Сочинение по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. И. А. Гончаров Жизнь и творчество. Роман «Обломов» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении). История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Роман в оценке русской критики: Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А. В. Дружинин. «Обломов», роман И. А. Гончарова» (фрагменты). Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов». И. С. Тургенев Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». А. К. Толстой Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (возможен выбор пяти других произведений). Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Жанровое многообразие творческого наследия Толстого. Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзорное изучение). Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие «Истории». Черты антиутопии в произведении. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Традиции русской сатиры в творчестве Салтыкова-Щедрина. Сатира в родной литературе. Сочинение по «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Н. А. Некрасов Жизнь и творчество. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Рыцарь на час», «Сеятелям» (возможен выбор пяти других стихотворений). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (для школ с родным (нерусским) языком обучения, с опорой на изученное в основной школе). Сюжет, особенности композиции, жанровое своеобразие поэмы. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Особенности стиля Некрасова. Национальный фольклор в творчестве писателей – представителей родной литературы. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова. Алим Кешоков Жизнь и творчество (обзор). Стихи и проза. Специфика художественной образности в произведениях писателя. Н. Г. Чернышевский Жизнь и творчество (обзор). Роман «Что делать?» (обзор). Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение «допотопного мира» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа. Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Образ старухи-процентщицы. Второстепенные персонажи. Образы детей. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание» (фрагменты). Роман «Преступление и наказание» (для школ с родным (нерусским) языком обучения, с опорой на изученное в основной школе). Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Психологизм прозы Достоевского. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Значение творчества Достоевского для развития родной литературы. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. «Внутренний человек» и «внешний человек». Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Роман-эпопея «Война и мир» (для школ с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении и с опорой на изученное в основной школе). Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. «Внутренний человек» и «внешний человек». Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Значение творчества Толстого для развития родной литературы. Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». А. П. Чехов Жизнь и творчество. Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для школ с русским (родным) языком обучения). Рассказы: «Черный монах», «Случай из практики» (возможен выбор двух других рассказов в школах с русским (родным) языком обучения). Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для школ с родным (нерусским) языком обучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов в школах с родным (нерусским) языком обучения). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Драма «Три сестры» Своеобразие конфликта. Система образов. Тема неизменности жизни, ее обыденности. Мечты и реальность в пьесе. Тема будущего и ее своеобразное воплощение в монологах героев. Смысл финала пьесы. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Влияние драматургии Чехова на развитие театрального искусства и литературу народов России. Сочинение по произведениям А. П. Чехова. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм. Ги де Мопассан Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа. Г. Ибсен Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия. А. Рембо Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения). Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка. Произведения для заучивания наизусть А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…». «Я пришел к тебе с приветом…». «Какая ночь!,,». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Конец аллеи…» (на выбор). Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся). А.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся). И.С. Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся). Л.Н. Толстой (отрывки по выбору учащихся). |
Рабочая программа по русскому языку 10 класс «Русская литература XIX века. 10 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ю. В. Лебедева, программы по литературе... |
Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена... «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой... |
||
Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» для 9 класса... «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой... |
Рабочая программа по истории. 7 класса История, обществознание. 5-11 классы. М., Просвещение. 2010» и программы общеобразовательных учреждений «История России 6-9 классы»... |
||
Программа разработана на основе авторской программы Т. В. Курдюмовой... Программа разработана на основе авторской программы Т. В. Курдюмовой «Литература, 5-11 классы. Программа для общеобразовательных... |
Рабочая программа по искусству 8 9 класс Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... |
||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы... Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г. И. Беленького... |
Рабочая программа по курсу «История России XVII-XVIII века» (7 класс) План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской... |
||
Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа... Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова / М., Дрофа, 2006 г |
Учебному курсу «литература» для 9 «класса (базовый уровень) С. А. Зинин // Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5—11... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |